Решение б/н Решение по делу № 02-02-223/2010 по признакам нарушения ООО ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Ханты - Мансийск

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" октября 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено "27" октября 2010 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

рассмотрев дело № 02-02-223/2010 по признакам нарушения Обществом с ограниченной       ответственностью «Оптицена» (пр-т  Набережный, дом. 76,  г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628404) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ    защите  конкуренции",

в присутствии представителей:

от ответчика по делу: <...> – <...>;

от заявителей по делу: от ООО «Авиценна» <...> – <...>, от ОАО «Нижневартовская районная центральная аптека № 144» <...> – <...>, от ООО «Ремедиум»<...> – <...>, от ООО «Ремедиум Медика» <...> – <...>;

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 02-02-223/2010 послужило поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре  коллективное обращение участников розничного рынка реализации лекарственных средств в Нижневартовском районе (вх. № 617-О от 20.07.2010г.) указывающее на признаки  нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Оптицена» ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании информации и документов, представленных в Управление ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с информацией, указанной в обращении Управлением установлено, что 04.06.2010 года в г. Нижневартовске по адресам: ул. Спортивная, д. 15 и Дзержинского. 19. и в г. Мегион по адресам: ул. Заречная. 15/2, ул. Строителей, 13/4, открылись аптечные пункты Общества с ограниченной ответственностью «Оптицена» с рекламой «Аптека оптовых цен», в том числе в СМИ и распространяемых по городу листовках с рекламой о том, что «* Цены на товары со знаком «О», соответствуют уровню оптовых цен но результатам маркетингового исследования ООО «Фармаимпекс» по ХМАО.

По мнению заявителей фактически цены в вышеуказанных аптеках не соответствуют оптовым, и являются розничными. Так, Иодомарин в рекламе ООО «Оптицена»- 235руб., максимальная оптовая цена согласно зарегистрированных цен на ЖНВЛС на территории ХМАО-Югра на 15.05.2010г. составляет 204,30руб.

В связи с тем, что все лекарства в аптеках продаются по ценам выше оптовых, реклама «Аптека оптовых цен» не соответствует действительности. Такая реклама является ненадлежащей и не отвечает требованиям достоверности и добросовестности. Достоверной была бы реклама в том случае, если бы все лекарственные препараты в аптеках общества продавались по оптовым ценам, которые (оптовые цены) в традиционном понимании людей ниже рыночных. В связи с тем, что часть лекарств в аптеках продается по ценам выше оптовых, реклама «Аптека оптовых цен» не соответствует действительности.

По мнению заявителей действия ООО «Оптицена» выражаются в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам на рынке розничной реализации лекарственных средств через аптечную сеть путем позиционирования своих аптек, как аптек оптовых цен, что ставит конкурентов в неравные условия, причиняет убытки конкурентам и вводит в заблуждении потребителей - физических лиц.

Заявители указывают на то, что оптовой ценой является цена товара, продаваемого крупными партиями, по цене ниже розничной. Тем самым ООО «Оптицена» получает незаконные преимущества перед другими участниками рынка, которые занимаются розничной реализацией товаров аптечного ассортимента.

Так же, по мнению заявителей действия ООО «Оптицена» имеют негативные последствия для хозяйствующих субъектов-конкурентов в виде причинения убытков.

В своих письменных объяснениях по данному факту, ООО «Оптицена» пояснило что, правовым основанием использования вывески «Аптека оптовых цен» является соответствие розничной цены ряда лекарственных средств, реализуемых аптечными учреждениями ООО «Оптицена» уровню средневзвешенной оптовой цены на такие же лекарственные средства, существующие на оптовом рынке Ханты – Мансийского автономного округа - Югры. ООО «Оптицена» указывают на то, что в ряде случаев цены в аптечных учреждениях Общества соответствуют уровню оптовой цены на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем, использование вывески «Аптека оптовых цен» служит средством предоставления потребителю достоверной информации о действительной величине отпускной цены в аптечном пункте.

Формирование отпускной цены на торговое наименование ООО «Оптицена» осуществляется путем начисления торговой надбавки к фактической отпускной цене производителя, для реализации в ходе розничной продажи непосредственному потребителю. Это соответствует начислению торговой надбавки в организациях оптовой торговли при прямых закупках лекарственного средства непосредственно у производителя, если таковые закупки осуществляются.

Если организация оптовой или розничной торговли начисляет торговую надбавку к цене оптовой продажи другой организации оптовой торговли, то цена продажи конечному потребителю будет увеличиваться с удлинением цепочки фирм - посредников, и независимо от формы деятельности таковых фирм, цена торгового наименования при оптовой продаже в регионе будет превышать цену розничной продажи ООО «Оптицена».

Таким образом, вывеска «Аптека оптовых цен» информирует потребителя не о форме деятельности ООО «Оптицена», как предприятия - субъекта оптовой торговли. В то же время, для потребителя понятие «оптовая цена» означает отнюдь не отсутствие торговой надбавки, а уровень цен, указание на конкретную отпускную цену, то, насколько она ниже уровня цен на рынке определенного региона.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с уставом ООО «Оптицена» (утв. Решением единственного учредителя от 11.01.2010г.)  основными видами деятельности Общества является оптовая и розничная торговля товарами медицинского назначения. Общество с ограниченной ответственностью «Оптицена» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности №ЛО-16-02-000168 от 19 апреля 2010 года в части розничной торговли лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств

Пункт 3.1. устава ООО «Оптицена» определяет цели создания Общества, такие как объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов участников для осуществления в рамках настоящего устава деятельности, направленной на получение прибыли

Таким образом, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции ООО «Оптицена» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Оптовая цена - цена товара, продаваемого крупными партиями (оптом), которая ниже розничной в связи в экономией на торговых издержках. Согласно ст. 54 вышеуказанного Закона «Об обращении лекарственных средств» оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами.

Согласно сведениям, представленным в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре обществом с ограниченной ответственностью «Оптицена» (исх. №095б от 08.10.2010г.), Общество в 2010 году применяло начисление торговой на реализуемые лекарственные средства к оптовой цене поставщиков.

Исходя из вышеизложенного следует, что цены на лекарственные средства, реализуемые в аптечных учреждениях общества с ограниченной ответственностью «Оптицена», являются розничными ценами.

Однако использование в названии вывески аптечного учреждения ООО «Оптицена» словесного обозначения «Аптека оптовых цен» создает впечатление, что все лекарственные препараты в данном аптечном учреждении реализуются по оптовым ценам, без розничной торговой надбавки.

Осуществляя деятельность по розничной реализации лекарственных препаратов под вывеской «Аптека оптовых цен», ООО «Оптицена» распространяет ложные, неточные или искаженные сведения  о фактических ценах на товары, реализуемые обществом.

На основании вышеизложенного, действия ООО «Оптицена», выразившиеся в распространении ложных, неточных или искаженных сведении о фактических ценах на товары, реализуемые обществом путем использования вывески «Аптека оптовых цен» при осуществлении деятельности по розничной реализации лекарственных препаратов, имеют признаки нарушения п. 1 ч. 1. ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 12.08.2010 № 739 возбуждено дело № 02-02-223/2010 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).

Определением (исх. № 02/ИД-5010 от 31. 08.2010г.) дело № 02-02-223/2010 назначено на 15.10.2010г., о времени и месте рассмотрения дела, лица участвующие в деле уведомлены надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести убытки его деловой репутации.

Пунктом 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе», объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игр, пари), на привлечения внимания к которым направлена реклама.

Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, распространяемая  вывесках в аптечные учреждения ООО «Оптицена» «Аптека оптовых цен», полностью соответствует понятию рекламы, данном в статье 3 Закона о рекламе и является рекламой.

Осуществляя деятельность по розничной реализации лекарственных препаратов под вывеской «Аптека оптовых цен» общество с ограниченной ответственностью «Оптицена» вводит потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств товара, а именно цены товара, что подтверждается данными представленным в таблице № 1.

Целью размещения вывески «Аптека оптовых цен» на аптечных учреждениях ООО «Оптицена» является привлечение потребительского спроса, при этом оно создается путем введения в заблуждение (обмана) потребителей в отношении потребительских свойств (цены товара) предлагаемых им товаров. Такие действия отвлекают клиентов от добросовестных субъектов предпринимательства и дезинформируют потребителей о реальном положении на рынке.

В своих объяснениях (исх. №095б от 08.10.2010) в части правомерности использования вывески «Аптека оптовых цен» ООО «Оптицена» сообщает, что цены ряда лекарственных средств, реализуемых аптечными учреждениями вышеуказанного общества, соответствуют уровню средневзвешенной оптовой цены.

Однако Управлением ФАС по ХМАО-Югре установлено, что сравнение по средневзвешенной цене на лекарственные препараты является некорректным, так как цены не являются фиксированными и подвержены изменениям.

В своих объяснениях  ООО «Оптицена» отмечает, что согласно данным маркетинговых исследований, уровень отпускных цен в аптечных учреждениях общества с ограниченной ответственностью «Оптицена» зачастую даже ниже уровня оптовых цен.

В соответствии с пояснениями представителя ООО «Оптицена», маркетинговое исследование проводилось обществом с ограниченной ответственностью «Фармаимпекс», на основании договора на оказание информационно-консультационных и маркетинговых услуг, заключенного между ООО «Оптицена» и ООО «Фармаимпекс».

В вышеуказанном маркетинговом исследовании сравнивается розничная цена ООО «Аптека «Будь здоров» на определенные лекарственные препараты со средней ценой на данные препараты крупных поставщиков лекарственных препаратов.

Ханты – Мансийским УФАС России проанализирован вышеуказанное маркетинговое исследование, исходя из анализа установлено следующее.

Согласно маркетинговому исследованию стоимость следующих лекарственных средств : Кларитин 10мг № 10 таб., Йодомарин 200мкг № 100 таб., Анципол № 30 капс., Линекс № 32 капс., Вольтарен эмульген 1% 50г, Арбидол 0,1г №10 капс., Анаферон детс. № 20 таб. д/рассас., Гексикон 16мг № 10 супп.вагин., Лакалют актив , Аква Марис 30мл спрей наз.фл. дороже оптовых цен на 10 %.

Ханты – Мансийскому УФАС представлен Закрытым акционерным обществом «Славянское милосердие» сравнительный анализ цен в аптечных учреждениях ЗАО «Славянское милосердие» и ООО «Оптицена».

Сравнительный анализ цен в аптечных учреждениях ЗАО «Славянское милосердие» и ООО «Оптицена» отражен нижеприведенной таблице.

 

Таблица № 1

 

п/п

Наименование лекарственного препарата

Оптовая цена в ЗАО

«СМ»

Цена в ООО «Оптицена»

%  розн. наценки в ООО «Оптицена»

1.

Кларитин 10мг № 10

167,76

208,00

24%

2.

Линекс №32

257.46

335,00

30,1%

3.

Арбидол 0,1 №10

138,00

168,00

21,7%

4.

Гексикон свечи №10

168,82

208,00

23,2%

5.

Иодомарин200№100

173,04

235,00

35,8%

6.

Вольтарен эмульгель 50,0

177,54

213,00

20%

7.

Анаферон детский №20

103,07

118,00

14,5%

8.

Зуб. Паста Лакалют актив

81,73

99,00

21,1%

9.

Аква-Марис спрей 30мл

141,57

178,00

25,7%

 

Сравнительный анализ цен показывает, что реализация лекарственных препаратов в аптеках ООО «Оптицена» производится не по оптовым ценам, а по сформированным розничным ценам, с применением розничной наценки  от 14% до 36% по данным наименованиям.

Таким образом, можно усомниться в корректности и объективности маркетингового исследования представленного ООО «Оптицена».

Кроме того, крупные аптечные учреждения города Нижневартовк отмечают, что вызывает сомнение корректность и объективность маркетингового исследования ООО «Фармаимпекс», так как ценовые колебания на фармацевтическом рынке носят постоянный характер и следовательно, подтверждение соответствия имеющихся цен уровню оптовых должно быть также постоянным, то есть маркетинговые исследования должны быть ежедневными и сроки их проведения не должны превышать 1 дня. Заявители утверждают, что вышеуказанное маркетинговое исследование сомнительно, так как информация об оптовых (закупочных) ценах конкурирующих оптовых сетей является коммерческой тайной, так как поставщики, имеющие соответствующие договоры на поставку товара, не имеют право разглашать указанную информацию. Кроме того, заявители отмечает, что потребитель не информируется о том, какая доля товара, реализуемого в аптечных учреждениях ООО «Оптицена» соответствует «оптовой цене».

Ханты – Мансийским УФАС России у Общества с ограниченной ответственностью «Оптицена» была запрошена (исх. № ИД-02/5550 от 08.10.2010) информация о процентном соотношении количеств препаратов, отмеченных значком «О!» от общего количества реализуемых в аптечных учреждениях ООО «Оптицена», процентное соотношение наименований товаров, выделенных значком «О!» и реализованных в аптечных учреждениях г. Нижневартовск. Согласно сведениям, представленным ООО «Оптицена»,  в аптечных учреждениях, расположенных в г. Нижневартовске, за период с 01.05.2010 по 01.08.2010 процентное соотношение количеств лекарственных препаратов, отмеченных знаком «О!», от общего количества реализуемых лекарственных препаратов в указанных аптечных учреждениях, составляет  приблизительно 10,00 % .

Из вышеизложенного следует, что количество лекарственных препаратов, реализуемых ООО «Оптицена», цены которых согласно маркетинговому исследованию ООО «Фармаимпекс» соответствуют уровню оптовой цены на товарном рынке,  и объемы их реализации являются незначительными по сравнению с общим количеством лекарственных препаратов и объемов их реализации.

Таким образом, учитывая, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что сравнение с оптовыми ценами имеет место для несущественного (малого) перечня лекарственных препаратов, реализуемых в аптечных учреждениях ООО «Оптицена», Комиссией установлено, что действия ООО «Оптицена» по размещению на аптечных учреждениях общества вывески «Аптека оптовых цен» в том числе с добавлением на вывеске мелким шрифтом «Цены на товары, отмеченные «О!», соответствуют уровню оптовых по результатам маркетингового исследования ООО «Фармаимпекс», является некорректным и вводит потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств товара, а именно цены лекарственных препаратов.

Согласно статье 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности осуществление недобросовестной конкуренции, противоречащей честным обычаям в торговых и промышленных делах, недопустимо. Подлежат запрету все действия, способные каким-либо образом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента, ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, промышленную или торговую деятельность конкурента, указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.

Характеристиками недобросовестной конкуренции являются:

направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;

наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.

Действия общества с ограниченной ответственностью «Оптицена» в части осуществления розничной продажи лекарственных препаратов под вывеской «Аптека оптовых цен» приводят к привлечению потребительского спроса. Исходя из поступивших обращений физических лиц, у потребителей к аптечному учреждению с вывеской «Аптека оптовых цен» возникает отношение как к более доступному, дешевому аптечному учреждению. Таким образом, вышеуказанные действия ООО «Оптицена» приводят (могут привести) к получению преимуществ, занятию ООО «Оптицена» более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к иным аптечным учреждениям (кроме ООО «Оптицена»).

Сравнение розничных цен лекарственных препаратов, реализуемых в ООО «Оптицена», с ценой, сложившейся на оптовым рынке, вводит потребителей в заблуждение относительно дешевых цен на продаваемый обществом товар. Вышеуказанное противопоставление одного товара другому по ценовому критерию направлено на дискредитацию конкурентов, может задевать деловую репутацию конкурента, противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Использование Обществом с ограниченной ответственностью «Оптицена» на вывесках аптечных учреждений словосочетания «Аптека оптовых цен» способствует (могло способствовать) оттоку клиентов у конкурентов - иных аптечных учреждений (кроме ООО «Оптицена»), осуществляющих деятельность на данном товарном рынке (в том числе потенциальных конкурентов). При этом отвлечение потребителей от конкурентов, ведущих добросовестную конкуренцию, приводит к тому, что у таких конкурентов создается потеря или уменьшение прибыли.

 Так, заявителями представлены сведения о том, что в результате действий ООО «Оптицена» по размещению вышеуказанной вывески участники товарного рынка лекарственных средств Нижневартовского района несут финансовые убытки, теряя настоящих и потенциальных покупателей.

Обществом с ограниченной ответственностью  «Авиценна» Ханты – Мансийскому УФАС России представлен сравнительный анализ продаж препаратов в аптеках расположенных по адресам: г. Нижневартовск, ул. Спортивная, 17, г. Мегион, ул. Строителей. 11/1, отраженный в нижеприведенной таблице «Сравнительный анализ продаж препаратов в аптеке ООО «Авиценна» по расположенной адресу: г. Нижневартовск, ул. Спортивная, 17».

 

Таблица № 2

№ п.п

 

 

 

Наименование

 

 

Май

Июнь

Июль

2009

2010

2009

2010

2009

2010

1

Арбидол 100мг. капс. №10 М ЖНВЛС

140

146

164

96

57

49

2

Линекс капс. №32

28

33

51

25

28

22

3

Аква Марис наз. спрей 30мл

24

31

33

19

19

17

4

Анаферон дет таб. № 20 ЖНВЛС

35

52

45

25

33

29

5

Йодомарин 200мкг таб. №100 ЖНВЛС

13

24

23

17

22

19

6

Гексикон 16мг ваг свечи №10 ЖНВЛС

19

26

46

26

29

22

7

Кларитин 10мг таб. № 10 М ЖНВЛС

10

18

64  

51

35

20

8

Лакалют З/п актив 50мл

38

48

31

23

28

24

9

Вольтарен эмульгель 1% гель 50г

8

10

10

7

13

9

10

Аципол кап № 30

7

9

7

1

5

1

 

Таблица № 3  «Сравнительный анализ продаж препаратов в аптеке ООО «Авиценна» расположенной по адресу: г. Мегион, ул. Строителей, 11/1».

 

№ п.п

 

 

Наименование

 

 

Апрель

Май

Июнь

Июль

2009

2010

2009

2010

2009

2010

2009

2010

1.

Арбидол 100мг. капс. №10 М

ЖНВЛС

40

31

31

15

24

8

19

5

2.

Линекс капс. №32

14

9

13

7

13

3

10

2

3.

Аква Марис наз. спрей 30мл

15

10

16

5

12

3

9

2

4.

Анаферон дет таб. № 20

ЖНВЛС

25

20

22

6   

18

2

8

2

5.

Йодомарин 200мкг таб. №100

ЖНВЛС

17

13

15

9

10

2

8

1

6.

Гексикон 16мг ваг свечи №10

ЖНВЛС

12

8

10

6

8

4

7

2

7.

Кларитин 10мг таб. № 10 М

ЖНВЛС

14

6

12

5

11

3

9

1

8.

Лакалют З/п актив 50мл

11

4

9

3

8

2

7

2

9.

Вольтарен эмульгель 1% гель 50г

10

5

7

3

4

2

3

1

10.

Аципол кап № 30

7

3

6

1

6

1

5

1

 

Приведенные в таблице № 2,3 данные свидетельствуют о том, что в период с апреля 2010г. по июль 2010г. наблюдается значительное снижение количества проданных препаратов в аптечных пунктах ООО «Авиценна» в период с июня по июль 2010г. расположенных по адресам: г. Нижневартовск, ул. Спортивная, 17, г. Мегион, ул. Строителей. 11/1.

Кроме того, ООО «Авиценна» представило сравнительный анализ выручки аптек, рядом с которыми открылись пункты продаж медикаментов ООО «Оптицена», отраженный в нижеприведенных таблицах.

Таблица № 4 «Сравнительный анализ выручки в аптеке ООО «Авиценна» расположенной по адресу: ул. Спортивная, 17, г. Нижневартовск».

 

Год Месяц

Июнь

Июль

2009

3 963 567,21

3 630 100,43

2010

3 249 590,87

3 221 377,23

Потери

713 976,34

408 723,20

 

Приведенные в таблице № 4 данные свидетельствуют о том, что общая потеря выручки на аптечном пункте расположенному по Спортивной, 17 за два месяца составила 1 122699,54руб. При минимальном уровне наценки в 30% потери в валовой прибыли составили 259 085,37руб.

 

Таблица № 5 «Сравнительный анализ выручки в аптеке ООО «Авиценна» расположенной по адресу: ул. Строителей, 11/1 г. Мегион».

 

Год Месяц

Апрель

Май

Июнь

Июль

2009

1 233 055,46

1 298 269,27

985 633,30

807 907,66

2010

1 090 605,17

762 616,90 535

548 613,76

445 530,14

Потери

142 450,29

652,37

437 019,54

362 377,52

Приведенные в таблице № 5 данные свидетельствуют о том, что общая потеря выручки аптечного пункта г. Мегион, ул. Строителей, 11/1 за четыре месяца составила - 1 477499,72руб. При минимальном уровне наценки в 30% потери в валовой прибыли составили 340 962,61 руб. Итоговые потери валовой прибыли ООО «Авиценна» составили 600 047, 98руб.

В своем письме (исх. № 15 от 19.08.2010г.) ООО «Ремедиум Медика» указывает на то, что недобросовестные действия ООО «Оптицена» причиняют убытки ООО «Ремедиум Медика». Вышеуказанным письмом ООО «Ремедиум Медика» приводит показатели снижения товарооборота аптеки по адресу: ул. Дзержинского, 17 с января по июль 2010 года.

Так, в январе 2010г. товарооборот  аптеки ООО «Ремедиум Медика»  составил - 1 123 000 руб., в феврале 2010г. - 1 227 000 руб., в марте 2010г. - 1 481 000 тыс. руб., в апреле 2010г. - 1 274 000 тыс. руб., в мае 2010г. -1 216 000 тыс. руб. Средний товарооборот  ООО «Ремедиум Медика» за период с января по май 2010г. составила 1 264 200 руб.,  а в июне 2010г, в месяц открытия ООО «Оптицена»  выручка ООО «Ремедиум Медика» составила - 945 000 тыс. руб. (уменьшение на 25 %  от среднего товарооборота), в июль 2010г товарооборот ООО «Ремедиум Медика» составил - 749 000 тыс. руб. (уменьшение на 40 %  от среднего товарооборота 2010г).

В письме (исх. № 18 от 24.08.2010г.) Обществом с ограниченной ответственностью  «Ремедиум Медика» представлен Управлению ФАС по ХМАО – Югре сравнительный анализ продаж препаратов в аптеке расположенной по адресу: ул. Дзержинского, 17, г. Нижневартовск, отраженный в нижеприведенной таблице.

Таблица № 6 «Сравнительный анализ продаж препаратов в аптеке расположенной по адресу: ул. Дзержинского, 17, г. Нижневартовск».

№ п/п

Наименование

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

1.

Кларитин 10мг № 10

18

21

20

24

30

14

10

2.

Иодомарин 200 №100

14

17

15

19

21

12

10

3.

Линекс №32

30

41

45

48

52

29

25

4.

Аква Марис 30мл

41

36

39

38

41

28

24

_5.

Арбидол 0,1  №10

1000

1200

1800

400

350

150

150

6.

Анаферон №20 детский

600

700

650

300

300

150

120

7.

Аципол №30 капс.

4

6

5

4

3

2

2

8.

Гексикон №10

4

8

7

5

4

 

3

9.

Лакалют актив зуб. паста

20

24

21

28

31

15

14

10.

Вольтарен эмульгель 20г

18

24

28

26

20

16

12

 

Приведенные в таблице № 6 данные свидетельствуют о том, что в период с апреля 2010г. по июль 2010г. наблюдается значительное снижение в количества проданных препаратов в аптечном пункте ООО «Ремедиум Медика»  в период с июня по июль 2010г. расположенном по адресу: ул. Дзержинского, 17, г. Нижневартовск.

ЗАО «Славянское милосердие» в письме (исх. № 80 от 20.08.2010г.) представляет сравнительный анализ выручки и проходимости за период с 01.04.2009г. по 01.07.2009г. и за период с 01.04.2010г. по 01.07.2010г. в аптеке ЗАО «Славянское милосердие», отраженный в таблице № 7

Таблица № 7

№ п/п

Год

2010

2009

Месяц

Кол-во чеков

Выручка, руб.

Кол-во чеков

Выручка, руб.

1.

Апрель

6 478

1 212 326, 00

6 687

1 325 086, 00

2.

Май

6 385

1 116 021, 00

71 51

1 281 190, 00

3.

Июнь

5 153

897 922, 00

5 545

1 025 022, 00

4.

Июль

5 069

850 244, 00

5 311

953 218, 00

5.

Итого

23 085

4 076 513, 00

24 694

4 584 516, 00

 

Приведенные в таблице № 7 данные свидетельствуют о том, что в период с апреля 2010г. по июль 2010г. наблюдается значительное снижение количества пробитых чеков (1609 чеков), а также следует отметить не дополученную выручку ЗАО «Славянское милосердие» в сумме  508 0003, 00 руб. за 2010г. по сравнению аналогичным периодом 2009г.

№ п/п

Наименование

 

 

Количество

 

Апрель

Май

Июнь

Июль

 

1.

Аква Марис 30 мл.

8

5

5

5

 

2.

Аципол № 30 капс.

3

0

1

1

 

3.

Анаферон детский № 20

18

15

13

12

 

4.

Арбидол 100 мг №10

52

29

21

16

 

5.

Арбидол 50 мг №10

12

6

2

3

6.

Вольтарен эмульгель 50,0

4

1

2

2

7.

Гексикон супп. №10

18

16

9

12

8.

Иодомарин 200 №100

6

5

2

3

9.

Кларитин №10

8

4

6

6

10.

Лакалют актив

13

5

4

3

11.

Линекс №32

11

9

7

6

               

Кроме того, ЗАО «Славянское милосердие» представило Управлению ФАС по ХМАО – Югре сравнительный анализ продаж препаратов используемых ООО «Оптицена» в рекламных листовках. Данный анализ отражен в нижеприведенной таблице.

Таблица № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные в таблице № 8 данные свидетельствуют о том, что в период с апреля 2010г. по июль 2010г. наблюдается значительное снижение количества проданных препаратов ЗАО «Славянское милосердие».

Письмом (исх. № 334 от 19.08.2010г.) Открытое акционерное общество «Нижневартовская районная центральная аптека №144» поддерживает доводы изложенные в коллективном обращении участников рынка реализации лекарственных средств на территории Нижневартовского района и указывает на то, что реклама «Аптека оптовых цен» ООО «Оптицена» не соответствует действительности, а ценовая политика направлена на дестабилизацию уже сформировавшегося в городе Нижневартовск рынка реализации лекарственных средств. ОАО «НРЦА №144» был проведен анализ рентабельности аптечного пункта расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Спортивная, 13в . Данные отражены в таблице № 9.

Таблица № 9

Анализ рентабельности за пять месяцев аптечного пункта по адресу ул. Спортивная д.13в

 

2009

 

2010

 

Отклонение

Товарооборот, руб.

1 861 385, 00

1 085 656, 00

-775 729, 00

Наложение, руб.

502 574, 00

293 127, 00

-209 447, 00

Затраты, руб.

405 454, 00

486 900, 00

- 81 446, 00

Рентабельность, руб.

97 119, 00

-193 773, 00

-290 893, 00

ОАО «НРЦА №144» пояснило, что открытие «Аптеки оптовых цен» расположенной по адресу ул. Спортивная, д. 15 г. Нижневартовск привело к большему падению товарооборота и «30» мая 2010 года вышеуказанный аптечный пункт был закрыт.

Аналогично вышеуказанным хозяйствующим субъектам ООО «Панацея» письмом (исх. № 17 от 20.08.2010г.) представило Управлению сравнительный анализ выручки и проходимости за период с 01.04.2009г. по 01.07.2009 г. и за период с 01.04.2010 г. по 01.07.2010 г.  и сравнительный анализ продаж препаратов используемых ООО «Оптицена» в рекламных листовках. Данные сравнительного анализа отражены в таблицах № 10, 11

Таблица № 10 «Сравнительный анализ выручки и проходимости ООО «Панацея» за период с 01.04-01.07.2009 г. по 01.04.-01.07.2010 г.»

 

Дата

Выручка, руб.

Проходимость, чел

Дата

Выручка, руб.

Проходимость, чел

Разница Выручка/Проходимость

01.04. 09

1 707 843, 00

9 980

01.04.10

1 015 315, 00

7 720

-962 528, 00/-2 260

01.05. 09

1 599 178, 00

9 920

01.05.10

978 459, 00

8 060

-620 719, 00/-1 860

01.06. 09

1 301 012, 00

8 400

01.06.10

826 120, 00

6 900

-474 892, 00/-1 500

01.07. 09

1 198 938, 00

7 800

01.07.10

737 869, 00

5 580

-461 069, 00/-2 220

 

Таблица № 11 «Сравнительный анализ продаж  ООО «Панацея» за период с 01.04-01.07.2009 г. по 01.04.-01.07.2010 г.»

 

 

Наименование ЛС

Продажи 2009 г 01.04/01.05/01.06

Продажи 2010 г. 01.04/01.05/01.06

 

 

Кларитин тб 10 мг № 10

7/6/11

7/14/11

 

 

Иодомарин 200 № 100

2/6/6

2/5/3

 

 

Линекс капе № 32

12/2/6

17/11/6

 

Аципол № 30

1/0/0

1/3/1

 

Вольтарен эмульгель 50,0

8/4/6

0/1/2

 

Арбидол 100 мг № 10

49/34/25

60/45/23

 

Аанаферон детский № 20

15/7/4

7/6/9

 

Аква марис наз спрей 30,0

5/9/4

13/10/10

 

Гексикон ев ваг № 10

14/8/7

7/8/7

 

Лакалют Актив з/п 50,0

21/17/10

18/12/7

             

 

Таким образом, таблицы №10,11 наглядно демонстрируют уменьшение в аптечном учреждении ООО «Панацея» как выручки на 38% в стоимостном выражении снижение составило 461 069,00 руб. по сравнению с аналогичным периодом 2009г. и проходимости 2 220 чел., так уменьшение количества проданных препаратов ООО «Панацея».

ООО «СОВА» также поддержала позицию остальных заявителей указывает в своем письме (исх. 16 от 20.08.2010г) на понесенные данным обществом убытки от действий ООО «Оптицена» по размещению недобросовестной рекламы «Аптека оптовых цен».

Вышеуказанная информация, свидетельствует как доказательная база о причинении убытков хозяйствующим субъектам рынка розничной реализации лекарственных средств Нижневартовского района ООО «Оптицена», которые возникли в результате  размещения ООО «Оптицена» вывески «Аптека оптовых цен».

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «Оптицена» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части распространение ложных, неточных или искаженных сведений путем размещения рекламы «Аптека оптовых цен», которые причинили убытки хозяйствующим субъектам на рынке лекарственных средств Нижневартовского района и нанесли ущерб их деловой репутации.

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью  1  статьи 49 Федерального  закона от  26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Оптицена» (пр-т  Набережный, дом. 76,  г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628404), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части распространение ложных, неточных или искаженных сведений путем размещения рекламы «Аптека оптовых цен», которые причинили убытки хозяйствующим субъектам на рынке лекарственных средств Нижневартовского района и нанесли ущерб их деловой репутации.

 

 

2 . Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Оптицена» (пр-т  Набережный, дом. 76,  г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628404), предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно прекратить размещение рекламы с использованием формулировки «Аптека оптовых цен» любым способом, в любой форме и с использованием любых средств при реализации лекарственных средств  ООО «Оптицена» с применением розничных надбавок, а также прекратить размещение рекламной информации о ценах на реализуемые ООО «Оптицена» лекарственные средства без указания периода реализации рекламируемых товаров по ценам, заявленным в рекламной информации.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в соответствии со ст. 14.33  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Решение  может  быть обжаловано в  течение трех месяцев со  дня  его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение  в установленный срок  законного  решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны