Решение б/н решение по жалобе № 9870-эп/22 от 30 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-1303/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» – «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по доверенности посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 22.09.2022 № 9870-ЭП/22) на действия АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку дизельного арктического топлива в 4 квартале 2022, извещение № 32211687463, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 22.09.2022 № 9870-ЭП/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее – Заказчик, АО «СПОПАТ») при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку дизельного арктического топлива в 4 квартале 2022, извещение № 32211683099

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Акционерного общества «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее – Положение о закупках), утвержденным Советом директоров АО «СПОПАТ» (протокол №121 от 11.07.2022).

12.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 32211683099.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 12.09.2022 по 04.10.2022 08:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 06.10.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 22.09.2022, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся в установлении в документации неценовых критериев оценки, необоснованно ограничивающих круг участников закупки.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Согласно ч.16 ст.3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Критерии оценки заявок участников установлены в главе 6 раздела 1 Документации о закупке.

Так, оценка заявок осуществляется по следующим критериям:

Цена договора – 30 баллов;

Квалификация участника закупки – 70 баллов.

Нестоимостной критерий оценивается как сумма баллов по следующим подкритериям:

         а) Наличие нефтебазы для хранения нефтепродуктов – 20 баллов;

б) Удаленность нефтебазы от места хранения нефтепродуктов АО «СПОПАТ», находящегося по адресу г.Сургут, ул. Производственная, д.16 – 20 баллов;

в) Величина уставного капитала участника закупки – 20 баллов;

г) Наличие специализированного автотранспорта для перевозки нефтепродуктов в количестве не менее 2 (двух) единиц объемом автоцистерны не менее 30000 литров – 10 баллов.

Для каждого подкритерия предусмотрена шкала оценки.

Перечисленные в документации подкритерии неценового критерия установлены для оценки заявок участников. Несоответствие указанным критериям не влечет отклонение заявки участника закупки, не ограничивает количество участников закупки.

Законом о закупках не установлен конкретный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ст.10 Положения о закупках критериями оценки заявок участников закупки и выбора победителя могут быть:

- цена договора;

- порядок расчетов, в том числе размер предоплаты, отсрочки платежа и т.д.

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

- квалификация участников конкурса, в том числе наличие опыта производства аналогичных работ, оказания аналогичных услуг;

- расходы на эксплуатацию товара;

- расходы на техническое обслуживание товара;

- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

- иные критерии в зависимости от предмета закупки.

Значимость критериев и порядок оценки указываются в документации о закупке.

При этом установление данного критерия оценки не ограничивает круг потенциальных участников закупочной процедуры, а лишь направлено на выявление наиболее подготовленного и оснащенного кадровыми ресурсами участника закупки. Всем участникам закупочной процедуры в равной мере предоставлено право конкурировать при участии в закупке.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В Определении ВС РФ № 305-ЭС20-24221 от 27.04.2021 по делу № А40-312524/2019 Верховный Суд РФ указал, что заказчик в рамках Закона о закупках вправе устанавливать любые требования к участникам закупки, любые критерии и порядок оценки заявок, если не доказано, что это сделано заказчиком специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту.

Заявителем не доказано, а Комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы не установлено, что Заказчиком путем установления указанных критериев оценки в документации обеспечивается победа конкретного хозяйствующего субъекта, а требования, установленные в документации, приводят к нарушению антимонопольных запретов, а также нарушению положений Закона о закупках. Ограничение конкуренции не выявлено. Обратного Заявителем не доказано.

          На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РоссОйл» (вх. от 22.09.2022 № 9870-ЭП/22) на действия АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку дизельного арктического топлива в 4 квартале 2022, извещение № 32211683099, необоснованной.

        

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                   «_________»

                                                                                                            

                                                                                                                  «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны