Решение б/н Решение по делу № 02-02-159/2010 по признакам нарушения ОАО ... от 7 июля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 02-02-159/2010

 

Резолютивная часть решения оглашена: «06» июля 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме: «___» июля 2010 года                        г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

рассмотрев дело № 02-02-159/2010 по признакам нарушения ОАО «Тюменьэнергосбыт» (адрес: 625002, г. Тюмень, ул. Северная, 32а, ИНН 7205011951) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

с участием представителей:

от ответчика: Левина Елена Юрьевна, доверенность № 5/386-08 от 26.11.2008г.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре 14 апреля 2010 года (вх. № 288-О) поступило обращение жителей Садового Некоммерческого Товарищества «Чистые Пруды» с жалобой на действия ОАО «Тюменьэнергосбыт» по заключению договора энергоснабжения №1368 от 01.08.2009, расчетам за потребленную электроэнергию и прекращению подачи электроэнергии для СНТ «Чистые Пруды».

Между ОАО «Тюменьэнергосбыт» и СНТ «Чистые пруды» заключен Договор энергоснабжения № 1368 от 01.08.2009г. Данный договор был заключен в лице председателя Иванова Н.Ф. на основании Устава от 19.11.2003г., СНТ «Чистые пруды» утверждают, что данный Устав не мог быть действителен, так как Общим собранием членов некоммерческого садоводческого товарищества «Чистые пруды» Протоколом №1 от 23.01.2008г. был утвержден новый Устав. На момент заключения Договора № 1368 от 01.08.2009г. Иванов Н.Ф. не мог быть председателем СНТ «Чистые пруды», так как по Выписке из ЕГРЮЛ председателем являлась Жданова Г.С. На этом основании СНТ «Чистые пруды» считают договор энергоснабжения № 1368 от 01.08.2009 и все последующие сделки, дополнительные соглашения, внесения изменений в данный договор ничтожными.

Также в своей жалобе СНТ «Чистые пруды» указывают на несогласие с выставленными актами сверки взаиморасчетов между ОАО «Тюменьэнергосбыт» и СНТ «Чистые пруды» и указывает на то, что ОАО «Тюменьэнергосбыт» прекратил подачу электроэнергии для СНТ «Чистые пруды».

Так Управлением ФАС России по ХМАО-Югре по результатам рассмотрения материалов, указывающих на признаки нарушения ОАО «Тюменьэнергосбыт» ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий, которые ущемляют интересы других лиц, было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом № 420 от 05.05.2010г. Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено дело № 02-02-159/2010 по признакам нарушения ОАО «Тюменьэнергосбыт»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение, действий результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 07.05.2010 исх. № 03/ГМ-2113 дело назначено к рассмотрению на 06.07.2010г. в 15-00.

Указанные приказ и определение направлены лицам,  участвующим в деле посредством почтовой связи. О получении ОАО «Тюменьэнергосбыт» и Сургутским филиалом ОАО «Тюменьэнергосбыт» указанных документов свидетельствуют почтовые уведомления, имеющиеся в материалах дела.

Указанные приказ и определение неправленые посредством почтовой связи Кравцовой А.Н. по адресу указанному в заявлении вернулись с почтового отделения по причине: «Истек срок хранения».

Представители заявителя и заинтересованного лица на рассмотрение дела не явились, ходатайств об отложении дела не направили.

 

Определением затребованы следующие документы, которые необходимо было представить в срок до 31.05.2010г.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Тюменьэнергосбыт» надлежало представить следующие документы и материалы:

1.     Надлежащим образом заверенные копии учредительных документов ОАО «Тюменьэнергосбыт» (со всеми изменениями и дополнениями на дату получения настоящего определения).

2.     Надлежащим образом заверенные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет ОАО «Тюменьэнергосбыт».

3.     Бухгалтерский баланс ОАО «Тюменьэнергосбыт»  по состоянию на 01.01.2010 год.

4.     Отчет о прибылях и убытках ООО «Тюменьэнергосбыт» за 2009 год.

5.     Сведения о размере выручки, полученной ОАО «Тюменьэнергосбыт» от оказанных услуг по поставке (продаже) электрической энергии на территории г. Сургут за 2009 год, определенной в соответствии со ст.248 и ст.249 Налогового кодекса РФ.

6.     Сведения о размере выручки, полученной ОАО «Тюменьэнергосбыт» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2009 год, определенной в соответствии со ст.248 и ст.249 Налогового кодекса РФ.

7.     Письменные пояснения о порядке отключения подачи электрической энергии для СНТ «Чистые пруды», какими нормативными актами руководствовались при отключении, всю имеющуюся переписку с СНТ «Чистые пруды» по отключению подачи электрической энергии.

8.     Сведения об объемах отпущенной потребителям электроэнергии на территории города Сургут за 2009 год.

9.     Иные документы, которые по мнению ОАО «Тюменьэнергосбыт» необходимы для всестороннего и объективного рассмотрения данного дела

Заявителю надлежало представить:

1.     Всю имеющуюся переписку с ОАО «Тюменьэнергосбыт» по вопросу отключения подачи электрической энергии.

Документы и информация, затребованные от ОАО «Тюменьэнергосбыт» определением о назначении дела к рассмотрению представлены в полном объеме и в установленный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции - Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Управлением ФАС России по ХМАО-Югре на основании приказа Управления от 11.05.2010 № 430 «О проведении анализа рынка поставки электрической энергии в географических границах города Сургут», проведен анализ указанного рынка.

 По результатам проведения анализа установлено, что  ОАО «Тюменьэнергосбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке поставки (продажи) электроэнергии в границах города Сургут с долей > 50 % и имеет возможность оказывать решающее влияние на рынке поставки (продажи) электроэнергии на общие условия обращения товара.

Доминирование ОАО «Тюменьэнергосбыт»  установлено комиссией в ходе заседания на основании аналитической справки о доминировании.

ОАО «Тюменьэнергосбыт» в представленных письменных пояснениях указывают, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении СНТ «Чистые пруды» было осуществлено в связи с ненадлежащим исполнением последним обязательств по оплате потребленной электрической энергии. Ограничение было осуществлено с соблюдением порядка, установленного Разделом XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г.

Также представило переписку с Председателем СНТ «Чистые пруды» <...> по введению ограничения потребления электрической энергии и последующем отключении СНТ «Чистые пруды».

Первая претензия в адрес СНТ «Чистые пруды» об образовавшейся задолженности и требованием ее погасить направлена 17.02.2010 исх.№ 442/9.

В ответ Председатель СНТ «Чистые пруды» направил в адрес Сургутского филиала ОАО «Тюменьэнергосбыт» письмо об отсрочке оплаты за потребленную электроэнергию.

01.03.2010 ОАО «Тюменьэнергосбыт» направило в адрес СНТ «Чистые пруды» письмо с требованием произвести самостоятельное частичное ограничение режима потребления электрической энергии.

На данное требование СНТ «Чистые пруды» сообщило, что не имеет технической возможности частичного ограничения режима  потребления электрической энергии и отказало ОАО «Тюменьэнергосбыт» в самоограничении режима потребления электроэнергии.

08.03.2010 ОАО «Тюменьэнергосбыт» направило ответ СНТ «Чистые пруды» об отказе в отсрочке по оплате возникшей задолженности за потребленную электроэнергию. С повторным требованием оплаты данной задолженности в срок до 09.03.2010г. и предупреждением, что в случае не оплаты 10.03.2010 ОАО «Тюменьэнергосбыт» будет вынуждено прекратить подачу электроэнергии на объект СНТ «Чистые пруды» в соответствии с Разделом XIII Правил функционирования розничных рынков.

Так ОАО «Тюменьэнергосбыт» была направлена в ООО «Сургутские городские электрические сети» (ООО «СГЭС») заявка на введение ограничения потребления электрической энергии с 10 марта 2010г. На основании данной заявки, ООО «СГЭС» 11 марта 2010 произвело ограничение потребления электроэнергии для СНТ «Чистые пруды».

На заседании комиссии представитель ответчика по делу пояснил, что отключение СНТ «Чистые пруды» было осуществлено с соблюдением порядка и сроков, установленных разделом XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г.

Также пояснил, что в настоящее время подача электрической энергии для СНТ «Чистые пруды» возобновлена в связи с оплатой имеющейся задолженности за потребленную электроэнергию.

Разногласия между СНТ «Чистые пруды» и ОАО «Тюменьэнергосбыт» по порядку заключения договора энергоснабжения № 1368 от 01.08.2009г. и отнесения его к ничтожным, а также вопросы о порядке расчетов за электроэнергию – Комиссия не рассматривала, так как споры по данным вопросам находятся вне компетенции антимонопольного орана и  подлежат рассмотрению в судебном порядке.

В соответствии с п.161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики - ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Ограничение потребления электроэнергии СНТ «Чистые пруды» было введено в соответствии с порядком предусмотренным п. 175 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики.

Так, Порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Рассмотрев представленные доводы и объяснения ответчика Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях ОАО «Тюменьэнергосбыт» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении хозяйствующим субъектом занимающим доминирующее положение, действий результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

Прекратить дело № 02-02-159/2010, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Тюменьэнергосбыт», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны