Предупреждение №416 - СК Предупреждение выдано ПАО "Россети Северный Кавказ" по призн... от 8 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

                       ПАО «Россети Северный Кавказ»

 357506, Ставропольский край,   Пятигорск,    

 ул. Подстанционная, дом 13А.

  mrsk-sk@mrsk-sk.ru

 

  Филиал ПАО «Россети Северный

  Кавказ - «Ингушэнерго»

  386101, РИ, г. Назрань, ул.         Муталиева, д.23

  ingfilial@yandex.ru

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 006/01/10-70/2022
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление, Ингушское УФАС России) поступило заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Филиал «Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия» (далее – филиал РТРС «РТПЦ», Заявитель, вх. 12.11.2021 № 3602 – НВ) об необоснованном отказе со стороны ПАО Россети «Северный Кавказ» в лице филиала ПАО Россети «Северный Кавказ – Ингушэнерго» (далее – Поставщик, Ингушэнерго) в заключении договора на поставку электрической энергии.

Согласно доводам, изложенным в заявлении, между филиалом РТРС «РТПЦ» и Ингушэнерго заключен договор энергоснабжения № 0602001000074 от 30.08.2017 г. (далее – Договор).

Вместе с тем, в договоре отсутствуют обязательные условия, предусмотренные пунктом 31 (5) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила № 861), а именно условия, соответствующие установленной документацией о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается договор:

а. о допустимом числе часов ограничения режимов потребления (отключения электроэнергии в год);

б. о сроке восстановления энергоснабжения энергопринимающих устройств.

Также, согласно пункту 31 (6) Правил № 861, категория надежности обуславливает содержание обязательств сетевых организаций по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается договор.

В целях заключения нового договора энергоснабжения. Филиалом РТРС «ТРПЦ», 16.12.2020 г. было направлено письмо в Ингушэнерго с просьбой направить проект договора энергоснабжения, учитывая вышеизложенные недостатки.

05.03.2021 г. в филиал РТРС «РТПЦ» поступило письмо с проектом договора энергоснабжения без учета указанных недостатков. После проведения всех необходимых согласований с генеральной дирекцией РТРС, 23.06.2021 г. в адрес Ингушэнерго был направлен протокол разногласий к проекту представленного договора энергоснабжения.

Вместе с тем, ответ от энергосберегающей организации в филиал РТРС «РТПЦ» со стороны Ингушэнерго направлен не был, что, по словам Заявителя, является нарушением пункта 27 Правил № 861, согласно которому, при наличии оснований для отказа от заключения договора сетевая организация обязана не позднее 30 дней с даты получения заявления или проекта договора, указанных в пункте 18 настоящих Правил, направить заявителю мотивированный отказ от заключения договора в письменной форме с приложением обосновывающих документов.

Пунктом 10 части 1 статьи 23 Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом, частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Следовательно, ПАО «Россети Северный Кавказ» как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ПАО «Россети Северный Кавказ» на данном товарном рынке признается доминирующим.

На розничном рынке электрической энергии на территории Республики Ингушетия в 2018 и 2019 годах действует одна сетевая организация: гарантирующий поставщик филиал Филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» – «Ингушэнерго» (в настоящее время Филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго»).

Филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» осуществляет куплю – продажу электрической энергии и передачу электрической энергии на территории Республики Ингушетия на основании приказов Министерства энергетики Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 1138 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» и от 29 ноября 2018 г. № 1109 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Соответственно, в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 – ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Основных положения).

Согласно пункту 27 Основных положений, электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

  • договор энергоснабжения;
  • договор купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 32 Основных положений, Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Пунктом 39 Основных положений установлено, что в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

Как было ранее отмечено, филиалом РТРС «ТРПЦ», 16.12.2020 г. было направлено письмо в Ингушэнерго о заключении нового договора с учетом изложенных недостатков.

В соответствии с представленными в Управление данными, Поставщиком ответ на заявление филиала РТРС «РТПЦ» был направлен 05.03.2021, то есть, с нарушением сроков, указанных в пункте 39 Основных положений.

Согласно имеющимся материалам, филиалу РТРС «РТПЦ» был направлен проект договора в двух экземплярах, подписанный гарантирующим поставщиком.

Ввиду несогласия с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, Заявителем был направлен гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Договор в установленный срок, то есть в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя протокола разногласий, подписан не был.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ). Бремя доказывания отсутствия возможности передать товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязанное заключить публичный договор (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с пунктом 28 Основных положений, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

В вышеуказанных действиях ПАО Россети «Северный Кавказ» в лице филиала ПАО Россети «Северный Кавказ – Ингушэнерго» усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ПАО Россети «Северный Кавказ» в лице филиала ПАО Россети «Северный Кавказ – Ингушэнерго», выразившихся в необоснованном отказе заключения договора энергоснабжения с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Филиал «Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия» на оказание услуг по передаче электрической энергии, Ингушское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждает о необходимости, с момента получения настоящего предупреждения, совершения действий, направленных на заключение с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Филиал «Радиотелевизионный передающий центр Республики Ингушетия» договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, в срок до 08.04.2022 г.

О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Ингушское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель                                                                                                           (...)

Связанные организации

Связанные организации не указаны