Решение №ВТ/1931/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 2357-ЭП/24 от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-308/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.03.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.03.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>;

Члены комиссии:

- <...>;

- <...>,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ООО <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (исх. № ВТ/1561/24 от 12.03.2024),

в отсутствии на заседании комиссии представителя заказчика АО <...>;

рассмотрев посредством видео онлайн-конференции жалобу ООО <...> (вх. № 2357-ЭП/24 от 13.03.2024) (далее – Жалоба) на действия СГМУП «ГТС» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смолы ионообменной (реестровый номер извещения 32413309682),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступили жалобы ООО <...> (вх. № 2357-ЭП/24 от 13.03.2024) (далее – Заявитель) на действия <...> (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смолы ионообменной (реестровый номер извещения 32413309682).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

Согласно Протоколу от «05» марта 2024 г. заседания Комиссии по выбору Победителя в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку ионообменной смолы, победителем запроса конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку ионообменных смол для нужд Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» было признано ООО <...>, на основании приведенного итогового ранжирования поступивших заявок.

Заявка <...> заняла второе место.

Пунктом 4 Информационной карты извещения о проведении запроса котировок предусмотрен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.

Приоритет товарам российского происхождения был предоставлен продукции, поставляемой ООО <...> и ООО <...>.

При этом в цене предложений ООО <...>, как сообщает Заявитель, не был учтен приоритет поставщику продукции российского происхождения, иначе, по мнению Заявителя, победителем закупки должно быть признано ООО <...> (учитывая, что ООО <...> планировало поставить смолу импортного производства).

Как сообщает Заявитель, единственным производителем ионообменных смол на территории РФ является ООО <...> ООО <...>, как предполагает Заявитель, не планировало поставить катионит Ку-2-8 производства ООО <...>, но задекларировало себя, как поставщика смолы отечественного производства, как считает Заявитель, тем самым ООО <...> ввело в заблуждение Заказчика относительно страны происхождения продукции.

Вместе с тем, Заказчиком в нарушение принципов Закона о закупках не предприняты меры по надлежащей проверке страны происхождения продукции.

Так условием предоставления приоритета товарам российского происхождения является декларирование наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Предоставление Участником закупки недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в Заявке на участие в закупке, является основанием для отстранения Участника от участия в закупке в любой момент до заключения договора (договоров). Участник закупки, с которым заключен договор (договоры) по итогам закупки, несет ответственность в соответствии с заключенным договором (договорами), а также такому Участнику закупки не возвращается обеспечение исполнения договора (договоров), если Извещением о закупке предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора (договоров).

Разделом 17 Извещения установлены критерии оценки и рассмотрения заявок на участие в закупке, порядок оценки и рассмотрения заявок на участие в такой закупке.

Комиссия по закупкам рассматривает поданные заявки, на предмет их соответствия требованиям извещения о закупке и определяет перечень Участников, допускаемых к оценке заявок и подведению итогов закупки.

В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия участника закупки требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме такой участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок в электронной форме на любом этапе его проведения.

Таким образом, закупочной документацией предусмотрено, что в случае представления недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, заявка такого участника будет отклонена.

По мнению Заявителя, продукция победившего участника - ООО <...>, не производилась на производственных мощностях ООО <...>, в соответствии с данными производителя.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования порядка подготовки и осуществления закупки, не предоставив преференции в виде снижения цены Договора на 15 процентов для заявки ООО <...> по сравнению с заявкой ООО <...>, тем самым нарушил п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положения раздела 4 Информационной карты извещения о проведении запроса котировок закупочной Документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 2583-ЭП/24 от 19.03.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Суругтского городского унитарного предприятия <...> редакция № 39 (Утверждено Приказом <...>от 02.02.2024 № 29-01)(далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 21.02.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 329 924,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 29.02.2024;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Федерального закона предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).

Согласно пункту 1 Постановления № 925 Заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пункт 2 Постановления № 925 устанавливает, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене

Подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Подпунктом «е» пункта 5 Постановления № 925 предусмотрено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

Подпунктом «ж» пункта 5 Постановления № 925 предусмотрено, что условием предоставления приоритета является указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с Постановлением № 925, с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок Заказчик устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (пункт 1.6.19 Положения о закупке).

Условия предоставления приоритета, аналогичные условиям, предусмотренным пунктом 5 Постановления № 925, содержатся в пункте 1.6.21 Положения о закупке.

Пунктом 4 Раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке Заказчиком установлено следующее:

4. Условия предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»:

Общие условия предоставления приоритета:

а) Участники по рекомендуемой форме 3 раздела III «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ» указывают (декларируют) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) предоставление Участником закупки недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в Заявке на участие в закупке, является основанием для отстранения Участника от участия в закупке в любой момент до заключения договора (договоров). Участник закупки, с которым заключен договор (договоры) по итогам закупки, несет ответственность в соответствии с заключенным договором (договорами), а также такому Участнику закупки не возвращается обеспечение исполнения договора (договоров), если Извещением о закупке предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора (договоров);

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки указаны в разделе IV «Техническое задание» Извещения о закупке;

г) отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки Участника закупки, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, когда содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в Извещении о закупке в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании представленной в составе заявки анкеты Участника на участие в закупке, заполненной по рекомендуемой форме 2 раздела III «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ»;

ж) в договоре (договорах), заключенном по результатам закупки, указывается страна происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной Участником закупки, с которым заключается договор (договоры);

з) Если победитель Закупки признан уклонившимся от заключения договора (договоров), то действует порядок заключения договора (договоров) по результатам закупки установленный в п. 1.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети»;

и) при исполнении договора (договоров), заключенного с Участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим пунктом, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре (договорах).

Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов № 32413309682 от 05.03.2024 были поданы 3 заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в соответствии с представленной информацией Заказчика, в составе заявок участников содержалась следующая информация по подпункту «а» пункта 4 Раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке:

- заявка на участие ООО <...>: страна происхождения: КНР;

- заявка на участие ООО <...>: страна происхождения: РФ;

- заявка на участие ООО <...>»: страна происхождения РФ.

Все заявки были признаны закупочной комиссией Заказчика соответствующими требованиям Извещения, по результатам рассмотрения победителем признана заявка ООО <...>  с ценовым предложением 2730 000,00 руб., заявке ООО <...>с ценовым предложением 282 240,00 руб. присвоено 2 место.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не согласна с доводами Заявителя о том, что Заказчиком не были предприняты меры по надлежащей проверке страны происхождения продукции, в связи с тем, что, как действительно указывает Заказчик в возражениях - Постановлением № 925 не предусмотрено предоставление участником закупки определенного перечня документов в подтверждение информации о стране происхождения продукции.

На момент подачи участником заявки единственным подтверждением страны происхождения продукции, которым может руководствоваться Заказчик, не ограничивая конкуренцию среди участников, является информация, указанная в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 - условием предоставления приоритета является декларирование участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что аналогичная позиция изложена в Постановлении Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 № 13АП-24З76/2022 по делу № А56-34399/2022.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика правомерно произвела оценку окончательных предложений участников в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке, пунктом 1.6.21 Положения о закупке, правомерно применила по отношению к заявкам ООО <...> и ООО <...> приоритет товаров российского происхождения согласно Постановлению № 925 и присвоила первое место участнику ООО <...> с ценовым предложением ниже.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым учитывать факт подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, ООО <...> были приняты требования документации о закупке о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, в том числе к составу заявки и информации о продукции, а также выражено согласие с условиями участия в запросе котировок, которые ООО <...> посчитал допустимыми и приемлемыми.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО <...> (вх. № 2357-ЭП/24 от 13.03.2024) на действия СГМУП <...> при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смолы ионообменной (реестровый номер извещения 32413309682), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны