Решение №АМ/9973/21 РЕШЕНИЕ № 086/06/18.1-1827/2021 от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 086/06/18.1-1827/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2021                                                                г. Ханты - Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 15.12.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты - Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 75/21 от 30.08.2021 в составе:

Председатель комиссии:

- *** - заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

- *** - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

- *** - заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ***, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии на заседании комиссии представителя оператора электронной торговой площадки - Общества с ограниченной ответственностью ***, действующего на основании доверенности,

в присутствии на заседании комиссии представителя организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью ***, действующего на основании доверенности от 01.11.2021782, рассмотрев жалобу *** (рег. № 12370 -ИП/21 от 03.12.2021),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты - Мансийское УФАС России) поступила жалоба от *** (далее - Заявитель) (рег. № 11767-ИП/21 от 23.11.2021) на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью *** (далее - Организатор торгов), действующего от имени *** (далее - Управление), на основании государственного контракта № 0167100002321000027 от 28.06.2021, при проведении торгов по реализации имущества должников и продаже заложенного имущества, информация о проведении которых размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу http://www.torgi.gov.ru, проводимого в электронной форме на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу nik24.online (далее - Электронная торговая площадка), извещения от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01.

Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что им 22.11.2021 на электронной торговой площадке была подана заявка на регистрацию на электронной торговой площадке.

В ходе изучения Регламента электронной торговой площадки (редакция 4.0, действует с 00:00 14.05.2021) установлено, что оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение о регистрации или отказе в регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении. В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение вышеуказанного срока, начинается со следующего дня 00 часов 00 минут и заканчивается на пятый рабочий день в 23 часа 59 минут (пункт 7.3).

В случае невыполнения условий оплаты пункта 16.5 Регламента, в случае использования ЭЦП без объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70. - отказ в регистрации производится по
истечению пятого рабочего дня, на шестой рабочий день и позднее
(пункт 7.3).

Оператор отказывает заявителю в регистрации в следующих случаях:

- непредставления документов и сведений, указанных в пункте 7.2 настоящего Регламента;

- представления заявителем документов, не соответствующих установленным к ним
требованиям, либо содержащих недостоверную информацию, в том
числе не соответствующую
информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной
власти Российской Федерации в сети «Интернет (в том числе nalog.ru);

- представления заявителем недостоверной информации в заявлении, заполнения полей
заявления с нарушением требований к ним согласно пункта 7.17. действующего Регламента;

- невыполнения условий оплаты пункта 16.5 Регламента, в случае использования ЭЦП без объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70 (пункт 7.4).

В случае отказа в регистрации Оператор направляет Заявителю уведомление с указанием
оснований принятия такого решения, с указанием на отсутствующие документы и/или сведения
или обоснование того, что представленные Заявителем документы и/или сведения не
соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию (пункт 7.5).

После устранения указанных оснований для отказа в регистрации Заявитель вправе
повторно подать заявление на регистрацию и представить документы и сведения,
предусмотренные в пункте 7.2 Регламента (пункт 7.6).

Повторное рассмотрение заявления на регистрацию рассматривается Оператором ЭТП
согласно требований, установленных в пункте 7.3 Регламента (пункт 7.7).

Регистрация Участников ЭТП и обеспечение доступа Участников ЭТП к размещенной на
ЭТП информации производится Оператором без взимания платы (пункт 7.8).

После регистрации заявитель становится Участником ЭТП и включается Оператором в
реестр Участников ЭТП (пункт 7.9).

В связи с вышеизложенным заявитель просит приостановить процедуру проведения торгов по извещениям от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01; привлечь к рассмотрению данной жалобы Руководителя Управления; признать в действиях оператора электронной торговой площадки нарушение порядка процедуры проведения торгов в части установления в пункте 16.5 регламента обязанности внесения платы за использование претендентами на участие в торгах электронной подписи, не содержащий объектный идентификатор (OID) 1.2.643.6.70 в нарушение федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон Об электронной подписи);
выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения путем
аннулирования процедуры проведения торгов по извещениям от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01 по продаже залогового арестованного имущества;
привлечь к ответственности электронную торговую площадку за нарушения невыполнения предписаний Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения торгов по делу № 047/01/18.1-64/2021 от 26.01.2021.

На основании уведомления Ханты - Мансийского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 29.11.2021АМ/9405/21), направленного организатору торгов, оператору электронной торговой площадки и заявителю, в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы назначено на 02.12.2021.

Указанным уведомлением, в порядке части 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у организатора торгов, оператора электронной торговой площадки истребованы необходимые документы для рассмотрения жалобы по существу, письменные объяснения на доводы, изложенные в жалобе заявителя.

02.12.2021 на основании уведомления Ханты - Мансийского УФАС России (от 03.12.2021 № АМ/9591/21), направленного организатору торгов, оператору электронной торговой площадки и заявителю, в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, продлен срок рассмотрения жалобы, рассмотрение жалобы назначено на 10.12.2021, у организатора торгов истребованы необходимые документы для рассмотрения жалобы по существу.

В связи с вышеуказанным организатором торгов представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых указано, что организатор торгов является специализированной организацией управления по реализации (проведению торгов в электронной форме) залогового, арестованного имущества на основании государственного контракта № 0167100002321000027 от 28.06.2021.

Организатором торгов 11.11.2021 на ресурсе http://torgi.gov.ru была размещена информация об аукционе по реализации имущества, находящегося в залоге (извещения от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01).

Также информация о проведении торгов по указанным извещениям размещена на сайте электронной торговой площадки, находящейся в сети интернет по адресу http://nik24.online, на сайте организатора торгов, в газете «Новости Югры» № 128 от 11.11.2021.

Заявитель просит приостановить процедуру проведения торгов по извещениям от 11.11.2021 № 101121/53030711/01, 081121/53030711/01; привлечь к рассмотрению данной жалобы Руководителя Управления; признать в действиях оператора электронной торговой площадки нарушение порядка процедуры проведения торгов; выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования процедуры проведения торгов; привлечь к ответственности электронную торговую площадку за невыполнение предписаний Ленинградского УФАС России (дело № 047/01/18.1-64/2021 от 26.01.2021).

Организатор торгов жалобу не признает, считает её необоснованной.

В обоснование своих требований Заявитель цитирует пункты Регламента электронной торговой площадки (пункты 7.3 - 7.9) относящихся к разделу «Порядок работы на ЭТП».

Стоит отметить, что на момент подачи жалобы действовала редакция Регламента 6.0 - действует с 02.11.2021, а не редакция 4.0, которая действовала до 01.11.2021.

Из содержания жалобы следует, что в действиях электронной торговой площадки имеются нарушения при проведении процедуры регистрации, а именно отказ в регистрации при отсутствии оплаты, в случае использования электронной цифровой подписи без объектного идентификатора (OID).

22.11.2021 заявителем была подана заявка на регистрацию на электронной торговой площадке, при этом уже 23.11.2021 заявитель подает жалобу в Ханты - Мансийское УФАС России, не дождавшись рассмотрения заявки.

Юридическое лицо - организация, которая отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации). Взимание, каких-либо денежных средств (платы) электронной торговой площадкой не может быть основанием предъявления требований к организатору торгов, так как электронная торговая площадка и организатор торгов являются двумя самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Кроме того электронной торговой площадкой в адрес Ханты - Мансийского УФАС России направлено уведомление об изменениях в регламенте исх. № 31 от 23.11.2021 - «Согласно Решениям № 086-06-18.1-1724-2021 и № 086-06-18.1-1690-2021 от 16.11.2021 и Предписаниям № 84 и № 82 от 16.11.2021 УФАС по ХМАО - ЮГРЕ, ЭТП ООО *** уведомляет Вас о подготовке новой редакции регламента ЭТП, в котором устранены нарушения вышеуказанными Решениями. Срок публикации данной редакции Регламента 24.11.2021. Срок вступления новой редакции Регламента в силу 03.12.2021».

На сайте электронной торговой площадки размещено объявление о том, что с 03.12.2021 использование объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70 отменяется.

Также в открытом доступе на сайте электронной торговой площадки, вкладка «информация - нормативные документы», размещен Регламент (редакция 7.0, действует с 00:00 03.12.2021) с изменениями, где пункт 16.5 исключен, также из пункта 7.3 Регламента исключено основание для отказа в регистрации, в случае использования электронной цифровой подписи без объектного идентификатора (OID).

На основании вышеизложенного организатор торгов считает жалобу Заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Также представлены возражения оператором электронной торговой площадки на жалобу заявителя, в которых указано, что жалобы с аналогичными доводами были рассмотрены Ханты - Мансийским УФАС России 25.11.2021 по жалобе *** и были признаны необоснованными.

С 03.12.2021 года вступает в силу редакция регламента *** в которой отменен тариф за использование объектного идентификатора.

На законодательном уровне вопросы, связанные с применением электронной подписи в Российской Федерации регулируют два основных документа Закон Об электронной подписи и приказ Федеральной службы безопасности РФ «Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» (далее - Приказ).

Состав квалифицированного сертификата описан в приказе (ч. II «Требования к совокупности полей квалифицированного сертификата»), и в нем нет требований к атрибутам, управляющих авторизацией в каких-либо информационных системах (в нашем случае ЭТП ***). Указанные нормативно - правовые акты не запрещают включать в электронную подпись другие сведения.

Таким образом, обязательного наличия в электронной подписи атрибутов, связанных с авторизацией на электронной торговой площадке нет, эти требования устанавливают сами электронные торговые площадки.

Запрашивать идентификатор в структуре сертификата электронной подписи может любая информационная система, это могут быть электронные торговые площадки, где проводят закупки государственные и коммерческие компании, порталы, принимающие отчетность, различные государственные системы (например, портал Росреестра).

Многие крупнейшие площадки используют OID такие как ***.

Согласно пункту 6.12 Регламента «Оператор обеспечивает бесперебойное
функционирование предназначенных для проведения торгов ЭТП и программно-аппаратного
комплекса». При этом согласно пункту 6.21 Регламента «Оператор обеспечивает возможность
применения организатором торгов, лицами, представившими заявки на участие в торгах, а
также участниками торгов средств электронной подписи (электронной цифровой подписи),
соответствующих действующему законодательству».

Выдача электронных цифровых подписей, содержащих объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70 возможна лишь Удостоверяющими центрами, предоставившими Оператору электронной площадки расшифровку работы отклика сервера Удостоверяющего центра, актуальные корневые сертификаты, тесты работы электронной подписи на ***, и на основании этого заключившими юридическое соглашение о выдаче электронной цифровой подписи, содержащих объектный идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70.

Оператор электронной торговой площадки гарантирует невозможность сбоев при работе с данными серверами при проверке электронной цифровой подписи. В случае выпуска электронной цифровой подписи другим Удостоверяющим центром, для обеспечения стабильной работы электронной цифровой подписи на электронной торговой площадки, Оператору электронной торговой площадки приходится привлекать дополнительные программные и трудовые ресурсы, что обуславливает введение платы за использование электронной цифровой подписи, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70. Взимание платы за использование на электронной торговой площадке электронной цифровой подписи, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70, соразмерно трудозатратам на ее обработку.

Ссылка на решение УФАС по Ленинградской области № 047/01/18.1-64/2021 от
26.01.2021 необоснованна, так как оно не вступило в законную силу в связи с его обжалованием оператором электронной торговой площадки.

Примечательно, что ранее, до вынесения оспариваемого решения, а также в
последующем УФАС по Ленинградской области не усматривал какого-либо нарушения
антимонопольного законодательства в регламенте *** относительно взимания платы
за использования электронных цифровых подписей, не содержащих в себе объектный
идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70 (Решения УФАС по Ленинградской области от 21.10.2020.
по делу № 047/01/18.1-2818/2020 и по делу № 047/01/18.1-137/2021 от 04.02.2021).

Таким образом, Регламент электронной торговой площадки позволяет пользователю использовать электронные цифровые подписи как содержащие в себе объектный идентификатор, так и без него, в связи с чем отсутствует какое-либо ограничение круга потенциальных участников
торгов. Решение УФАС по Ленинградской области № 047/01/18.1-64/2021 от 26.01.2021, является незаконным.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, поступившие возражения от организатора торгов, оператора электронной торговой площадки, Комиссия Ханты - Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно статье 87 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено указанным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно статье 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909, информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru).

Как следует из представленных документов, 11.11.2021 на сайтах www.torgi.gov.ru, электронной торговой площадки https://nik24online, организатора торгов, а также в газете «Новости Югры» размещены сообщения о проведении торгов по продаже залогового арестованного имущества в форме электронного аукциона на электронной торговой площадке (извещения от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01).

Требуемый для участия в торгах пакет документов, включая заявку, необходимо подать по залоговому имуществу с 18.11.2021 до 25.11.2021, определение участников 26.11.2021, торги 29.11.2021 в 10-00 (по Москве); требуемый для участия в торгах пакет документов, включая заявку, необходимо подать по арестованному имуществу с 01.12.2021 до 09.12.2021, определение участников 10.12.2021, торги 13.12.2021 в 10-00 (по Москве).

Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу https://nik24.online, в соответствии со статьями 87, 89, 90 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ; статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентом электронной торговой площадки.

Согласно раздела 2 регламента электронной торговой площадки «НИК24», редакция №6, вступившего в силу 02.11.2021 в 00 часов 00 минут 01 секунду времени сервера электронной торговой площадки (далее - Регламент) настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ (пункт 2.1).

Присоединение стороны к Регламенту осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на регистрацию на электронной торговой площадке. Заявление на регистрацию подписывается лицом во время его регистрации на ЭТП в установленном порядке (пункт 2.2).

Лицо выражает согласие с условиями Регламента в момент подачи заявки на регистрацию и считается присоединившимся к Регламенту с момента его регистрации Оператором и внесения в реестр Участников ЭТП (пункт 2.3).

Присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления. Подписывая заявление на регистрацию своей квалифицированной электронной подписью, Участник ЭТП подтверждает согласие с его условиями, а так же то, что настоящий Регламент не противоречит законодательству Российской Федерации, не лишает Участника прав, предоставляемых законодательством, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для Участника условий, которые он, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не принял бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента (пункт 2.4).

После присоединения к Регламенту Оператор и присоединившееся к Регламенту лицо (далее - Сторона, а вместе - Стороны) вступают в соответствующие договорные отношения (пункт 2.5).

Изменение Регламента (пункт 2.6).

Изменения (дополнения) в Регламент вносятся Оператором путем создания новой редакции Регламента либо внесения изменений (дополнений) в действующую редакцию Регламента (пункт 2.6.1).

Оператор уведомляет Участников ЭТП о новой редакции Регламента не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до начала её действия путем публикация новой редакции Регламента на сайте ЭТП с указанием срока начала ее действия, а также соответствующего сообщения в разделе «объявления» на ЭТП (пункт 2.6.2).

Оператор уведомляет Участников ЭТП о внесении изменений (дополнений) в Регламент не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до начала их действия путем размещения редакции Регламента с изменениями на сайте ЭТП с указанием срока начала действия изменений, а также соответствующего сообщения в разделе «объявления» на ЭТП (пункт 2.6.2).

В соответствии с разделами 6, 7 Регламента доступ к ЭТП через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» является открытым (пункт 6.1).

Доступ к открытой части ЭТП имеет любое незарегистрированное на ЭТП лицо. Посредством открытой части ЭТП возможно ознакомление с размещенной на ней информацией, направление запросов Оператору и Участникам ЭТП (пункт 6.2).

Доступ к закрытой части ЭТП имеет прошедший регистрацию и авторизацию Участник ЭТП. Посредством закрытой части ЭТП Участник выполняет все действия, необходимые для организации торгов и участия в них (пункт 6.3).

Оператор размещает в открытой части ЭТП документы, необходимые для регистрации: форму заявления на регистрацию; настоящий Регламент в действующей редакции (пункт 7.1).

Также в открытой части ЭТП Оператор размещает иные документы (технические регламенты, руководства пользователя), определяющие деятельность ЭТП (пункт 7.1).

Для регистрации Заявитель представляет в форме электронных документов средствами ЭТП (пункт 7.2):

а) заявление на регистрацию по установленной форме. На ЭТП предусмотрены формы заявления на регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица.

В заявление на регистрацию на ЭТП входят согласие заявителя на обработку в установленном законодательством порядке предоставляемых им персональных данных, а также согласие на присоединение к настоящему Регламенту. Отказ от подписания указанных согласий является отказом от подписания заявления на регистрацию на ЭТП;

б) копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) и выданной не позднее чем за 3 месяца до даты предоставления;

в) копии учредительных и уставных документов в состав которых входят: устав со всеми изменениями, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о государственной регистрации юридического лица(при наличии), лист записи в ЕГРЮЛ при создании юридического лица, решение (протокол собрания учредителей) о создании общества, решения (протоколы собрания учредителей) об изменениях в учредительных документах), копия паспорта директора и представителя, в случае если заявка подается представителем юридического лица, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

г) сведения об идентификационном номере налогоплательщика (свидетельство ИНН) для юридических лиц;

д) адрес электронной почты для направления Оператором уведомлений (не допускается регистрация нескольких пользователей на одну электронную почту);

е) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц) – решение (протокол собрания учредителей) о назначении (продлении полномочий) руководителя;

ж) копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку на регистрацию, в случае, если заявку подписывает не руководитель организации, либо не сам Заявитель – физическое лицо;

з) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

и) копию свидетельства ИНН (для физических лиц).

В целях проверки конкретных данных (номеров, реквизитов документов, паспортных данных и иных), полученных из электронных копий документов, Оператор имеет право провести проверку соответствия конкретных данных, указанных в заявлении на регистрацию и в приложенных к нему электронных копиях документов, данным, содержащимся в базах данных из официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет» (в т.ч. nalog.ru).

Оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение о регистрации или отказе в регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении. В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение вышеуказанного срока, начинается со следующего дня 00 часов 00 минут и заканчивается на пятый рабочий день в 23 часа 59 минут (пункт 7.3).

В случае невыполнения условий оплаты пункта 16.5 Регламента, в случае использования ЭЦП без объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70. - отказ в регистрации производится по истечению пятого рабочего дня, на шестой рабочий день и позднее (пункт 7.3).

Оператор отказывает заявителю в регистрации в следующих случаях (пункт 7.4):

- непредставления документов и сведений, указанных в пункте 7.2 настоящего Регламента;

- представления заявителем документов, не соответствующих установленным к ним требованиям, либо содержащих недостоверную информацию, в том числе не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет (в том числе nalog.ru);

- представления заявителем недостоверной информации в заявлении, заполнения полей заявления с нарушением требований к ним согласно пункта 7.17. действующего Регламента.

- по истечению 5 (пяти) рабочих дней при невыполнения условий оплаты пункта 16.5 Регламента, в случае использования ЭЦП без объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70.

В случае отказа в регистрации Оператор направляет Заявителю уведомление с указанием оснований принятия такого решения, с указанием на отсутствующие документы и/или сведения или обоснование того, что представленные Заявителем документы и/или сведения не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию (пункт 7.5).

После устранения указанных оснований для отказа в регистрации Заявитель вправе повторно подать заявление на регистрацию и представить документы и сведения, предусмотренные в пункте 7.2 Регламента (пункт 7.6).

Повторное рассмотрение заявления на регистрацию рассматривается Оператором ЭТП согласно требований, установленных в пункте 7.3 Регламента (пункт 7.7).

Регистрация Участников ЭТП и обеспечение доступа Участников ЭТП к размещенной на ЭТП информации производится Оператором без взимания платы (пункт 7.8).

После регистрации заявитель становится Участником ЭТП и включается Оператором в реестр Участников ЭТП (пункт 7.9).

Участник ЭТП, с момента регистрации на ЭТП, получает статус Активного пользователя и имеет право использовать все программные ресурсы ЭТП, в том числе участвовать в открытых торгах, проводимых на ЭТП, а на основании заключенного с Оператором договора на организацию проведения торгов - организовывать торги, что дает Участнику ЭТП статус Организатора торгов (в процедуре продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме в соответствии с разделом 11 Регламента - Продавца имущества) (пункт 7.10).

В случае истечения срока действия электронной подписи пользователя ЭТП либо в случае изменения требования оператора ЭТП к составу сертификата электронной подписи, он имеет право привязать к своей учетной записи новый сертификат электронной подписи. Для этого в личном кабинете в разделе «Мои сертификаты ЭТП» пользователь самостоятельно производит добавление нового сертификата. Новый сертификат обязан содержать информацию идентичную информации в профиле. Срок подключения нового сертификата электронной подписи занимает до 5 рабочих дней (пункт 7.17.9).

В случае невыполнения условий пункта 16.5 Регламента ЭТП в течение пяти рабочих дней, оператор имеет право отказать в добавлении ЭЦП к учетной записи пользователя. После отказа, пользователь имеет право повторно подать заявку на добавление сертификата ЭП в разделе «Мои сертификаты ЭТП». Срок подключения нового сертификата электронной подписи занимает до 5 рабочих дней (пункт 7.17.9).

Согласно пункту 16.5 раздела 16 Регламента «для использования на ЭТП любой электронной подписи, соответствующей требованиям Федерального закона 63-ФЗ «Об электронной подписи», и сертификат ключа электронной подписи изготовленного и выданного любым из аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центров, не содержащей объектного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70, Участник обязан оплатить Оператору стоимость в размере 5 000 (пять тысяч) рублей».

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско - правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Законом об электронной подписи.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона об электронной подписи квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

- квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

- квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;

- имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ.

При этом установлено, что положения Закона об электронной подписи не содержат требований о наличии в квалифицированном сертификате ключа электронной подписи объектного идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70.

  1. Более того, согласно пункту 2.1 статьи 17 Закона об электронной подписи операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

На основании изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что обязанность внесения платы за использование претендентами на участие в рассматриваемых торгах электронной подписи, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70, установлена Оператором электронной площадки в нарушение Закона об электронной подписи, а наличие в Регламенте указанного положения может привести к ограничению круга потенциальных участников торгов.

Кроме того, вопрос о правомерности установления обязанности внесения указанной платы рассматривался Ленинградским УФАС России, который решением от 26.01.2021 по делу № 047/01/18.1-64/2021 признал в действиях Оператора электронной площадки нарушение Закона об электронной подписи.

Указанные решение и предписание признаны законными решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2021 №А56-41344/2021, вступившим в законную силу.

Таким образом, довод Заявителя в части установления требований к электронной подписи участников торгов в части наличия объективного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70, является обоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что согласно Уведомления об изменениях в регламенте ЭТП *** от 23.11.2021 исх. № 31, оператором электронной торговой площадки согласно Решениям № 086/06/18.1-1724/2021 и № 086-06-18.1-1690-2021 от 16.11.2021 и Предписаниям №№ 84, 82 от 16.11.2021 Ханты - Мансийского УФАС России подготовлен в новой редакции Регламент ЭТП, в котором устранены нарушения в части установления требований к электронной подписи участников торгов в части наличия объективного идентификатора (OID) 1.2.643.6.70, довод Заявителя в данной части на момент рассмотрения жалобы является необоснованным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая представленные документы, Комиссией рассмотрены иные обстоятельства проведения указанных торгов, в результате которого каких - либо нарушений не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты - Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ***, рег. № 11767-ИП/21 от 23.11.2021, на действия организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью ***, действующего от имени ***, на основании государственного контракта № 0167100002321000027 от 28.06.2021, при проведении торгов по реализации имущества должников и продаже заложенного имущества, информация о проведении которых размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» по адресу http://www.torgi.gov.ru, проводимого в электронной форме на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу nik24.online, извещения от 11.11.2021 №№ 101121/53030711/01, 081121/53030711/01, необоснованной.

 

Председатель Комиссии ***

 

Члены Комиссии: ***

***

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны