Решение №086/07/3-1612/2022 Решение по жалобе №11906-эп/22 от 1 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ №086/07/3-1612/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<....> – <....>;
Члены комиссии:
<....> – <....>;
<....> — <....>;
в присутствии Заказчика МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка», <....> и представителя Заказчика, <....>., действующей по доверенности посредством видео-конференц-связи;
в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир-24», уведомленного надлежащим образом;
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22)(далее – Жалоба) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка» при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22)(далее – Жалоба) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка» при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка» (протокол от 23.09.2022 №18)(далее-Положение о закупках). 11.11.2022 размещено извещение о внесении изменений в документацию.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Как следует из представленных документов, 11.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 795 800,00 (один миллион семьсот девяносто пять тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата и время окончания срока подачи заявок – 21.11.2022 в 08:00 (мск);
- дата подведения итогов – 21.11.2022.
Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 18.11.2022, до даты и времени окончания срока подачи заявок.
Заявитель обжалует документацию о закупке.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Заявитель указывает на неправомерность установления и неисполнимость требования в Положении о закупке Заказчиком в пункте 3 части 7 Описания объекта закупки, в котором говорится о том, что сотрудники охранного предприятия должны иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» в действующей редакции, в случае оказания услуг на Объекте охраны в образовательном учреждении.
Так, Заявитель в Жалобе отмечает на следующее.
Рассматривая вопрос о неправомерности указанного требования, Заявитель обращает внимание на то, что частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.
Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника выдается после прохождения медицинского освидетельствования порядок проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения закреплен Приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252H.
Заявитель делает вывод о то, что наличие медицинской книжки для получения статуса частного охранника, а, следовательно, и оказания охранных услуг охранников не требуется, наличие удостоверения частного охранника подтверждает наличие у сотрудника правового статуса частного охранника и отсутствие медицинских противопоказаний.
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 медицинская книжка выдается для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Таким образом, Заявитель, следуя порядку нормативных актов, указанному в доводе Жалобы, указывает, что выдача медицинской книжки для оказания услуг частной охраны законодательством не предусмотрена, а, следовательно, требование Заказчика не исполнимо.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Заказчик указывает, что данные медицинского осмотра заносятся в личные медицинские книжки в порядке, определённом Приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252Н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника».
Требование наличия медицинской книжки обусловлено прежде всего характером деятельности самого образовательного учреждения, а именно оказания услуг общественного воспитания детей дошкольного возраста и вытекают из положений Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.
Применение данного требования служит целям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников учреждения и напрямую не связан с условиями получения статуса частного охранника, а является условием оказания услуг, соответствующих требованиям Заказчика изложенными в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с профессиональным стандартом, утверждённым Приказом Минтруда России от 11.12.2015 № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» особым условием допуска к работе охранников в образовательных организациях является наличие:
- Медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника
- Личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
Таким образом установление условий наличия медицинской книжки у сотрудников осуществляющих охранные услуги в образовательном учреждении напрямую вытекает из положений действующего законодательства.
Одновременно следует учесть, что согласно закупочной документации, требование о предоставлении такой медицинской книжки Заказчику не установлено.
В ходе проведения процедуры закупки Заявителем не были направлены запросы Заказчику на разъяснение положений документации в части особенностей оказания услуг в образовательном учреждении.
Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства никаким образом не привели к нарушению прав заявителя на этапе подачи заявки и при запросе котировок в электронной форме. При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованным довод Жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
Р Е Ш И Л А :
Признать жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка» при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856, необоснованной.