Аналитический отчет №-4/22 Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке ... от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет о

состоянии конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Ингушетия за 2021 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Ингушского УФАС России                                                                         (...)

 

 

 

Исп. (...)

 

 

 

 

 

 

 

Назрань, 2022 г.

 

ОГЛАВЕНИЕ

  1. Общие положения…………………………………………….....……....…3
  2. Временной интервал исследования товарного рынка……………….......4
  3. Продуктовые границы товарного рынка…………………………..……..4
  4. Географические границы товарного рынка…………………..………….5
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке..............................................................................................…………5
  6. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке………….…………………………………….......……….….............6
  7. Уровень рыночной концентрации…………………………………...........7
  8. Определение барьеров входа на рынок………………………………......8
  9. Оценка состояния конкуренции на розничных рынках по твердым коммунальным отходам………….........………………………….............9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения

Анализ состоянии конкурентной среды состояния на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Ингушетия за 2021 год проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа рынка).

Целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Так, пунктом 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Анализ состоняия конкуренции проводится в целях полного, оьбъективноо и всестороннего рассмотрения заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия на действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ИНН: 0608043230, юридический адрес: 386203, Ингушетия Республика, г. Сунжа, ул. Осканова, д. 40, этаж 2, далее – ООО «Экосистема», Региональный оператор, Общество), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке, в связи с отсутствием предельного единого на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в 2022 году.

Перечень источников, используемых при проведении анализа:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и

потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления);

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);
  • Данные, предоставленные Северо –Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия;
  • Данные, представленные хозяйствующими субъектами, которые осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия.
  1. Временной интервал исследования товарного рынка

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) установлен 2021 год.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность

Статьей 4.1 Закона об отходах производства и потребления, отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, определено 5 классов опасности:

  • I класс – чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс – высокоопасные отходы;
  • III класс – умеренно опасные отходы;
  • IV класс – малоопасные отходы;
  • V класс – практически неопасные отходы. либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода «тест гипотетического монополиста» такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.

Учитывая правовое регулирование, характер оказываемых услуг, технологические и технические особенности, необходимость наличия специализированного автотранспорта, также наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I – IV класса опасности, получение статуса регионального оператора по результатам проведения конкурентной процедуры, проведение территориальными органами ФАС России «теста гипотетического монополиста» нецелесообразно.

Таким образом, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

  1. Географические границы товарного рынка

Географическими границами товарного рынка определены границы Республики Ингушетия.

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I – IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I – IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

В каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы определяются в результате проведения конкурсного отбора.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно протоколу результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия от 27.04.2018 г. № 6, конкурсная комиссия, по итогам рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия, пришла к следующему выводу:

  • присвоить ООО «Экосистема» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия сроком на 10 лет;
  • заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия соглашение.
  1. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

В случае если региональный оператор обеспечивает транспортирование твердых коммунальных отходов самостоятельно, то доля хозяйствующего субъекта (регионального оператора) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) равна 100 %.

В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов, а именно субъекты малого и среднего предпринимательства по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта (субъекта малого и среднего предпринимательства) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Dj) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом (субъектом малого и среднего предпринимательства) к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Dj = Vj / Vm).

На указанном товарном рынке в границах Республики Ингушетия, в установленный временной интервал выявлен один хозяйствующий субъект, которому присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия – ООО «Экосистема», дола которого на рынке составляет 100 процентов.

  1. Определение барьеров входа на рынок

К барьерам входы на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарный рынок.

Для анализа существующих в каждом из муниципальных районов и городских округов барьеров входа на товарный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг, в том числе:

а) административные ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения, проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно Постановлению № 881, получение тарифа на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и включение в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д.);

б) экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и т.д.);

в) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

  1. Уровень рыночной концентрации

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа рынка,
для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

высокий – при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

умеренный – при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

низкий – при  < 45% или HHI < 1000.

 

Коэффицент рыночной концентрации (CR)

 

 

Индекс рыночной концентрации

Герфиндаля – Гиршмана (HHI)

 

100

10 000

 

В ходе проведения анализа рынка по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно данным, представленным хозяйствующим субъектом, барьеры со стороны из муниципальных районов и городских округов входа на рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствуют.

  1. Оценка состояния конкуренции на розничных рынках по твердым коммунальным отходам

Как следует из проведенного анализа, рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. характеризуются слабо развитой конкуренцией в связи с наличием на товарном рынке одного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, и высоким уровнем концентрации на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны