Решение б/н Решение по делу № 02-02-151/2010 по признакам нарушения Откр... от 6 апреля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 «04» июня 2010г.                                                                                                                                          г. Ханты-Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена: 28.05.2010г.

Решение изготовлено в полном объеме: 04.06.2010г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

рассмотрев дело № 02-02-151/2010 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Нижневартовскавиа» (ул. Авиаторов 2, Аэропорт, г. Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, 628613; ИНН 8603119138) пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей:

От ответчика по делу ОАО «Нижневартовскавиа»:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

От заинтересованного лица по делу ОАО СМК «Югория-Мед» »  надлежащим образом уведомлено, явку не обеспечило.

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела послужило проведенное внеплановое контрольное мероприятие ОАО «Нижневартовскавиа» (далее – ОАО «НВА»), в соответствии с Приказом Ханты – Мансийского УФАС № 17 от 20.01.2010г. Основание проведения проверки – исполнение поручения ФАС России от 25.12.2009г. № АГ/46926.

В ходе проведения контрольного мероприятия  Ханты – Мансийского УФАС России был выявлен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1/10898 от 17.12.2007 между ОАО СМК «Югория - Мед» и ОАО «Нижневартовскавиа».

  В результате анализа вышеуказанного договора  Ханты – Мансийским УФАС России выявлено отсутствие отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

На основании вышеизложенного, приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 30.04.2010г. № 404 возбуждено дело № 02-02-151/2010 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).

Определением от 04.05.2010г. рассмотрение дела № 02-02-151/2010 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 28.05.2010г. в 10-20 часов.

 

В своих письменных объяснениях по данному факту, ОАО «НВА» указывает на отсутствие в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 2-2д/947 от 18.05.2010).

Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1/10898 от 17.12.2007 между ОАО СМК «Югория-Мед» и ОАО «Нижневартовскавиа» заключен с целью социальной защищенности персонала авиапредприятия.

Действие договора №  1/10898 от 17.12.2007г.  прекращено в связи с исполнением сторонами обязательств по договору полностью.

При заключении данного Договора ОАО «НВА» принимало во внимание репутацию страховой компании, наличие опыта в страховой деятельности, стремление страховой компании учитывать предложения и пожелания ОАО «НВА» и разрешать все сложные ситуации путем переговоров.

По мнению ответчика, заключение договора № 1/10898 от 17.12.2007г. не нарушает антимонопольное законодательство по следующим причинам:

- Предмет Договора – обязательное медицинское страхование персонала авиапредприятия.

- ОАО «Нижневартовскавиа» включено в реестр субъектов естественных монополий по виду деятельности «Услуги аэропортов». Кроме того, согласно уставной деятельности ОАО «НВА» занимается иными видами деятельности, в том числе воздушными перевозками, продажей перевозок, эксплуатацией авиационной техники. В данном случае, предметом договора является деятельность авиапредприятия, связанная с продажей перевозок.

- Возложение на ОАО «Нижневартовскавиа» обязанности заключать договоры с финансовыми организациями по результатам открытого конкурса на финансирование услуг, не связанных с деятельностью естественных монополий, не соответствует целям Закона о защите конкуренции.

Заслушав доводы лиц участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  Понятие «субъект естественной монополии» определено в статье 3 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях сферами деятельности субъектов естественных монополий являются:

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Одним из основных видов деятельности ОАО «НВА» в соответствии с Уставом и Информационным письмом об учете в ЕГРПО от 26.25.2003г.№ 01-13/3705 являются:

- эксплуатация взлетно – посадочных полос, ангаров и т.п.;

- управление воздушным движением;

- деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов

- наземное обслуживание воздушных судов.

Данный факт свидетельствует о предоставлении ОАО «НВА» услуг в транспортных аэропортах.  

Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

Таким образом, антимонопольное регулирование в соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции осуществляется в отношении субъектов естественных монополий, включенных в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

 Решением Правления МАП России № 16/1  от 28.04.1998г. (с изм. Приказ ФСТ от 29.11.2005г. № 555-т) ОАО «НВА» включено в раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий (далее — Реестр) на транспорте, под регистрационным номером 86/2/1.

Данная информация размещена на интернет-сайте Федеральной службы по тарифам, является открытой и доступной неопределенному кругу лиц по адресу: www.fstrt.ru

Таким образом, исходя из вышеперечисленного и представленных документов ОАО «НВА» является субъектом естественной монополии.

Статьей 18 Закона о конкуренции установлены особенности отбора финансовых организаций. В соответствии с частью 1 указанной статьи федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

10) негосударственное пенсионное страхование;

11) страхование ответственности.

Часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции представляет собой императивную норму, и не содержит исключений, предусматривающих возможность заключения субъектами естественных монополий  с финансовыми организациями договоров на оказание услуг, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции без предшествующего этому отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Следовательно, ОАО «НВА», как субъект естественных монополий, обязано соблюдать положения данной статьи  в том числе, в случае, когда оказание услуг, указанных в  пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции является необходимым для осуществления деятельности в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции в числе прочих лиц субъекты естественных монополий должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг, в том числе таких как:

- обязательное медицинское страхование (п.9 ч.1 ст.18 Закона о защите конкуренции);

Согласно Письму ФАС России от 21.02.2007г. № ИА/2168 «О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции»:

  Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) установлено, что медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Согласно статье 2 Закона о медицинском страховании страхователями при обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками - для работающего населения.

Страхователь согласно статье 9 Закона о медицинском страховании обязан заключить договор страхования со страховой медицинской организацией.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий должны проводить открытые конкурсы по отбору страховых медицинских организаций для заключения договоров ОМС своих сотрудников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также должны отбирать путем проведения открытого конкурса страховые организации для осуществления ОМС неработающего населения.

В соответствии со статьей 2 Закона о медицинском страховании страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Следовательно, в случае если федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий заключают договор добровольного медицинского страхования в интересах граждан, то они должны проводить открытые конкурсы по отбору страховых медицинских организаций для заключения указанных договоров.

  На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что в действиях ОАО «НВА» при заключении с ОАО СМК «Югория-Мед» договора № 1/10898 от 17.12.2007   по обязательному медицинскому страхованию граждан содержится нарушение п. 9 ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка отбора финансовой  организации для оказания финансовой услуги по медицинскому страхованию.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ОАО «Нижневартовскавиа» по заключению договора № 1/10898 от 17.12.2007 г. нарушение пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка отбора финансовой организации для оказания финансовой услуги по медицинскому страхованию.

2. Выдать ОАО «Нижневартовскавиа» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и осуществлении действий направленных на обеспечение конкуренции.

3. Назначить<...> – <...> ответственным по контролю за исполнением данного решения  и предписания.

 

 

                                                                                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны