Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/10-1362/2021 О НАРУШЕН... от 7 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.09.2021                                                                                        г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление) поступили обращения граждан, перенаправленные Службой жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, содержащие информацию о возможных признаках нарушения АО «Нижневартовскгаз» антимонопольного законодательства в части отключения ресурсоснабжающей организацией подачи газа на котельную по причине задолженности управляющей организации перед поставщиком коммунального ресурса.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Согласно п. 5.3.4.2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», ФАС России формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

В ходе проведения анализа материалов обращения установлено, что АО «Нижневартовскгаз» (628606, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 10 а/я 314 ИНН: 8603118920) включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (раздел II “Транспортировка газа по трубопроводам» (приказ ФАС России от 12.07.2005 № 284-э).

Таким образом, АО «Нижневартовскгаз» занимает доминирующее положение, так как является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В ходе рассмотрения материалов обращений, а также сведений, поступивших по запросам Управления, установлено следующее.

Между ООО «Нижневартовскгаз» и <..........> заключены следующие договоры:

- договор № 111 на поставку газа в 2021 году от 31.12.2020 г.,

- договор № 31 на поставку газа в 2021 году от 31.12.2020 г.,

- договор № 25 оказания услуг по техническому обслуживанию сети газопотребления от 31.12.2020 г.,

- договор № 111 оказания услуг по техническому обслуживанию сети газопотребления от 31.12.2020 г.

Согласно Государственной информационной системы ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru «Реестр поставщиков информации» - «Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами», <..........>, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по следующим адресам: 628621, г. Нижневартовск, ул. Осенняя, д. 2А, 628621, г. Нижневартовск, ул. Рабочая, д. 47, 628621, г. Нижневартовск, ул. Осенняя, д. 2.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что обязательства по оплате в течение 2021 года <..........> не исполняло, в связи с чем образовалась задолженность за поставку газа в 2021 году.

ООО «Нижневартовскгаз» направлено в адрес <..........> претензию об оплате задолженности. Вместе с тем, <..........> не предприняло мер, направленных на урегулирование вопроса о погашении задолженности.

19.05.2021 ООО «Нижневартовскгаз» направлено уведомление о приостановлении поставки газа, в котором указано следующее:

«В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, п. 2, п. 3 Порядка ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2019 № 1245 и согласно пункта 5.1 Договора № 111 на поставку газа в 2021 году (далее — Договор), «При неоплате Потребителем потребленного газа за один период платежа, Поставщик предупреждает Потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечении второго периода платежа может быть ограничена поставка газа»

По состоянию на 11 мая 2021 года размер Вашей задолженности по оплате за потребленный газ и услуги ТО составляет 1 003 412,62 рубля.

Руководствуясь вышеуказанными Правилами и Договором, ООО «Нижневартовскавиа» уведомляет Вам о том, что подача газа Вашему предприятию будет приостановлена по истечению 10 рабочих дней с момента получения данного уведомления.

Возобновление газа может быть произведено только после погашения задолженности, а также возмещения Поставщику затрат, связанных с отключением и подключением газа.»

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства», а именно: воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно -исполнительной системы и государственной противопожарной службы).

<..........> к организациям, включенным в вышеуказанный перечень, не относится.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

В соответствии с п.п «е» п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245, основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

В соответствии с п. 8. указанных Правил Поставщик не позднее чем за 10 рабочих / 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

Уведомление о приостановлении поставки газа (исх. № 633 от 19.05.2021 направлено <..........> 20.05.2021.

04.06.2021 в отношении <..........> было произведено полное ограничение поставки газа.

Согласно п. 7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245, потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.

В соответствии с п. 10 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

В случае не предоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Вместе с тем, согласно пунктам 121, 122 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

С учетом изложенного, возникший между Поставщиком газа и Покупателем конфликт не должен влиять на права добросовестных потребителей коммунальной услуги, в целях защиты интересов таких потребителей.

Из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30 (редакция от 14 октября 2010 года) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными (пункт 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях АО «Нижневартовскгаз» (628606, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 10 а/я 314 ИНН: 8603118920), выразившихся в нарушении прав и интересов потребителей, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 03.09.2021 № 78/21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Нижневартовскгаз» (628606, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 10 а/я 314 ИНН: 8603118920) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/10-1348/2021 к рассмотрению на 07.10.2021 в 15 часов 30 минут, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27;

  2. Лицу, в действиях которого имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства - АО «Нижневартовскгаз» (628606, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 10 а/я 314 ИНН: 8603118920) представить в срок до 04.10.2021 следующие документы и материалы:

    1. Письменную аргументированную позицию по обстоятельствам рассматриваемого дела, с приложением подтверждающих позицию документов;

    2. Любую иную информацию и документы, касающиеся предмета рассмотрения дела.

Все представленные материалы должны быть надлежащим образом заверены.

Явка ответчика по делу, заинтересованного лица, заявителя и (или) их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Центральный аппарат и территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб на нарушение процедуры проведения торгов в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон.

В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией и ростом заболеваемости в округе, заседания Комиссий Ханты-Мансийского УФАС России проходят в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина «True Conf».

Чтобы принять дистанционное участие в рассмотрении дела стороны заранее должны направить ходатайство об участии на заседании в формате ВКС, а также документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении, а также документы и информацию, которые стороны обязаны или вправе представить на рассмотрение. Такие документы и информация должны быть подписаны ЭЦП, за исключением случаев ее отсутствия по уважительной причине. В случае направления стороной документов, не подписанных ЭЦП, в ходе рассмотрения жалобы, информации, обращения о включении в реестр представитель такой стороны обязан продемонстрировать членам комиссии ФАС России оригиналы указанных документов и в ходе своего выступления подтвердить (озвучить под аудиозапись), что копии таких документов направлены от имени этой Стороны.

Участником конференции может стать лицо, получившее приглашение от ФАС России и его территориального органа. Представителям сторон, получившим такие приглашения, необходимо до начала заседания комиссии направлять на адрес электронной почты ФАС России, указанный в уведомлении, документы, подтверждающие полномочия, а на заседании комиссии в дистанционном режиме продемонстрировать членам комиссии оригинал доверенности и документ, удостоверяющий личность (например, служебное удостоверение, паспорт, военный билет и т.п.).

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере, на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для мобильных телефонов.

Ссылка для подключения, а также инструкция по участию в рассмотрении жалобы в формате видеоконференцсвязи будет направлена дополнительно.

 

Председатель комиссии                                                                                                           <..........>

Связанные организации

Связанные организации не указаны