Решение б/н решение по жалобе № 12387-эп/21 от 17 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-1893/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 13.12.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_________» — «_________»
Члены комиссии:
«_________» — «_________»
«_________» — «_________»
в присутствии представителей Заявителя по ВКС – «_________» по доверенности; «_________» по доверенности;
в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «_________» по доверенности;
рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 06.12.2021 № 12387-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту систем пожарной автоматики и охранно-пожарной сигнализации и оповещения на объектах филиала АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети, извещение № 32110775546, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,на выполнение работ по ремонту систем пожарной автоматики и охранно-пожарной сигнализации и оповещения на объектах филиала АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети, извещение № 32110775546.
В своей жалобе Заявительуказывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила его заявку от участия в закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС Россиив адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 13.12.2021. В связи с необходимостью получения дополнительной информации срок рассмотрения Жалобы был продлен. Рассмотрение назначено на 17.12.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством видео-конференц-связи.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
28.10.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение № 32110775546. Согласно извещению установлены следующие сроки проведения закупочных процедур:
- дата и время начала подачи заявок: 29.10.2021 (МСК+2);
- дата и время окончания подачи заявок: 16.11.2021 в 15:00 (МСК+2).
Начальная (максимальная) цена договора: 3 393 164,82 руб. с НДС (2 827 637,35 руб. без НДС)
Заявитель является участником закупки, его заявка зарегистрирована под № 3.
Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии Заказчика по рассмотрению первых частей заявок участников № 32110775546/2021.0436-1 от 19.11.2021 заявка участника «_________» признана соответствующей требованиям Документации и допущена к участию в конкурсе.
Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии Заказчика по рассмотрению вторых частей заявок Участников № 32110775546/2021.0436-2 от 29.11.2021 заявка участника «_________» признана не соответствующей требованиям Документации и отклонена от участия в конкурсе. Причиной отклонения заявки участника конкурса «_________» от участия в конкурсе, согласно протоколу, явилось следующее:
В выписке из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) отсутствуют сведения о праве выполнения работ на подготовку (внесение изменений) в проектную документацию (п.7. Требований к участнику закупки), что не соответствует требованиям п.7. Требований к Участникам (Приложение №3 к КД). Заявка участника подлежит отклонению на основании п.п. «Б» п.6.2.3. как «заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов».
Заявитель не согласен с отклонением его заявки, считает свою заявку и все приложенные к ней документы соответствующими требованиям закупочной документации, а решение закупочной комиссии необоснованным по следующим основаниям:
1) Предметом проводимой Заказчиком АО «Россети Тюмень» закупки является выполнение работ по ремонту систем пожарной автоматики и охранно-пожарной сигнализации и оповещения на объектах филиала АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети.
В приложении № 3 к документации о закупке в разделе «Проверяемые сведения» п. 7. «Требований к участнику закупки указано следующее: «Соответствие области разрешающего документа (СРО, лицензии и пр.) предмету работ/услуг по договору».
Согласно указанным требованиям Документации, Заявителем в составе заявки была предоставлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) о праве выполнения строительных работ (согласно предмету работ по договору).
2) Выполнение работ на подготовке (внесении изменений) в проектную документацию предметом проводимой Заказчиком АО «Россети Тюмень» закупки не является, в силу чего требование Заказчика к Участникам закупки о необходимости предоставлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации (СРО), содержащую сведения о праве выполнения работ на подготовку (внесение изменений) в проектную документацию, необоснованно сужает круг участников закупки и тем самым нарушает правовой принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчик не согласен с доводами жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок предусмотрено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам, устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.
В силу п. 3.4.1 Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Согласно п. 6.2.1 документации о закупке заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Пунктом 7 приложения № 3 к документации о закупке установлено требование: «Соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющейся предметом закупки».
В соответствии с указанным требованием, участники закупки должны предоставить, в том числе, действующую на дату подачи участником заявки выписку из реестра членов СРО, подтверждающую наличие у участника права выполнять работу по архитектурно- строительному проектированию объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», (сканкопия).
В силу п. 3.4.1 Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Согласно п. 6.2.1 документации о закупке заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных документацией о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Пунктом 7 приложения № 3 к документации о закупке установлено требование: «Соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющейся предметом закупки».
В соответствии с указанным требованием, участники закупки должны предоставить, в том числе, действующую на дату подачи участником заявки выписку из реестра членов СРО, подтверждающую наличие у участника права выполнять работу по архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров по форме, утверждённой приказом Ростехнадзора от 04.03.2019г. № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморёгулируемой организации», (сканкопия).
Параметром признания несоответствия указанному требованию является, в том числе:
- не соответствие видов деятельности, на которые выдан разрешительный документ предмету договора;
- отсутствие права на выполнение работ по договорам, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Требование о предоставлении действующей на дату подачи участником заявки выписки из реестра членов СРО, подтверждающей право выполнять работу по архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров обусловлено следующим.
В Техническом задании (Приложение № 1 к Документации о закупке) и проекте договора (Приложение № 2 к Документации о закупке) Заказчиком определен перечень объектов и объем выполняемых работ.
Согласно п.2 Технического задания подрядчик по договору выполняет, в том числе, капитальный ремонт на объектах (ПС Олимпийская, ПС Ч. Мыс) и обязан будет выполнить следующий объем работ:
- поставить оборудование и материалы согласно ведомостей дефектов, работ и материалов (приложение 2 к Техническому заданию);
- выполнить работы согласно графику выполнения работ;
- выполнить пуско-наладочные работы;
- внести изменения в проектную документацию по объектам НС Олимпийская, ПС Ч.Мыс, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
- подготовить и предъявить комиссии для приемки в эксплуатацию проектно- исполнительную документацию (пояснительная записка к проекту, комплект рабочих чертежей с внесёнными в них изменениями, схемы УПЗ, необходимые расчеты и т.д.), согласно РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» и приложением 2 к ВНПБ 28-14; протоколы испытаний отдельных элементов УПЗ (Акт (протокол) замера уровня звука СОУЭ); ведомости дефектов и недоделок; инструкцию по эксплуатации УПЗ; сертификаты соответствия (декларации соответствия) на технические элементы УПЗ.
- выполнить сдачу системы 011С и СОУЭ в эксплуатацию.
Стандартом организации ПАО «Россети» СТО 34.01-27.3-001-2014 (ВНПБ 28-14) «Установки противопожарной защиты. Общие технические требования», утвержденным распоряжением ОАО «Россети» от 15.01.2015 № 6р, установлено, что система технического обслуживания и ремонта установок пожаротушений, пожарной, охранной и охранно- пожарной сигнализации включает в себя следующие виды работ:
- техническое обслуживание;
- плановый текущий ремонт;
- плановый капитальный ремонт;
- внеплановый ремонт.
В соответствии п. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Учитывая, что в рамках исполнения обязательств но договору, заключаемому с победителем по закупке № 32110775546 предполагалось выполнение работ по внесению изменений в проектную документацию по объектам ПC Олимпийская, ПС Ч.Мыс, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов в выписке СРО участника должны быть указаны работы на подготовку проектной документации.
Вместе с тем, в представленной Заявителем выписки СРО Союза строительных компаний Урала и Сибири от 21.10.2021 № 5728-21 не указаны работы по подготовке проектной документации, а предоставлено лишь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (т.е. в области строительства), что не соответствует п. 7 приложения № 3 к документации о закупке (Требования к Участникам).
Таким образом, требование о предоставлении выписки СРО обусловлены законодательством Российской Федераций, требованием СТО 34.01.-27.3-001-2014 «УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ» ОАО «Россети», в связи с чем не является избыточными и не нарушают конкуренцию, поскольку обусловлено спецификой выполняемых работ.
Согласно пп. «б» п. 6.2.3 документации о закупке, закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если участник не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку Оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
Следовательно, закупочная комиссия отклонила заявку Заявителя в соответствии с документацией о закупке, а именно ввиду отсутствия в предоставленной выписке СРО права по подготовке проектной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок участников от 29.11.2021 № 32110775546/2021.0436-2 закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что по результатам ее проведения все заявки на участие в закупке отклонены.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках, не нашли подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу «_________» (вх. от 06.12.2021 № 12387-эп/21) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту систем пожарной автоматики и охранно-пожарной сигнализации и оповещения на объектах филиала АО «Россети Тюмень» Сургутские электрические сети, извещение № 32110775546.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_________»
Члены Комиссии: «_________»
«_________»