Решение б/н решение по жалобе № 12854-эп/21 на действия заказчика АО "Ро... от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1973/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.12.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_________» по доверенности;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС «_________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 15.12.2021 № 12854-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку резинотехнических и асботехнических изделий для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети, извещение № 32110834611, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку резинотехнических и асботехнических изделий для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети, извещение № 32110834611

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку Заявителя.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 23.12.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

20.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32110655296 о проведении открытого конкурса в электронной форме. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 20.09.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 06.10.2021 в 14:00 (мск+2);

- дата рассмотрения первых частей заявок – 11.10.2021; 

- дата рассмотрения вторых частей заявок – 25.10.2021; 

- дата подведения итогов – 27.10.2021 (мск+2).

Итоговый протокол опубликован в ЕИС 10.11.2021. Жалоба Заявителя зарегистрирована в Ханты-Мансийском УФАС России 16.11.2020, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок от 06.12.2021 на участие в закупке поступило три заявки. Закупочная комиссия Заказчика решила отклонить заявку Заявителя в соответствии с п.5.3.4. (в) извещения о закупке, а именно:

Согласно предоставленной Декларации «Приложение 3 к заявке от 25.11.2021 №0227-11» данное Общество сообщает о своевременном и полном исполнении договоров, ранее

заключенных с заказчиком его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами. В ходе проведения проверки установлено, что у данного Общества имелись принятые и оплаченные претензии по договорам поставок товаров заключенных с АО «Россети Тюмень», подтверждаемые платежными поручениями: от 25.02.2021 № 293 по договору № 29-1/111 от 14.12.2020 (филиал Сургутские электрические сети); от 29.07.2021 № 1426 по договору 40/01-18/40-20 от 28.05.2021 (филиал Ноябрьские электрические сети); от 24.12.2020 № 2087 по договору 21/14-20 от 07.07.2020 (филиал Северные электрические сети), что не соответствует п. 15 приложения № 3 к извещению о закупке «Требования к Участникам».

Заявитель не согласен с отклонением заявки по следующим основаниям.

Заявитель считает, что все договоры с ПАО «Россети» (и связанных с ним лиц) исполнены точно и в срок, все претензии, если таковые имелись в рамках договоров, были исполнены Заявителем в рамках договоров точно и в срок.

Обстоятельства ненадлежащего исполнения договоров могут быть установлены только судом. За последние 2 (два) года в отношении «_________» со стороны ПАО

«Россети» (и связанных с ним лиц) судебных разбирательств не имеется. В данном случае закупочная комиссия использовала субъективный критерий оценки. Субъективный критерий оценки не прописан в закупочной документации и не является

нормативным (не прописан в законодательных или нормативно-правовых актах).          Заявитель также указывает в своей Жалобе, что Декларация подается в свободной форме, конкретизация критериев исполнения договоров в документации о закупке отсутствует.

Таким образом, Заявитель считает, что Конкурсная комиссия осуществила закупку с нарушением требований Закона №223-ФЗ и порядка осуществления закупки, чем нарушила его права и законные интересы.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по следующим основаниям.

Закупочная деятельность АО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утверждённым решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334). АО «Россети Тюмень» присоединено решением Совета директоров АО «Тюменьэнерго» (протокол № 22/18 от 28.12.2018) (далее - Стандарт закупок, Положение о закупках).

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок предусмотрено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам, устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

В соответствии с ч. II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Закупочной документации, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 3 к Закупочной документации.

В п.9 приложения №3 к Документации о закупке установлен обязательный отборочный критерий «деловая репутация».

Документ, который проверяется на соответствие требованию: декларация участника о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключенных с Заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме).

Информация может быть проверена с использованием внутренних корпоративных информационных систем Заказчика и (или) данных картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru/.

В представленной участником декларации проверяются следующие сведения:

- Своевременное и полное исполнение ранее заключенных с Заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами договоров, отсутствие вступивших в силу судебных решений не в пользу участника, либо признанных участником претензий заказчика (иных юридических лиц) вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров.

- Наличие/отсутствие факта уклонения от заключения договора по результатам закупочной процедуры за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки (указанные сведения проверяются в случае применения критерия «деловая репутация» в качестве оценочного).   

В составе заявки Заявителем была представлена декларация о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключённых с АО «Россети Тюмень» (приложение 3 к заявке от 25.11.2021. г. № 0227-11).

Согласно данному документу участник удостоверил, что своевременно и полно исполнил ранее заключённые договоры с Заказчиком.

Однако, при проведении проверки, на основании 5.3.6 документации о закупке, было установлено, что на дату подачи заявки «_________» имело место несвоевременное исполнение данным Участником своих обязательств по следующим договорам, заключённым с АО «Россети Тюмень»:

- №29-1/111от 14.12.2020;

- № 40/01-18/40-20от 28.05.2021;

- №21/14-20 от 07.07.2020.

В адрес Заявителя были направлены претензии, которые были признаны Заявителем и оплачены в полном объёме:

-от 10.02.2021 №РТ7/1/653 на сумму 1915,57 руб. по договору поставки от 14.12.2020 № 29-1/111, оплачена платёжным поручением от 25 .02.2021 № 293.

- от 22.07.2021 №РТ5/10/27/4 на сумму 1862,22 руб. по договору поставки от 28.05.2021 №40/01-18/40-20, оплачена платёжным поручением от 29.07.2021 № 1426.

- от 25.08.2020 № Т6/01/14/2963 на сумму 62 599,67 руб. по договору поставки от 07.07.2020 № 21/14-20, оплачена платёжным поручением от 24.12.2020 № 2087.

Заявитель подтверждает, что согласился с указанными претензиями Заказчика и оплатил их в полном объеме в досудебном порядке. Однако, не предоставил в составе своей заявки сведения о несвоевременном исполнении ранее заключенных договоров с Заказчиком.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик правомерно посчитал недостоверными сведения, представленные Заявителем в декларации о своевременном и полном исполнении ранее заключенных договоров с Заказчиком и другими юридическими лицами.

Заявитель в своей жалобе указывает, что отсутствие в документации о закупке утвержденной формы для подачи декларации о своевременном и полном исполнении договоров позволяет Заказчику свободно трактовать сведения, поданные участниками закупки, использовать субъективный подход при оценке заявок и допуске к участию в закупке.

Заявитель считает, что наличие к нему у Заказчика претензий по оплате ранее заключенных договоров, в соответствии с документацией о закупке не является основанием для отклонения заявки.  

Таким образом, Заявитель знал о наличии претензий со стороны Заказчика по ранее заключенным договорам и был с ними согласен, однако, не указал сведения о них в декларации.

Согласно п. 5.3.4 Документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

  • участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным извещением о закупке;
  • заявка участника не соответствует требованиям, установленным извещением о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено извещением о закупке);
  • участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным извещением о закупке.

Таким образом, заявка Заявителя отклонена Закупочной комиссией не на основании пп. «а» п. 5.3.4 аукционной документации: «участник не соответствует требованиям к участнику, установленным документацией о закупке», а на основании пп. «в» п. 5.3.4 аукционной документации: «предоставление участником недостоверных сведений» что является основанием для отклонения заявки такого участника.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что Заказчик обоснованно отклонил заявку Заявителя на основании подпункта «в» пункта 5.3.4 Документации о закупке.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         Признать необоснованной жалобу «_________» (вх. от 15.12.2021 № 12854-эп/21) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку резинотехнических и асботехнических изделий для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети, извещение № 32110834611.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                         «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                    «_________»

                                                                                                           

                                                                                                  «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны