Решение №ВТ/5185/23 Решение по жалобе №6939-ЭП/23 от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1148/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>  <...>;

Члены комиссии:

- <...><...>;

- <...><...>,

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО «СЭЗ», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы (исх. №ВТ/4944/23 от 14.07.2023),

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика СГМУП «Комбинат школьного питания», <...>, <...>, <...>,

рассмотрев жалобу ООО «СЭЗ» (вх. №6939-ЭП/23 от 12.07.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика СГМУП «Комбинат школьного питания» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях (реестровый номер извещения 32312547353),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «СЭЗ» (далее - Заявитель) (вх. №6939-ЭП/23 от 12.07.2023) (далее - Заявитель) на действия заказчика СГ МУП «Комбинат школьного питания» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях (реестровый номер извещения 32312547353).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 11.07.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 10.07.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 20.07.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

1. 05 июля 2023 года ООО «СЭЗ» были направлены запросы (исх. № 406/23, № 407/23) на разъяснение положений документации о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях № 81/2023 ЗК / 32312547353 в адрес Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания» (далее -Заказчик).

В адрес ООО «СЭЗ» поступил ответ на указанные выше запросы, в котором по мнению Заказчика:

1. В рамках программы производственного контроля на 2022/2023 гг. для определения качества выпускаемой продукции требуются протоколы исследований (испытаний). Необходимость в интерпретации результатов испытаний в протоколе испытаний отсутствует (абзац 2 пункта 3.1. пункта 3 раздела 3 «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний»). Также необходимость в получении санитарно-эпидемиологической экспертизы отсутствует.

2. В пункте 4 Технического задания порядок определения содержания витамина «С» СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не определен в связи с тем, что метод испытаний (исследований) определения содержания витамина «С» в напитках определяет исполнитель из числа указанных в утвержденной области аккредитации испытательной лабораторией (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, пункт 7.2.1.4).

ООО «СЭЗ» с полученным ответом несогласно на основании следующего.

1. В соответствии с требованиями к Исполнителю, указанными в Техническом задании на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях Заказчика, Исполнитель должен соответствовать обязательным требованиям на право оказания услуг с предоставлением копии действующей лицензии, свидетельства об аккредитации и области аккредитации, а также лицензии для лабораторных исследований микроорганизмов переносчиков инфекционных заболеваний (ПБА) III-IV групп патогенности (подпункт 5.1.).

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) должен быть действителен в течение всего срока проведения лабораторных исследований (испытаний, измерений) в рамках производственного лабораторного контроля (пп. 5.2.).

В случае окончания срока действия аттестата аккредитации в период оказания услуг. Исполнитель обязан предоставить копию действующего аттестата аккредитации с аналогичной областью аккредитации испытательной лаборатории (центра) (подпункт. 5.3.).

Согласно общим требованиям к оказанию услуг, установленным в Техническом задании проведение лабораторных исследований проводится Исполнителем своими силами без привлечения третьих лиц - с использованием утвержденных методик и методов исследований (подпункт 7.3.).

На основании пункт 4 Технического задания по результатам проведения лабораторных исследований. Исполнитель оформляет и выдает протокол исследований (испытаний) (пункт 8 таблицы), проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы установленной формы о соответствии (не соответствии) экспертных материалов действующим санитарным нормам и правилам, а также обязанность Исполнителя по передаче заключения (протоколов исследований) в письменной форме с расшифровкой результатов исследования в соответствии с нормативными требованиями в Техническом задании отсутствует.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, состав сведений, представленных в протоколах испытаний, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий, состав реквизитов бланков, правила создания документов определяет «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний» (далее - ГОСТ Р 58973-2020, стандарт).

В соответствии с областью применения ГОСТ Р 58973-2020 распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия.

Указанный стандарт предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

В Разделе 3 ГОСТа Р 58973-2020 применен термин с соответствующим определением: протокол испытаний - документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и при необходимости условиях испытаний, результатах испытаний, оформленный в установленном порядке.

Примечание - При необходимости для интерпретации результатов испытаний протокол испытаний может содержать заключение по результатам испытаний.

Заключение по результатам испытаний не является санитарно-эпидемиологической экспертизой установленной формы о соответствии (не соответствии) экспертных материалов действующим санитарным нормам и правилам, согласно требованию, указанному в Техническом задании.

Согласно пункту 5.17. ГОСТа Р 58973-2020: результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно и должны включать в себя всю информацию, необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом.

Иной состав сведений, представленных в протоколах испытаний, стандарт не содержит.

Протокол испытаний подписывается лицом, ответственным за его оформление, не являющимся экспертом, аттестованным в установленном законом порядке. Следовательно, в протоколе не будет дана общая оценка результатов исследований в соответствии с целью их проведения.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке (пункт 1. статьи 42).

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений установлен Приказом Роспотребнадзора № 224 от 19.07.2007 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Кроме того, в соответствии с пунктом 8, пунктом 9 Раздела II, указанного Приказа, результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

Согласно требованиям, установленным в пункте 2.1. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании (аккредитации), ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (аккредитацией).

Следовательно, в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия (аккредитация), свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Требования к аккредитации в национальной системе аккредитации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон 412-ФЗ) и устанавливают правила аккредитации, в том числе, организаций, выполняющих работы по оценке соответствия.

В соответствии с требованиями Федерального закона 412-ФЗ для выдачи экспертных заключений организации должны быть аккредитованы в качестве органа инспекции. В свою очередь, в рамках аккредитации в национальной системе аккредитации, органы инспекции должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции».

Одним из основополагающих принципов ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 является то, что оценка соответствия (в том числе общим требованиям) относится к работе, требующей вынесения профессионального суждения, документ (экспертное заключение) выдается в рамках оценки соответствия компетентными специалистами.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 52-ФЗ, Федерального закона №412-ФЗ, выдача экспертных заключений осуществляется Органами инспекции, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Таким образом, мнение Заказчика со ссылкой на абзац 2 пункта 3.1. пункта 3 раздела 3 «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний», а равно как и на отсутствие необходимости в получении санитарно-эпидемиологической экспертизы, является необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства.

2. В пункте 4 Технического задания на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях Заказчика указан такой вид лабораторного исследования как: Определение содержания витамина «С» в напитках согласно СанПин 2.3/2.4.3592-20 (подпункт 4 таблицы).

Однако, санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (согласно области применения) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Порядок определения содержания витамина «С» СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не определен.

В Таблице 1 Приложения № 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 указана потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная), метод определения отсутствует.

Таким образом, Заказчиком установлены невыполнимые требования к оказанию услуг по проведению лабораторных исследований. Данное положение (подпункт 4 таблицы, пункт 4 Технического задания) ошибочно и заведомо неисполнимо.

Способы определения витамина «С» (методики выполнения измерений витамина «С») могут быть представлены в МУ (методических указаниях), ГОСТах, ФР (Аттестованных методиках (методах) измерений, внесенных в федеральный реестр ФИФ ОЕИ), РД (руководящих документах), ПНДФ (природоохранный нормативный документ федеративный).

Обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (Заказчиков) в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений являются целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3) (пункт 1 статьи 1).

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-Ф3 устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 3):

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер. направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (пункт 6 статьи 3).

Единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, Заказчиком устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 (пункт 6; подпункт. е) пункт 8; подпункт 11 статьи 3.4, пункт 10 статьи 4).

Техническое задание является юридическим документом, как приложение включается в договор между Заказчиком и Исполнителем и является его основой. Определяет порядок и условия работ (услуг), в том числе цель, структуру, задачи и ожидаемый результат.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, представил в Управление письменные возражения (вх. №7170-ЭП/23 от 19.07.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Комбинат школьного питания», Утвержденным приказом ГМУП «КШП» от 25.12.2013 г. №138 с учетом изменений (приказ СГМУП «КШП» от 18.04.2023 г. №119) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 03.07.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 1 193 069,00 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 11.07.2023.

4. На участие в запросе котировок в электронной форме подано 3 заявки.

Касаясь довода № 1 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В подпункте 8 пункта 4 «Объем оказываемых услуг» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке указано: вид лабораторного исследования - оформление и выдача протокола исследований (испытаний).

Пунктом 5 «Требования к Исполнителю» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке установлено:

5.1. Исполнитель должен соответствовать обязательным требованиям на право оказания услуг с предоставлением копии действующей лицензии, свидетельства об аккредитации и области аккредитации, а также лицензии для лабораторных исследований микроорганизмов переносчиков инфекционных заболеваний (ПБА) III-IV групп патогенности.

5.2. Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) должен быть действителен в течение всего срока проведения лабораторных исследований (испытаний, измерений) в рамках производственного лабораторного контроля.

5.3. В случае окончания срока действия аттестата аккредитации в период оказания услуг, Исполнитель обязан предоставить копию действующего аттестата аккредитации с аналогичной областью аккредитации испытательной лаборатории (центра).

Подпунктом 7.4 пункта 7 «Общие требования к оказанию услуг» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке определено:

7.4 Оформление протокола исследований по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (пункт 4.1. ГОСТ Р 58973-2020 «Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний»).

В соответствии с содержанием Жалобы (довод №1), Заявителем был направлен запрос в сторону Заказчика на разъяснение документации о закупке исх. № 407/23 от 05.07.2023. В ответ Заказчик направил ответ «Разъяснение положений документации о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях №81/2023 ЗК / 32312547353), в котором сообщил следующее:

«В рамках программы производственного контроля на 2022/2023 гг. для определения качества выпускаемой продукции требуются протоколы исследований (испытаний). Необходимость в интерпретации результатов испытаний в протоколе испытаний отсутствует (абзац 2 подпункта 3.1. пункта 3 раздела 3 «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний»). Также необходимость в получении санитарно-эпидемиологической экспертизы отсутствует.»

Заказчик также пояснил в процессе рассмотрения Жалобы устно, что для определения качества выпускаемой продукции в рамках проведения внутреннего контроля (лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях) достаточно наличия протоколов исследований (испытаний).

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что согласно подпункту 3.1 Раздела 3 «Термины и определения» «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний» определено:

3.1 протокол испытаний: Документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и при необходимости условиях испытаний, результатах испытаний, оформленный в установленном порядке.

Примечание - При необходимости для интерпретации результатов испытаний протокол испытаний может содержать заключение по результатам испытаний.

Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Общие требования к протоколу испытаний для целей подтверждения соответствия» «ГОСТ Р 58973-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний» установлено:

4.1 Протокол испытаний для целей подтверждения соответствия оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025.

При оформлении протокола испытаний для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) протокол испытаний оформляют также с учетом требований к содержанию, изложенных в соответствующих технических регламентах Союза.

В подпункте 7.8.1.2 пункта 7.8.1 «Общие положения» раздела 7.8 «Предоставление отчетов о результатах» «ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» указано:

7.8.1.2 Результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом. Все оформленные отчеты должны быть сохранены в качестве технических записей.

Примечание 1 - Для целей настоящего стандарта отчеты об испытаниях и свидетельства (сертификаты) о калибровке иногда могут называться протоколами испытаний и отчетами о калибровке соответственно.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что результаты лабораторных исследований по программе производственного контроля допускается оформлять протоколами исследований (испытаний).

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

В пункте 3 статьи 42 «Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок» Закона №52-ФЗ установлено:

Санитарно-эпидемиологические заключения могут выдаваться:

- руководителем Роспотребнадзора - Главным государственным санитарным врачом РФ и заместителями руководителя Роспотребнадзора - заместителями главного государственного врача РФ (на травяные чаи, сырье для производства продуктов детского питания, включая лекарственное растительное сырье, пищевые волокна; энергетические напитки (безалкогольные, слабоалкогольные), растительные экстракты для использования в пищевой промышленности; учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Министерства образования и науки РФ; бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды и т.д.);

- руководителями территориальных органов Роспотребнадзора - главными государственными санитарными врачами по субъектам РФ и заместителями руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместителями главного государственного врача по субъектам РФ (иные виды продукции);

- руководителем Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - главным государственным санитарным врачом РФ по железнодорожному транспорту и его заместителями (на виды деятельности (работы, услуги), осуществляемые исключительно на объектах железнодорожного транспорта, проектную документацию, продукцию, предназначенные для использования исключительно на объектах железнодорожного транспорта;

- руководителем территориального органа Роспотребнадзора - главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту РФ.

Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что указанный Заявителем Федеральный закон от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон №412-ФЗ) содержит перечень регулируемых отношений, возникающих между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:

1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);

2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:

а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;

б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Закон №412-ФЗ также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Следовательно, Закон №412-ФЗ не может применяться в случае проведения Заказчиком запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях.

Вывод Заявителя о том, что оценка соответствия относится к работе, требующей вынесения профессионального суждения, документ (экспертное заключение) выдается в рамках оценки соответствия компетентными специалистами, как основополагающий принцип «ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 №1673-ст) (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012) является несостоятельным, так как пунктом 7.4.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 установлено, что работа, проведенная органом инспекции, должна быть отражена в протоколе инспекции или акте инспекции, а не в экспертном заключении.

Касаясь довода №2 Жалобы Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Подпунктом 4 пункта 4 «Объем оказываемых услуг» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке установлен вид лабораторного исследования - определение содержания витамина «С» в напитках согласно СанПин 2.3/2.4.3590-20.

Подпунктом 7.1 пункта «Общие требования к оказанию услуг» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» установлено, что исполнитель обязан проводить лабораторные исследования с применением поверенных средств измерений, с использованием государственных и межгосударственных стандартных образцов (ГСО), стандартизованных и (или) аттестованных методик определений, а также методик, утвержденных Минздравом России.

В соответствии с содержанием Жалобы (довод №1), Заявителем был направлен запрос в сторону Заказчика на разъяснение документации о закупке исх. № 406/23 от 05.07.2023. В ответ Заказчик направил ответ «Разъяснение положений документации о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях №81/2023 ЗК / 32312547353), в котором сообщил следующее:

«В пункте 4 Технического задания порядок определения содержания витамина «С» СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не определен в связи с тем, что метод испытаний (исследований) определения содержания витамина «С» в напитках определяет исполнитель из числа указанных в утвержденной области аккредитации испытательной лабораторией (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, пункт 7.2.1.4).»

Согласно возражениям (вх. №7170-ЭП/23 от 19.07.2023) Заказчик пояснил, что трактует «Определение содержания витамина «С» как метод, а не показатели потребности в пищевых веществах (Приложение №10 СанПин 2.3/2.4.3590-20), метод испытания, как способ определения содержания витамина «С» в напитках, определяет исполнитель самостоятельно из числа указанных, в утвержденной области аккредитации, испытательной лабораторией.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

При этом первоочередной целью, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, что отражено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 №309-КГ17-7502.

В настоящем случае, установленное Заказчиком требования в подпункте 7.4 пункте 7 «Общие требования к оказанию услуг», подпункте 4 пункта 4 «Объем оказываемых услуг» Раздела 3 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке, в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 №305-ЭС21-21513 по делу №А40-265434/2020.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений документации о закупке Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

В связи с чем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в документации о закупке требование отвечает потребности Заказчика и установлено в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает доводы №1 и №2 Жалобы Заявителя необоснованными.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СЭЗ» (вх. №6939-ЭП/23 от 12.07.2023) на действия заказчика СГМУП «Комбинат школьного питания» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по программе производственного контроля в подведомственных предприятиях (реестровый номер извещения 32312547353), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны