Решение №вт/4431/23 РЕШЕНИЕ №086/07/3-872/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 23.06.2023                                                                         г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

  • «…» - «…»:
  • «…» — «…»;
  • «… »- «…»,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя «…», уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения рассмотрения жалобы;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АО «Россети Тюмень» «…»,

рассмотрев посредством оглайн-видеоконференции жалобу «…» (вх. № 5595-ЭП/23 от 07.06.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку снегоболотохода для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Нефтеюганские электрические сети (реестровый номер извещения 32312403441),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ( далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба «…» (далее — Заявитель) (вх. № 5595-ЭП/23 от 07.06.2023) на действия заказчика АО «Россети Тюмень» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на поставку снегоболотохода для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Нефтеюганские электрические сети (реестровый номер извещения 32312403441).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лиц,), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей ' 8.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 07.06.2023 14:00, дата подведения итогов 02.05.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 07.06.2023 в 13:56:50, жалоба зарегистрирована 07.06.2023 № 5595-ЭП/23.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 09.06.2023 № ВТ/3878/23. Рассмотрение жалобы бьи о назначено на 21.06.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

29.05.2023 на сайте http://zakupki.gov.ru был объявлен конкурс в электронной форме на поставку снегоболотохода для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Нефтеюганские электрические сети (реестровый номер закупки № 32312403441).

Дата и время начала срока подачи заявок 29.05.2023(МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок 07.06.2023 12:00 (МСК).

Заявитель сообщает, что согласно приложению извещения электронного аукциона заказчиком установлены жесткие требования к ТЗ:

 

 

Длина, 7500 мм

2.7

Габаритные размеры:

Ширина, 3200 мм.

 

 

Высота, 2600 мм

 

Установлены жесткие габариты к машине, без указания диапазонов или отклонений +-5 см.

При рассмотрении данного тендера был проанализирован рынок снегоболотоходов

http://avto-most.su/7ktgm21ttx ширина на 5 jm расхождение, высота 8 см - не соответствует ТЗ. Причем большинство 7-катковсй техники, аналогичная информация получена при запросе в компании на следующих сай гах: girtek.ru, torast.ru.

Расхождения не критичные, обычные для вездеходной техники, таким образом, по мнению Заявителя, заказчик не дал возможности провести конкурентную процедуру, расписав конкретную машину конкретного производителя.

Заявитель сообщает, что непонятно, каким образом возможно обосновать 8 см высоты и 5 см ширины могут повлиять на технические показатели транспортного средства.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил в Управление материалы и письменные возражения (вх. № 6029-ЭП/23 от 19.06 2023).

В адрес АО «Россети Тюмень» поступило уведомление № 086/07/3-872/2023 Ханты- Мансийского УФАС России о поступлении жалобы «…» (от 07.06.2023 № 5595-эп/23) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку снегоболотохода для нужд АО «Россети Тюмень» Нефтеюганские электрические сети, извещение 32312403441 (далее по тексту - закупка).

Рассмотрев жалобу Заявителя, АО «Россети Тюмень» считает данную жалобу

необоснованной.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом дол кно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Следовательно, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

Заказчик сообщает, что требования документации не ограничивают конкуренцию, установлены в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети» и не нарушают требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандг>ртизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работа, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствий с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Заказчик уточняет, что из указанных норм следует, что Законом о закупках Заказчику предоставлены полномочия но самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, каких- либо ограничений по включению в закупочную документацию требований к товару, являющихся необходимыми и значимыми для Заказчика Закон о закупках не содержит.

Заказчиком в Техническом задании (приложение № 1 к документации б закупке) установлены технические требования к поставляемому снегоболотоходу. в том числе требования к габаритам:

 

 

Длина, 7500 мм

2.7

Габаритные размеры:

Ширина, 3200 мм.

 

 

Высота, 2600 мм

 

Такие требования к габаритам снегоболотоход i обусловлены:

  1. размерами гаражных боксов Заказчика, в которых осуществляется хранение закупаемого снегоболотохода, так размер гаражного бокса не позволяет хранить транспортное средство длинной свыше 7500 мм,
  2. необходимостью транспортировки закупаемого снегоболотохода до места производства работ Заказчика.

Закупаемое Заказчиком транспортное средство (снегоболотоход) является самоходной машиной на гусеничном ходу, предназначенной для транспортировки людей и грузов в условиях труднопроходимого бездорожья.

Согласно абз. 10 п. 6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1. правил дорожного движения Российской Федерации» от 1 1.12.2020 № 2200 крупногабаритным транспортным средством - является транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые гаСариты транспортного средства:

по длине:

  • одиночное транспортное средство - 12 м;
  • прицеп -12 м;
  • автопоезд - 20 м;
  • длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать -2 м.

по ширине:

  • все транспортные средства - 2,55 м;
  • изотермические кузова транспортных средств - 2,6 м.

по высоте:

  • все транспортные средства - 4м.

В силу чего снегоболотоход (по ширине) является крупногабаритным транспортным средством на гусеничном ходу.

В соответствии с пп.6 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности В Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее - Закон об автодорогах) пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Учитывая большую массу закупаемого транспортного средства, а также способ перемещения с помощью гусениц (которые накосят вред автомобильным дорогам) транспортировка данных транспортных средств осуществляется; на специальных полуприцепах (тралах), предназначенные для перевозки гусеничной и крупногабаритной спецтехники, большегрузных транспортных средств

При этом общая (суммарная) высота полуприцепа и снегоболтохода не должна превышать допустимые габариты транспортного средства -4 м.

Заказчик сообщает, что в автотранспортном парке филиала Нефтеюганские электрические сети АО «Россети Тюмень» для перевозки крупногабаритной техники имеется полуприцеп марки ТСП-94183-0000082, высота платформы которого составляет 1230 мм, следовательно, высота перемещаемого самоходного транспортного средства не должна превышать 2770 м, учитывая в зимни л период снежный покров, наледь, оптимальная высота закупаемого Заказчиком транспортного средства (снегоболотохода) должна составлять 2600 мм.

Не превышение общей (суммарной) высоты полуприцепа и снегоболотохода обусловлено следующим:

    1. на территории дислокации транспортных средств филиала Нефтеюганска электрические сети АО «Россети Тюмень» установлены ограничения по высоте (4м), поскольку проходят инженерные коммуникации;
    2. исключает риск несогласования владельцами автомобильных дорог маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и получения специального разрешения (п. 1 ст. 31 Закона об автодорогах, Приказ Минтранса от 18,11.2022 № 418 «Об утвержден ти порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

Таким образом, по мнению Заказчика, габариты закупаемого Заказчиком транспортного средства (снегоболотохода) обусловлены законодательством, производственными условиями и потребностями Заказчика.

Заказчик сообщает, что при подготовке документации о закупке Заказчиком были запрошены коммерческие предложения у разных производителей/поставщиков снегоболотоходов на базе МЛТБу

В ответ АО «Россети Тюметь» были получены три коммерческих предложения:

      1. «…»» (исх. № 8/1406 от 14.04.2023) предложили поставить СГТ-31-7 с габаритами (ДхШхВ) 7500x3200x2600 мм.
      2. «…» (исх. № 224/23 от 19.04.2023), предложили к поставке универсальный семикатковый вездеход ТГ-126-09 KLIIM, с габаритами (ДхШхВ) 7500x3200x2600мм.
      3. «…» (исх. № 012 от 19.04.2023) предложил к поставке вездеход ТГМ 126-09 (ДхШхВ) 7500x3200x2600мм.

Дополнительно АО «Россе Тюмень» в подтверждение, что с данными габаритами на рынке снегоболотоходов представлены и иные модели с такими же габаритами было получено еще одно коммерческое предложение от «…» (исх. № 00173/23 от 16.06.2023) о возможности поставки четвертой модели снегоболотохода ТГС-55 с такими же параметрами.

Таким образом, по мнению Заказчика, технические требования, предъявленные к закупаемому товару (снегоболотсход) не являются непреодолимыми или неопределенными и установлены в документации о закупке исходя из анализа рынка и коммерческих предложений потенциальных пос гавщиков и объективных потребностей Заказчика.

Заказчики, осуществляют're закупку по правилам закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребности, а, с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников. Установленные требования были адресованы всем участникам закупки, заявлены заблаговременно. Участники закупки надлежащим образом информированы о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке.

По мнению Заказчика, доказательств, что установленные требования к товару закупки предполагают закупку определенного товара и определенного производителя, а действия АО «Россети Тюмень» направлены на ограничение количества участников закупки Заявителем не представлено.

Заказчик уточняет, что в адрес Заказчика поступило 3 заявки участников, что подтверждает наличие здоровой конкуренции, не нарушает принцип равноправия и справедливости, не ведет к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции, а также не нарушает требований Федерального заксн а от 26.07.2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции» и Закона о закупках.

Закупки отдельных видов юридических лиц основаны на преимущественно гражданско-правовом характере этих отношен) й, праве Заказчиков организовать собственную систему закупок, направленную в пер) ую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

Закон о закупках не обязывает Заказчиков заключать договоры со всеми хозяйствующими субъектами, имеющими намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств сокращения издержек Заказчика, закрепленному н, 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в документации о закупке способствующих тому требований к поставке товара.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 а. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требован) ,й к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причи п объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность победы в закупки отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Антимонопольный орган не вправе вторгаться в сферу Законного усмотрения организатора торгов иначе как в случае, если установленные требования носят явно произвольный характер и необоснованно препятствуют участию в конкурентных процедурах.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-11, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Таким образом, по мнению Заказчика, установленное в закупочной документации требования к габаритам, учитывая наличие на рынке разнообразные вездеходы разных производителей с соответствующими техническим требованиям Заказчика является

правомерными.

Заказчик сообщает, что действия Заявителя по оспариванию положений закупочной документации являются злоупотреблением правом, поскольку Заявитель не является участником закупки (ст. 10 ГК РФ).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участчика закупки.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о конкуренции должны применяться с учетом данной нормы. Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке (п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

В данном случае, Заявитель не является участником закупки и его права и законные интересы не нарушены.

Жалоба на положения Документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциальногоучастника) (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2020 № Ф07-3158/2020 по делу № Л56-163670/2018).

Лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 № 18ЛП-2251/2015 по делу № А76-26518/2014 (в рассматриваемой части оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2015 №Ф09-5958/15)).

В связи с этим, по мкению Заказчика, антимонопольный орган не вправе рассматривать жалобу «….».

Закупка № 32312403441 была объявлена 22.05.2023. Срок окончания подачи заявок —14 ч. 00м. 07.06.2023.

Жалоба Заявителем подана 07.06.2023 в 13:56 то есть за 4 минуты до времени окончания подачи заявок. Подобные действия Заявителя свидетельствуют о затягивании проведения закупки и желании «откатить» закупку на стадию подачи заявок.

При этом Заявитель за веек период подачи заявок не обратился в адрес АО «Россети Тюмень» за разъяснениями положений документации о закупке.

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При таких обстоятельства? , по мнению Заказчика, Заявитель совершает действия с целью специально причинить вред Другому лицу (злоупотребляет правами по ст. 10 ГК РФ). Заявитель не доказал своего намерения и возможности участвовать в закупках.

Заказчик сообщает, что закупочная процедура проведена в соответствии с документами, регламентирующими порядок закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации* регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также инь е связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочных процедур АО «Россети Тюмень» руководствуется Законом о закупках, Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети», протокол от 17.12.2018 №334, с изменениями в редакции протокола от 28.05.2020 № 417, протокола от 24.11.2020 Ко 440 и протокола от 28.06.2021 № 462, № 485 от (1.03.2022, № 508 от 30.09.2022, 509 от 20.10.2022, 604/6 от 30,12.2022 так как в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о закупках, АО «Россети Тюмень» принято решение (протоколы заседания Совета директоров АО «Россети Тюмень» от 28.12.2018 № 22/18, от 26.06.2020 № 17/20, от 21.12.2020 № 33/20, от 04.05.2021 № 12/21, от 30.06.2021 № 16/21, 07/22 ел 04.07.2022, 24/22 от 10.10.2022, 27/22 от 10.11.2022, 01/23 От 23.02.2023) о присоединении к указанному Единому стандарту закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» (Положение о закупке),

В соответствии с п. 2, 9, 12, 13 ст. 4 Закона о закупках, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых учлетниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и соиоставленил заявок на участие в закупке должны быть указаны в документации о закупке.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о закупках, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должны быть указаны в документации о закупке.

Пунктами 4.6.8., 7.4.4., 8.1.7.2 Стандарта закупок, также предусмотрено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам, устанавливаютяс документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно- распорядительными документами Заказчика.

На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной и в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В назначенную дату в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России объявлен перерыв до «16» час. «00» мин. для возможности предоставления

заказчиком запросов о предоставлении коммерческих предложений.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

  1. Извещение размещено нп сайте https://zakupki.gov.ru — 22.05.2023;
  2. Начальная (максимальна i) цена договора — 9 094 000,00 рублей;
  3. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика)

07.06.2023 14:00 — 07.06.2023 14:00.

  1. Дата подведения итогов 23.06.2023.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-Ф3 "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Жалоба Заявителя Исх. б/н от 07.06.2023 поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 07.06.2023 в 13:56:50, жалоба зарегистрирована 07.06.2023 № 5595-ЭП/23.

Таким образом, Жалоба Заявителя поступила до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в установленные Законом о закупках сроки для обжалования условий документации.

В соответствии подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

    1. информационная открытость закупки;
    2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмете закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необхо димости).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, уел у и, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупки должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что согласно коммерческим предложениям снегоболотоход ТГС-55 «…» и вездеход ТГМ 126-09 «…» не соответствуют техническому заданию Заказчика в части технической характеристики грузоподъемность.

В соответствии с техническим заданием товар должен быть укомплектован в соответствии со следующими характеристиками:

Грузоподъемность — не менее 6500.

В коммерческих предложениях снегоболотохода ТГС-55 «…» и вездехода ТГМ 126-09 ИП Янов Максим Павлович сообщается, что грузоподъемность составляет 4500.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что согласно коммерческому предложению СГТ-31-7 «….» не соответствуют техническому заданию Заказчика з части технической характеристики вместимость топливного бака, л.

В соответствии с техническим заданием товар должен быть укомплектован в соответствии со следующими характеристиками:

Вместимость топливного бака, л. — 4 шт. по 1 25 л.

В коммерческом предложении снегоболо'п хода СГТ-31-7  «…»» сообщается, что вместимость топливного бака соста вляет 2 шт. по 300 л.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что цена ТГ-126-09 КШМ  «…», указанная в коммерческом предложении идентична начальной максимальной щ. ны договора — 9 094 000,00 рублей.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения Жалобы j о существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

Уведомлением о продлении срока принятия по жалобе от 22.06.2023 ВТ/4232/23 рассмотрение жалобы назначено на 23.06.2023, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, сведений.

Согласно письменных дополнений к возражениям Заказчика (вх. № 6222-ЭП/23 от 23.06.2023), закупаемое Заказчиком транспортное средство (снегоболотоход) является самоходной машиной на гусеничном ходу, предназначенной для транспортировки людей и грузов в условиях труднопроходимого бездорожья.

Согласно пояснениям производителей указа) ной техники, некоторые технические параметры таких транспортных средств могут быть оптимизированы под индивидуальные требования Заказчика.

Заказчик уточняет, например, параметр грузоподъемность зависит от того, какие торсионы ходовой части и опорные катки (облегченные или усиленные) установлены на снегоболотоход, в связи с чем грузоподъемность может быть от 4000 кг до 6500 кг.

Количество баков также может быть изменено производителем, вместе с тем минимальный суммарный объем топлива не должен быть меньше 500 л.

Кроме того, на такие транспортные средства могут быть усыновлены разные модели двигателей, изменены внутренние параметры и количество посадочных мест.

Относительно установления Начальной максимальной цены договора (НМЦД), Заказчик сообщает следующее.

В соответствии с п. 5.1, Инструкции по применению методов определения начальной (максимальной) цены договора (лота) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Россети Тюмень» (дат ее - Инструкция) при расчёте начальной (максимальной) цены договора (лота) используется один или одновременно несколько методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  • тарифный метод.
  • затратный метод, -проектпо-сметный метод.
  • конкретный выбор метода определения начальной (максимальной) цены договора (лота) зависит от предмета закупки.

Так согласно п. 6.3. Инструкции при расчёте плановой цены товара методом сопоставимых рыночных цеп используется ценовая информация, содержащая минимальную цену товара.

Заказчик уточняет, что в дачном случае была установлена НМЦД в размере 9 094 000 руб. как минимальная цена, предложенная потенциальными поставщиками.

Заказчик дополнительно обращает внимание, что помимо того, что на рынке снегоболотоходов имеются разные модели 7-катковых вездеходов на базе МТЛБУ, их реализацию осуществляют разные поставщики, как производители определенных моделей, так и официальные дилеры, и иш ie поставщики («перекупщики»).

Устанавливая, технические требования к снегоболотоходу Заказчик в-первую очередь исходит из своих потребностей, которые обусловлены производственными условиями и необходимостями.

По мнению Заказчика, Заявителем не указано какие именно нормы Закона о Закупках нарушены Заказчиком. Поставщик не может навязывать Заказчику какие-либо параметры товара, не отвечающие требованиям Заказчика.

Регламентация Заказчиком закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом целей и принципов закупочной деятельности, установленных в Законе о закупках; при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Любое правовое регулирование общественных отношений представляет собой целенаправленный процесс влиячия на поведение людей и отношения, складывающиеся между ними. В связи с этим уяснение целей правового регулирования нормативного правового акта является необходимым этапом применения права, который позволяет употребить правовую норму в соответствии с ее действительным содержанием й целевой направленностью.

Следовательно, применительно к нормам Закона о закупках все его положения должны применяться прежде всего исходя из установленных Законом о закупках Общих целей правового регулирования.

Целями Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цепы, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Закон о закупках не обязывает Заказчиков заключать договоры со всеми хозяйствующими субъектами, имеющими намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств сокращения издержек Заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в документации о закупке способствующих тому требований к поставке товара.

Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной и в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Хаиты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 13 статьи 3 Закона > закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается доводами, составляющими предмет обжалования.

Заявитель в жалобе просит провести проверку, признать действия заказчика, нарушающими ч. 6.1 ст. 3 223-Ф3 и обязать привес ж техническое задание в соответствие, для создания конкурентных условий участия и вернуть процедуру на стадию подачи заявок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявляй к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются, равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закуп к ix установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услу и, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемы чн и применяемыми в Национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требование, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной л куп ко должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью S.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указ; пия в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом . части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией Ханты-Мансийского УФ АС России было установлено, что Заказчиком указаны точные значения показателей в сведениях о технических характеристиках к поставляемому снегоболотоходу, в том числе требования к габаритам.

Проанализировав документацию и письменные пояснения направленную Заказчиком, Комиссия Ханты-Мансийского УФ АС России не установила объективных обстоятельств, которые бы треб "тали поставки снегоболотохода, точно совпадающего с показателями, размещенными т техническом задании, без указания диапазонов или отклонений (+, -), а именно требования к габаритам.

Доводы Заказчика о том, что на рынке снегоболотоходов имеются разные модели точно соответствующие техническому заданию Заказчика не нашли подтверждения.

Доводы Заказчика о том, ч о в данном случае была установлена 1ТМЦД в размере 9 094 ООО руб. как минимальная иена, предложенная потенциальными поставщиками не нашли подтверждения.

Заказчик уточняет, что в дачном случае была установлена НМЦД в размере 9 094 ООО рублей как минимальная цена, предложенная потенциальными поставщиками.

Вместе с тем, в соответствии с коммерческими предложениями (вх. № 6029-ЭП/23 от 19.06.2023) минимальная цена, предложенная потенциальными поставщиками является 8 560 000 рублей от  «…» снегоболотоход ТГС-55.

Таким образом, Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России признает доводы Заявителя о том, что Заказчиком указаны конкретные значения характеристик к габаритным размерам закупаемого снегоболотохода, тем самым установив к закупке конкретное транспортное средство, конкретного производителя, обоснованными, в силу нарушений Заказчиком пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о amine конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «…» (вх. № >595-Э11/23 от 07.06.2023) на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку снегобологохода для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Нефтеюганские электрические сети (реестровый номер извещения 3::312403441), обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика АО «Россели Тюмень» нарушение пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику АО «Россети Тюмень» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушенния
  4. Представителю АО «Россети Тюмень» надлежит явиться 24.08.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира. д,. 27, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения юридическим лицом административного нарушения, предусмотренного частью 7 статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в данном административном производстве (в доверен мости должны быть указаны: признаки административного правонарушения; статья КоАГ, РФ, по которой юридическое лицо привлекается к ответственности; орган исполнительной власти, осуществляющий рассмотрение дела; дата, время и место составления протокола), включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1, 25.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 51 Конституции Рлесийской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП 1 Ф лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российски;! Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае явки защитника (ст. 25.5 КоАП РФ), обязательно наличие доверенности (от

имени юридического и должностного лица, в отношении которого составляется протокол).

Неявка лица до истечения указанного срока не препятствует дальнейшему движению дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии указанного лица (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в РФ Ханты- Мансийское УФАС России рекомендует воздержаться от личной явки лиц, участвующих в составлении протокола (в том числе, защитников), направив ходатайство (to86@fas.gov.ru) о составлении протокола в их о те i отвис с учетом представленных письменных пояснений.

Независимо от формы учас тмя в составлении протокола все письменные пояснения и документы будут всесторонне из\ чены и учтены при его составлении.

Также Ханты-Мансийское УФАС России сообщает, что принять участие в процедуре составления протокола возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием системы TrueCoi Г. перейдя по ссылке https://fas1.tconf.rt.ni/c/l 040974514.

В случае участия в процедуре составления протокола посредством интернет- видеоконференции необходимо з тблаговременно направить на электронную почту Ханты- Мансийского УФАС России документы, подтверждающие полномочия представителя, либо защитника на представление ш-гп рссов юридического лица в административном органе.

Кроме того, Ханты-Мансийское УФАС России рекомендует представить расписку о выборе формы получения процессуальных документов (указать реквизиты сопроводительного письма к /пиному документу) путем их направления по адресу электронной почты, указанной в расписке, с подтверждением того, что такой способ получения процессуальных документов будет являться надлежащим уведомлением (расписка должна быть заполнен а физическим лицом, должностным лицом лично либо законным представителем юридического лица с приложением надлежащим образом заверенной копии документа, подтверждающего полномочия).

Связанные организации

Связанные организации не указаны