Решение №ВТ/9445/22 РЕШЕНИЕ №086/07/3-1761/2022 по результатам рассмотрения жал... от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1761/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2022                                           г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 15.12.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

*** - заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

*** - начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

*** - главный государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления,

в отсутствии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Гарантия» (далее - ООО «ПО «Гарантия»), уведомленного надлежащим образом;

в присутствии представителя заказчика Акционерного общества «Россети Тюмень» (далее - АО «Россети Тюмень») ***, действующей на основании доверенности № 77016 от 23.12.2021,

рассмотрев жалобу ООО «ПО «Гарантия», рег. № 12551-ЭП/22 от 06.12.2022 на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «ПО «Гарантия», рег. № 12551-ЭП/22 от 06.12.2022 (далее - Жалоба) на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209.

Как следует из содержания жалобы заявителя ООО «ПО «Гарантия» заказчиком АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209, а именно на стадии рассмотрения заявок участников нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), по следующим основаниям.

Протоколом № 32211761209/2022.0543-1 очного (заочного) заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок участников от 15.11.2022 принято решение о признании несоответствующей заявки ООО «ПО «Гарантия» требованиям конкурсной документации, в результате чего заявка ООО «ПО «Гарантия» была не допущена к участию в конкурсе.

Признание заявки несоответствующей конкурсной документации обосновано заказчиком АО «Россети Тюмень» тем, что заявка не отвечает пункту 6 Приложения 3 «Требования к участникам», в части представления формы банковской отчётности по РСБУ 808 или №123 по состоянию на последнюю отчётную дату. Участником предоставлена форма банковской отчетности №123 по состоянию на 01.09.2022 (код формы по ОКУД 0409123). Независимая гарантия выдана банком-гарантом 28.10.2022 соответственно, должна быть приложена актуальная форма банковской отчетности №123 по состоянию на 01.10.2022; не соответствует пункту 2.18 технического задания. Не представлен протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности).

В соответствии с пунктом 6 Приложения № 3 к конкурсной документации, если участником выбрано обеспечение в форме независимой гарантии, то необходимо предоставить независимую гарантию в соответствии с требованиями, изложенными в документации/извещении о закупке и по форме, установленной в документации/извещении о закупке (сканированная копия); документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего гарантию (договор поручительства); доверенность на уполномоченное лицо, действующее от имени банка-гаранта (в случае, если независимая гарантия подписана уполномоченным лицом, действующим от имени гаранта на основании доверенности) (сканированная копия), а также иные документы, необходимые для осуществления проверки независимой гарантии; форму банковской отчётности по РСБУ № 808 или № 123 по состоянию на последнюю отчётную дату.

Заявителем ООО «ПО «Гарантия» представлена отчетность РСБУ №123 по состоянию на последнюю отчетную дату 01.09.2022, так как банком в адрес ООО «ПО «Гарантия» была направлена отчетность РСБУ по состоянию на 01.09.2022.

В связи с чем, заявитель ООО «ПО «Гарантия» полагает, что представление отчетности по состоянию на 01.09.2022 является надлежащим представлением документов в соответствии с Приложением № 3 к конкурсной документации.

Кроме этого, заявителем ООО «ПО «Гарантия» указано в жалобе, что заказчиком АО «Россети Тюмень» указано, что товар должен быть поставлен с приложением документов, подтверждающих качество товара (паспортов качества, паспортов безопасности, сертификатов соответствия и протоколов сертификационных испытаний, сертификат пропитки, сертификат на антисептик, инструкции по определению глубины пропитки) (пункт 2.4 Технического задания конкурсной документации).

При этом пунктом 2.18 Технического задания конкурсной документации предусмотрено, что каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров (требования стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017, раздел 5 Основные технические требования, п.2.2) выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244-94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292-2009. В конкурсной заявке должно быть приложено письмо с наименованием и описанием применяемого защитного покрытия, а также сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия. Вместе с тем, в конкурсной заявке необходимо представить протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности).

Заявителем ООО «ПО «Гарантия» при подаче заявки был представлен Протокол №115 ПР от 05.08.2021 об исследованиях огнезащитной эффективности огнезащитных составов, а также сертификат соответствия средства для огнезащиты древесины № C-RU.АЖ45.В.00031.

В связи с чем, заявителем ООО «ПО «Гарантия», как участником закупки были предоставлены все документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям, в том числе сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ Р (ГОСТ или ТУ (с приложением данных ТУ)) и безопасности; протоколы испытаний, указанные в сертификате (декларации), выданные аккредитованными в «Росаккредитация» испытательными центрами; сертификат соответствия требованиям СТО ПАО «Россети»; документы, подтверждающие аккредитацию ПАО Россети и пр.

Таким образом, заявителем ООО «ПО «Гарантия» представлены документы, указанные в пункте 3.18 Технического задания конкурсной документации. Дополнительного представления документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям не требовалось.

В связи с вышеуказанным, по мнению заявителя ООО «ПО «Гарантия» в связи с тем, что при рассмотрении заявок заказчиком АО «Россети Тюмень» для участия в конкурсе на право заключения договора поставки к ООО «ПО «Гарантия» предъявлены избыточные требования, не предусмотренные конкурсной документацией, в действиях заказчика АО «Россети Тюмень» содержится нарушение части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу №ВТ/9219/22 от 09.12.2022, рассмотрение жалобы назначено на 14.12.2022, у заказчика АО «Россети Тюмень» запрошены необходимые документы и пояснения по существу жалобы.

Заказчик АО «Россети Тюмень» представил запрошенные документы, а также пояснения, в которых с доводами жалобы не согласился, указав, что закупочная комиссия АО «Россети Тюмень» обоснованно отклонила заявку заявителя ООО «ПО «Гарантия», в связи с чем просит признать жалобу ООО «ПО «Гарантия», рег. № 12551-ЭП/22 от 06.12.2022, необоснованной в полном объёме.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, принявших участие в рассмотрении жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно части 5.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы заявителя ООО «ПО «Гарантия» закупочная деятельность заказчика АО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), на момент проведения закупки № 32211795497 версии 30 от 12.10.2022 (далее - Стандарт).

13.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком АО «Россети Тюмень» опубликовано извещение о проведении закупки 32211761209.

В соответствии с извещением наименованием, объектом закупки является поставка опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень» (далее - Закупка).

Способ проведения закупки конкурс в электронной форме.

Дата начала срока подачи заявок 13.10.2022 00:00 (МСК+2).

Дата подведения итогов 18.11.2022 (МСК+2).

Срок предоставления документации с 13.10.2022 по 03.11.2022.

Заявителем ООО «ПО «Гарантия» была подана заявка на участие в закупке 03.11.2022.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок участников закупки № 32211761209/2022.0543-1 от 15.11.2022 заявка заявителя ООО «ПО «Гарантия» была отклонена заказчиком АО «Россети Тюмень» в связи с тем, что не соответствовала требованиям закупочной документации.

Согласно Протокола заочного заседания комиссии по подведению итогов закупки № 32211761209/2022.0543-2 от 18.11.2022 закупка признана несостоявшейся, договор на момент подачи жалобы заявителем ООО «ПО «Гарантия» заказчиком АО «Россети Тюмень» не заключен.

Из существа жалобы заявителя ООО «ПО «Гарантия» следует, что заявитель ООО «ПО «Гарантия» считает, что заказчик АО «Россети Тюмень» предъявил к нему требования, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В связи с вышеуказанным, жалоба заявителя ООО «ПО «Гарантия» подлежит рассмотрению Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по существу, так как срок установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции для обжалования не истек, а также в связи с тем, что заявитель ООО «ПО «Гарантия» не обжалует положения документации о закупке.

Как следует из пояснений, представленных заказчиком АО «Россети Тюмень», довод заявителя ООО «ПО «Гарантия» о том, что заявитель ООО «ПО «Гарантия» предоставил отчетность РСБУ № 123 на последнюю отчетную дату, является ошибочными и не соответствует действительности.

Согласно пунктам 8.1.3.1, 8.1.3.5 Стандарта при проведении закупки заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявки и (или) обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам закупки. Требования, касающиеся обеспечения заявки должны быть одинаковыми для всех участников, извещение о закупке и документация о закупке должны содержать требования к гарантам (поручителям) и условиям банковской гарантии. Требования к эмитенту обеспечения не должны накладывать на конкурентную борьбу участников закупки излишние ограничения.

В соответствии с пунктом 1.2.1 Документации о закупке заказчик проводит закупку, предмет и условия которой указаны в части II «Информационная карта закупки», в соответствии с процедурами, условиями и положениями настоящей документации о закупке.

Согласно пункту 3.1.2 Документации о закупке участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» части I «Общие условия проведения закупки» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «Образцы форм для заполнения участниками закупки».

В силу пункта 3.4.1 Документации о закупке заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «Информационная карта закупки».

Пунктом 20 части II «Информационная карта закупки» установлено требование об обеспечении заявок участников по его выбору путём внесения денежных средств (задатка) либо в форме безотзывной безусловной независимой гарантии.

В пункте 6 приложения № 3 «Требования к участникам закупки» к документации о закупке указано, что если участником выбрано обеспечение в форме независимой гарантии, то необходимо предоставить, в том числе форму банковской отчетности по РСБУ № 808 или № 123 по состоянию на последнюю отчетную дату (подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Банка-гаранта или подписанную уполномоченным лицом Банка-гаранта) (сканированная копия) либо письмо Банка-гаранта о размере капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату (подписанное уполномоченным лицом гаранта) (сканированная копия).

В соответствии с пунктом 6 Порядка составления и предоставления отчетности по форме 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)» Приложения № 1 «Указания ЦБ РФ от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчётности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» отчётность РСБУ № 123 является ежемесячной отчётностью и направляется крупными кредитными организациями с широкой сетью подразделений (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем) не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.

Заявителем ООО «ПО «Гарантия» предоставлена независимая гарантия ПАО «Банк Уралсиб» от 28.10.2022 № 2400-071/00200/00337 и соответственно, должна быть приложена форма банковской отчетности № 123 по состоянию на последнюю отчётную дату, то есть на 01.10.2022.

В свою очередь заявитель ООО «ПО «Гарантия» в составе своей заявке предоставил отчетность РСБУ № 123 от 01.09.2022, а не от 01.10.2022, что не соответствует требованиям документации о закупке.

Согласно пункту 5.3.4 документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае закупочная комиссия АО «Россети Тюмень» обоснованно отклонила заявку ООО «ПО «Гарантия».

Также, как следует из пояснений, представленных заказчиком АО «Россети Тюмень», довод заявителя ООО «ПО «Гарантия» о том, что заявителем ООО «ПО «Гарантия» были предоставлены все документы, указанные в пункте 2.18 Технического задания, не соответствует действительности.

В силу пунктов 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2.2 Раздела 5 «Основные технические требования Стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017» заказчик вправе установить требование об обработке огнезащитными составами в заводских условиях.

Пунктом 1 приложения № 3 к документации о закупке «Требования к участникам закупки. Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям Критерии рассмотрения и оценки заявок участников» (далее по тексту - приложение № 3, Требования к участникам) установлен критерий:

- Предложение участника в отношении предмета закупки.

Сведения, проверяемые в документе:

- Соответствие предложения участника в отношении предмета закупки требованиям Технического задания (в том числе, сроков выполнения работ/услуг/поставок) документации/извещения о закупке.

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям (в частности):

- не предоставление документа (ов).

Следовательно, техническое предложение участников должно соответствовать требованиям технического задания.

Согласно пункту 2.18 Технического задания «Каждая опора должна иметь дополнительную защиту поверхности опоры в зоне подверженной воздействию низовых пожаров (требования стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017, раздел 5 Основные технические требования, п.2.2) выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм. Данная дополнительная защита должна обеспечивать группу горючести по ГОСТ 30244-94, но не ниже Г1, а также 1-ю группу огнезащитной эффективности по ГОСТ Р 53292-2009. В конкурсной заявке должно быть приложено письмо с наименованием и описанием применяемого защитного покрытия, а также сертификаты соответствия (обязательная сертификация) ГОСТ 30244-94 и ГОСТ Р 53292-2009 с приложением к ним протоколов испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории и экспертное заключение на дополнительное защитное покрытие (государственных регулирующих органов РФ, уполномоченных данным правом) на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам данного дополнительного защитного покрытия. Вместе с тем, в конкурсной заявке необходимо представить протокол испытаний независимой, аккредитованной в РФ лаборатории на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием и к протоколам сертификаты соответствия ГОСТу 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) и ГОСТу Р 53292-2009 (в части соответствия 1 группе огнезащитной эффективности).

Заявитель ООО «ПО «Гарантия» не предоставило вышеуказанные документы в полном объеме, в частности отсутствует сертификат соответствия ГОСТ Р 30244-94 (в части соответствия группе горючести не ниже Г1) на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытием; протокол испытаний к сертификату соответствия ГОСТ Р 30244-94 на деревянные пропитанные опоры ЛЭП обработанные данным дополнительным защитным покрытие.

Представленный заявителем ООО «ПО «Гарантия» протокол испытаний №115 от 05.08.2021 состоит из 2 листов и результаты испытаний не отражены (раздел отсутствует), а также не утвержден руководителем (в правом верхнем углу отсутствует подпись руководителя).

Кроме того, заявитель ООО «ПО «Гарантия» указывает, что предоставил все документы, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям, в том числе сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ Р (ГОСТ или ТУ (с приложением данных ТУ)) и безопасности; протоколы испытаний, указанные в сертификате (декларации), выданные аккредитованными в «Росаккредитация» испытательными центрами; сертификат соответствия требованиям СТО ПАО «Россети»; документы, подтверждающие аккредитацию ПАО «Россети».

Документы ПАО «Россети» являются общими документами, которые выдвигают минимальные требования к качеству, надежности продукции, устанавливаемой на объектах электросетевого хозяйства Группы компаний ПАО «Россети».

Вместе с тем, помимо общих требований заказчик АО «Россети Тюмень» вправе установить требование об обработке огнезащитными составами в заводских условиях (п. 2.2. Раздела 5 Основные технические требования Стандарта ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-026-2017).

Закупки отдельных видов юридических лиц основаны преимущественно на гражданско-правовом характере этих отношений, праве Заказчиков организовать собственную систему закупок, направленную в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

Заказчик в силу Закона о закупках вправе самостоятельно устанавливать требования в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости соответствующие требования к участникам закупки, критерии допуска к участию, к составу и перечню документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия. При этом, требования к участникам такой закупки должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, в связи с чем при проведении закупок заказчик АО «Россети Тюмень» вправе устанавливать дополнительные требования к участникам, при этом, заказчик АО «Россети Тюмень» не ограничен требованиями документов, действующих в Группе компаний ПАО «Россети».

Спорные требования предоставляют заказчику АО «Россети Тюмень» дополнительные гарантии надлежащего и своевременного удовлетворения его потребностей (основная задача всех закупок), в противном случае участие в закупке недобросовестного лица может привести к срыву срока поставки, расторжению договора, необходимости повторно осуществлять закупку, что в конечном счёте, приведёт к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на её проведение.

Требование о необходимости обработки поверхности опор дополнительной защитой связано с установлением деревянных опор в зоне подверженной воздействию низовых пожаров, поскольку АО «Россети Тюмень» осуществляет свою деятельность на территории трех субъектов Российской Федерации большую часть территории которых занимают торфяники, которые имеют свойство самовозгораться, в результате чего образуются очаги возгорания (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область).

Кроме того, в 2022 году объекты электроэнергетики Тюменской области подверглась большому количеству низовых пожаров в результате чего были повреждены линии электропередач. В свою очередь, повреждение воздушных линий электропередач - падение опор, вызывает короткое замыкание, что провоцирует еще больше пожаров в жилых местностях в результате чего страдают дома и другие строения людей.

Заказчик АО «Россети Тюмень» является сетевой организацией основным видом деятельности которой является бесперебойная передача электрической энергии посредством объектов электросетевого хозяйства. Предмет закупки - деревянные опоры ЛЭП используется АО «Россети Тюмень» для проведения текущих, капитальных, ремонтов воздушных линий электропередач - объектов электросетевого хозяйства, с целью обеспечения бесперебойной работы энергосистемы.

Согласно данным заказчика АО «Россети Тюмень» за период 2022 года от лесных пожаров было повреждено около 500 деревянных опор, что подтверждается актами расследования пожаров, в частности, акты расследования пожаров, произошедших 14.04.2022, 28.04.2022, 05.05.2022, 10.05.2022, 13.05.2022.

Таким образом, требования о необходимости иметь дополнительную защиту поверхности деревянной опоры выше уровня грунта не менее чем на 1500 мм установлены заказчиком АО «Россети Тюмень» исключительно исходя из законодательного регулирования и специфики деятельности заказчика АО «Россети Тюмень», специфики региона в части пожарной безопасности.

Установление вышеуказанного требования в Техническом задании не являются избыточными, не нарушают конкуренцию, поскольку обусловлено повышенной пожароопасностью местности, в которой будут установлены деревянные опоры, а также основано на опыте эксплуатации заказчиком АО «Россети Тюмень» закупаемой продукции.

Кроме этого, Закон о закупках не обязывает заказчиков заключать договоры со всеми хозяйствующими субъектами, имеющими намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Требование о предоставлении в составе конкурсной заявки документов, указанных в пункте 2.18. Технического задания установлены заказчиком АО «Россети Тюмень» в отношении всех участников закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, что не противоречит ни Закону о закупках, ни Закону о защите конкуренции.

Антимонопольный орган не вправе вторгаться в сферу законного усмотрения организатора торгов иначе как в случае, если установленные требования носят явно произвольный характер и необоснованно препятствуют участию в конкурентных процедурах.

Согласно правовой позиции Президиума Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2018, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемых характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае закупочная комиссия АО «Россети Тюмень», также действовала обоснованно.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что жалоба заявителя ООО «ПО «Гарантия» необоснованна.

На основании изложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, статьи 3 Закона о закупках,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПО «Гарантия», рег. № 12551-ЭП/22 от 06.12.2022 на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку опор деревянных пропитанных для ВЛ 0,4-20 кВ для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32211761209, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии***

Члены Комиссии: ***

***

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны