Аналитический отчет №-4/22 Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке ... от 25 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Аналитический отчет о
состоянии конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Ингушетия за 2021 год
Руководитель
Ингушского УФАС России (...)
Исп. (...)
Назрань, 2022 г.
ОГЛАВЕНИЕ
- Общие положения…………………………………………….....……....…3
- Временной интервал исследования товарного рынка……………….......4
- Продуктовые границы товарного рынка…………………………..……..4
- Географические границы товарного рынка…………………..………….5
- Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке..............................................................................................…………5
- Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке………….…………………………………….......……….….............6
- Уровень рыночной концентрации…………………………………...........7
- Определение барьеров входа на рынок………………………………......8
- Оценка состояния конкуренции на розничных рынках по твердым коммунальным отходам………….........………………………….............9
- Общие положения
Анализ состоянии конкурентной среды состояния на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Ингушетия за 2021 год проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа рынка).
Целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Так, пунктом 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Анализ состоняия конкуренции проводится в целях полного, оьбъективноо и всестороннего рассмотрения заявления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Ингушетия на действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ИНН: 0608043230, юридический адрес: 386203, Ингушетия Республика, г. Сунжа, ул. Осканова, д. 40, этаж 2, далее – ООО «Экосистема», Региональный оператор, Общество), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке, в связи с отсутствием предельного единого на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в 2022 году.
Перечень источников, используемых при проведении анализа:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления);
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);
- Данные, предоставленные Северо –Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия;
- Данные, представленные хозяйствующими субъектами, которые осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия.
- Временной интервал исследования товарного рынка
Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) установлен 2021 год.
- Продуктовые границы товарного рынка
Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
Статьей 4.1 Закона об отходах производства и потребления, отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, определено 5 классов опасности:
- I класс – чрезвычайно опасные отходы;
- II класс – высокоопасные отходы;
- III класс – умеренно опасные отходы;
- IV класс – малоопасные отходы;
- V класс – практически неопасные отходы. либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода «тест гипотетического монополиста» такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.
Учитывая правовое регулирование, характер оказываемых услуг, технологические и технические особенности, необходимость наличия специализированного автотранспорта, также наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I – IV класса опасности, получение статуса регионального оператора по результатам проведения конкурентной процедуры, проведение территориальными органами ФАС России «теста гипотетического монополиста» нецелесообразно.
Таким образом, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.
- Географические границы товарного рынка
Географическими границами товарного рынка определены границы Республики Ингушетия.
- Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I – IV классов опасности.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I – IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.
В каждом субъекте Российской Федерации региональные операторы определяются в результате проведения конкурсного отбора.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно протоколу результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия от 27.04.2018 г. № 6, конкурсная комиссия, по итогам рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия, пришла к следующему выводу:
- присвоить ООО «Экосистема» статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия сроком на 10 лет;
- заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия соглашение.
- Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.
Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).
В случае если региональный оператор обеспечивает транспортирование твердых коммунальных отходов самостоятельно, то доля хозяйствующего субъекта (регионального оператора) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) равна 100 %.
В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).
В случае если сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов обеспечивает/ют операторы твердых коммунальных отходов, а именно субъекты малого и среднего предпринимательства по заключенным договорам с региональным оператором, то доля хозяйствующего субъекта (субъекта малого и среднего предпринимательства) в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Dj) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом (субъектом малого и среднего предпринимательства) к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Dj = Vj / Vm).
На указанном товарном рынке в границах Республики Ингушетия, в установленный временной интервал выявлен один хозяйствующий субъект, которому присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия – ООО «Экосистема», дола которого на рынке составляет 100 процентов.
- Определение барьеров входа на рынок
К барьерам входы на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарный рынок.
Для анализа существующих в каждом из муниципальных районов и городских округов барьеров входа на товарный рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг, в том числе:
а) административные ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения, проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно Постановлению № 881, получение тарифа на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и включение в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.д.);
б) экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и т.д.);
в) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.
- Уровень рыночной концентрации
Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
В соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведения анализа рынка,
для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
высокий – при 70% <= <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
умеренный – при 45% <= < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
низкий – при < 45% или HHI < 1000.
Коэффицент рыночной концентрации (CR) |
|
|
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) |
|
100 |
10 000 |
В ходе проведения анализа рынка по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно данным, представленным хозяйствующим субъектом, барьеры со стороны из муниципальных районов и городских округов входа на рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствуют.
- Оценка состояния конкуренции на розничных рынках по твердым коммунальным отходам
Как следует из проведенного анализа, рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. характеризуются слабо развитой конкуренцией в связи с наличием на товарном рынке одного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, и высоким уровнем концентрации на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.