Решение б/н решение по жалобе № 7737-эп/22 на действия Заказчика АУ «Юго... от 5 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                      РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1068/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 05.08.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС;

в отсутствии представителей Заказчика по ВКС;

рассмотрев жалобу сообщает о поступлении жалобы «_________» (вх. от 25.07.2022 № 7737-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Югорская шахматная академия» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по профессиональной очистке систем вентиляции, кондиционирования и дымоудаления от пожароопасных отложений на объекте "Шахматный клуб в г. Ханты-Мансийске", извещение № 32211559077, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от вх. от 25.07.2022 № 7737-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Югорская шахматная академия» (далее – Заказчик,) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по профессиональной очистке систем вентиляции, кондиционирования и дымоудаления от пожароопасных отложений на объекте «Шахматный клуб в г. Ханты-Мансийске», извещение № 32211559077. 

Заявитель обжалует положения документации о закупке в части установления избыточных требований к участникам закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 03.08.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг в АУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорская шахматная академия» (далее – Положение о закупке), утвержденным решением Наблюдательного совета АУ ХМАО–Югры «Югорская шахматная академия» (протокол от 24.03.2022 № 3).

19.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211559077. В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 19.07.2022 до 26.07.2022 00:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 26.07.2022 года.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 25.07.2022, до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно составлена документация в части установления необоснованных, избыточных требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; а также требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 12, 15 Информационной карты, а также техническим заданием Заказчиком установлено требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно:

Участник закупки должен иметь действующую лицензию МЧС на работы в области пожарной безопасности.

Заявитель в своей Жалобе указывает, что требование Заказчика о наличии лицензии неправомерно, поскольку объект закупки не подпадает действие Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заказчик с Жалобой не согласен, по доводам Заявителя пояснил следующее.

Обоснованием данного требования является постановление Правительства РФ от 28.07.2020  №1128, об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в котором в редакции от 20.07.2021 №1223, в перечне работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит (п.4 и п.7) «монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции и противопожарных завес (подпора воздуха) включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Техническим заданием предусмотрена профессиональная чистка вентиляционных систем, то есть предстоит отключить в приточных вентиляционных системах автоматику противопожарных клапанов - 37 шт. (элементов автоматических систем), в том числе от электропитания, для их очистки, выполнить демонтажные работы для обеспечения доступа к внутренней поверхности воздуховодов в 3 системах подпора воздуха (противопожарных завесах) и непосредственно у противопожарных клапанов, а после восстановить герметичность и теплоизоляцию воздуховодов, и вернуть работоспособность электроприводов противопожарных клапанов, отключить систему автоматики дымоудаления, и убедится в работоспособности системы диспетчеризации и автоматики после оказания услуги и повторного подключения общеобменной вентиляции, системы дымоудаления и подпора воздуха.

Таким образом, обязательному лицензированию подлежит деятельность хозяйствующих субъектов, которая непосредственным образом связана с монтажом, технический обслуживанием и ремонтом средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Также Заказчик пояснил, что в документации не предусмотрен запрет на привлечение субподрядной организации для выполнения видов работ, связанных с лицензий.

Заказчиком в документации требование о наличии у участников закупки или у субподрядчика действующей лицензии, выданной в соответствии с требованиями действующего законодательства о действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выполнение которых непосредственно связано с объектом контракта, не противоречит требованиям действующего законодательства.

В соответствии с правовой позицией указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» (вх. от 25.07.2022 № 7737-эп/22) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Югорская шахматная академия» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по профессиональной очистке систем вентиляции, кондиционирования и дымоудаления от пожароопасных отложений на объекте «Шахматный клуб в г. Ханты-Мансийске», извещение № 32211559077, необоснованной.         

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                            «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                       «_________»

 

                                                                                                      «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны