Решение б/н РЕШЕНИЕ № 086/07/3-686/2024 по результатам рассмотрения жало... от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.05.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- «              »;

Члены комиссии:

- «              »;

- «              »;

в присутствии на заседании комиссии представителей заявителя;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика;

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «       » (вх.4799-ЭП/24 от 17.05.2024) (далее – жалоба) на действия АО "ГК "Северавтодор" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку битумного вяжущего для АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32413498528).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «              » (вх.4799-ЭП/24 от 17.05.2024) на действия АО "ГК "Северавтодор" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку битумного вяжущего для АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32413498528).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 14.05.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 17.05.2024.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 17.05.2024 исх. № ВТ/3218/24 рассмотрение жалобы было назначено на 23.05.2024.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что от Заявителя поступило дополнение к рассматриваемой жалобе (вх. № 4847/24 от 20.05.2024).

Кроме того, от Заявителя поступило письменное ходатайство об истребовании заявок участников у Оператора ЭТП.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ходатайство, пришла к выводу об удовлетворении указанного ходатайства Заявителя и отложении срока по рассмотрению жалобы.

В силу части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 данной статьи.

На основании изложенного, уведомлением (исх. №ВТ/3407/24 от 24.05.2024) у Оператора ЭТП запрошены необходимые документы и информация, рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2024.

Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен отклонением заявки на участие:

14.05.2024 ООО «              »  подана заявка для участия в закупке.

16.05.2024 получен протокол рассмотрения заявок с указанием на отклонение нашей заявки в связи со следующим:

Не соответствует п.4.2 Извещения о закупке:

В составе заявки отсутствуют:

1) приложения к бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

2) письмо с указанием причин непредоставления приложений к бухгалтерской отчетности» Пунктом 4.2 Документации о закупке действительно предусмотрено:

«Если Участником закупки годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), Участником должны быть представлены письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения».

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 4295-ЭП/23 от 02.05.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Государственная компания «Северавтодор» (утверждено Решением Совета директоров АО «ГК «Северавтодор» Протокол от «29» сентября 2022 года №9/2022) (далее - Положение о закупке).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 12.04.2024 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора — 69 625 000,00 рублей;

Дата окончания подачи заявок — 14.05.2024;

Количество поданных заявок на участие в аукционе в электронной форме 2 заявки.

Согласно протоколу № № 32413498528 подведения итогов от 15.05.2024 заявка Заявителя была отклонена при проведении аукциона в электронной форме закупочной комиссией по следующим основаниям:

- пункт 4.2 Извещения о закупке на копии годовой бухгалтерской отчетности отсутствует отметка налогового органа;

- отсутствуют приложения к бухгалтерской отчетности:

-отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

-отчет о целевом использовании средств.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 4.2 Извещения Заказчиком установлены следующие требования:

- Копия годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно форм, установленных Приказами Министерства Финансов Российской Федерации:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

в) приложения к бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

Если Участником закупки годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), Участником должны быть представлены письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, на основании анализа второй части заявки Заявителя, поданной на участие в запросе предложений в электронной форме (реестровый номер извещения 32413498528) было установлено наличие следующих документов, приложенных во исполнение требований пункта 4.2 Извещения:

- бухгалтерский баланс на 31.12.2023 год;

- сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 03.05.2024 № ЮЭ9965-24-26994629;

- сведения о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС;

- справка № 127421 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов .

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения). Таким образом, малое предприятие, которое имеет право сдавать отчетность по упрощенной системе, также вправе применять вместо упрощенных форм общие формы баланса и отчета о финансовых результатах.

Соответственно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что, если Заявитель пользуется правом применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета, он должен был предоставить согласно пункту 4.2 Извещения письмо с указанием причин такого непредставления.

В пункте 11.6.3 Положения о закупке, пункте 4.3 Извещения указаны основания отклонения заявок участников закупки, в том числе:

- несоответствия Участника закупки квалификационным требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме при установлении предварительного квалификационного отбора;

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

- несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме;

- непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;

- предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона; о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России при этом обращает внимание, что, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушении антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя в участии в запросе предложений в электронной форме (реестровый номер извещения 32413498528) было принято обоснованно.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать Жалобу ООО «              » (вх.4799-ЭП/24 от 17.05.2024) на действия АО "ГК "Северавтодор" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку битумного вяжущего для АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32413498528), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны