Решение №086/01/11-119/2020 Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 086/01/11-119/2020 от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2020                                    г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 02.10.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

 начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

 старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

в присутствии представителя ООО «МЕДОПТ» по доверенности от 16.07.2020 — Максимовой М.А.;

 рассмотрев дело по признакам нарушения ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122, ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265)  п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в открытых аукционах в электронной форме,               

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки антиконкурентных соглашений в действиях следующих участников открытых аукционов в электронной форме (далее - ОАЭФ): ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265).

Согласно п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной  службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 28.01.2020 №37 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения                                          ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ.,      г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265) п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ч.13 ст.44 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении от 31.01.2020 рассмотрение дела №086/01/11-119/2020  назначено на 21.02.2020.

21.02.2020 на рассмотрение дела №086/01/11-119/2020 о нарушении антимонопольного законодательства явился представитель  ООО «Медсервис».

Вместе с тем, от ООО «МЕДОПТ» и ООО «МЕДСИСТЕМЫ» поступили ходатайства об отложении  заседания и продления срока представления документов, запрошенных определением от 31.01.2020.

Комиссией вышеуказанные ходатайства ответчиков удовлетворены.

В связи с необходимостью получения пояснений, доказательств и доводов лиц, участвующих в деле рассмотрение дела отложено на 30.03.2020.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни, в связи с чем рассмотрение дела было отложено на 18.05.2020.

 Определением об отложении дела № 086/01/11-119/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение было отложено на 19.06.2020.

   Вместе с тем, от ООО «МЕДОПТ», ООО «Медсервис» и ООО «МЕДСИСТЕМЫ» поступили ходатайства об отложении  заседания, в связи с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.06.2020 № 76 о продлении режима обязательной самоизоляции граждан до 23 июня 2020 года включительно.

 Определением об отложении  дела № 086/01/11-119/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение было отложено на 28.07.2020.

 Определением об отложении  дела № 086/01/11-119/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение было отложено на 24.08.2020.

 25.08.2020 Комиссией, рассмотрев материалы дела, принято заключения об обстоятельствах дела.

 21.09.2020 в Управление поступило письмо от ООО «Медсервис» и ООО «МЕДСИСТЕМЫ» о ликвидации учредителем данных организаций.

Определением от 25.08.2020 рассмотрение дела отложено на 22.09.2020.

22.09.2020 состоялось рассмотрение дела № 086/01/11-1221/2020 по существу.

В результате проведенного Управлением анализа данных в единой информационной системе, а также информации, представленной электронно-торговыми площадками (далее - ЭТП) установлено следующее.

  1. на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0187200001719000550 о проведении открытого аукциона  в электронной форме (далее - ОАЭФ) на поставку комплекса диагностического для ультразвуковых исследований высокого класса с возможностью исследования брахиоцефальных сосудов, выполнения транскраниальных исследований, трансторакальной эхокардиографии  с начальной (максимальной) ценой (далее – НМЦ) контракта 48 345 999,93 руб.

В соответствии с итоговым протоколом поданы  заявки на участие в аукционе:

Идентификационный
номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

208

общество с ограниченной ответственностью "Медсистемы"

48104269.93

понижение

22.07.2019 09:30:51

соответствует

169

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДОПТ"

48104269.93

понижение

22.07.2019 09:44:56

соответствует

           Иные ценовые предложения в ходе проведения данного аукциона отсутствуют.

В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона признано ООО «МЕДСИСТЕМЫ», первым предложившее цену контракта 48104269,93 руб, что ниже НМЦ на 0,5 %.

Вместе с тем, Управлением установлено, что заявки и ценовые предложения участников поступили с одного IP - 92.50.166.210.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

Более того, установлены факты аффилированности участников в соответствии с Приложением №1 к докладной записке.

  1. на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0387200009118001197 о проведении открытого аукциона  в электронной форме  на поставку реактивов для проведения бактериологических исследований (среды) с начальной (максимальной) ценой контракта 2 273 925,50  руб

В соответствии с итоговым протоколом поданы  заявки на участие в аукционе:

Порядковый № заявки

Участник электронного аукциона

Сумма предложения

2

общество с ограниченной ответственностью  "Медсервис"

2262555,87

1

общество с ограниченной ответственностью "МЕДОПТ"

2262555,87

           Иные ценовые предложения в ходе проведения данного аукциона отсутствуют.

В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона признано ООО «Медсервис», первым предложившее цену контракта 2262555,87 руб, что ниже НМЦ на 0,5 %.

Вместе с тем, Управлением установлено, что заявки и ценовые предложения участников поступили с одного IP.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

Аналогичное поведение также наблюдается при участии в ОАЭФ                        № 0387200009118001426, №0387200009118003334, №0387200009118001404  на сумму 12 305 846,9 руб.

Также установлены факты аффилированности участников закупок.

При этом, при участии в ОАЭФ иныхдобросовестных участников наблюдается значительное снижение НМЦ (до 43%) - №0187200001719000236.

Таким образом, действия ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265)   в вышеуказанных ОАЭФ направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта.

Указанные субъекты в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме применяли следующую стратегию поведения: с минимальным шагом аукциона, общества достигали снижения цены близкого к минимальному, при этом подавая одинаковое ценовое предложение, в результате чего снижение по  аукционам составило не более 0,5 %.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265) устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах. Каждый из участников осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, участники не конкурировали между собой, а подавали минимальные ценовые предложения, либо равные ценовые предложения чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.

Аукцион является конкурентной процедурой, которая подразумевает самостоятельную подготовку и участие хозяйствующих субъектов-конкурентов в торгах. С момента признания первых частей заявок соответствующими документации аукциона все допущенные организации становятся конкурентами в рамках открытых аукционов в электронной форме.

В соответствии с ч.4 ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Подавая заявку на участие в аукционе, внеся обеспечение заявки, претендент обладает информацией о необходимости подать наименьшее ценовое предложение в целях победы на аукционе и заключения государственного контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции(далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п.2).

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно части 1 статьи 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). При этом частью 2 статьи 158 ГК РФ также установлено, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, подобное соглашение может быть заключено и в устной форме с учетом фактических действий сторон соглашения.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Закон о защите конкуренции содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

Антиконкурентные соглашения на торгах имеют правовой режим запретов «per se» (правовой режим безусловной антимонопольной ответственности), который не предполагает доказывания факта ограничения конкуренции, а исходит из того, что нарушение запрета «per se» автоматически влечет возможность применения мер антимонопольной ответственности к нарушителю независимо от наступления негативных последствий их заключения либо их отсутствия.

   Антимонопольный орган, расследуя дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, вопреки доводам заявителя, не устанавливает воздействие картеля на конкуренцию, а квалифицирует такое соглашение как незаконное по возможности наступления или наступлению последствий, указанных в закрытом перечне в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно:

  1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

   2) повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

  3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

   4) сокращение или прекращение производства товаров;

  5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Таким образом, действующим антимонопольным законодательством презюмируется, что любой картель влечет вред для конкуренции. На данной правовой позиции основывается отечественное конкурентное право в области противодействия картелям и судебная практика (например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 21.12.2010 No 9966/10, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа по делу No А57-4980/2014, Постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу No А35-8838/2014, Постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу No А23-1472/2016).

Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 и с учетом положений статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к последствиям, перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются, и у антимонопольного органа отсутствует обязанность доказывания фактического исполнения участниками достигнутых соглашений.

Следует учитывать, что поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную либо уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) картельных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников картеля, не являющихся его инициаторами.

Из изложенного выше определенного  поведения хозяйствующих субъектов на аукционах в электронной форме, состоящего в отказе от конкурентного поведения, усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки заключения антиконкурентного соглашения ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25, ИНН 0278177265) при участии в вышеуказанных аукционах   усматриваются в следующем:

- торги по всем вышеназванным аукционам проходили единообразно: делалось предложение, одним из двух участников с минимальным снижением. Дальше вторым участником делалось ценовое предложение  равное первому ценовое предложение;

- при участии во всех вышеуказанных ОАЭФ подача заявок и (или) ценовых предложений осуществлялась с использованием одного IP-адреса;

- установлена аффилированность между участниками аукциона;

- аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой, количеством участников, подавших заявки, и рядом других обстоятельств, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов;

- при участии иных участников наблюдается значительное снижение НМЦ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, генеральным директором ООО «Медсервис» и единоличным учредителем является Шаехмухаметов Денис Фаатович, директором ООО «МЕДСИСТЕМЫ» также является Шаехмухаметов Денис Фаатович,  единоличным учредителем - Сафронов Александр Евгеньевич. Директором ООО «МЕДОПТ» является Вакилова Гульнара Камильевна, а учредителями являются Сетоян Марина Анатольевна (50%) и Черненко Олег Валерианович (50%).

ООО «Медсервис» и ООО «МЕДСИСТЕМЫ» являются группой лиц, т. к. директором обоих обществ является  Шаехмухаметов Денис Фаатович.

Следовательно, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных в  частях 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на ООО «Медсервис» и ООО «МЕДОПТ», на ООО «МЕДСИСТЕМЫ» и ООО «МЕДОПТ» не распространяются.

С учетом вышеизложенного, в действиях ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122,  ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265)  выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении устного картельного соглашения, которое привело или могло привести к снижению или поддержанию цен на торгах:

Соглашение №1: ООО «МЕДОПТ» и ООО «МЕДСИСТЕМЫ» при участии в ОАЭФ №0187200001719000550 с начальной (максимальной) ценой  контракта 48 345 999,93 руб.

Соглашение №2: ООО «МЕДОПТ» и ООО «Медсервис» при участии в аукционах №0387200009118001197, №0387200009118001426, №0387200009118003334, №0387200009118001404  на сумму 14 579 772,4 руб.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/11-119/2020, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «МЕДОПТ», ООО «МЕДСИСТЕМЫ» и ООО «Медсервис» по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «МЕДОПТ», ООО «МЕДСИСТЕМЫ» и ООО «Медсервис» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с исполнением вышеуказанных контрактов в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «МЕДОПТ» (450095, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Глазовская, 1к1, ИНН 0275903984) и группы лиц: ООО «МЕДСИСТЕМЫ» (426072, Россия, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 122, ИНН 1841081017) и ООО «Медсервис» (450001, Россия, Башкортостан Респ., г. Уфа, ул. Бабушкина, 25 , ИНН 0278177265) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в открытых аукционах в электронной форме.

2. ООО «МЕДОПТ» надлежит явиться 09.11.2020 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Председатель Комиссии:                                                                                          

 

Члены Комиссии:                                                                                                       

 

         

Связанные организации

Связанные организации не указаны