Решение б/н Жалоба №403-Ж признана обоснованной, выдано предписание от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ №086/10/18.1-334/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.03.2021                                                 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 23.03.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №285 от 16.10.2020 в составе:

Председатель комиссии:

– <<___>> – заместитель руководителя Управления.

Члены комиссии:

– <<___>> – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

– <<___>> – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления.

рассмотрев материалы дела, собранные в ходе рассмотрения жалобы <<___>> (вх.№ 403-Ж от 04.03.2021) на действия организатора торгов – ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД» (ИНН7720353429, 111398, г.Москва, ул.Плеханова, д. 25, корп. 5, кв. 48) при проведении торгов в форме электронного аукциона по продаже арестованного имущества (номер торгов на площадке 4044-ОАОФАИ),

в присутствии посредством видеоконференцсвязи заявителя <<___>>,

в отсутствии представителя ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба <<___>> (далее – Заявитель) (вх.№ 403-Ж от 04.03.2021) на действия организатора торгов – ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД» (далее – Организатор торгов) при проведении торгов в форме электронного аукциона по продаже арестованного имущества (номер торгов на площадке 4044-ОАОФАИ).

Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Организатором торгов необоснованно отказано в допуске к участию в торгах в связи с отсутствием в составе заявки квитанции об оплате задатка.

Заявитель считает указанную причину отклонения заявки необоснованной, поскольку денежные средства вносятся на счет электронной торговой площадки и используются там в качестве задатка и оплаты комиссии площадки. Просит отменить результаты торгов.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу №05/ЕК-1739 от 04.03.2021, рассмотрение жалобы назначено на 15.03.2021.

В уведомлении о поступлении жалобы указан перечень документов, которые Организатор торгов обязан предоставить Комиссии на рассмотрение жалобы в силу части 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в установленный уведомлением срок документы Организатором торгов не направлены. Ходатайств о продлении срока предоставления документов от Организатора торгов также не поступало.

Уведомлением №05/ЕК-1739 от 04.03.2021 необходимые для рассмотрения жалобы документы также запрошены у электронной торговой площадки <<___>>.

09.03.2021 от <<___>> поступили документы для рассмотрения жалобы (вх.№02-1990).

Уведомлением исх.№05/ЕК-1997 от 15.03.2021 срок рассмотрения жалобы продлен, у <<___>> запрошена информация о поступлении задатков, внесенных участниками для участия в торгах по лоту №12 (номер торгов на площадке 4044–ОАОФАИ), рассмотрение жалобы назначено на 19.03.2021

17.03.2021 от <<___>> поступили запрошенные документы для рассмотрения жалобы (вх.№02-2252).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя сторон, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно статье 87 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено названным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В соответствии с частью  3 статьи  87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно статье 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ извещение о торгах должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 66 «О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

Как следует из материалов жалобы, 09.02.2021 на официальном сайте Организатором торгов размещено извещение №080221/33837571/01 о реализации квартиры, общей площадью <<___>> кв.м., кадастровый номер <<___>>, по адресу: ХМАО-Югра, г.Сургут, <<___>>, д-к (с-к): <<___>>, зарегистрировано 2 чел., начальная цена <<___>> руб. (лот №12) (номер процедуры на электронной площадке – 4044-ОАОФАИ).

Подача заявки и документов осуществляется посредством системы электронного документооборота на сайте https://www.tektorg.ru/ в соответствии с регламентом электронной площадки и принимаются в электронном виде, подписанные ЭЦП должностного лица заявителя (для юр. лиц) или ЭЦП заявителя (для физ. лица), в соответствии с извещением и порядком подачи заявки на сайте www://biotoplivozapad.ru в период с 09.02.2021 по 20.02.2021. Торги назначены на 24.02.2021. Задаток в размере 5% (<<___>> руб.) должен поступить не позднее 20.02.2020 (10:00 по московскому времени) на расчетный счет ТЭК-Торг.

При этом в прикрепленном к извещению №080221/33837571/01 на официальном сайте, а также на сайте электронной площадки <<___>> начальная стоимость реализуемого имущества указана в ином размере и составляет <<___>> руб.

Таким образом, Организатор торгов, опубликовав недостоверную информацию о начальной цене выставленного на торги имущества, нарушил тем самым пункт 2 статьи 448 ГК РФ.

Пунктом 6.1 Регламента по проведению электронных торгов по продаже арестованного имущества (далее – Регламент) установлено, что заявление на участие в аукционе должно содержать следующие сведения (документы, (паспорт <...> предоставляются в формате pdf, полноцветные, и (или) копии документов, заверенные надлежащим образом, в том числе страницы не имеющие юридической силы, заявление о возврате задатке с указанием полных реквизитов считать обязательным к предоставлению):

- для юридических лиц: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, банковские реквизиты;

- для индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (если имеется), паспортные данные, адрес места жительства, банковские реквизиты;

- для физических лиц: фамилия, имя, отчество (если имеется), паспортные данные, адрес места жительства, банковские реквизиты.

Пунктом 6.2 данного Регламента установлено, что в состав заявки входят следующие документы для физических лиц (документы предоставляются в формате pdf, полноцветные, и (или) копии документов, заверенные надлежащим образом):

1) заявление на участие в торгах;

2) паспорт заявителя;

3) нотариально заверенная доверенность представителя физического лица, если заявка подается представителем заявителя;

4) Свидетельство о присвоении ИНН;

5) Реквизиты банковского счета для возврата задатка;

6) платежный документ, подтверждающий оплату задатка;

10) декларация о соответствии требованиям п. 5 ст. 449.1 ГК РФ;

11) снилс.

Пунктом 7 Регламента установлен порядок оформления и подачи заявок: заявка и все документы, связанные с этой заявкой, должны составляться на русском языке и однозначно обеспечивать восприятие их содержания. Заявка принимается электронными площадками при условии наличия на счету заявителя достаточных денежных средств для обеспечения участия в аукционе, в сумме, установленной электронной площадкой в соответствии с нормативными документами электронных площадок. Все документы подаются в полноцветных копиях. Все копии документов заявителя (юридического лица, индивидуального предпринимателя) должны быть заверены надлежащим образом. Исправления, дописки, подчистки в заявке и прилагаемых к ней документах не допускаются. Обязанность доказать свое право на участие в торгах лежит на заявителе. Заявка подается одновременно с прилагаемым к ней пакетом документов. Заявитель подает заявку на участие в аукционе в сроки, установленные в извещении. Подача заявки осуществляется заявителем в соответствии с настоящим регламентом и регламентом электронных площадок. При приеме заявок на участие в торгах по лоту организатор торгов не вправе принимать от одного лица более одной заявки на участие в торгах.

Из пункта 8 Регламента следует, что претендент не допускается к участию в торгах в случае, если: претендент не может быть покупателем в соответствии с законодательством РФ; представлены не все документы, перечисленные в аукционной документации, либо документы оформлены с нарушением требований законодательства РФ; платежный документ об оплате задатка не содержит необходимую информацию: отсутствует ФИО плательщика задатка (оплата третьими лицами за заявителя не допускается, за исключением случаев предъявления доверенности на совершение указанных действий извещения о проведении торгов); (Внесение денежных средств несколькими платежными документами, либо суммы превышающей/меньшей суммы задатка установленного извещением, прописанного в натуральном денежном эквиваленте на ЭТП ТЭК-Торг); не подтверждено поступление суммы задатка от заявителя на счет Получателя получатель <<___>> (ИНН <<___>>, КПП <<___>>), р/с <<___>>, Банк <<___>>, к/счет <<___>>, БИК <<___>>. Назначение платежа при пополнении лицевого счета Пользователя ЭТП: «Задаток для участия в торгах (пополнение лицевого счета №XXXXX)». Задаток должен быть внесен Пользователем ЭТП путем блокирования денежных средств в размере задатка Оператором в момент подачи Пользователем ЭТП заявки на участие в торгах до окончания срока приема заявок на участие в торгах.

Согласно пункту 8.1 Регламента заявитель не допускается комиссией к участию в аукционе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктом 6 настоящей аукционной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации;

3) не поступления в установленный срок задатка заявителем на счет, указанный в договоре о задатке и (или) в извещении о торгах, либо нарушения порядка внесения задатка.

В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником торгов в соответствии с пунктом 6 настоящей аукционной документации, комиссия обязана отстранить такого претендента или участника торгов от участия в аукционе на любом этапе его проведения.

4) Платежный документ не представлен/представлен с нарушением требований (п.8).

Перечень оснований для отказа заявителю в допуске заявки к участию в торгах, установленных пунктами 8, 8.1 Регламента, является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 8 Регламента решение комиссии о допуске и об отказе в допуске претендентов к участию в торгах оформляется единым протоколом, в котором указываются: все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) претендентов; все отозванные заявки; имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов; имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах с указанием оснований такого отказа, и размещается на электронной площадке указанной в извещении о проведении торгов, в соответствии с регламентом такой площадки.

Уведомление о не допуске Заявителей к участию в аукционе с указанием причин такового направляется оператором электронной площадки Заявителю в день рассмотрения заявок (рассмотрение заявок определяется извещением о проведении торгов размещенном на официальном сайте организатора торгов) (пункт 8.2 Регламента).

Согласно пункту 5.3.1 Регламента проведения электронных торговых процедур на электронной торговой площадке АО «ТЭК-Торг» в Секции «Продажа арестованного имущества» (далее – Регламент ЭТП) для участия в торгах Пользователь перечисляет задаток на счет, указанный Организатором в извещении о проведении торгов.

Из пункта 5.3.3 Регламента ЭТП следует, что в случае, если в извещении о проведении торгов указаны банковские реквизиты иные, чем банковские реквизиты Оператора, все взаимоотношения, касающиеся перечисления и возврата задатков осуществляются Организатором и Пользователем ЭТП без привлечения Оператора.

Пунктом 5.3.4 Регламента ЭТП определен порядок перечисления и возврата задатка в случае, если в извещении о проведении торгов для перечисления задатка указан счет Оператора (АО «ТЭК-Торг»).

Так, предоставление задатка для участия в торгах осуществляется Пользователем ЭТП путем зачисления денежных средств в размере, достаточном для предоставления задатка, на Лицевой счет Пользователя ЭТП, предназначенный для оплаты задатков, в порядке, указанном в пункте 4.1.2 Регламента ЭТП. Денежные средства в размере задатка блокируются Оператором в момент  подачи Пользователем ЭТП заявки на участие в торгах (пункт 5.3.4.1 Регламента ЭТП).

Согласно пункту 5.2.10 Регламента ЭТП при приеме заявки Организатор торгов регистрирует заявку в журнале Организатора и проверяет соответствие заявки на участие в торгах установленным к ней требованиям и принимает решение о допуске или отказе в допуске к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 5.2.11 Регламента ЭТП Организатор торгов отказывает заявителю в приеме и регистрации заявки на участие в торгах в следующих случаях:

- не представлено подтверждение об уплате задатка в срок, указанный в извещении о проведении торгов;

- представлены не все документы, перечисленные в извещении;

- представлены документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства;

- представлены документы, содержащие недостоверную информацию.

Из содержания протокола №4044-ОАОФАИ/1/1 определения участников торгов от 24.02.2021 следует, что на участие в торгах по лоту №12 поступило семь заявок: от <<___>> (дата и время подачи заявки – 18.02.2021 в 07:38), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 18.02.2021 в 10:15), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 18.02.2021 в 10:56), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 19.02.2021 в 15:10), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 19.02.2021 в 16:37), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 19.02.2021 в 16:51), от <<___>> (дата и время подачи заявки – 19.02.2021 в 18:57).

Согласно указанному протоколу заявка Заявителя отклонена. При этом в нарушение пункта 8 Регламента причины отклонения заявки в протоколе не указаны.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России рассмотрены все заявки, поступившие на участие в торгах по лоту №12 (номер процедуры на площадке – 4044-ОАОФАИ).

Так, заявка Заявителя оформлена в соответствии с образцом, размещенным Организатором торгов на сайте www.torgi.gov.ru вместе с извещением №080221/33837571/01.

Согласно представленным электронной площадкой документам заявка Заявителя отклонена в связи с отсутствием платежного документа о внесении задатка.

При этом из представленных документов следует, что электронной площадкой произведено блокирование денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере <<___>> руб. (<<___>>×5%) в качестве задатка во время подачи Заявителем заявки на участие в торгах (19.02.2020 в 9:53).

Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ, целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за объект торгов.

Принимая во внимание изложенное, отсутствие в составе заявки документа, подтверждающего внесение задатка на счет электронной площадки, является несущественным нарушением и не влечет отказ в допуске к участию в торгах.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного отказ Организатором торгов в допуске Заявителя к участию в торгах в связи с отсутствием платежного документа содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также указанные действия Организатора торгов способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Организатор торгов незаконно отказал ему в допуске к участию в торгах является обоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В соответствии с пунктом 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее, чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», ранее чем через десять дней со дня такого размещения.

Также Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России у Организатора торгов неоднократно запрашивалась информация о заключении (не заключении) договора по результатам торгов (номер торгов на площадке – 4044-ОАОФАИ) (исх.№05/ЕК-1739 от 04.03.2021, исх. №05/ЕК-1997 от 15.03.2021).

Однако на дату рассмотрения жалобы указанная информация от Организатора торгов в Ханты-Мансийское УФАС России не поступила.

Вместе с тем, согласно извещению №080221/33837571/01 торги были назначены 24.02.2021.

Таким образом, договор по результатам проведенного аукциона мог быть заключен не ранее 07.03.2021.

Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх.№05/ЕК-1739) направлено Организатору торгов 05.03.2021.

Исходя из приведенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что договор по результатам проведенного аукциона не заключен.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу <<___>> (вх.№403-Ж от 04.03.2021) на действия организатора торгов – ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД» при проведении торгов в форме электронного аукциона по продаже арестованного имущества (извещение №080221/33837571/01), лот №12 (номер торгов на электронной площадке – 4044-ОАОФАИ), обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД», выразившихся в отклонении заявки <<___>>, поданной на участие торгах по лоту №12 (извещение №080221/33837571/01, номер торгов на электронной площадке – 4044-ОАОФАИ), нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать в действиях организатора торгов ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД», выразившихся в опубликовании ненадлежащей информации о начальной цене реализуемого имущества по лоту №12 (извещение №080221/33837571/01, номер торгов на электронной площадке – 4044-ОАОФАИ), нарушение пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Признать в действиях организатора торгов ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД», выразившихся в неуказании в протоколе №4044-ОАОФАИ/1/1 определения участников торгов от 24.02.2021 причин отклонения заявки, нарушение пункта 8 Регламента по проведению электронных торгов по продаже арестованного имущества.

5. Выдать организатору торгов – ООО «БИОТОПЛИВО ЗАПАД» обязательное для исполнения предписание в части совершения действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

6. Передать материалы настоящего дела ответственному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре для принятия решения о возбуждении административного производства по статье 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <<___>>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                   <<___>>

 

 

  <<___>>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны