Решение №РВ/7546/23 РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1540/2023 по результатам рассмотрения жал... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 24.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

- «…» — «…»;

Члены комиссии:

- «…» — «…»;

- «…» — «…»,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференцсвязи представителя заявителя «…» (далее - «…», Заявитель) «…»; представителя организатора торгов, заказчика Акционерного общества «Россети Тюмень» (далее - АО «Россети Тюмень», Заказчик) «…», представителя участника закупки «…» (далее - «…») «…», рассмотрев посредством онлайн-видеоконференцсвязи жалобу«…», рег. №9477-ЭП/23 от 29.09.2023 (далее - Жалоба) на действия заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312694499),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба «…» (вх. №9477-ЭП/23 от 29.09.2023) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312694499).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 07.09.2023 14:00, дата подведения итогов 25.09.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 29.09.2023, жалоба зарегистрирована вх. №9477-ЭП/23 от 29.09.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 03.10.2023 № ВТ/6960/23. Рассмотрение жалобы было назначено на 06.10.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

22 августа 2023 года на электронной площадке РТС-тендер в сети Интернет (адрес электронной площадки в сети Интернет: www.rts-tender.ru) размещена документация об открытом конкурсе в электронной форме (номер извещения 32312694499) на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети.

На основании Протокола рассмотрения заявок открытого конкурса №32312692543/2023.0597-2 от 26.09.2023 г. заявка Заявителя была отклонена на основании: «п.6.2.3 (а) документации о закупке, т.к. согласно предоставленной справке для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров у коллективного участника отсутствует опыт работы не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"), что не соответствует требованиям п.9 Приложения №3 к документации о закупке».

Однако «…» не согласно с решением Закупочной комиссии.

Заказчик в документации о закупке конкурса в электронной форме прописывает конкретные требования:

Согласно документации о закупке конкурса в электронной форме в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям извещения о закупке и (или) настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия в реестре иностранных агентов и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. В случае установления в соглашении членов коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника по критерию «финансовая устойчивость участника закупки» суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника. (п. 1.4.5. Документации о закупке конкурса в электронной форме).

В Приложение № 3 Требование к участникам и документам (табл.1 п.9; табл.2 п. 2) не говорится о том, что критерии оценки заявки не могут суммироваться между членами коллективного участия.

«Справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке по форме, установленной в документации о закупке».

Опыт выполнения аналогичных работ подтверждается:

Полными копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов, договоров (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Опыт работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса имеется, что подтверждается копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов, договоров.

Заявитель считает, что действия закупочной комиссии о рассмотрении вторых частей заявок участников на предмет их соответствия требованиям являются незаконными, нарушены положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Закона № 223-ФЗ.

Заявитель обращает внимание на Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2023 г.:

Представители Заказчика отметили, что заявка «…» была признана несоответствующей требованиям Документации и отклонена в связи с тем, что объем услуг, распределенный соглашением членов коллективного участника в отношении«…», требовал подтверждения наличия опыта работы (не менее 3 лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса согласно п. 9 части II , пп. d) п. 1.4.5 Документации.

Согласно позиции Заказчика отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3 лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2258 от 08.12.2022 года "Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Данный документ не предусматривает возможность "суммирования" предъявляемых требований к ЧОП, оказывающей охранные услуги на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Представители Заказчика пояснили, что закупочной комиссией Заказчика проведена экспертиза документов всех членов коллективного участника, лидером которого является - «…», в результате которой были выявлены несоответствия членов коллективного участника «…», «…», «…», «…» требованиям п. 9 части II, пп. d) п. 1.4.5 Документации.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно условиям пп. d) п. 1.4.5, п. 9 части II Документации соответствующие положения распространяются на организации, имеющие форму частного охранного предприятия, тогда как лидером коллективного участника являлось имеющее иную форму «…».

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований в предъявлении требований, указанных в п. 9 части II, пп. d) п. 1.4.5 Документации, по отношению к лидеру коллективного участника «…», вследствие чего решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении от участия в Закупке заявки коллективного участника с лидером «…» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2023 N 3/2659016 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки коллективного участника с лидером «…» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2023 N 3/2659016 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

Рассмотрев жалобу (от 23.03.2023 вх. N6992-ЭП/23) «…» на действия закупочной комиссии «…» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества объектов Северного ПМЭС расположенных на территории Республике Коми (извещение N32312143301), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии «…» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила признать жалобу (от 23.03.2023 вх. N6992-ЭП/23) «…» на действия закупочной комиссии «…» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества объектов Северного ПМЭС расположенных на территории Республике Коми (извещение № 32312143301) обоснованной.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Заявитель считает, что заказчик предъявил к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке и положением о закупке, тем самым нарушил часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и п. 1.4.5. документация о закупке конкурс в электронной форме Конкурс на право заключения договора на оказание услуг по физической охране Оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети. Права и законные интересы нарушены действиями Закупочной комиссии, которая ненадлежащим образом рассмотрела и оценила заявки на участие в Конкурсе.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу «…» обоснованной и пересмотреть результаты конкурса в электронной форме № 32312694499.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, исх.№ВТ/6960/23 от 03.10.2023, рассмотрение жалобы назначено на 06.10.2023 в 11 час. 00 мин.

06.10.2023 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что запрашиваемые документы (информация) от организатора торгов (заказчика) АО «Россети Тюмень» в Управление не поступили, 05.10.2023 от организатора торгов (заказчика) АО «Россети Тюмень» в Управление поступило ходатайство о переносе срока предоставления документов и участии на заседании.

Согласно уведомлению о продлении срока принятия решения по жалобе, исх.№ ВТ/7092/23 от 06.10.2023, срок принятия решения по жалобе продлен до 19.10.2023, рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2023.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил в Управление материалы и письменные возражения (вх. № 9989-ЭП/23 от 11.10.2023).

В адрес АО «Россети Тюмень» поступило уведомление Ханты-Мансийского УФАС России № 086/07/3-1540/2023 о поступлении жалобы Заявителя, на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети, извещения 32312694499 (далее по тексту - закупка № 32312694499).

26.09.2023 заявка «…» была отклонена закупочной комиссией в связи с тем, что у охранного предприятия отсутствует опыт работы не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 № 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»), что не соответствует требованиям п. 9 Приложения № 3 к документации о закупке (протокол № 32312694499/2023.0598-2 от 26.09.2023).

Заявитель не согласен с принятым закупочной комиссией решением, поскольку считает, что у членов коллективного участника, членом которого является «…» имеется опыт не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Рассмотрев жалобу Заявителя, АО «Россети Тюмень» находит данную жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение Жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов Жалобы и по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) Заказчика.

Заказчик сообщает, что заявка коллективного участника отклонена правомерно, в действиях постоянной действующей закупочной комиссии отсутствуют нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и документации о закупке.

1.1. Согласно п. 1.4.1 документации о закупке Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц из числа субъектов малого или среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом (в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом (в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»).

В соответствии с п. 1.4.3. документации о закупке Участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным части II «Информационная карта закупки».

Согласно п. 13 «Информационной карты закупки» требования к участникам установлены в Приложении № 3 к документации о закупке.

Пунктом 9 приложения № 3 к документации о закупке установлено отборочное требование:

- Соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:

- Соответствие Участника требованиям Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", в частности:

- наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п.2 Постановления).

Перечень и форма документов, подтверждающих соответствие требованиям:

Справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке по форме, установленной в документации о закупке (с указанием категории опасности объектов топливно-энергетического комплекса), а также за периоды работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, если данные периоды были ранее 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке (для подтверждения наличия у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности) (в справке необходимо указать перечень и объемы работ, аналогичных с предметом закупки. В случае, если договор включал в себя комплекс работ, в том числе аналогичные предмету закупки, в справке необходимо кроме указания предмета договора выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки. Наличие аналогичных предмету закупки договоров/ аналогичных предмету закупки работ в составе комплексных работ в обязательном порядке будут учитываться при оценке Заявок участников).

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия информации/документа установленным требованиям, в частности:

- Непредставление документа (ов).

- Несоответствие сведений, указанных в документах, установленным требованиям.

При этом в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям извещения о закупке и (или) настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия в реестре иностранных агентов и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. В случае установления в соглашении членов коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника по критерию «финансовая устойчивость участника закупки» суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника (п. 1.4.5. документации о закупке).

В соответствии с п. 6.2.3 документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки отсутствуют в едином реестре субъектов МСП, либо отсутствует информация об участнике закупки – физическом лице, не являющимся индивидуальным предпринимателем и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru/check-status/);

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Согласно оферте на участие в закупке от 04.09.2023 № 139 Участником закупки является Коллективный участник на основании Соглашения о коллективном участии в закупке от 01.09.2023 (далее - Соглашение) в составе «…» (лидер коллективного участника) совместно с «…» и «…».

Заказчик обращает внимание, что в своей жалобе Заявитель указывает, что Закупочная комиссия неправомерна отклонила заявку Коллективного участника, считает, что у Коллективного участника имеется не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, поскольку опыт членов коллективного участник должен суммироваться.

По мнению Заказчика, вышеуказанный довод Заявителя является ошибочным и несостоятельным.

Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – Закон о безопасности ТЭК, Закон № 256-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в РФ, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 9 Закона № 256-ФЗ, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться: в отношении объекта, которому присвоена низкая категория опасности, и объекта, которому не присвоена категория опасности или который не подлежит категорированию, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иная частная охранная организация.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2022 № 2258 (далее – Постановление № 2258) утверждены специальные требования к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Закона о безопасности ТЭК, в частности:

- наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Таким образом, предусмотренные пунктом 9 Приложения № 3 к документации о закупке требования сформированы АО «Россети Тюмень» полностью в соответствии с действующим законодательством о безопасности объектов ТЭК.

Постановление № 2258 не предусматривает возможность «суммирования» предъявляемых требований к частным охранным организация, оказывающей охранные услуги на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, поскольку является специальным сроком, наличие которого обеспечивает возможность охранять объекты ТЭК, которым присвоена низкая и средняя категории опасности.

В подтверждение наличия не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности Коллективным участником предоставлена справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров (далее справка для оценки опыта).

Заказчик уточняет, что в справке для оценки опыта Участником по перечисленным договорам не указаны объекты топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности. Анализ перечисленных договоров свидетельствует, о том, что только по трем из всех перечисленных в справке договорам осуществлялась охрана объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая категория опасности. Информация о категорийности объектов, которые были приняты Заявителем под охрану согласно представленным в заявке на закупку договорам, находится в общедоступных источниках: Распоряжение от 04 декабря 2012 года №783-РП Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) подлежащих категорированию (в редакции распоряжения Президента РС(Я) от 01.04.2014 №288-РП, распоряжений Главы Республики Саха (Якутия) от 18.02.2015 №117-Г, от 26.05.2016 №498-РГ, от 10.10.2016 №1091-РГ, от 14.06.2017 №510-РГ); Распоряжение от 16.11.2012 №246-р Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Амурской области подлежащих категорированию (в редакции распоряжений губернатора Амурской области от 23.05.2016 №77-р, от 02.05.2017 №69-р); Распоряжение от 5 декабря 2011 г. №771-рг О перечне объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих категорированию (в ред. распоряжений Губернатора ХМАО - Югры от 24.08.2012  529-рг, от 22.03.2013  178-рг, от 05.06.2014  315-рг, от 11.12.2014  646-рг, от 06.10.2015  220-рг); Распоряжение от 19.07.2012 №170-р Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию.

Заказчик отмечает, что при оценке требования по п. 9 приложения № 3 Заказчиком также были приняты во внимание не указанные в справке для оценки опыта, но действующие договоры, которые заключены между «…», «…», «…» и «…».

В частности, у лидера коллективного участника - «…» принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети от 01.07.2021 № US04.3000.2021.2309 (срок оказания услуг с 01.07.2021 по 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору у «…» с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг) по 22.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312694499) составляет 2 года 1 месяц 21 день, что не соответствует п. 9 приложения № 3 к документации о закупке.

У участника № 2 - «…» принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети от 29.12.2020 № 06/01-20 (срок оказания услуг: 01.01.2021 – 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору «…» с 01.01.2021 (дата начала оказания услуг) до 22.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312694499) составляет 2 года 7 месяцев 21 день.

У участника № 3 – «…» принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала АО «Россети Тюмень» Ноябрьские электрические сети от 29.06.2021 № 114 (срок оказания услуг: 01.07.2021 – 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору «…» с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг по охране Категорированных объектов) до 22.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312694499) составляет 2 года 3 месяца 21 день.

Таким образом, ни у одного члена Коллективного участника не имеется не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, что явилось основанием для отклонения заявки данного участника.

Заказчик обращает внимание, что решение УФАС по Санкт-Петербургу от 30.03.2023 по жалобе № Т02-164/23, на котором Заявитель основывает свою жалобу, отменено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 по делу № А56-44819/2023.

Основанием для отмены решения УФАС по Санкт-Петербургу послужило следующее: «Отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3 лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 2258 от 08.12.2022 года "Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Данный документ не предусматривает возможность "суммирования" предъявляемых требований к частным охранным организация (ЧОП), оказывающей охранные услуги на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.»

Данный вывод также подтверждается требованиями войск национальной гвардии к охранным предприятиям и к охране объектов топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации, возложенных на войска национальной гвардии задач, они осуществляют следующие полномочия:

- осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (подпункт 22 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) – далее Закона 226-ФЗ);

В силу пункта 3 статьи 9 Закона 226-ФЗ должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закона №35-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Заказчик, являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязан выполнять установленные требования по обеспечению безопасности объектов ТЭК.

Согласно Административному регламенту Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", утвержденному Приказом Росгвардии от 26.11.2020 № (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 № 62322) в 2024 - 2025 годах планируются проверки исполнения АО «Россети Тюмень» требований законодательства в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, в том числе исполнение требований Постановления № 2258. При проверке договоров, заключенных Заказчиком с охранными предприятиями, имеются риски получения АО «Россети Тюмень» предписаний в части нарушения Постановления № 2258, т.к. на дату заключения договора ни один из членов коллективного участника не обладал опытом не менее 3 лет работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Данная позиция подтверждается решениями следующих Арбитражных судов:

- Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.08.2023 по делу № А03-10727/2023:

«Постановление Правительства № 2258 вступило в силу 26.12.2022 (в то время как договор на оказание услуг по охране заключен ранее). Вместе с тем, осуществляя лицензируемый вид деятельности, охранная организация должна соответствовать лицензионным требованиям и условиям не только в момент заключения соответствующего договора с заказчиком, но и весь период осуществления такой деятельности. А поскольку вступившие в силу изменения являлись лицензионными требованиями, общество, проявив должную степень заботливости, должно было внести соответствующие изменения. Таким образом, обществом допущены нарушения части 6 статьи 11 Закона, подпункта «Г» пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", пункта 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пункта 1 Специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258.»

- Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2023 по делу № А09-578/2023:

«Таким образом, с 26 декабря 2022 года частные охранные организации, обеспечивающие физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена средняя категория опасности, низкая категория опасности, и объекта, которому не присвоена категория опасности или который не подлежит категорированию, должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 1 - 7 Специальных требований, включая наличие размера уставного капитала частной охранной организации не менее 0,75 млн руб. (п. 1).»

- Решение Арбитражного суда Омской области от 31.08.2023 по делу № А46-12621/2023:

«Порядок осуществления охранной деятельности определяется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 2487-1), Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (далее - Положение № 498), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258, которым утверждены Специальные требования к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Закона № 256 (далее - Специальные требования).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 9 Закона № 256, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта ТЭК в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться: в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258 утверждены Специальные требования к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", а именно:

1. Размер уставного капитала частной охранной организации составляет не менее 0,75 миллиона рублей.

2. Наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах ТЭК, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

3. Наличие у частной охранной организации охранников 5 и (или) 6 разрядов в количестве, определенном в соответствующем разделе паспорта безопасности объекта ТЭК.

Сотрудниками Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Омской области при проверке организации охранных услуг «…» на объекте топливно-энергетического комплекса выявлены следующие нарушения Специальных требований:

- уставной капитал Общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 12.07.2023 № ЮЭ9965-23-97539312 составляет 100 000 руб.;

- отсутствует необходимый опыт работы (не менее трех лет, в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности);

- отсутствует лицензия на осуществление охраны объектов и (или) имущества, а также на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона N 2487-1.

Таким образом, осуществление «…» предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальными требованиями, установлено, соответственно, в действиях «…» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.»

Все решения вступили в законную силу.

Заказчик сообщает, что в действиях АО «Россети Тюмень» отсутствует нарушение процедуры торгов, а также отсутствуют основания для обжалования действия (бездействия) АО «Россети Тюмень», комиссии АО «Россети Тюмень» по осуществлению закупок товаров, работ, услуг.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах (часть 2 статьи 18.1 Закон о конкуренции).

При этом основания для обращения указанных лиц в антимонопольный орган закреплены ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, согласно которой любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

  • нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

  • неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

  • предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

  • осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

  • неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вышеприведенный перечень случаев, дающих заявителю право подачи соответствующих жалоб в антимонопольный орган, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чём указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик уточняет, что в доводах жалобы не содержится указания на наличие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков нарушений, содержащихся в положениях части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной в полном объёме.

16.10.2023 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для принятия решения по жалобе необходимо истребовать у заявителя документально подтвержденную информацию о наличии опыта работы (не менее трех лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса; организатору торгов (заказчику) АО «Россети Тюмень» направить в адрес заявителя возражения на доводы жалобы, а заявителю представить письменные пояснения на возражения организатора торгов (заказчика) АО «Россети Тюмень»; привлечь к участию в рассмотрении жалобы участников закупки «…») и «…».

Согласно уведомлению о продлении срока принятия решения по жалобе, исх.№ ВТ/7333/23 от 17.10.2023 рассмотрение жалобы назначено на 19.10.2023.

Заявитель представил в Управление материалы и письменные пояснения на возражения Заказчика (вх. № 10271-ЭП/23 от 18.10.2023).

По мнению Заявителя, Заказчик предъявил к участникам требования, не предусмотренные документацией.

(п. 1.4.5. Документации). Согласно документации о закупке конкурса в электронной форме в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям извещения о закупке и (или) настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия в реестре иностранных агентов и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. В случае установления в соглашении членов коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника по критерию «финансовая устойчивость участника закупки» суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника.

В этом пункте указывают, что только лицензии суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника. Про опыт участника ничего не пишут в Документации.

Заказчик АО «Россети Тюмень» не конкретизирует свои требования в Документации и вводит в заблуждение Участников закупки.

В возражении Заказчик пишут о том, что в 2024-2025 годах планируются проверки исполнения АО «Россети Тюмень» требований законодательства в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и имеются риски получения предписания в части нарушения Постановления Правительства № 2258 от 08.12.2022 г. т.к. на дату заключения договора ни один из членов коллективного участника не обладал опытом. В документации Заказчик не пишет о том, что должен быть опыт на дату заключения договора или на дату оказания услуг, или на момент участия в закупке.

Но согласно Постановлению Правительства № 2258 от 08.12.2022 г. пишется о том, что специальные требования относятся к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов ТЭК. «Осуществление физической защиты» подразумевает оказание услуг с 01 января 2024 года. Даже если брать во внимание только договоры АО «Россети Тюмень», то у члена коллективного участника «…» есть опыт не менее 3-х лет на объектах ТЭК.

Заказчик в своем возражении пишет о том, что Постановление Правительства № 2258 от 08.12.2022 г. «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона» не предусматривает «суммирование», но Заявитель отмечает, что в этом Постановлении также не пишут о том, что опыт работы нельзя «суммировать».

Также в справке для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров указывается весь опыт. Аналогичным договором (контрактом) является договор (контракт) на услуги по физической охране объектов.

В справке под п. 14, п. 15 и п. 16 прописывались объекты АО «Россети Тюмень», но Заказчик не учел и не прописал их в возражении.

Также Заказчик прописал в своём возражении не все договоры с Заказчиком АО «Россети Тюмень» на оказания услуг по физической охране.

Лидер коллективного участника – «…»»:

1) Договор №US04.1900.2021.207 от 13.08.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Красноленинского РЭС «…» (срок оказания услуг 15.08.2021 г.-31.10.2021 г.);

2) Договор №US04.3000.2021.2317 от 30.06.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Ишимского ТПО «…» (срок оказания услуг 01.07.2021 г.-31.12.2023 г.);

3) Договор №US04.3000.2021.2310 от 30.06.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Тобольского ТПО «…» (срок оказания услуг 01.07.2021 г. -31.12.2023 г.);

4) Договор №US04.3000.2021.2309 от 01.07.2021 г. на оказание услуг по охране объектов «…» (срок оказания услуг 01.07.2021 г. -31.12.2023 г.);

5) Договор №US04.3000.2021.2318 от 30.06.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Южного ТПО ф«…» (срок оказания услуг 01.07.2021 г.-31.12.2023 г.).

6) Договор №US04.1900.2021.208 от 08.10.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Красноленинского РЭС «…» (срок оказания услуг 01.11.2021 г. - 31.12.2023 г.);

Член коллективного участника «…»:

1) Договор №2ББ-2020 от 31.12.2020 г. на оказание услуг по охране объектов«…»(срок оказания услуг 01.01.2021 г. -31.03.2021 г.);

2) Договор №2ББ-2021 от 31.03.2021 г. на оказание услуг по охране объектов «…» (срок оказания услуг 01.04.2021 г. -31.12.2023 г.);

3) Договор №06/01-20 от 29.12.2020 г. на оказание услуг по охране объектов «…» (срок оказания услуг 01.01.2021 г. -31.12.2023 г.).

Член коллективного участника «…»:

1) Договор №113 от 31.03.2021 г. на оказание услуг по охране объектов «…» (срок оказания услуг 01.04.2021 г. -30.06.2021 г.);

2) Договор №114 от 29.06.2021 г. на оказание услуг по охране объектов «…»(срок оказания услуг 01.07.2021 г. -31.12.2023 г.);

По мнению Заявителя, Заказчик ввёл в заблуждение Комиссию и Участников закупки, так как в возражении прописал только по одному договору и в справке не посчитал исполненные договора.

Заявитель сообщает, что после того когда заявку Заявителя отклонили (извещение № 32312694499) на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети, «…» в аналогичной закупке подали запрос за разъяснение.

20 сентября 2023 года на электронной площадке в сети Интернет (адрес электронной площадки в сети Интернет: http://www.rts-tender.ru) размещена документация о конкурсе в электронной форме (номер извещения №32312779033) на оказание услуг по охране объектов филиала АО «Россети Тюмень» Северные электрические сети.

Изучив документацию о закупке, Заявитель направил запрос на разъяснение положений документации к процедуре конкурс в электронной форме. В ответ Заявитель получил скопированный п. 1.4.5. Документации, хотя в запросе Заявитель конкретно задал вопрос: «Если заявку подает Коллективный участник, то должен ли каждый член коллективного участника закупки соответствовать каждому из этих требований самостоятельно? Или достаточно, например, чтобы опыт работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса не менее 3-х лет был только у одного из членов коллективного участника?».

Конкретного ответа на запрос Заявителю не дали и нигде не прописано в требованиях Документации о том, что участники коллективного соглашения не могут суммировать опыт между собой. Никаких разъяснений Заказчик не дал.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 22.08.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 101 395 547,14 рублей;

3. Дата начала срока подачи заявок — 22.08.2023;

4. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 07.09.2023 14:00;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок — 12.09.2023;

6. Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений — 22.09.2023;

7. Время начала срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) — 11:00;

8. Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) - 22.09.2023 14:00;

9. Дата проведения сопоставления дополнительных ценовых предложений — 22.09.2023;

10. Дата рассмотрения вторых частей заявок — 21.09.2023;

11. Дата подведения итогов — 25.09.2023;

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Рассмотрев представленные материалы, проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение Жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов Жалобы и по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) Заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Доводы Заявителя о неправомерном отклонении Заказчиком заявки заявителя, в связи с отсутствием опыта работы не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 № 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса») не нашли подтверждения.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке); положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 1.4.3. документации о закупке участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным части II «Информационная карта закупки».

Согласно п. 13 «Информационной карты закупки» требования к участникам установлены в Приложении № 3 к документации о закупке.

Пунктом 9 приложения № 3 к документации о закупке установлено отборочное требование:

- Соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:

- Соответствие Участника требованиям Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", в частности:

- наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п.2 Постановления).

Заказчиком определены перечень и форма документов, подтверждающих соответствие требованиям:

Справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке по форме, установленной в документации о закупке (с указанием категории опасности объектов топливно-энергетического комплекса), а также за периоды работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, если данные периоды были ранее 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке (для подтверждения наличия у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности) (в справке необходимо указать перечень и объемы работ, аналогичных с предметом закупки. В случае, если договор включал в себя комплекс работ, в том числе аналогичные предмету закупки, в справке необходимо кроме указания предмета договора выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки. Наличие аналогичных предмету закупки договоров/ аналогичных предмету закупки работ в составе комплексных работ в обязательном порядке будут учитываться при оценке Заявок участников).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не установлено наличие ни у одного члена Коллективного участника опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности не менее 3 лет.

Относительно заявленного в устной форме довода «…» о неправомерности признания победителем закупки «…» Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России поясняет следующее.

Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Таким образом, ввиду несоблюдения Заявителем «…» сроков, установленных частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и несоответствия дополнительно заявленного возражения требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, довод, озвученный Обществом 19.10.2023 в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не рассматривался.

Участники закупки вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений, согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов, согласно части 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, согласно части 4 статьи 1 ГК РФ, недопустимости злоупотребления правом, согласно части 1 статьи 10 ГК РФ.

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Из этого следует вывод о недопустимости применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а попытавшегося обойти эти требования. Указанные положения о закупке подлежали оспариванию до истечения срока подачи заявки.

Указанной позиции корреспондирует позиция Центрального аппарата ФАС России, изложенная в Решении от 14.08.2019 № 223ФЗ-835/19. Также данная позиция подтверждается разъяснениями ФАС России от от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, согласно которым «жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Доводы Заявителя о том, что Заказчик не конкретизирует свои требования в Документации и вводит в заблуждение Участников закупки не нашли подтверждения.

Подав заявку на участие в процедуре, Заявитель конклюдентно согласился с установленными Организатором торгов требованиями аукционной документации, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации.

Исходя из анализа положений Закона о закупках потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к закупаемым товарам для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика и необходимы в сфере своей профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Указанные принципы предполагают недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), требования, установленные закупочной документацией, применяются ко всем участникам в равной степени. Все хозяйствующие субъекты должны быть поставлены в равные условия без предоставления заказчиком каких-либо преимуществ.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик не предъявлял к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке и положением о закупке, заявка Заявителя отклонена правомерно, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

Таким образом, жалоба Заявителя является необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «…» (вх. 9477-ЭП/23 от 29.09.2023) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Тобольского ТПО филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312694499), необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны