Решение б/н РЕШЕНИЕ № 086/06/18.1-1690/2021 от 16 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ086/06/18.1-1690/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.11.2021 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 16.11.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты -Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты - Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 75/21 от 30.08.2021 в составе:

Председатель комиссии:

- <<--->>;

Члены комиссии:

- <<--->>;

- <<--->>,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии на заседании комиссии представителя электронной торговой площадки ООО «НИК24»,

в присутствии на заседании комиссии представителя организатора торгов Общества с ограниченной ответственностью «АгроСпецСтройПроект» - <<--->>, действующего на основании доверенности от <<--->><<--->>,

рассмотрев жалобу <<--->> (вх.№10711-ИП/21 от 27.10.2021, вх.№10694-ИП/21 от 27.10.2021),

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты - Мансийское УФАС России) поступили жалобы от <<--->> (далее - Заявитель) (вх.10711-ИП/21 от 27.10.2021, вх.№ 10694-ИП/21 от 27.10.2021) на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью «АгроСпецСтройПроект» (далее — Организатор торгов), действующего от имени <<--->>, на основании государственного контракта № <<--->> от 28.06.2021, при проведении торгов по продаже залогового арестованного имущества, информация о проведении которого размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» http://www.torgi.gov.ru, проводимого в электронной форме на электронной торговой площадке ООО «НИК24» (далее — Оператор электронной площадки), находящейся в сети интернет по адресу: nik24.online, извещение № 3 от 28.09.2021, лоты <<--->> и электронной торговой площадки ООО «НИК24», https://nik24.online.

Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Регламентом электронной торговой площадки установлено требование, согласно которому для использования на ЭТП любой электронной подписи, соответствующей требованиям Федерального закона №63 «Об электронной подписи» и сертификата ключа электронной подписи изготовленного и выданного любым из аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центров, не содержащих объективного идентификатора (OID 1.2.643.6.70), Участник обязан оплатить Оператору стоимость в размере 5 000 (пять тысяч) рублей по реквизитам, указанным в регламенте.

По мнению Заявителя, данное требование является незаконным и приводит к ограничению конкуренции. При этом Заявитель указывает, что вопрос по установлению указанного требования рассматривался ФАС России в связи с поступлением обращения <<--->> В письме от 10.12.2020 года №<<--->>0 ФАС России сообщил, что «Закон об электронной подписи» не содержит требований о содержании в квалификационном сертификате ключа электронной подписи объектного идентификатора 1.2.643.6.70.

Согласно пункту 2.1 статьи 17 Закона об электронной подписи операторы информационных систем не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с Законом об электронной подписи и принимаемым в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Обязанность внесения платы за использование претендентами на участие в Торгах электронной подписи, не содержащей объектного идентификатора «1.2.643.6.70», установлена Оператором в нарушение требований Закона об электронной подписи".

Также Заявитель указывает, что решением комиссии Ленинградского УФАС России от 26.01.2021 №<<--->>в действиях оператора электронной площадки НИК24 установлены нарушения законодательства по установлению в Регламенте вышеуказанного требования. Как указывает Заявитель, несмотря на то, что указанное решение комиссии Ленинградского УФАС России вступило в законную силу, предписание, которое выдано на основе данного решения оператором электронной площадки НИК24 не исполнено.

В просительной части жалобы Заявитель просит провести проверку по данному факту, а также привлечь Организатора торгов за незаконное использование функционала ЭТП (электронная торговая площадка) ООО «НИК24», которые не включены в рекомендованный перечень.

На основании уведомления Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 08.11.2021г. №АМ/8542/21), направленного Организатору торгов, Оператору электронной площадки и Заявителю в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы назначено на 11.11.2021г.

Указанным уведомлением, в порядке части 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у Организатора торгов, Оператора электронной площадки истребованы необходимые документы для рассмотрения жалобы, по существу.

Организатор торгов представил письменные возражения на жалобу Заявителя (вх.№11146-ЭП/21 от 11.11.2021г.), согласно которым считает жалобу необоснованной, а нарушения, указанные в ней, не относящиеся к Организатору торгов.

От электронной торговой площадки ООО «НИК24» также поступили возражения, согласно которым он считает жалобу необоснованной, считает, что Регламент ЭТП позволяет пользователю использовать электронные цифровые подписи как содержащие в себе объективный идентификатор, так и без него.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно статье 87 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено названным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно статье 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru).

Как следует из представленных документов, 30.09.2021г., на сайте www.torgi.gov.ru (извещение №<<--->>), а также на сайте https://nik24online (извещение №3) Организатором торгов размещено сообщение о проведении торгов в форме электронного аукциона (открытого по составу участников и по форме подачи предложений по цене имущества) по продаже следующего арестованного имущества:

- <<--->>.

Требуемый для участия в торгах пакет документов, включая заявку, необходимо подать по арестованному имуществу с 25.10.2021 до 29.10.2021г. Определение участников 01.11.2021. Торги 02.11.2021 в 10:00 (по Москве).

Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу: https://nik24.online, в соответствии со статьями 87, 89, 90 Закона об исполнительном производстве, статьями 447-449 ГК РФ, регламентом электронной торговой площадки.

Согласно пункту 16.5 Регламента электронной торговой площадки «НИК24» (далее - Регламент) "Для использования на ЭТП любой электронной подписи, соответствующей требованиям Федерального закона 63-ФЗ «Об электронной подписи», и сертификат ключа электронной подписи изготовленного и выданного любым из аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центров, не содержащей объектного идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70, Участник обязан оплатить Оператору стоимость в размере 5 000 (пять тысяч) рублей».

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что указанное положение Регламента не противоречит положениям Закона об электронной подписи в связи с тем, что ограничений в части оплаты за использование усиленной квалифицированной электронной подписи законодательно не установлено.

При этом из письменных пояснений Оператора электронной площадки следует, что запрашивать идентификатор в структуре электронной подписи может любая информационная система.

Также Оператор электронной площадки считает необоснованной ссылку Заявителя на решение Ленинградского УФАС России №<<--->> от 26.01.2021 года, так как оно не вступило в законную силу в связи с его обжалованием в суде.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необоснованными доводы Оператора электронной площадки и его представителя исходя из нижеследующего.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи).

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона об электронной подписи квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

    2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;

    3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ.

    При этом установлено, что положения Закона об электронной подписи не содержат требований о наличии в квалифицированном сертификате ключа электронной подписи объектного идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70.

    Более того, согласно пункту 2.1 статьи 17 Закона об электронной подписи операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

На основании изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что обязанность внесения платы за использование претендентами на участие в рассматриваемых торгах электронной подписи, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70, установлена Оператором электронной площадки в нарушение Закона об электронной подписи, а наличие в Регламенте указанного положения может привести к ограничению круга потенциальных участников торгов.

Кроме того, вопрос о правомерности установления обязанности внесения указанной платы рассматривался Ленинградским УФАС России, который решением от 26.01.2021 года по делу №<<--->> признал в действиях Оператора электронной площадки нарушение Закона об электронной подписи.

Указанные решение и предписание признаны законными решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2021 №А56-41344/2021, вступившим в законную силу.

Таким образом, довод Заявителя в части установления требований к электронной подписи участников торгов в части наличия объективного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70, является обоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу <<--->>(вх.10711-ИП/21 от 27.10.2021, вх. № 10694-ИП/21 от 27.10.2021) на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью «АгроСпецСтройПроект» (далее — Организатор торгов), действующего от имени <<--->>, на основании государственного контракта № <<--->> от 28.06.2021, при проведении торгов по продаже залогового арестованного имущества, информация о проведении которого размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» http://www.torgi.gov.ru, проводимого в электронной форме на электронной торговой площадке ООО «НИК24» (далее — Оператор электронной площадки), находящейся в сети интернет по адресу nik24.online, извещение № 3 от 28.09.2021, лоты <<--->>, обоснованной;

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки - Общества с ограниченной ответственностью «НИК24» нарушение порядка процедуры проведения торгов в части установления в пункте 16.5 Регламента электронной торговой площадки «НИК24» обязанности внесения платы за использование претендентами на участие в торгах электронной подписи, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70 в нарушение Федерального закона от 06.04.2011 63-ФЗ «Об электронной подписи».

3. Выдать Организатору торгов - Обществу с ограниченной ответственностью «АгроСпецСтройПроект» предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования процедуры проведения торгов по продаже залогового арестованного имущества, извещение от 30.09.2021 290921/53030711/02.

4. Выдать Оператору электронной площадки — Обществу с ограниченной ответственностью «НИК24» предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в положение Регламента, позволяющего использовать на ЭТП электронную подпись, не содержащую объективного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70, без взимания дополнительной платы;

5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии <<--->>

 

 

Члены Комиссии: <<--->>

 

 

<<--->>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны