Решение №086/07/3-1612/2022 Решение по жалобе №11906-эп/22 от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1612/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при

закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<....> – <....>;

Члены комиссии:

<....> – <....>;

<....> — <....>;

в присутствии Заказчика МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка», <....> и представителя Заказчика, <....>., действующей по доверенности посредством видео-конференц-связи;

в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир-24», уведомленного надлежащим образом;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22)(далее – Жалоба) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»  при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22)(далее – Жалоба) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»  при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка» (протокол от 23.09.2022 №18)(далее-Положение о закупках). 11.11.2022 размещено извещение о внесении изменений в документацию.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 11.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 795 800,00 (один миллион семьсот девяносто пять тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата и время окончания срока подачи заявок – 21.11.2022 в 08:00 (мск);

- дата подведения итогов – 21.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 18.11.2022, до даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует документацию о закупке.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель указывает на неправомерность установления и неисполнимость требования в Положении о закупке Заказчиком в пункте 3 части 7 Описания объекта закупки, в котором говорится о том, что сотрудники охранного предприятия должны иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» в действующей редакции, в случае оказания услуг на Объекте охраны в образовательном учреждении. 

Так, Заявитель в Жалобе отмечает на следующее.

Рассматривая вопрос о неправомерности указанного требования, Заявитель обращает внимание на то, что частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1)        не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2)        не достигшие восемнадцати лет;

3)        признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4)        не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

5)        имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника выдается после прохождения медицинского освидетельствования порядок проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения закреплен Приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252H.

Заявитель делает вывод о то, что  наличие медицинской книжки для получения статуса частного охранника, а, следовательно, и оказания охранных услуг охранников не требуется, наличие удостоверения частного охранника подтверждает наличие у сотрудника правового статуса частного охранника и отсутствие медицинских противопоказаний.

В соответствии с пунктом 1.1. Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 медицинская книжка выдается для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, Заявитель, следуя порядку нормативных актов, указанному в доводе Жалобы, указывает, что выдача медицинской книжки для оказания услуг частной охраны законодательством не предусмотрена, а, следовательно, требование Заказчика не исполнимо.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заказчик указывает, что данные медицинского осмотра заносятся в личные медицинские книжки в порядке, определённом  Приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252Н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника».

Требование наличия медицинской книжки обусловлено прежде всего характером деятельности самого образовательного учреждения, а именно оказания услуг общественного воспитания детей дошкольного возраста и вытекают из положений Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.

Применение данного требования служит целям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников учреждения и напрямую не связан с условиями получения статуса частного охранника, а является условием оказания услуг, соответствующих требованиям Заказчика изложенными в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с профессиональным стандартом, утверждённым Приказом Минтруда России от 11.12.2015 № 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» особым условием допуска к работе охранников в образовательных организациях является наличие:

  • Медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника
  • Личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Таким образом установление условий наличия медицинской книжки у сотрудников осуществляющих охранные услуги в образовательном учреждении напрямую вытекает из положений действующего законодательства.

Одновременно следует учесть, что согласно закупочной документации, требование о предоставлении  такой  медицинской книжки Заказчику не установлено.

В ходе проведения процедуры закупки Заявителем не были направлены запросы Заказчику на разъяснение положений документации в части особенностей оказания услуг в образовательном учреждении.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства никаким образом не привели к нарушению прав заявителя на этапе подачи заявки и при запросе котировок в электронной форме. При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованным довод Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А :

 

Признать жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 18.11.2022 № 11906-эп/22) на действия МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка»  при запросе котировок в электронной форме на оказание услуг по круглосуточной физической охране объекта и имущества, осуществление пропускного режима, извещение №32211837856, необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны