Решение №02/2578/23 Решение по жалобе № 3373 от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-501/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2023                                                                         г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

-    <.....> ;

Члены комиссии:

-   <.....>

- <.....> ,

в присутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО «Байкал» <.....> ;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика У ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» <.....> ,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «Байкал» (вх. № 3373-ЭП/23 от 04.04.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23) (реестровый номер извещения 32312143388),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «Байкал» (далее - Заявитель) (вх. № 3373-ЭП/23 от 04.04.2023) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23) (реестровый номер извещения 32312143388).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 15.03.2023, подведение итогов 24.03.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 04.04.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 11.04.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Согласно протокола подведения итогов № 32312143388-03 от 03.03.2023 года ООО «БАЙКАЛ» признан победителем конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23) (реестровый номер извещения 32312143388).

10.03.2023 года заказчиком АУ «ЮграМегаСпорт» через оператора электронной площадки https://etp.gpb.ru/ был опубликован договор на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23). Заявитель указывает, что ООО «БАЙКАЛ» подписало со своей стороны данный договор 10.03.2023 года. Заказчик АУ «ЮграМегаСпорт» согласно требований Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках должен был подписать данный договор не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня опубликования итогового протокола, то есть, крайний срок подписания договора заказчиком был «23» марта 2023 года.

Таким образом, Заявитель сообщает, что на момент данной жалобы заказчиком АУ «ЮграМегаСпорт» договор до сих не был подписан.

Заказчик с Жалобой не согласился, представил в Ханты-Мансийское УФАС России письменные пояснения (вх. № 3604-ЭП/23 от 10.04.2023), где указал на следующее.

На этапе заключения договора Единой комиссии АУ «ЮграМегаСпорт» стало известно о многочисленных жалобах на качество оказания услуг питания со стороны ООО «Байкал». Жалобы поступают как в АУ «ЮграМегаСпорт», так и в Департамент физической культуры и спорта ХМАО-Югры.

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты (документация конкурса) Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке».

Учитывая многочисленные нарушения по организации питания спортсменов и гостей гостиницы «Олимпийская» АУ «ЮграМегаСпорт» приняло решение не заключать договор с ООО «Байкал».

Вместе с тем, как указывает Заказчик, в случае заключения договора с ООО «Байкал» АУ «ЮграМегаСпорт» будет вынуждено воспользоваться пунктом 10.2. Договора «Расторжение настоящего договора допускается в следующих случаях:

- в связи с принятием Заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения договора без указания основания.»

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в ответе на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании комиссии представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для Автономного учреждения Ханты-Мансийского округа-Югры «ЮграМегаСпорт» (в редакции от 01.10.2022 года), утвержденного решением Наблюдательного совета Автономного учреждения Ханы-Мансийского автономного округа — Югры «ЮграМегаСпорт» (протокол № 15/2022 от 27.09.2022 года) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 22.02.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора - <.....>  рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 02.03.2023;

4. Дата подведения итогов — 03.03.2023;

5. На участие в конкурсе в электронной форме подано 2 заявки.

Согласно протоколу № 32312143388-01 конкурса в электронной форме № КЭ-004.23 от 03.03.2023 единая комиссия, рассмотрев первые части заявок на соответствие требованиям и условиям, установленным документацией о проведении Конкурса, приняла решение допустить к участию в следующем этапе конкурса и признать участниками конкурса:

Участник 1 (номер заявки 1);

Участник 2 (номер заявки 2).

Согласно  протоколу № 32312143388-02 конкурса в электронной форме № КЭ-004.23 от 03.03.2023 по результатам  рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре закупки:

 

Порядковый номер заявки

Наименование участника закупки

Основание для решения

1

<.....>

Допущена по второй части

2

Общество с ограниченной ответственностью «БАЙКАЛ» (ИНН 8601072364)

Допущена по второй части

 

В соответствии с оценкой и сопоставлением заявок по нестоимостным критериям, единая комиссия определила участникам конкурса следующие баллы:

 

Наименование участника закупки

Нестоимостной критерий оценки

Количество баллов

<.....>

1. Наличие у участника закупки опыта работы:

Коэффициент значимости критерия: 0,5

1. 0 баллов

 

Общество с ограниченной ответственностью «БАЙКАЛ» (ИНН 8601072364)

1. Наличие у участника закупки опыта работы:

Коэффициент значимости критерия: 0,5

1. 0 баллов

 

Согласно  протоколу № 32312143388-03 конкурса в электронной форме № КЭ-004.23 от 03.03.2023 единая комиссия определила участникам конкурса следующие баллы:

 

Наименование участника закупки

Цена договора, руб. (сумма цен товаров) составляет:

Количество баллов

Итоговый рейтинг заявки

<.....> <.....>

1. 44,50 баллов

 

44,50 баллов

Общество с ограниченной ответственностью «БАЙКАЛ» (ИНН 8601072364)

<.....>

1. 50 баллов

50 баллов

 

Руководствуясь п. 18 § 5 Документации, договор заключается с победителем конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства Общество с ограниченной ответственностью «БАЙКАЛ» (ИНН 8601072364), в соответствии с существенными условиями договора и по предложенной цене участником (сумма цен товаров за ед. изм.) <.....>, НДС не облагается. Предельная цена договора составляет: <.....>, НДС не облагается на основании ст. 346.11-46.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно протоколу отмены конкурса в электронной форме от 31.03.2023 по предмету закупки на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23) (реестровый номер извещения 32312143388), по месту выполнения работ гостиница «Олимпийская», в пункте 3 указано:

«По причине изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Заказчику на 2023 год, а также в связи с уменьшением разрешенного к использованию объема денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Заказчиком принято решение не заключать договор.»

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что протокол отмены конкурса в электронной форме №3231214338, представленный Заказчиком вместе с пояснениями (вх. № 3604-ЭП/23 от 10.04.2023), отсутствует на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru., при этом был создан 31.03.2023 -  после даты подведения итого 03.03.2023, а также после периода заключения договора с победителем конкурса в электронной форме, а значит не может быть принят во внимание при рассмотрении обстоятельств по Жалобе.

Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает на наличие признаков злоупотребления правом в действиях Заказчика.

Далее, согласно пояснениям Заказчика (вх. № 3604-ЭП/23 от 10.04.2023) им было принято решение о не заключении договора по результатам конкурса в электронной форме с победителем конкурса ООО «Байкал» на основании пункта 11 Информационной карты (документации конкурса), что указывает на противоречие принятого решения протоколу отмены конкурса в электронной форме №3231214338 от 31.03.2023, представленному Заказчиком вместе с пояснениями.

В пункте 11 «Дополнительные требования к участникам закупки» РАЗДЕЛА III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации установлено:

1) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке;

2) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренным Федеральным законом № 223-ФЗ.

Подпунктом 3 пункта 5.3 раздела 5 «ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ» ЧАСТИ II. «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ» установлено, что при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие дополнительные требования:

3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке.

Пунктом 5.7 раздела 5 «ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ» ЧАСТИ II. «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ» установлено:

5.7 Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что установленное пунктом 11 «Дополнительные требования к участникам закупки» РАЗДЕЛА III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации, а также в подпунктом 3 пункта 5.3 раздела 5 «ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ» ЧАСТИ II. «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ» Положения о закупке дополнительное требование противоречит положениям законодательства в сфере закупок  товаров, работ, услуг на основании нижеследующего.

Закон о закупках является рамочным и в полной мере не регулирует всего комплекса правоотношений в сфере закупок субъектами, в нем поименованными. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 упомянутой нормы правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков. В этой связи разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом (его законность не презюмируется), следует признать, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству. Изменять правовое регулирование, установленное нормами ГК РФ, положение о закупках не может.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.08.2021 № 305-ЭС21-8247 по делу № А40-7515/2020, локальные правовые акты и документы, регламентирующие закупочную деятельность предприятия, не должны противоречить действующему законодательству, а право предприятия устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает его от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников закупки.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2021 № 305-ЭС20-24181 по делу № А40-250588/2019 указано, что поскольку положение о закупках не является нормативным правовым актом, суд прийти к обоснованному выводу о том, что оно должно применяться в той мере, в которой не противоречит действующему законодательству, изменять правовое регулирование, установленное нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о закупках, положение о закупках не может.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2021 № Ф05-427/2021 по делу № А40-22783/2020, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.06.2020 № Ф05-4064/2020 по делу № А40-164958/2019, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2020 № Ф05-23479/2019 по делу № А40-40495/2019, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2019 № Ф05-20903/2019 по делу №А40-69517/2019, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.06.2019 № Ф05-7104/2019 по делу № А40-227649/18.

Право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, не освобождает от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2019 № Ф05-16270/2019 по делу № А40-289522/18, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2021 № Ф05-23763/2021 по делу № А40-222844/20, постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2021 № Ф05-9605/2021 по делу № А40-102896/20).

Также Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, касаясь факта не заключения Заказчиком договора по результатам конкурса в электронной форме с победителем конкурса ООО «Байкал», на основании неисполнения Заявителем дополнительного требования «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке», было установлено отсутствие в документации и Положении о закупке условия, позволяющего применить такое решение после окончания проведения конкурса или же на стадии заключения договора с победителем конкурса.

Между тем, Заказчик в пояснениях по Жалобе (вх. № 3604-ЭП/23 от 10.04.2023) в доказательство несоответствия Заявителя дополнительному требованию пункта 11  «Дополнительные требования к участникам закупки» РАЗДЕЛА III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации, приложил следующие документы.

№ 1. Жалоба:

«<.....>»

№ 2. Жалоба директору Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (номер обращения: <.....> ; дата отправки: 15.03.2023 17:44:47; зарегистрировано АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» № 1246 20.03.2023):

«<.....>»

№ 3. Ответ на жалобу <.....> от АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» без даты ответа; исходного номера документа; подписи врио директора:

«В ответ на Ваше обращение от 15.03.2023 № <.....>  сообщаем следующее.

В период с 01.03.2023 по 06.03.2023, в г. Ханты-Мансийске проходили соревнования по адаптивному спорту «<.....>»

№ 4. Жалобы_Яндекс на 7 листах от следующих дат: <.....> .

Исходя из смысла данного требования к участию в конкурсе в электронной форме может быть допущен участник, добросовестно исполнивший обязательства перед Заказчиком (АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт»), при этом у данного участника могут быть не исполнены обязательства по договорам, заключенным с другими заказчиками, тогда как участник, исполнивший обязательства перед другими заказчиками, но имеющий факт неисполнения обязательств по договору с Заказчиком (АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт»), будет отклонен от участия.

Положении о закупках и документации Заказчиком не установлено, какими документами подтверждается факт неисполнения (жалобы от заказчиков, решение суда, претензии и т.д.).

Вместе с тем Заказчиком не были представлены акты неисполнения обязательств Заявителем по договорам заключенным с Заказчиком.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что, в соответствии с решением ФАС России от 20.10.2022 по делу № 223ФЗ-405/22, наличие претензий и жалоб не может подтверждать факт ненадлежащего исполнения обязательств в силу отсутствия установления достоверности выводов Заказчика, поскольку юридически значимый факт ненадлежащего исполнения обязательств по договору может быть установлен исключительно в судебном порядке

С учетом изложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Заказчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт несоответствия Заявителя установленному Заказчиком дополнительному требованию пункта 11 «Дополнительные требования к участникам закупки» РАЗДЕЛА III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации.

Как было указано Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, согласно пояснениям Заказчика им было принято решение об отказе в заключении договора по результатам конкурса в электронной форме с победителем конкурса ООО «Байкал» на основании пункта 11 «Дополнительные требования к участникам закупки» РАЗДЕЛА III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации, а также в подпунктом 3 пункта 5.3 раздела 5 «ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ» ЧАСТИ II. «ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ» Положения о закупке:

«отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке».

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение о не заключения договора по результатам конкурса в электронной форме с победителем конкурса ООО «Байкал», на основании неисполнения Заявителем дополнительного требования «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке», являются неправомерными, поскольку по результатам проведения конкурса, соответствующего всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках возникает обязанность заключить договор с участником закупки, признанным победителем.

Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено исключений в части отказа от заключения договора по результатам конкурса в электронной форме по основанию «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке».

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение о не заключении договора с Заявителем по результатам конкурса в электронной форме по основанию «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о закупке», заявка которого при этом соответствовала всем требованиям закупочной документации на этапе проведения закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Байкал» (вх. № 3373-ЭП/23 от 04.04.2023) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на оказание услуг по организации и обеспечению питания участников во время проведения физкультурных и спортивных мероприятий в г. Ханты-Мансийск (КЭ-004.23) (реестровый номер извещения 32312143388), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» нарушения части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику  АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны