Решение №086/07/3-1688/2022 Решение по жалобе №12273-эп/22 от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1688/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц» Резолютивная часть решения оглашена 08.12.2022 г. Ханты-Мансийск Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2022 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии: - <...> - <...>; Члены комиссии: - <...> -<...>; - <...> - <...>, в присутствии на заседании представителя Заявителя ООО «Аудиторская фирма «Профи» <...>, в присутствии на заседании представителя Заказчика М ДЭП г. Ханты-Мансийск <...>, рассмотрев материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. от 29.11.2022 № 12273-эп/22) на действия М ДЭП г. Ханты-Мансийск при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение №32211689654, УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. от 29.11.2022 № 12273-эп/22)(далее - Жалоба) на действия М ДЭП г. Ханты-Мансийск (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение №32211689654. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-Ф3) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь документацией открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (редакция №5) (далее-Положение о закупках). Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее. Как следует из представленных документов, 14.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение №32211689654. 08.11.2022 размещено извещение с внесением изменений в Положение о закупках. Начальная (максимальная) цена договора составляет <...>. В соответствии с извещением установлены следующие сроки: - дата и время окончания срока подачи заявок - 21.11.2022 в 10:00 (мск+2); - дата подведения итогов - 25.11.2022. Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 29.11.2022, после даты и времени окончания срока подачи заявок. Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки заказчиком. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Заявитель обжалует действия о нарушении в действиях конкурсной комиссии, выразившееся в отклонении заявки Заявителя на основаниях не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе, в связи с чем Жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном положением статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, Заявитель считает, что протокол оценки вторых частей и протокол подведения итогов не соответствуют ч. 13, ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. Заявитель сообщает, что ООО «Аудиторская фирма «Профи» была подана заявка на участие в конкурсе в электронной форме на Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (реестровый номер закупки: 32211689654 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.rn) (далее - Конкурс). Согласно приложенному заявителем скриншоту из ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ruс 24.11.2022 Заказчиком был размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (Далее - Протокол) по закупке № 32211689654. Комиссией Заказчика заявка Заявителя (порядковый номер 8) была отклонена на следующем основании: «Иное основание в соответствии с положением о закупке. Не соответствует требованиям подп. 2 п. 21 Документации открытого конкурса в электронной форме (далее - Документация) «Требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услугу, являющуюся объектом закупки. Требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ: Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний контроль качества работы.» При этом, Заявитель указывает на то, что не согласен с решением Заказчика на основании п. 35 конкурсной документации, где Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: «1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса; 2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром; 3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); 4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов; 5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; 6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации; 7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). В соответствии с п. 21 конкурсной документации требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услугу, являющуюся объектом закупки. Требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307- ФЗ: 1. Наличие членства в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, наличие информации о внесения сведений об участнике в реестре аудиторов и аудиторских организаций. 2. Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний контроль качества работы. 3. В отношении участника закупки на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита не должны действовать меры воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающие участника закупки права заключать новые договоры. 4. Участник закупки должен быть независим от аудируемого лица в смысле требований независимости, установленных статьей 8 ФЗ № 307-ФЗ и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Документы необходимые для оценки заявки, отражены в приложении №1 настоящей конкурсной документации.» Так, согласно доводу №1 Жалобы, Заявитель сообщает, что в соответствии с п. 21 конкурсной документации установлены требования об обязанности прохождения внешнего контроля качества аудиторской организацией. При этом отсутствует список документов, которые необходимо приложить к заявке. В требованиях не указано, что участник должен предоставить документы о прохождения внешнего контроля качества за весь период деятельности. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Отсутствие извещении и документации того или иного требования, либо неполная формулировка подобных требований может трактоваться Заказчиком неоднозначно и не может являться основанием для отклонения участников. В виду отсутствия в конкурсной документации четко и однозначно сформулированного требования о предоставлении документов о прохождении внешнего контроля качества за весь период деятельности организации-участника не дает комиссии Заказчика оснований для отклонения заявки. Аналогичная позиция, как указывает Заявитель, изложена в Определении ВС РФ от 16 августа 2021 года №309-ЭС21-13338 по делу №А60-23797/2020. Кроме того, требование о предоставлении в заявке информации о прохождении внешнего контроля качества за весь период деятельности не соответствует Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) (Далее - Закон об аудиторской деятельности). В соответствии с ч. 4 ст. 10.1 Закона об аудиторской деятельности, плановая внешняя проверка деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе в установленном ею порядке признать плановую внешнюю проверку деятельности аудиторской организации осуществленной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору осуществлена плановая внешняя проверка. Согласно доводу №2, Заявитель указывает на то, что протоколы Заказчика, не содержат основания отклонения заявки Заявителя, предусмотренные Законом о контрактной системе. Так, Заявитель сообщает, что в соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, а именно: 1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; 4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона); 5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); 6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом; 7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона; 8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; 9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактного системе, не допускается. Как уже было указано Заявителем, выше в протоколе рассмотрения вторых частей заявок указано, что основанием для отклонения является иное основание в соответствии с положением о закупке: не соответствует требованиям подп. 2 п. 21 Документации открытого конкурса в электронной форме (далее - Документация) «Требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услугу, являющуюся объектом закупки. Требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ: Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний контроль качества работы. Подобное основание отклонения, по мнению Заявителя, не соответствует части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Кроме того, как указывает Заявитель, Заказчик, проводя закупку в соответствии с Законом о контрактной системе, ссылается на Положения о закупке, что также не соответствует Закону о контрактной системе. В тексте основания отклонения заявки отсутствует обоснование принятия такого решения, не указаны положения Закона о контрактной системе, которым не соответствует заявка Заявителя. Вместе с тем, Заявитель отмечает, что действия комиссии Заказчика при принятии решения об отклонении заявки, должны быть в первую очередь понятны участникам закупки. В настоящем случае конкретная причина отклонения не следует из протокола. Отсутствие в протоколе информации предусмотренной п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона не позволяет определить правомерность отклонения заявок участников закупки и препятствует участникам аукциона заявить конкретные возражения по поводу их отклонения от участия в закупке. Согласно доводу №3, Заявитель сообщает, что в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и в итоговом протоколе отсутствует информация, установленная ч. 13, ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. Так, Заявитель указывает, что согласно ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: 1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок; 2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки; 3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки); 4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке; 5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона. Таким образом, Заявитель указывает на то, что в обосновании принятого решения Заказчиком об отклонении заявок отсутствует информация, предусмотренная п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, а именно отсутствует обоснование отклонения с указанием положений Закона о контрактной системе. Заказчик с доводами №1, №2 и №3 Жалобы Заявителя не согласен в силу следующих пояснений. Заказчик сообщает, что соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре открытого конкурса в электронной форме от 21.11.2022 при проведении закупки поступило 7 заявок. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре открытого конкурса в электронной форме от 23.11.2022 заявка участника № 8 (ООО «Аудиторская фирма «Профи») отклонена по причине несоответствия требования к участникам закупки. Требования к аудиторским организациям и аудиторам, как указывает Заказчик, содержатся в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон № 307-Ф3), который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 307-Ф3 аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль деятельности, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию. Аналогичное требование к участнику закупки установлено в п. 21 документации открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона № 307-Ф3, стандартов и аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организации, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - обязательные требования), а также исполнение ими решений саморегулируемой организации аудиторов, уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении соответственно мер о воздействия, мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля качества работы. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 307-Ф3 внешний контроль деятельности аудиторских организации, аудиторов осуществляют: 1) саморегулируемая организация аудиторов - в отношении аудиторских организаций, аудиторов; 2) уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Таким образом, обязанность аудиторской организации по прохождению внешнего контроля качества работы в соответствии с Федеральным законом № 307-Ф3 относится к числу обязательных требований, предъявляемых к участникам конкурса в рамках контрактной процедуры. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, заслушав доводы №1 и №2 Жалобы Заявителя, возражения, касающиеся данных доводов Заказчика, рассмотрев имеющиеся материалы по закупке, сообщает следующее. Согласно Положению о закупке Заказчика пунктом 21 «Требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услугу, являющуюся объектом закупки. Требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ» подпунктом 2 установлено: 1. Наличие членства в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, наличие информации о внесения сведений об участнике в реестре аудиторов и аудиторских организаций. 2. Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний контроль качества работы. 3. В отношении участника закупки на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита не должны действовать меры воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающие участника закупки права заключать новые договоры. 4. Участник закупки должен быть независим от аудируемого лица в смысле требований независимости, установленных статьей 8 ФЗ № 307-ФЗ и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Пунктом 46 «Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и подведение итогов.» Положения о закупке Заказчиком установлено: Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией: 1. в случае непредставления установленных документацией документов и информации, либо несоответствия документов и информации требованиям, установленным документацией; 2. в случае наличия в документах и информации, недостоверной информации; 3. в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией; 4. в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в целях применения национального режима; 5. в случае непредставления документов, предусмотренными при осуществлении закупки услуг, в отношении которых установлен запрет. Согласно протоколу подведения итогов конкурса в электронной форме от 25.11.2022г. по результатам рассмотрения вторых частей заявок в отношении заявки ООО «Группа Финансы» на участие (порядковый номер 9), Заказчиком было принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Причина отклонения заявки: «Не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 21 Документации открытого конкурса в электронной форме: Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний контроль качества работы.». При этом, в принятом решении закупочной комиссии отсутствует прямое указание Заказчиком на соответствующий пункт Положения документации, который бы устанавливал условие отклонения заявки связанного с отсутствием документов, подтверждающие прохождение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 №307 «Об аудиторской деятельности» за ранние периоды осуществления деятельности, как и данного требования к заявке участников в Положении о закупке. В соответствии с ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком); 2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте; 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры); 5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; 6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг); 7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; 8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы); 9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта; 10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса); 11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом; 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); 13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона; 14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; 15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона; 16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона; 17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона); 18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению); 19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов; 20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона; 21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день; 22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом; 23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В соответствии с ч. 5. ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: 1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки; 2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона; 3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке. Аналогичные требования установлены также в части 6 статьи 3 Закона о закупках, согласно которым заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. При этом, в документации Заказчика отсутствует требование о предоставлении документов, подтверждающих прохождение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 №307 «Об аудиторской деятельности» за ранние периоды осуществления деятельности, что являлось бы в последующем обоснованием отклонения такой заявки в случае непредставления требуемых документов. При наличии реальной заинтересованности в участии в Закупке и условий для конкуренции, при наличии нескольких ценовых предложений, предъявление Заказчиком требований к Заявителю, а именно к наличию документа, обязательность предоставления в составе заявке которого не было предусмотрено закупочной документацией, не позволило Заявителю, подавшему заявку на участие в закупке, принять в ней участие. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что отсутствие конкретных требований к составу документов не гарантирует соблюдение принципов равноправия и справедливости при рассмотрении поступивших заявок, поскольку при установлении соответствия представленных участником документов Документации о закупке (их полноты) определяющим будет являться субъективное мнение Закупочной комиссии. Данное обстоятельство может создавать предпосылки для недобросовестного использования своего права Закупочной комиссией Заказчика. Таким образом, отказав Заявителю в допуске к участию в закупке за отсутствие в составе заявки документов, обязательность предоставления которых прямо не предусмотрено в извещении и положений конкурсной документации, Заказчик тем самым нарушил требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, статьи 8, статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что обязанность по исполнению договора на условиях указанных в извещении о закупке, участники декларируют в заявке, форма которой утверждена Заказчиком. Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, а именно: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона); непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом; предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона; выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается. В протоколе рассмотрения вторых частей заявок указано, что основанием для отклонения является иное основание в соответствии с положением о закупке: не соответствует требованиям подп. 2 п. 21 Документации открытого конкурса в электронной форме (далее - Документация) «Требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услугу, являющуюся объектом закупки. Требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ: Аудиторская организация, индивидуальный организатор обязаны проходить внешний онтроль качества работы. Подробнее изложено в ПРОТОКОЛЕ рассмотрения 2-х частей. Подобное основание отклонения не соответствует части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Кроме того, Заказчик, проводя закупку в соответствии с Законом о контрактной системе ссылается на Положения о закупке, что также не соответствует Закону о контрактной системе. В тексте основания отклонения заявки отсутствует обоснование принятия такого решения, не указаны положения Закона о контрактной системе, которым не соответствует заявка Заявителя. Согласно ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: 1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок; 2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки; 3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки); 4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке; 5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона. В обосновании принятого решения об отклонении заявок отсутствует информация, предусмотренная п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, а именно отсутствует обоснование отклонения с указанием положений Закона о контрактной системе. На основании вышеизложенного, в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и в итоговом протоколе отсутствует информация, установленная ч. 13 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает доводы №1, №2, №3 (в части несоответствия протокола рассмотрения вторых частей заявок и итогового протокола требованиям ч. 12, ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе) Заявителя обоснованными. При этом, довод Заявителя в части отсутствия в протоколе рассмотрения вторых частей заявок информации об оценке вторых частей заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является необоснованным ввиду того, что п. 3 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе предусматривает присвоение вторым частям заявок на участие в закупке значений по критерию в случае признания заявки соответствующей извещению. В данном же случае заявка участника была признана не соответствующей извещению, что исключает возможность оценки такой заявки. Согласно доводу №4 Жалобы Заявителя, 24.11.2022 Заказчиком получена информация и документы в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе. Однако, по состоянию на 29.11.2022 протокол подведения итогов не опубликован в Единой информационной системе, что является нарушением ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, Заказчик таким образом нарушил ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе, согласно которому не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи члены комиссии по осуществлению закупок: а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона; б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия; 2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Заказчик с доводом №4 Жалобы Заявителя не согласен. В соответствии с приложенными к настоящим возражениям копиями страниц, М ДЭП разместил протокол подведения итогов на Единой электронной торговой площадке (Росэлторг, (roseltorg.ru)) и в ЕИС 25.11.2022. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, по результатам рассмотрения имеющихся документов установлено, что Заказчиком нарушений установленного Федеральным законом № 44-ФЗ срока размещения протокола не допущено. Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод Жалобы Заявителя необоснованным. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания М ДЭП г. Ханты-Мансийск. На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Аудиторская фирма «Профи» (вх. от 29.11.2022 № 12273- эп/22) на действия М ДЭП г. Ханты-Мансийск при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по ,проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение №32211689654, частично обоснованной. 2. Выдать М ДЭП г. Ханты-Мансийск обязательное для исполнения предписание. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты- Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны