Решение б/н решение по жалобе № 2663-ж от 13 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-2396/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 13.01.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» – «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в присутствии представителя Заявителя по ВКС – директор «_______» действующий на основании Устава и приказа о назначении;
в присутствии представителя Заказчика по ВКС — «_______» действующего по доверенности от 21.12.2020 № 127;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 23.12.2020 № 2663-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Нижневартовская ГРЭС» при проведении запроса предложений в электронной форме, извещение № 32009662347, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Нижневартовская ГРЭС» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг: Охрана собственности, находящейся на территории Базы оборудования АО «Нижневартовская ГРЭС», извещение № 32009662347.
Заявитель обжалует решение закупочной документации об отклонении его заявки от участия в закупке по следующим основаниям:
1. Заявка соответствует всем требованиям, установленным в документации о закупке.
2. В документации о закупке не указано, какими конкретно сведениями, документами участник закупки должен подтвердить наличие у него средств связи, круглосуточного пульта центрального наблюдения. .
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Нижневартовская ГРЭС», утвержденным Советом директоров АО «Нижневартовская ГРЭС» 19.09.2019 (далее – Положение о закупках).
10.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009662347 о проведении запроса предложений в электронной форме.
Организатором закупки является ООО «Интер РАО-Центр управления закупками».
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 10.11.2020 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 18.11.2020 в 10:30 (мск+2);
- дата рассмотрения первых частей заявок – 03.12.2020 (мск+2);
- дата рассмотрения вторых частей заявок – 22.12.2020 (мск+2);
- дата подведения итогов – 29.12.2020 (мск+2).
Начальная максимальная цена составляет 3 970 880,00 рублей без НДС.
Вместе с извещением размещена документация о проведении закупки.
22.12.2020 размещен протокол заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок, согласно которому, по результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией Заказчика приняты следующие решения:
- об отклонении предложения «_______»: заявка не отвечает условиям закупки, поскольку содержит существенные нарушения требований Закупочной документации: Участник не предоставил информацию о наличии круглосуточного пульта центрального наблюдения (п. 5.2.1 ТЗ);
- о признании соответствующим условиям закупки предложения «_______»;
- о признании закупки состоявшейся.
Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 33 Положения о закупках установлены отборочные критерии для участников закупки, в том числе: соответствие заявки участника закупки по своему составу и (или) оформлению требованиям закупочной документации.
Пунктом 4.13.6 Документации о закупке установлено, что закупочная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку вторых частей заявок на участие в закупке, участников закупки, на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также, в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанными в разделе 9 настоящей закупочной документации, и определяет перечень участников, допускаемых к дальнейшему участию в закупке. Вторые части заявок на участие в закупке, участники закупки, должны полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований. Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в случаях, указанных в пункте 4.13.6 документации, в том числе в случае непредставления требуемых согласно настоящей закупочной документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках/соисполнителях (в случае привлечения), или о предлагаемых работах.
Требования к документам, подтверждающим соответствие Участника закупки, содержатся в пункте 6.3 Документации о закупке. Как следует из положений пункта 6.3 документации, участник закупки должен представить справку о материально-технических ресурсах по форме 10.
Техническая часть содержится в приложении № 1 к Документации о закупке. Согласно пункту 5.2 Технической части установлены следующие требования к участникам о наличии материально-технических ресурсов.
Участник закупки должен предоставить в составе своей заявки справку о МТР подтверждающую наличие необходимого количества МТР для оказания услуг, являющихся предметом закупки, или МТР субподрядных организаций не менее чем:
- наручники отечественного производства – не менее 2 штук;
- палка резиновая отечественного производства – не менее 2 штук;
Также участник должен подтвердить наличие средств связи и круглосуточного пульта центрального наблюдения.
Участник должен подтвердить обеспечение специальной форменной одеждой, позволяющей определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации – не менее 6 комплектов (китель, брюки, кепка, плюс зимняя форменная одежда).
При этом, в документации о закупке не предусмотрено, какими конкретно документами, сведениями участник закупки должен подтвердить наличие средств связи и круглосуточного пульта центрального наблюдения.
Представитель Заказчика пояснил, что в ходу рассмотрения вторых частей заявок участникам закупки были направлены дозапросы для получения необходимой информации. Согласно Запросу Заказчика об уточнении информации от 11.12.2020 № 176084/З-1 у экспертной группы по оценке предложений имеются замечания к предложению «_______», в связи с чем участнику предлагается предоставить дополнительные разъяснения, документы. Кроме прочего, в дозапросе указано, что Участник в справке об МТР не предоставил информацию о наличии круглосуточного пульта центрального наблюдения (п. 5.2.1 ТЗ).
Так как документацией о закупке не предусмотрено, какие именно документы подтверждают наличие материально-технических-ресурсов, Заявитель в ответ на запрос информации представил договор субаренды нежилого помещения № 12-А/2020 от 01.09.2020, где находится круглосуточный пульт центрального наблюдения.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_______» (вх. от 23.12.2020 № 2663-ж) на действия Заказчика АО «Нижневартовская ГРЭС» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг: Охрана собственности, находящейся на территории Базы оборудования АО «Нижневартовская ГРЭС», извещение № 32009662347, обоснованной.
2. Выдать Заказчику АО «Нижневартовская ГРЭС» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы жалобы № 086/07/3-2396/2020 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______»
«_______»