Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №006/01/10-92/2019 от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА 006/01/10-92/2019  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело №006/01/10-92/2019   по признакам нарушения ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго» (юр.адрес: 357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13) части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части  ограничения режима потребления электрической энергии,

 

в присутствии на заседании:

заявителя – представителя ООО «СК «Неон» (юр.адр. 386300, РИ, г. Малгобек, ул. Промышленная, 1, ИНН 0601022665) "..." (по доверенности от 10.10.2019 года №1);

ответчика - представителя ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго» (юр.адрес: 357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, д.13) "..." (по доверенности от 25.12.18 года №259-юр).

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Ингушское УФАС России, Управление) поступило заявление  (вх. от 31.07.2019 №2671-НВ) от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «НЕОН»  (юр.адр. 386300, РИ, г. Малгобек, ул. Промышленная, 1, ИНН 0601022665, далее - ООО «СК «НЕОН», заявитель, потребитель) на действия филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» (юр.адрес: 357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13, адрес: 386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталиева, д.23, далее – поставщик) о том, что поставщик незаконно начислил задолженность  ООО «СК «НЕОН»  в размере 26 377 004,79 рублей, и грозится о полном ограничении режима потребления электроэнергии. Затем, от заявителя в Управление поступило дополнение к вышеуказанному заявлению (вх. от 30.09.2019 года №3180-НВ) о том, что в 13 ч. 40 мин. 27 сентября 2019 года поставщиком электроэнергии произведено полное ограничение режима потребления электроэнергии на объекте заявителя.

Приказом от 16.10.2019 года №101 возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала  «Ингушэнерго»  статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части  ограничения режима потребления электрической энергии.

На заседании Комиссии 02.12.2019 г. представитель ООО «СК «Неон» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом, частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Следовательно,  ПАО «МРСК Северного Кавказа» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение ПАО «МРСК Северного Кавказа»  на данном товарном рынке признается доминирующим.

На розничном рынке электрической энергии на территории Республики Ингушетия в 2019 году действует одна сетевая организация: гарантирующий поставщик филиал ПАО  «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго».

Филиал ПАО  «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» осуществляет куплю-продажу электрической энергии и передачу электрической энергии на территории Республики Ингушетия на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1109 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Северного Кавказа».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Соответственно в отношении ПАО  «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Ингушэнерго») распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приняла решение о подготовке заключения об обстоятельствах дела.

В ходе рассмотрения дела №006/01/10-92/2019 Комиссией Ингушского УФАС России установлено следующее.

 

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее- Основные положения Постановления №442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила Постановления №442).

В пункте 2 Основных положений Постановления № 442, дано понятие «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктами 167, 168 Основных положений Постановления № 442  субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергобытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передачи электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно - диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В силу п. 26 Основных положений Постановления № 442, сетевая организация: выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном настоящим документом порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает в соответствии с настоящим документом объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Согласно представленным  поставщиком документам (вх. от 09.08.2019 года №2628-ЭП поставщика), между ПАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго»)   и  ООО «СК «НЕОН» заключен договор энергоснабжения от 04.02.2016 года №0602021000128 (далее – Договор энергоснабжения) о том, что гарантирующий поставщик (то есть  ПАО «МРСК Северного Кавказа») обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Договором энергоснабжения, а также самостоятельно и/или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель  (то есть ООО «СК «НЕОН») обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Согласно имеющейся информации, работниками филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» составлен  акт  о безучетном потреблении электрической энергии от 23.04.2019 года №ИнФю 001410бу (далее - акт о безучетном потреблении). Объектом указан «кирпичный завод».  Адрес местонахождения электроуставновки: с.п. Яндаре, трасса «Ростов-Баку».  Электросчетчик: «Каскад 310-МТ №45331».

 Согласно пояснениям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» в ответе на запрос Управления (вх. от 09.08.2019 года №2628-ЭП), в ходе проверки электрооборудования выявлено несанкционированное программирование электронной памяти прибора учета, в связи с чем составлен акт о безучетном потреблении. Затем, прибор учета отправлен на экспертизу в ООО «Энерго-Эксперт». 14 июня 2019 года эксперт А. В. Оноприенко выдал заключение от 14.06.2019 года №1008-1197, в котором указано, что производилось  несанкционированное программирование электронной памяти счетчика «Каскад 310-МТ №45331». Также, в расчете  объема безучетного потребления электроэнергии от 14.06.2019 года (приложение к акту о безучетном потреблении), указано потребление электроэнергии в объеме 4 415 040 кВт/ч, подлежащее оплате.

В адрес заявителя от директора отделения «Энергосбыт»  филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» поступило уведомление от 19.07.2019 года №3856 (копия приложена к заявлению от 31.07.2019 вх.№2671-НВ), о том, что при неоплате задолженности за электроэнергию в размере 26 377 004 руб. 79 коп. с 13.00 час. 02.08.2019 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. При этом, в установленный срок, ограничение  электроэнергии в отношении объектов заявителя введено не было.

По пояснениям заявителя, предоставленным в дополнении к заявлению от 30.09.2019 года №3180-НВ, без предварительного уведомления потребителя поставщиком введено полное ограничение режима потребления электроэнергии на объекте заявителя в 13 ч. 40 мин. 27 сентября 2019 года.

 

Комиссией Ингушского УФАС России установлены следующие нарушения требований Постановления №442 ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго».

 

1. В силу пункта 177 Основных положений Постановления №442, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

 Комиссией был вызван на рассмотрение дела 14.11.2019 года главный инженер филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» -  "..." (удост. №130, дата выдачи «06.09.2019», далее - "..." ), в связи с тем, что именно "..." было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки прибора учета электрической энергии сотрудниками филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» в 11 часов 00 минут 23 апреля 2019 года (исх. №02-64 от 17.04.2019 года). Установлено, что уведомление было  направлено в адрес генерального директора ООО «КСМ «НЕОН» "...". На рассмотрении главный инженер "..." признался, что уведомление направлено было по ошибке генеральному директору ООО «КСМ «НЕОН» "...". по адресу Республика Ингушетия, с.п. Яндаре, трасса Ростов-Баку, вместо того, чтобы отправить уведомление о проверке в адрес ООО «СК «НЕОН».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что между ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго» и ООО «КСМ «НЕОН» не заключен договор энергоснабжения, что и было подтверждено на рассмотрениях по делу №006/01/10-92/2019 представителями  филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго». 

В соответствии с Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 года по делу №А43-53406/2018, проведение проверочного мероприятия в нарушение установленных законодательством правил об обязательном извещении потребителя является актом недобросовестного поведения и ставит под сомнения результат проверки в целом.

 

2. В соответствии с пунктами 167, 168 Основных положений Постановления №442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно абзацу 2 пункта 172 Основных положений Постановления №442, проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

Сотрудниками филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Ингушэнерго» составлен акт проверки электросчетчиков на месте их установки от 23.04.2019 года (далее - акт проверки электросчетчика).

Как указано в акте проверки электросчетчика «Каскад 310-МТ №45331», представителем энергообъекта указан "..." как генеральный директор ООО «КСМ «НЕОН». В акте проверки электросчетчика написано следующее: «Проведена инструментальная проверка. Прибор учета  электрической энергии снят на нормативную экспертизу. Прибор учета электрической энергии снят и упакован в белую коробку и опломбирован сигнальными лентами: 63 х 22444346; 63 х 22444345; 63 х 22444344».

Процедура оформления результатов проверки приборов учета регламентирована пунктом 176 Основных положений Постановления №442. В частности, результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны:

дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;

лица, принявшие участие в проверке;

лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;

характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);

характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

результат проверки;

характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;

лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

 

Как установлено Комиссией, при составлении акта проверки электросчётчика поставщиком нарушены требования, установленные пунктом 176 Основных положений Постановления №442. В акте  проверки электросчётчика отсутствуют необходимые сведения. Также, в акте проверки электросчетчика не отражены результаты проверки прибора учета.

 

 

3. В пунктах 192-195 Основных положений Постановления № 442 закреплен порядок фиксации в акте факта безучетного потребления электроэнергии и расчета объема её потребления.             

Пунктом 192 Основных положений Поставновления№442 установлено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

23 апреля 2019 года акт о безучетном потреблении электрической энергии был составлен в отношении электросчетчика «Каскад 310-МТ №45331» ООО «СК «НЕОН».

В акте о безучетном потребления электрической энергии (в разделе 1 «В присутствии Потребителя (представителя Потребителя)») указано: « "...", должность: генеральный директор».

Комиссией установлено, что "..."   не является генеральным директором ООО «СК «НЕОН». При составлении акта генеральным директором ООО «СК «НЕОН» являлся "..." (на основании приказа от 21.11.2011 г. №01-к), а  "..."является генеральным директором другой организации - ООО «КСМ «НЕОН» (ИНН 0601019951).

 Также, в акте о безучетном потребления электрической энергии в месте подписания указано, что "..."  от подписи отказался. На рассмотрении дела 14.11.2019 года "..." пояснил, что не присутствовал при составлении акта о безучетном потреблении, а в акте о проведении проверки электросчетчика попросили расписаться.

Согласно пункту 193 Постановления № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться следующие сведения: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Исходя из вышеизложенного, "..." не является представителем потребителя (ООО «СК «НЕОН»), а является посторонним лицом. Акт о безучетном потреблении электрической энергии составлен в отсутствие представителей потребителя.

В соответствии с Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 года по делу №А43-53406/2018, из системного толкования положений пунктов 176, 177, 192, 193 Основных положений Поставноления №442 следует, что в случае, если потребителем является юридическое лицо, то в акте о безучетном потреблении электрической энергии в обязательном порядке должны содержаться сведения о его уполномоченном представителе, а сама проверка проводится в месте установки прибора учета в присутствии представителя юридического лица.

По делу №А06-4654/2018, суды кассационной и апелляционной инстанции согласны с тем что, что поскольку акт о безучетном потреблении электрической энергии составлен в отсутствие потребителя, то он не может являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема безучетного потребления.

В соответствие с  пунктом 193 Основных положений Постановления № 442, в  таком случае, составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

На обозрение Комиссии представлены фото электросчетчика. Однако, не представлены доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта, отсутствуют подписи двух незаинтересованных лиц. Такими действиями  специалисты ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго»   нарушили пункт 193 Основных положений Постановления № 442, закрепляющий порядок фиксации в акте факта безучетного потребления электроэнергии.

Также, Комиссией установлено, что в акте о  безучетном потреблении электрической энергии указано, что данный акт составлен в том числе в присутствии инженера  "..." . Вместе с тем, в разделе «Подписи лиц, составивших акт» напротив фамилии и инициалов отсутствует подпись  "..." Также, на рассмотрении дела 14.11.2019 года "..." сообщил Комиссии, что не присутствовал при составлении акта о  безучетном потреблении электрической энергии.

Таким образом, акт о безучетном потребления электрической энергии от 23.04.2019 года №ИнФю 001410бу составлен  в отношении ООО «СК «НЕОН» с нарушением требований Постановления №442, а именно  не направлено уведомление о проведении внеплановой проверки в адрес заявителя, не составлен акт проверки электросчетчиков на месте их установки в отношении заявителя.

Проверка прибора учета проведена с нарушением требований Постановления №442, в отсутствие уполномоченных представителей потребителя и без его уведомления о дате и времени контрольного мероприятия.

 

 

3. Прибор учета был отправлен на экспертизу в ООО «Энерго-Эксперт». Эксперт Оноприенко А. В. выдал заключение от 14.06.2019 года №1008-1197, в котором указано, что производилось  несанкционированное программирование электронной памяти счетчика «Каскад 310-МТ №45331». Экспертом А. В. Оноприенко к заключению по результатам проведенной нормативной экспертизы электроприбора «Каскад 310-МТ №45331» приложены энергетические и служебные параметры счетчика «Каскад 310-МТ №45331». В данных параметрах отражена таблица с датой, временем и событием. На страницах 19-23 указаны действия по электросчетчику за 2011, 2013, 2014, 2019 и 2031 года. При этом, Комиссией установлено, что  акт допуска прибора учета  «Каскад 310-МТ №45331» в эксплуатацию составлен 10 марта 2016 года по Договору энергоснабжения заключенного 04 февраля 2016 года.

Экспертом не отражены в заключении события за 2016 и 2017 годы, в то время когда  электросчетчик работал исправно.

Также, в акте проверки электросчетчика дано примечание: «Без нашего представителя не вскрывать».

Управлением был направлен запрос информации в ООО «Энерго-Эксперт» (исх.  от 18.11.2019 №4426-ЕД) о необходимости представить следующую информацию: «Извещались ли представители ООО «СК «Неон» о времени, дате и месте вскрытия электросчетчика «Каскад 310-МТ №45331», а также проведения нормативной экспертизы?». На указанный запрос ООО «Энерго-Эксперт» не представило информацию.

Таким образом, в заключении эксперта недостаточно сведений о счетчике потребителя.

 

4. В соответствии с абзацем 9 пункта 6 Правил Постановления №442, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «б» пункта 2, полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых заключен соответствующий договор, по всем точкам поставки, указанным в этом договоре.

В соответствии с пунктами 8 и 10  Правил Постановления №442, инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления, и в соответствии с пунктом 13 Правил Постановления №442, инициатор/исполнитель обязан направить потребителю  акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Договора энергоснабжения, о предстоящем ограничении режима потребления гарантирующий поставщик уведомляет потребителя путем направления уведомления одним из указанных способов: вручается Потребителю под расписку о вручении; направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; направляется посредством факсимильной связи; посредством электронной почты; направляется телефонограммой с отметкой в журнале регистрации исходящих документов: исходящего номера по журналу регистрации; даты и времени отправки уведомления; должности, Ф. И.О. представителя Стороны, принявшего телефонограмму.

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил Постановления №442, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.

В материалах Управления  имеется одно предварительное уведомление о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии №3856 от 19.07.2019 года, направленное в адрес ООО «СК «Неон», о том, что при неоплате задолженности  за электроэнергию  02 августа 2019 года будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. Вместе с тем, в указанную дату ограничение электроэнергии не было введено.

Однако, 27 сентября 2019 года поставщиком введено полное ограничение режима потребления электроэнергии на объекте заявителя без предупреждения.

Также, Комиссия запрашивала у представителей  ПАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Ингушэнерго») подтверждение о направлении акта о введении ограничения режима потребления электроэнергии в адрес заявителя. Данные сведения не были представлены.

В соответствии с пунктом 10 Постановления №442, в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 11 Правил Постановления №442,  исполнитель (субисполнитель) при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя (субисполнителя), составляет акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) основание введения ограничения режима потребления;

д) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

е) тип ограничения режима потребления (частичное или полное);

ж) место, дата и время составления акта;

з) дата и время введения ограничения режима потребления;

и) уровень частичного ограничения режима потребления - если в отношении потребителя вводится частичное ограничение режима потребления;

к) уровень потребления иных лиц, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики потребителя, в отношении которого вводится полное ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

л) адрес, по которому производятся действия по введению ограничения режима потребления;

м) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых введено ограничение режима потребления, с указанием места установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);

н) номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12(1) настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время введения ограничения режима потребления;

о) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя;

п) причины, по которым ограничение режима потребления не было введено, - если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя ограничение режима потребления не было введено.

Таким образом, при составлении акта о введении ограничения поставщиком были нарушены все подпункты пункта 11 Правил Постановления №442, кроме подпунктов «з» и «л».

В соответствии с пунктом 13 Правил Постановления №442, акт о введении ограничения режима потребления подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.

При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.

Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.

 

На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что поставщиком были сделаны следующие нарушения пункта 13 Правил Постановления №442:

- «В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации)» – данная информация в акте отсутствует;

- «При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица»- данная информация в акте отсутствует;

- «Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам» – подтверждение направления не представлено.

 

Таким образом, акт о введении ограничения режима потребления в отношении заявителя не соответствует требованиям пунктов 10, 11, 13 Правил Постановления №442.

 

Таким образом, представители ПАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Ингушэнерго»)  направили уведомление о внеплановой проверке и составили акт проверки электросчетчиков на месте их установки от 23.04.2019 года в отношении ООО «КСМ «Неон». Несмотря на вышеуказанные нарушения при  подготовке и проведении проверки электросчетчика, расчет был произведен в отношении прибора учета ООО «СК «Неон», выставлена задолженность  в размере 26 377 004,79 рублей, и 27 сентября 2019 года объект ООО «СК «Неон» был отключен от энергоснабжения, в связи с неоплатой данной задолженностью (без направления в адрес потребителя акта о введении ограничения).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании вышеизложенного Комиссия Ингушского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения в действиях ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице филиала «Ингушэнерго» части 1  статьи 10  Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части  ограничения режима потребления электрической энергии.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны