Решение №02/АЗ-10603 Жалоба признана необоснованной от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1612/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,

 услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.10.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 09.10.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

<<___>> — врио руководителя Управления;

         Члены комиссии:

<<___>> — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<<___>> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя <<___>>, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителей Заказчика АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» посредством ВКС –

<<___>> – директора, действующего на основании Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 475-рп от 05.09.2019;

<<___>>, действующей по доверенности от 02.10.2020 № 32;

<<___>>, действующей по доверенности от 02.10.2020 № 31;

<<___>>, действующей по доверенности от 02.10.2020 № 30;

<<___>>, действующего по доверенности от 02.10.2020 № 33;

<<___>>, действующей по доверенности от 02.10.2020 № 34;

рассмотрев жалобу <<___>> (вх. от 29.09.2020 № 1930-ж) (далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение функций технического заказчика по реализации реконструкции объекта капитального строительства, а также по реализации реконструкции Объекта и обеспечению ввода Объекта в эксплуатацию, извещение № 32009453055, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о  защите конкуренции, поступила жалоба <<___>> (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» (далее – Заказчик, АУ «Управление государственной экспертизы проектной документации») при проведении открытого аукциона в  электронной форме на выполнение функций технического заказчика по реализации реконструкции объекта капитального строительства, а также по реализации реконструкции Объекта и обеспечению ввода Объекта в эксплуатацию, извещение № 32009453055.

Заявитель обжалует решение Заказчика отклонить заявку <<___>> в связи с несоответствием требованиям, установленным в документации о закупке. Заявитель считает, что его заявка соответствует требованиям документации, а решение Заказчика неправомерно.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

 В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 01.10.2020 № 02/АЗ-10227). Рассмотрение жалобы назначено на 06.10.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «ЮграАртСтрой» с использованием видеоконференцсвязи.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

01.09.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32009453055 и документация о закупке. Вместе с тем, извещение и документация об указанной закупке размещены на сайте электронной торговой площадки (далее – ЭТП) ООО «РТС–тендер» www.rts-tender.ru.   

В первоначальной редакции от 01.09.2020 в извещении о закупке Заказчиком были установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 01.09.2020 (МСК+2);

дата и время окончания срока подачи заявок   17.09.2020 в 17:00 (МСК+2);

дата и время рассмотрения заявок 18.09.2020 в 09:00 (МСК+2);

дата и время начала торгов   21.09.2020 в 10:00 (МСК+2);

дата и время подведения итогов   22.09.2020 в 10:00 (МСК+2).

16.09.2020 Заказчиком принято решение внести изменения в извещение и продлить срок подачи заявок до 27.09.2020. Согласно новой редакции извещения Заказчиком были установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 01.09.2020 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 27.09.2020 в 19:00 (МСК+2);

дата и время рассмотрения заявок 18.09.2020 в 09:00 (МСК+2);

дата и время начала торгов   21.09.2020 в 10:00 (МСК+2);

дата подведения итогов – 30.09.2020 (МСК+2).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 28.09.2020 № 1 (далее – Протокол), до окончания срока приема заявок (до 17:00 (мск+2) 27.09.2020) на участие в закупке было подано четыре заявки.

Согласно п. 7 Протокола, рассмотрев заявку <<___>>, комиссия Заказчика по рассмотрению заявок решила отказать Заявителю в допуске к участию в закупке на основании того, что заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке, а именно:

  1. Предоставленный опыт исполнения договоров не соответствует требованиям, установленным в документации. В представленной заявке отсутствует подтверждение опыта исполнения участником контрактов по строительству (в части создания строений, сооружений), реконструкции (в части изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), а также по осуществлению функций технического заказчика).
  2. Представленная банковская гарантия обеспечения заявки не соответствует требованиям, установленным в документации, в части срока действия данной гарантии.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

По мнению Заявителя, действия Заказчика при проведении закупки № 32009453055 неправомерны в силу доводов, изложенных в жалобе. Заявитель не согласен с решением Заказчика отклонить его заявку как несоответствующую документации о закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, считает, что комиссия по рассмотрению заявок действовала правомерно, руководствовалась Положением о закупках и закупочной документацией.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик изменил окончание срока подачи заявок в извещении, при этом документация о закупке от 16.09.2020 размещена с прежними сроками проведения закупочных процедур. Таким образом, Заказчик своими действиями ввел Заявителя в заблуждение относительно даты и времени окончания подачи заявок, что привело к несоответствию срока действия банковской гарантии.

Кроме того, Заявитель сообщает в Жалобе, что договоры, представленные в составе заявки, должны быть признаны соответствующими требованиям, установленным в пункте 10 документации о закупке. В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, которым установлены виды и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее – Постановление № 570).

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» (далее – Положение о закупках), утвержденным Наблюдательным советом АУ «Управление государственной экспертизы проектной документации», протокол от 04.12.2018 № 6.

Документация о закупке путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение функций технического заказчика по реализации реконструкции объекта капитального строительства, а также по реализации реконструкции Объекта и обеспечению ввода Объекта в эксплуатацию № ОАЭФ/223/2020-02 размещена в ЕИС 01.09.2020.

16.09.2020 Заказчик опубликовал в ЕИС извещение об изменении срока проведения закупочных процедур, а также изменения в документацию.

Изменения от 16.09.2020 оформлены в виде отдельного документа и опубликованы в ЕИС 16.09.2020 в 14:35, в тот же день изменения опубликованы на ЭТП. Извещение о закупке изменено на главной странице закупки № 32009453055 в ЕИС, а также в разделе «Изменения, разъяснения, запросы Заказчика».

Согласно представленному журналу учета поступления заявок, заявка <<___>> на участие в закупке зарегистрирована на ЭТП 16.09.2020 в 18:10 (мск), то есть после публикации в ЕИС изменений в извещение о проведении закупки.

Кроме того, документацией о закупке предусмотрена возможность участника закупки повторно подать заявку на участие в закупке с учетом изменений, внесенных в документацию.

Пунктом 8 документации о закупке установлено, что участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в аукционе в отношении каждого предмета аукциона (лота), внесение изменений в которую не допускается. Изменение заявки допускается только путем отзыва ранее поданной заявки и подачи новой заявки. Участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать заявку на участие в аукционе в любое время до окончания срока подачи заявок. После отзыва заявки можно повторно подать заявку на участие в этой же процедуре.

Согласно пункту 10 документации о закупке до окончания срока подачи заявок заказчик может по любой причине внести изменения в документацию. Изменения, вносимые в документацию размещаются заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, но не позднее даты окончания срока подачи заявок.

До истечения срока подачи заявок заказчик может по любой причине продлить срок подачи заявок. Продление срока подачи, осуществляется посредством внесения изменений в извещение, документацию. При открытых процедурах участники закупки отслеживают изменения в единой информационной системе самостоятельно.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя о том, что Заказчик при проведении закупки ввел участников в заблуждение относительно сроков подачи заявок.

В связи с вышеизложенным, не нашел подтверждения довод Заявителя о неправомерном отклонении его заявки на основании несоответствия банковской гарантии требованиям документации о закупке.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 14.1 Документации о закупке установлены порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств, связанных с подачей заявки, в том числе, предоставление банковской гарантии: банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать требованиям, указанным в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно изменениям, внесенным в извещение 16.09.2020, дата и время окончания подачи заявок – 27.09.2020 в 19:00 (МСК+2).

Считая, что срок подачи заявок заканчивается в соответствии с документацией (в редакции от 01.09.2020) 17.09.2020, Заявитель 16.09.2020 подал заявку на участие в закупке со всеми необходимыми документами. В соответствии с требованиями документации о закупке Заявитель направил с заявкой также банковскую гарантию на сумму 3 970 539,25 рублей для обеспечения заявки на участие в закупке (выдана 15.09.2020, действует по 18.11.2020 включительно).

Кроме того, банковская гарантия, предоставленная Заявителем, не содержит обязательных требований, указанных в разделе 14.1 документации о закупке, а именно отсутствует обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.

Таким образом, представленная <<___>> банковская гарантия обеспечения заявки не соответствует требованиям, установленным в документации, в части срока действия данной гарантии и ее содержания.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 Документации о закупке установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Так, подпунктом 10 пункта 9 Документации о закупке установлено следующее требование к участникам:

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) не менее одного контракта (договора) (т.е. выполнение работ по строительству, либо реконструкции, либо осуществление функций технического заказчика). При этом суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В подтверждение соответствия участника указанному требованию, в составе заявки предоставляются:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ применяются следующие определения:

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Заявитель в подтверждение исполнения договора представил следующие договоры: 4 Договора подряда на выполнение работ по чистовой отделке квартир; 4 Договора подряда на выполнение строительно-отделочных работ в жилых помещениях;  2 Договора подряда на выполнение строительных работ (капитальный ремонт); Договор строительного подряда по монтажу сборных железобетонных изделий КПД.

Комиссия заказчика установила, что в представленных документах Заявителя отсутствует подтверждение исполнения участником договоров по строительству (в части создания зданий, строений, сооружений), реконструкции (в части изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), а также по осуществлению функций технического заказчика. Следовательно, Заявитель не подтвердил опыт исполнения работ, являющихся предметом закупки, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.

Заявитель считает, что Постановление № 570 относит к видам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в том числе внутренние отделочные работы, фасадные работы, устройство кровли, устройство внутренних санитарно- технических систем, устройство внутренних электротехнических систем, устройство внутренних трубопроводных систем, устройство внутренних слаботочных систем и прочее, то есть именно те работы Участника, подтверждение опыта по которым представлено в заявке.

Поскольку Постановлением № 570 устанавливаются виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, они не применяются к обжалуемой закупке, проводимой в соответствии с Законом о закупках.

На основании вышеизложенного, не нашли подтверждения доводы Заявителя о том, что его заявка (в том числе банковская гарантия и договоры, подтверждающие опыт выполнения работ) соответствуют документации о закупке и отклонены Заказчиком неправомерно.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу <<___>> (вх. от 29.09.2020 № 1930-ж) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение функций технического заказчика по реализации реконструкции объекта капитального строительства, а также по реализации реконструкции Объекта и обеспечению ввода Объекта в эксплуатацию, извещение № 32009453055, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                         <<___>>

 

Члены Комиссии:                                                                                    <<___>> 

 

                                                                                                                  <<___>>

                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны