Решение №ВТ/4446/24 РЕШЕНИЕ №086/07/3-879/2024 по результатам рассмотрения жалоб... от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-879/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 27.06.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 01.07.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- «...» - «...»;

Члены комиссии:

- «...» - «...»;

- «...» - «...»,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя «...», уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения рассмотрения жалобы (уведомление ВТ/4227/24 от 24.06.2024);

в отсутствии на заседании комиссии заказчика МУП «Радужныйтеплосеть», уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения рассмотрения жалобы (уведомление ВТ/4227/24 от 24.06.2024);

рассмотрев жалобу «...» (вх. №5744-ЭП/24 от 11.06.2024) (далее - Жалоба) на действия заказчика МУП «Радужныйтеплосеть» при проведении ценового запроса в электронной форме на капитальный ремонт ОПО «Система теплоснабжения г. Радужный» (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1 (реестровый номер извещения 32413691037),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба «...» (далее — Заявитель) (вх. №5744-ЭП/24 от 11.06.2024) на действия МУП «Радужныйтеплосеть» (далее — Заказчик) при проведении ценового запроса в электронной форме на капитальный ремонт ОПО «Система теплоснабжения г. Радужный» (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1 (реестровый номер извещения 32413691037).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела, дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 11.06.2024 17:00, Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 11.06.2024 в 09:16:15.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу исх. №ВТ/3934//24 от 14.06.2024 рассмотрение Жалобы было назначено на 21.06.2024.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации и сведений, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России уведомлением исх. № ВТ/4227/24 от 24.06.2024 был продлен срок принятия решения по Жалобе, а рассмотрение Жалобы назначено на 27.06.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заявитель считает, что процедура Закупки проводится в нарушение требований Закона о закупках, положений Закона о защите конкуренции, а также Положения о закупках Заказчика.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

I. Согласно ПОЛОЖЕНИЯ о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия «Радужныйтеплосеть» городского округа Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлены следующие способы закупки:

1.3. Способы закупок

1.3.1. Закупки могут быть конкурентными и неконкурентными.

1.3.2. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

3) запрос предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

4) запрос котировок (открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

1.3.3. Неконкурентной признается закупка, осуществленная у единственного поставщика, путем проведения запроса цен, комплексной закупки и проведение ценового запроса в электронном виде.

1.3.4. Конкурс проводится в случае закупки товаров (работ, услуг) в связи с конкретными потребностями Заказчика, в том числе если предмет договора носит технически сложный характер и для эффективного проведения закупки Заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора, например предложений по качеству предлагаемых товаров (работ, услуг).

1.3.5. Аукцион проводится, если закупаются товары (работы, услуги), для которых есть функционирующий товарный рынок и их можно сравнивать только по цене. Соответственно, цена договора является единственным критерием для выбора участника аукциона, с которым будет заключен договор.

1.3.6. Запрос предложений и запрос котировок проводятся с целью обеспечить срочные, неотложные нужды Заказчика.

1.3.7. Закупка у единственного поставщика осуществляется только в случаях, установленных настоящим Положением, когда проведение иных процедур закупок невозможно или нецелесообразно.

1.3.8. Запрос цен Запрос цен - открытая неконкурентная процедура закупки, при которой победителем признается участник закупок, предложивший наименьшую цену выполнения договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора (лота), и/или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также текущего минимального ценового предложения на шаг запроса цен.

1.3.9 Комплексная закупка – неконкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке, и окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и содержит лучшие условия исполнения договора на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки.

1.3.10. Заказчик вправе проводить конкурентные и неконкурентные закупки как в электронной, так и в неэлектронной форме. Исключительно в электронной форме осуществляются конкурентные закупки товаров, работ, услуг, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1352 проводятся только среди СМСП.

Согласно п.1.3.8. способ закупки Запрос цен в электронной форме проводится путем снижения ценового предложения на шаг запроса цен. Кроме этого, победителем признается участник, предложивший наименьшую цену договора. Однако в Приложении №2 к Положению, Заказчик устанавливает иной порядок проведения Запроса цен в электронной форме, согласно которого исключает шаг запроса цен, а также устанавливаются, что Победителем признается предложение участника закупки, которое соответствует требованиям, установленным в информационной карте ценового запроса, и заявка, которого по результатам сопоставления заявок (постквалификация), на основании указанных в информационной карте ценового запроса критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, т.е. устанавливают дополнительные критерии к участникам закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком в Положении установлен противоречащий порядок осуществления одного и того же способа осуществления закупки – Запрос цен в электронной форме.

II. Заказчик размещает Извещение о закупке №32413691037 10.06.2024 10:45 (МСК+2), при этом устанавливает следующие место и сроки подачи заявки:

7.

Срок, место и порядок предоставления ценового запроса

(ЭТП), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etp-region.ru, в период с 10.06.2024 г. по 11.06.2024 г. 17.00 (местное время Заказчика)

Таким образом на подачу заявки Заказчик выделяет участнику 1 рабочий день.

Согласно Документации

13.

Заявка на участие в ценовом запросе должна содержать

Перед подачей ценового предложения лица, желающие принять участие в ценовом запросе, должны пройти процедуру регистрации участника на электронной торговой площадке в соответствии с регламентом электронной торговой площадки.

Участники представляют через функционал электронной торговой площадки ценовые предложения заказчику до окончания срока приема предложений, указанного в ценовом запросе.

В соответствии с Регламентом электронной площадки ЭТП, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etp-region.ru установлен следующий Порядок регистрации на электронной площадке:

2.3. Порядок регистрации и аккредитации Заявителей:

2.3.1. При прохождении в Системе процедуры регистрации и аккредитации Заявитель должен предоставить Оператору соответствующие сведения и подтверждающие документы, установленные настоящим Регламентом.

2.3.4. После регистрации заявитель может начать работу в Системе в режиме ограниченного доступа. Для возможности принятия участия в торгово-закупочных процедурах и/или организации торгово-закупочных процедур требуется получение аккредитации посредством штатного интерфейса ЭТП.

2.3.5. Оператор Системы в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления документов и сведений на аккредитацию принимает решение о подтверждении аккредитации или отказе в аккредитации.

Заявитель обращает внимание, что таким образом, срок регистрации для подачи заявки на площадке ЭТП составляет 5 (пять) рабочих дней. Осуществить Регистрацию и подачи заявки за 1 (один) рабочий день, как устанавливает Заказчик не представляется возможным.

По мнению Заявителя, Заказчиком целенаправленно установлен очень короткий срок на подачу заявки с целью ограничения количества участников.

III. Для участия в данной закупки Оператором электронной площадки установлена плата за подачу заявки, которая перечисляется на Счет оператора площадки.

 

Без оплаты 1 685 098.88 руб. оператору не возможно подать заявку.

Согласно Регламентов Банков, денежный платеж осуществляется до 3 банковских дней. Таким образом, зарегистрироваться на площадке и перечислить данные денежные средства, чтобы они были зачислены на счет оператора электронной площадки за 1 рабочий день не представляется возможным.

По мнению Заявителя, Заказчиком целенаправленно установлен очень короткий срок на подачу заявки с целью ограничения количества участников, чтобы никто, кроме «своего» участника, который за ранее предупрежден Заказчиком о проводимой закупке, не смог подать заявку на участие в данной закупке.

IV. Кроме Регистрации на площадке и перечисления денежных средств оператору, участник закупки должен собрать, подготовить все документы, которые требует Заказчик, составить и оформить заявку. Кроме документов, установленных в Информационной карте, необходимо в течении 1 рабочего дня подготовить:

В составе заявки на участие в закупке представляется копия действующего договора с аттестованной лабораторией по неразрушающему контролю.

В составе заявки на участие в закупке представляется копия утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА программу проведения пуско-наладочных работ.

По мнению Заявителя, Заказчиком целенаправленно установлен очень короткий срок на подачу заявки с целью ограничения количества участников, чтобы никто, кроме «своего» участника, который за ранее предупрежден Заказчиком о проводимой закупке не смог подать заявку на участие в данной закупке.

V. Заказчиком в Документации установлены следующие критерии оценки:

Аналогичными являются работы, по которым участник закупки выступает в роли подрядчика на выполнение работ капитальному ремонту кровли здания

№ п/п

Наименование

критерия оценки

Значимость критерия оценки

Коэффициент значимости критерия оценки

1.

Цена договора

20 %

0,2

2.

Квалификация участников закупки (опыт участника по выполнению аналогичных работ) (НЦБi)

80 %

0,8

2.1

Наличие действующего договора с аттестованной лабораторией по неразрушающему контролю (НЦБ1i)

50 %

0,50

2.2

Наличие утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА программу проведения пуско-наладочных работ (НЦБ2i)

50%

0,50

 

Итого по квалификации участников закупки (НЦБi):

100 %

1

Всего:

100 %

1

1. Частью 1 ст.1 Закона о закупках установлено:

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Заказчиком установлено, что Значимость критерия Цена договора составляет 20%, таким образом, победителем закупки может быть признан участник предложивший наибольшую цену в отличии от других участников. Заказчиком нарушена ч.1 ст.1 ФЗ-223 в части не выполнения цели по эффективному использованию денежных средств.

2. Заказчиком установлено:

Аналогичными являются работы, по которым участник закупки выступает в роли подрядчика на выполнение работ капитальному ремонту кровли здания.

2.

Квалификация участников закупки (опыт участника по выполнению аналогичных работ) (НЦБi)

80 %

0,8

Заявитель уточняет, что наличие данной противоречивой информации не позволяет определить, заявки участников будут оцениваться за предоставления Опыта по выполнению аналогичных работ (работ по капитальному ремонту кровли здания или за Наличие действующего договора с аттестованной лабораторией по неразрушающему контролю и Наличие утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА программу проведения пуско-наладочных работ.

VI. Заказчиком в Проекте Договора установлен следующий Предмет Договора:

1.1. Подрядчик обязуется по Заданию заказчика (приложение № 1) в установленный договором срок (пункт 5.2 договора, приложение № 2) выполнить работы в соответствии со сметной документацией на Капитальный ремонт кровли ОПО "Система теплоснабжения г. Радужный" (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1 (далее – «работы»), а Заказчик обязуется в случае надлежащего исполнения условий договора принять выполненные работы и оплатить их.

Данный Предмет Договора не позволяет определить объект закупки – Необходимо выполнить Капитальный ремонт кровли ОПО "Система теплоснабжения г. Радужный" или Необходимо выполнить Ремонт двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ.

По мнению Заявителя, Заказчиком не определен предмет закупки.

VII. Заявитель отмечает, что данную закупку Заказчик размешал ранее 28.05.2024, Реестровый номер извещения 32413646621 Способ осуществления закупки Комплексная закупка.

Ссылка в ЕИС: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/notice223/common-info.html?noticeInfoId=16833589

Заявитель сообщает, что «...» подала заявку на участие да данной комплексной закупке и предложила цену 68 998 000,00. Однако, после окончания подачи заявок, Заказчик отказался рассматривать заявку и вместо размещения Протокола отменил закупку.

Заявитель считает, что Заказчиком уже определен «свой» Подрядчик для выполнения данных работ, однако Заявителем была предложена цена ниже, в связи с этим Заказчик не рассматривал заявки и отменил закупку.

По мнению Заявителя, после этого, предварительно предупредив «своего» участника, разместил эту же закупку, при этом установил срок подачи заявок 1 рабочий день в целях ограничения конкуренции, чтобы никто больше не смог подать заявки на участие в данной закупке.

Заявитель отмечает, что произвести регистрацию на площадке, оплатить услуги оператора, подготовить и подать заявку за 1 рабочий день не представляется возможным.

Установив не исполнимый короткий срок на подачу заявки, Заказчик ограничивает конкуренцию, что является нарушением Закона о защите конкуренции, а также нарушает ч.1 ст.1 ФЗ-223 в части эффективного использования денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

До начала рассмотрения жалобы от ЭТП в адрес Управления поступили письменные пояснения на жалобу Заявителя (вх. № 5935-ЭП/24 от 18.06.2024).

В своих пояснениях ЭТП сообщает, следующее.

Процедура ценового запроса проводилась по средством функционала ЭТП на основании документации размещенной Заказчиком.

Условия порядка проведения закупки определено в соответствии с Положением о закупках Заказчика.

Выводы Заявителя относительно невозможности краткосрочной регистрации и аккредитации Заявителя, согласно Регламента электронной площадки ЭТП искажает содержание порядка регистрации таких заявителей, а именно Регламентом ЭТП установлен максимальный 5-ти дневный срок предоставления доступа к участию в закупках. Вместе с тем средний срок регистрации участников составляет менее 24 часов.

В части невозможности зачисления денежных средств, для обеспечения участия в процедуре закупки со сроком менее 3 банковский дней, также не соответствует функционалу и возможностям ЭТП, позволяющей в том числе обеспечить участие в закупке без внесения платы по средствам предоставления гарантийного письма.

ЭТП, исходя из вышеизложенного, считает выводы изложенные в жалобе по вышеуказанным пунктам необъективными.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем направил письменные возражения (вх. №5965ЭП/24 от 18.06.2024). Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными, а жалобу необоснованной.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия «Радужныйтеплосеть» городского округа Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утверждено директором МУП «РТС» города Радужный 05.06.2024) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 10.06.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 84 254 943,78 рублей;

3. Дата начала срока подачи заявок — 10.06.2024;

4. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 11.06.2024 17:00;

5. Дата подведения итогов — 11.06.2024.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Пунктом 1.3.3 Положения о закупке, разменном в ЕИС, определены следующие неконкурентные способы закупки:

- закупка, осуществленная у единственного поставщика;

- путем проведения запроса цен;

- комплексной закупки;

- проведение ценового запроса в электронном виде.

Приложением № 2 к Положению определена процедурность проведения ценового запроса в электронном виде, как отдельного неконкурентного способа закупки:

В целях соблюдения принципов пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, а также информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки данный способ закупки проводится в электронном виде, в соответствии с регламентом электронной торговой площадки.

1) При необходимости закупки товаров, работ, услуг заказчик формирует ценовой запрос, который размещается на сайте электронной торговой площадки не менее чем за 1 (один) рабочий день до окончания приема ценовых предложений.

2) Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения ценового запроса, участниками которого, являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Заказчик устанавливает такое требование в информационной карте ценового запроса.

3) Ценовой запрос может содержать указание на марки, модели, наименования товара, производителя. Заказчик вправе указать, что предоставление эквивалентных товаров, работ, услуг не допускается.

Информационная карта ценового запроса может содержать:

• предмет ценового запроса;

• дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

• порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке и порядок подведения итогов такой закупки;

• требование, что участниками ценового запроса могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (при необходимости);

• требования к участникам закупки;

• Заказчик вправе установить в информационной карте ценового запроса порядок оценки заявок на участие в закупке на основании Приложения № 3 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «РТС» города Радужный о закупках товаров, работ и услуг;

• обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

• описание закупаемого товара, его функциональных, количественных, качественных характеристик, потребительских свойств, описание закупаемых работ, услуг, их количественных и качественных характеристик;

• место, условия и сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

• сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

• форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

• рекомендуемую форму ценового предложения;

• проект договора.

4) Участники, предоставляя ценовые предложения, выражают свое согласие с условиями проведения процедуры закупки, а также выражают свое согласие поставить товары, оказать услуги, выполнить работы в соответствии с требованиями, указанными в ценовом запросе. Ценовое предложение участника является окончательным и включает в себя все налоги и расходы, в том числе транспортные.

5) Заказчик вправе отказаться от проведения ценового запроса в любое время до заключения договора. Заказчик не несет при этом никакой ответственности перед любыми физическими и юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки. Соответствующее уведомление размещается на сайте электронной торговой площадки.

Заказчик вправе не учитывать ценовое предложение участника, а также отказаться от заключения договора с участником, информация о котором включена в реестры недобросовестных поставщиков.

6) Заказчик формирует ценовой запрос средствами электронной торговой площадки.

7) Перед подачей ценового предложения лица, желающие принять участие в ценовом запросе, должны пройти процедуру регистрации участника на электронной торговой площадке в соответствии с регламентом электронной торговой площадки.

8) Участники представляют через функционал электронной торговой площадки ценовые предложения заказчику до окончания срока приема предложений, указанного в ценовом запросе.

9) Отбор победителя ценового запроса в электронном виде (лучшее предложение) осуществляется на основании критериев, определенных и установленных в информационной карте ценового запроса, в соответствии с пунктами 9.1, 9.2 настоящего Приложения.

9.1) Лучшим признается ценовое предложение, которое содержит наиболее низкую цену товаров, работ, услуг. При наличии нескольких равнозначных ценовых предложений лучшим признается то, которое поступило раньше. Лучшее ценовое предложение определяется функционалом электронной торговой площадки. Соответствующая информация указывается на сайте электронной торговой площадки.

9.2) Лучшим признается предложение участника закупки, которое соответствует требованиям, установленным в информационной карте ценового запроса, и заявка, которого по результатам сопоставления заявок (постквалификация), на основании указанных в информационной карте ценового запроса критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора. При наличии нескольких равнозначных предложений лучшим признается то, которое поступило раньше. Соответствующая информация указывается на сайте электронной торговой площадки.

10) Заказчик в случае принятия решения о заключении договора по итогам ценового запроса направляет проект договора для подписания участнику, чье предложение по цене признано лучшим. Заказчик вправе запросить иные необходимые для заключения договора документы, а участник обязан их представить вместе с подписанным со своей стороны договором. Договор заключается на условиях, указанных в ценовом запросе, ценовом предложении участника, чье предложение было признано лучшим.

11) Участник, чье предложение признано лучшим, должен подписать договор и направить его заказчику вместе с документами, указанными в п.п 10 настоящего Раздела, в срок, указанный заказчиком.

12) Если подписанный договор и требуемые в соответствии с п.п 10 настоящего Раздела документы не представлены в срок, заказчик вправе заключить договор с участником, сделавшим предпоследнее наилучшее предложение о цене договора.

13) Ценовой запрос является несостоявшимся в случае, если при проведении ценового запроса участниками не представлено ни одного ценового предложения о цене договора.

14) Если ценовой запрос не состоялся, заказчик вправе объявить новый ценовой запрос или заключить договор иным способом.

Пунктом 1 документации установлен способ закупки: Неконкурентная закупка проведение ценового запроса в электронном виде на ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ (ЭТП), адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etp-region.ru. Закупка товаров, работ, услуг путем проведения ценового запроса в электронном виде в соответствии с приложением №1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «РТС» города Радужный.

Частью 2 статьи 3.3 Закона № 223-ФЗ определено, что функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений указанной статьи.

Частью 3 статьи 3.3 Закон № 223-ФЗ установлена необходимость получения аккредитации участником закупки на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки. Решение о прохождении процедуры аккредитации на электронных торговых площадках участник закупки принимает самостоятельно, и в любое время, в том числе до размещения на таких площадках информации о закупке «интересующих» участника закупки.

Заказчик в возражениях доводит до сведения, что Заявитель получил аккредитацию на электронной площадке, на которой проводится закупка, 5 июля 2023 года в 12:58. Заказчик сообщает, что дата и время создания заявки на аккредитацию 5 июля 2023 года в 12:56, а дата и время рассмотрения такой заявки 5 июля 2023 года в 12:58, при этом оператором решение принято об одобрении аккредитации. (скриншот, по запросу Заказчика, предоставлен оператором торговой площадки).

 

Таким образом, заявитель аккредитован и принять участие в закупочной процедуре, предусматривающей возможность участия нескольких участников закупки, принимает самостоятельно.

Частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Подпунктом 1 пункта 1 Приложения № 2 к Положению установлен срок, на который на сайте электронной торговой площадки размещается информация о проведении закупочной процедуре, а именно, не менее чем за 1 (один) рабочий день до окончания приема ценовых предложений.

Заказчик в возражениях отмечает, что иными электронными площадками предусматриваются и более короткие сроки приёма заявок на участие в закупке, например, время проведения закупочной сессии может составлять 2 часа на сайте единого агрегатора торговли Акционерного общества «Единый агрегатор торговли».

Разделами Положения о закупках Заказчика определены критерии оценки заявок участников закупки, которые могут быть установлены в документации о закупке. Определено, что порядок оценки заявок указывается в документации, Заказчиком предусмотрены показатели критерия и требования к ним, которые позволяют Заказчику осуществить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), позволяющие наиболее качественно выполнить закупаемые работы. Данные требования установлены в документации о закупке в качестве критериев (показателей) именно оценки заявки участника закупки, соответственно заявка, которая не содержит необходимой информации (сведений) отклонению (отстранению от участия в закупке) не подлежит.

Заказчик в возражениях сообщает, что сведения и/или требования к участникам закупки, установленных в документации о закупке, направленных на создание возможности для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке отсутствуют.

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определены принципы, которыми руководствуется заказчик при закупке, товаров, работ, услуг: информационная открытость, равноправие, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, экономически эффективное расходование денежных средств, экономически эффективное расходование денежных средств и прочее.

Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно участники бюджетного процесса исходят из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Заказчик отмечает, что Закон №223-ФЗ не обязывает заказчиков учитывать пожелания всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 года).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Разделом 15 документации о закупке определены критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке (постквалификация)

Для оценки и сопоставления заявок участников закупки установлены следующие критерии:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки – цена договора;

2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (опыт участника по выполнению аналогичных работ, подтверждаемый исполненными договорами/контрактами).

Аналогичными являются работы, по которым участник закупки выступает в роли подрядчика на выполнение работ капитальному ремонту кровли здания

№ п/п

Наименование

критерия оценки

Значимость критерия оценки

Коэффициент значимости критерия оценки

1.

Цена договора

20 %

0,2

2.

Квалификация участников закупки (опыт участника по выполнению аналогичных работ) (НЦБi)

80 %

0,8

2.1

Наличие действующего договора с аттестованной лабораторией по неразрушающему контролю (НЦБ1i)

50 %

0,50

2.2

Наличие утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА программу проведения пуско-наладочных работ (НЦБ2i)

50%

0,50

 

Итого по квалификации участников закупки (НЦБi):

100 %

1

Всего:

100 %

1

При этом, критерий квалификация участников закупки подразделяется на два показателя (подкритерия):

- наличие действующего договора с аттестованной лабораторией по неразрушающему контролю (НЦБ1i);

- наличие утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА программу проведения пуско-наладочных работ (НЦБ2i).

Которые имеют равные весовые коэффициенты в распределении баллов по критерию – 50% или 0,5.

Заказчиком определено, что оценивается только наличие действующего договора с аттестованной лабораторией и программы проведения пуско-наладочных работ утвержденной в органах РОСТЕХНАДЗОРА.

Также данным разделом документации установлены формулы подсчета баллов каждой заявки на участие в закупке.

В соответствии технической документацией (Рабочая документация, сметные расчеты), размещенной в составе документации о закупке определяется предмет договора, который указан в разделе 3 документации о закупке:

«Выполнение работ по капитальному ремонту ОПО "Система теплоснабжения г. Радужный" (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1, согласно Техническому заданию (приложение №1 к проекту Договора)»

Приложением № 1 к проекту Договора установлено ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: На выполнение работ по капитальному ремонту ОПО "Система теплоснабжения г. Радужный" (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1

Заказчик в возражениях отмечает, что в составе документации о проведении закупки опубликован проект Договора, являющейся неотъемлемой частью такой документации.

После определения Исполнителя по договору (победителя закупки) Заказчиком, для направления на подписание такому участнику закупки, формируется проект договора путем включения сведений и информации, которые содержится в заявке участника закупки. Все приложения к проекту договора, в том числе сведения, содержащиеся в заявке Победителя закупки, Заказчиком будут включены при заполнении проекта договора.

Заказчик доводит до сведения, что в случае выявления каких-либо неточностей участник закупки, с которым заключается договор, вправе направить протокол разногласий, который подлежит рассмотрению Заказчиком в обязательном порядке.

Заказчик в возражениях сообщает, что учитывая необходимость внесения изменений в части определения начальной (максимальной) цены договора, а также уточнений в части требований к участникам закупки, а именно необходимость членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сноса объектов капитального строительства, имеющей соответствующий компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, Заказчик принял решение об отмене неконкурентной закупки (№ извещения в ЕИС 32413646621). После доработки документации о закупке, уточнении сведений о НМЦД, Заказчиком объявлена новая закупочная процедура, сведения о которой также размещены на сайте электронной торговой площадке и на официальном сайте ЕИС.

В целях рассмотрения жалобы заявителя Ханты-Мансийским УФАС России запрошены дополнительные пояснения от Заказчика и Оператора ЭТП.

Согласно письменным пояснениям, представленными торговой площадкой (вх. № 6222-ЭП/24 от 24.06.2024), установлено, что Электронная торговая площадка – программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить все виды процедур закупок, в том числе осуществляемых в рамках Федерального закона №223-ФЗ.

Оператор ЭТП сообщает, что для принятия участия в закупке участник проходит аккредитацию на электронной торговой площадке (далее ЭТПР) путем регистрации в функционале площадки и присоединения к условиям, изложенным в регламенте работы ЭТПР.

Порядком принятия участия в торгово-закупочных процедурах согласно п.13 Регламента ЭТПР предусматривается внесение вознаграждения согласно установленного тарифа, определённого для участника в размере 2 процента от начальной максимальной (цены) договора определяемого Заказчиком.

Вознаграждение Оператору ЭТП оплачивается в следующем порядке:

После определения Победителя электронной процедуры и публикации Организатором торгово-закупочных процедуры протокола подведения итогов или публикации Организатором торгово-закупочных процедуры протокола подведения итогов с указанием допущенных участников при тарифах с вознаграждением за участие и/или абонентской платы, средства, внесенные участником в качестве депозита для участия в процедуре, списываются в качестве вознаграждения Оператору ЭТП, в соответствии с установленными тарифами. Всем остальным участникам торгов средства, внесенные на расчетный счет Оператора ЭТП в качестве вознаграждения оператору ЭТП для участия в электронной процедуре, возвращаются после направления в адрес Оператора ЭТП соответствующего запроса о возврате денежных средств из личного кабинет Участника электронной процедуры.

Согласно документации о проведении ценового запроса в электронном виде начальная (максимальная) цена договора была определена в сумме 84 254 943.78 руб., что соответствует депозиту (вознаграждение оператора) от указанной суммы в размере 2 % - 1 685 098.88 руб.

Согласие на участие в процедурах закупки, проводимых на площадке на условиях определяемых Регламентом ЭТПР, дается участником посредством акцепта публичной оферты, в момент регистрации на ЭТП в форме Договора № 0101/24 о предоставлении доступа к информационным и техническим ресурсам и присоединения к Регламенту ЭТПР.

Внесение депозита (вознаграждения оператора) ЭТПР, является условием использования программного продукта и функционала ЭТП для участия в закупке. Без внесения депозита (вознаграждения оператора) пользователь ЭТПР не может принять участие в закупке.

Оператор ЭТП отмечает, что в части доводов Заявителя жалобы о невозможности зачисления денежных средств, для обеспечения участия в процедуре закупки со сроком менее 3 банковский дней, не соответствует функционалу и возможностям ЭТП, позволяющей в том числе обеспечить участие в закупке без внесения платы по средствам предоставления гарантийного письма, при этом срок пополнения депозита не превышает одного дня и в среднем составляет 1-2 часа, в зависимости от способа его пополнения.

Согласно письменным пояснениям, представленными Заказчиком (вх. №6263-ЭП/24 от 25.06.2024), установлено что документация о проведении ценового запроса в электронном виде не содержит требования о предоставлении обеспечения заявки, а также обеспечения исполнения договора и гарантийных обязательств участниками закупки.

Заявленная сумма 1 685 098.88 руб. депозита (вознаграждение оператора) не отнесена к предмету ведения Заказчика и размещенной документации.

Сведениями о возможности участия в закупке без внесения вышеуказанного депозита Заказчик не располагает, поскольку данное вознаграждение определяется условиями пользования услугами электронной торговой площадки и определяются оператором ЭТП самостоятельно.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что в силу пункта 20.1 положения, утвержденного Постановлением N 1352 (далее - Положение), для осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (подпункт "б" пункта 4 Положения), заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которой устанавливается с учетом требований указанного пункта Положения.

Таким образом, пунктом 20.1 Положения предоставлено право заказчику для осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которой с учетом имеющейся потребности и специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности регулируется им самостоятельно в положении о закупке с учетом требований пункта 20.1 Положения.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 20.1 Положения оператор электронной площадки определяет из состава предварительных предложений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 20.1 Положения, соответствующие требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом "г" указанного пункта Положения, предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов МСП.

С учетом изложенного оператор электронной площадки из состава предварительных предложений определяет предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов МСП, которые соответствуют требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом "г" пункта 20.1 Положения. При этом предусмотренные указанным подпунктом пункта 20.1 Положения информация о закупаемом товаре, работе, услуге, а также требования к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов МСП определяются заказчиком самостоятельно в соответствии с положением о закупке.

Вопрос направления оператором электронной площадки нескольких предложений от одного участника закупки из числа субъектов МСП пунктом 20.1 Положения не регулируется.

Подпунктом "е" пункта 20.1 Положения предусмотрено определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов МСП, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом "д" пункта 20.1 Положения.

Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно с учетом требований пункта 20.1 Положения определяет в положении о закупке порядок осуществления неконкурентной закупки, предусмотренной указанным пунктом Положения, в том числе в части порядка осуществления рассмотрения предложений участников закупки из числа субъектов МСП, определенных в соответствии с подпунктом "д" пункта 20.1 Положения (Письмо Минфина России от 30.03.2023 N 24-07-09/27980).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

Заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что главный и основной довод жалобы Заявителя заключается в том, что Заказчиком в закупке №32413691037 целенаправленно установлен очень короткий срок на подачу заявки с целью ограничения количества участников закупки.

Вместе с тем, документацией о закупке установлены сроки и порядок проведения ценового запроса в электронном виде №32413691037. Документация о закупке сформирована в соответствии с нормами Положения о закупке и не противоречат положениям Закона о закупках.

Таким образом, заказчик сформировал документацию о закупке, которая полностью удовлетворяет потребностям заказчика, и ограничивающих количество участников закупки факторов и/или необоснованное ограничение конкуренции не содержит.

Согласно части 11 статьи 3.4. Закона о закупках Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным на основании части 10 настоящей статьи.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает целесообразно отметить, что Оператор ЭТП «...» в данном списке не значится.

Вместе с тем, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Следовательно, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

Таким образом, действия Заказчика не могут быть признаны нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств по делу Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «...» (вх. №5744-ЭП/24 от 11.06.2024) на действия заказчика МУП «Радужныйтеплосеть» при проведении ценового запроса в электронной форме на капитальный ремонт ОПО «Система теплоснабжения г. Радужный» (рег.№А58-40080-0002, III класс опасности), в части ремонта двух котлов КВ-ГМ-58.2-150, расположенных в котельной КВГМ по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский AO-Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона, ул. Новая, строение 6, корп. 1 (реестровый номер извещения 32413691037), необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны