Решение б/н решение по жалобе № 58-эп/22 на действия заказчика МАУ "Райо... от 26 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-18/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_________» — «_________»;
Члены комиссии:
«_________» — «_________»;
«_________» — «_________»;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;
в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев жалобу ООО «ЧОО «Север-Безопасность» (вх. от 10.01.2022 № 58-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАУ «Районное управление спортивных сооружений» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант», извещение № 32110937565, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_________» (далее - Заявитель) на действия МАУ «Районное управление спортивных сооружений» (далее – Заказчик, МАУ «РУСС») при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант», извещение № 32110937565.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок участников закупки.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 17.01.2022. В связи с тем, что Заказчик не был надлежащим образом уведомлен о поступлении Жалобы, а также в связи с необходимостью получения дополнительной информации, сведений, срок рассмотрения жалобы был продлен, рассмотрение Жалобы назначено на 24.01.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг МАУ «Районное управление спортивных сооружений» (далее - Положение о закупках), утвержденным решением Наблюдательного совета МАУ «РУСС» от 29.12.2019.
13.12.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32110937565.
В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 13.12.2021 до 09:00 (мск+2) 29.12.2021. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов – 30.12.2021.
Предмет закупки - оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант».
Начальная (максимальная) цена договора: 799 680 (семьсот девяносто девять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 29.12.2021 следует, что она участие в закупке поступило три заявки. Две заявки допущены к участию в закупке. Заявка № 486061 отклонена ввиду несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно:
«Отсутствует. Функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики товара, работ, услуг. (Приложение №1 к документации аукциона в электронной форме), Требуемый в разделе 4. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме».
Заявитель не согласен с решением об отклонении его заявки от участия в закупке.
В своей Жалобе заявитель указывает, что описание функциональных характеристик (потребительских свойств) оказываемых услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант» согласно таблице Заказчика является не обоснованным (завышенным) требованием, а действия Комиссии Заказчика по закупкам нарушают права и законные интересы Заявителя, необоснованно лишают Заявителя возможности реализовать свое право на участие в закупке.
Заявитель сообщает, что Техническое задание на оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант» не содержит требований к товарному знаку, марке, модели и описанию предлагаемых конкретных характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков. Вместе с тем, в документации о закупке отсутствуют конкретные инструкции по заполнению формы «Функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики товара, работ, услуг», в связи с этим неясно, что имеется в виду под параметрами, и какие именно требования должен раскрыть Участник.
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме указаны в разделе 4 документации о закупке. Так, согласно п.1 раздела 4 документации о закупке Первая часть заявки должна содежать:
- Согласие участника на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг (Приложение №1 к документации аукциона в электронной форме).
- Функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики товара, работ, услуг (Приложение №1 к документации аукциона в электронной форме).
- Наименование страны происхождения товара, работы, услуги (в целях предоставления приоритета).
Также пунктом 3, 4 раздела 4 документации разъяснено, что документы, представляемые в составе первой и второй частях заявок на участие в аукционе в электронной форме, должны быть предоставлены в полном объеме, и не должны содержать недостоверной информации об участнике аукциона в электронной форме на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Отсутствие какого-либо документа, требуемого в первых и во вторых частях заявок на участие в аукционе в электронной форме, является основанием для отклонения заявки, при условии, если иное не предусмотрено настоящей документацией.
Заказчик пояснил, что в составе первой части заявки Заявителем представлено только Согласие участника на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, составленное в соответствии с Приложением №1 к документации аукциона в электронной форме. Остальные требуемые документы отсутствовали.
При этом, Заявитель не обращался к Заказчику за разъяснениями положений документации, а также не обжаловал до окончания срока подачи заявок требования документации о закупке в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя о необоснованном отклонении его заявки от участия в закупке не нашел подтверждения.
Рассмотрев документацию о закупке, Комиссия Управления установила, что согласно приложению №1 к Документации функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики товара, работ, услуг участник обязан описать по следующей форме:
№ п/п |
Наиме-нование параметра |
Требование Заказчика |
Предложе-ние Участника |
Кол-во, ед.изм. |
Указание (декларирова-ние) страны происхождения поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг |
Производи-тель (только для товаров) |
Примечания, обоснование |
|
|
|
|
|
|
|
|
В примечании к форме указано, что участник обязан описать все позиции, самостоятельно заполнить все ячейки/значения/разделы с указанием товарного знака, марки, модели и описанием предлагаемых конкретных характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков и т.д.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Комиссией Управления установлено, что в документации о закупке Заказчиком не предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок (кроме цены), а также порядок оценки заявок. При этом, в техническом задании не установлены значения по каждой характеристике, указанной в форме, являющейся приложением №1 к Документации. Инструкция по заполнению данной формы также отсутствует.
В соответствии с Законом о закупках предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке не допускается.
30.12.2021 в ЕИС размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок, согласно которому к участию в закупке допущены две заявки. По результатам проведения закупки комиссия Заказчика по закупкам решила заключить договор с «_________» как с участником, предложившим лучшую цену.
В соответствии с ч.14 ст.3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Вместе с тем, в протоколе не содержатся все необходимые сведения в отношении заявок двух других участников закупки, кроме победителя.
Представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок и подведении итогов закупки 30.12.2021 была допущена ошибка.
11.01.2022 в ЕИС размещен протокол с исправлениями, в соответствии с которым закупочная комиссия заказчика отклонила от участия в закупке обе заявки, допущенные к участию в закупке после рассмотрения первых частей заявок:
1. Заявка № 487259 – отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием заявки по составу: отсутствуют требуемые документы в составе вторых частей заявок (учредительные документы, лицензия).
2. Заявка № 487429 – комиссия не рассматривала заявку на соответствие требованиям документации на участие в торгах по причине отсутствия подачи ценового предложения во время проведения торгов.
Таким образом, закупочная комиссия Заказчика отклонила заявки всех участников и признала закупку несостоявшейся. Протокол рассмотрения вторых частей заявок от 30.12.2021 (исправленный) размещен в ЕИС лишь 11.01.2022.
Согласно пункту 5.11 Положения о закупках, протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) размещаются в ЕИС не позднее, чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Управления установила, что действия Заказчика при проведении закупки № 32110937565 нарушают положения ч.6 ст.3, ч.13, 14 ст.3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, в связи с отклонением заявок всех участников и признанием закупки несостоявшейся, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_________» (вх. от 10.01.2022 № 58-эп/22) на действия Заказчика МАУ «Районное управление спортивных сооружений» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка на объекте ЦСП «Атлант», извещение № 32110937565, частично обоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся ввиду отклонения заявок всех участников закупки.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_________»
Члены Комиссии: «_________»
«_________»