Заключение №РЕ/570/22 Заключение об обстоятельствах дела от 23 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное учреждение «Администрация сельского поселения Яндаре» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия

ул. Мальсагова, дом 58, с. п. Яндаре, Назрановский район, Республика Ингушетия, 386138

уandare1@mаil.ru

(…)

Заключение об обстоятельствах дела

№ 006/01/15-374/2022

«18» августа 2022 года г. Назрань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: (…);

Члены Комиссии: (…);

(…),

рассмотрев дело № 006/01/15-374/2022 о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Яндаре» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия (ул. Мальсагова, дом 58, с.п. Яндаре, Назрановский район, Республика Ингушетия, 386138) (далее –Администрация), по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии заявителя - Евлоева Р.М.-С. и представителя Администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) поступила жалоба от (…) (далее – Заявитель) на действие (бездействия) должностных Администрации, нарушающих требования Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), вследствие которых могли быть ущемлены либо нарушены права хозяйствующих субъектов оказывающих услуги по теплоснабжению, что может содержать в себе признаки ограничения конкуренции и противоречить требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – Жалоба).

Антимонопольный орган в силу защиты публичных интересов наделен правами и полномочиями, определенными Законом о защите конкуренции.

Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, защита конкуренции со стороны антимонопольных органов.

В ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управление выявило признаки нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации, выраженные в связи с заключением договора аренды сооружений № 1 от 01.01.2020 г., в соответствии с которым Администрация отдала в аренду арендатору – ООО (…) (далее – Общество), нежилое здание котельной (мощностью пропускной способности 12 МВт) с оборудованием 2016 года для транспортировки и сбыта тепловой энергии населению «Микрорайон Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия, с временным интервалом: с 01.04.2020 г. по 01.04.2023 г., без проведения конкурентных процедур, противоречащих законодательством о теплоснабжении и антимонопольным законодательством, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов на рынке услуг по теплоснабжению в границах Назрановского муниципального района «сельское поселение Яндаре».

В связи с чем Управлением в соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было направлено предупреждение № 006/01/15-309/2022 от 07.06.2022 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по вышеизложенным обстоятельствам, в срок до 04 июля 2022 года.

Однако, настоящее предупреждение не было исполнено Администрацией в установленный срок, и также не было сообщено в Управление о причинах его неисполнения.

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, Управлением был издан приказ № 84 от 18.07.2022 года о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Так, при рассмотрении и изучении поступившей информации от Заявителя, а также в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением был направлен запрос о разъяснении информации относительно предмета обжалуемых действий в адрес Администрации исх. № 1051-СК 04.04.2022.

Согласно полученному ответу за подписью Главы Администрации на запрос Управления исх. № 252 от 25.04.2022 г., вход. № 2067-эп от 25.04.2022 г. следует:

  1. Согласно Постановлению Совета местного самоуправления, Назрановского муниципального района № 51/1-1 от 14.08.2015 г. здание центральной котельной МКД общей площадью 87,3 кв. м, с кадастровым номером: 06:04:0000003:738 передано на баланс администрации сельского поселения Яндаре по передаточному акту № 33 от 15 июля 2015 года;
  2. 19 октября 2017 года между Администрацией и Обществом был заключен договор аренды № 1 со сроком аренды с 01 ноября 2017 года по 01 апреля 2020 года, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое здание котельной для транспортировки и сбыта тепловой энергии населению микрорайона «Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия;
  3. В распоряжении Администрации отсутствует договор аренды от 01.04.2020 г., так как согласно пункту 1.10 договора от 19.10.2017 года он считается продленным на следующий период, на тех же условиях, в случае если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявила желания его расторжения, изменения, дополнения;
  4. Торги по настоящему объекту не проводились в связи с экстренными сроками необходимости подачи теплоснабжения микрорайона и устному поручению Правительства Республики Ингушетия.

Однако, среди представленных Заявителем документов имеется копия договора аренды сооружений № 1 от 01.01.2020 г., в соответствии с которым Администрация отдала в аренду арендатору – Обществу, нежилое здание котельной (мощностью пропускной способности 12 МВт) с оборудованием 2016 года для транспортировки и сбыта тепловой энергии населению микрорайона «Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия на период времени: с 01.04.2020 г. по 01.04.2023 г.

Таким образом официальный ответ Администрации исх. № 252 от 25.04.2022 г., изложенный пункте 3 не соответствует действительности ввиду наличия договора аренды от 01.04.2020 г. в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришла к следующим выводам.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения) регламентирован ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а теплоснабжения - ФЗ "О теплоснабжении".

С момента вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о теплоснабжении, данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В силу части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего закона.

Из материалов дела Заявителем представлены сведения (документы), в частности подтверждающие, что на территории с.п. Яндаре «Новый микрорайон» действуют три организации осуществляющие услуги теплоснабжения, такие как: ООО «РемКомСервис», ООО «СП. МАР-ТОРГ», ООО «Лада-Магас» (с приложением выписок из ЕГРЮЛ).

Таким образом, Администрация была обязана провести торги в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды объекта теплоснабжения.

При таких обстоятельствах исключения, предусмотренные статьей 28.5 настоящего Федерального закона, не применимы.

Тем не менее стоит отметить, что в силу части 1 статьи 28.5 Закона о теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурса.

Вместе с тем Управлением установлено, что Общество не является единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения Яндаре Назрановского муниципального района Республики Ингушетия, что подтверждается представленными Заявителем документами.

Наряду с этим стоит отметить, что частью 2 статьи 28.5 Закона о теплоснабжении установлено, что в ценовых зонах теплоснабжения орган, уполномоченный на передачу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до начала проведения в соответствии со статьей 28.1 Закона о теплоснабжении конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении единую теплоснабжающую организацию, в зоне деятельности которой находятся данные объекты теплоснабжения, о намерении сдать в аренду данные объекты. К указанному извещению прикладывается конкурсная документация.

Управлением установлено, что при наличии «единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности которой находятся данные объекты теплоснабжения», в соответствии с частью 2 статьи 28.5 ФЗ Закона о теплоснабжении, Администрация не известила в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении единую теплоснабжающую организацию, в зоне деятельности которой находятся данные объекты теплоснабжения о намерении сдать их в аренду, c приложением конкурсной документации, что также подтверждается пунктом 3 ответа Администрации.

Согласно части 3 статьи 28.5 Закона о теплоснабжении, если единая теплоснабжающая организация откажется от заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо не сообщит о готовности заключить договор аренды указанных объектов теплоснабжения в течение тридцати календарных дней с даты поступления в ее адрес указанного в части 2 настоящей статьи извещения, орган, уполномоченный на передачу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по истечении этого срока проводит конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на условиях, определенных конкурсной документацией, направленной единой теплоснабжающей организации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

На основании части 5 статьи 28.5 Закона о теплоснабжении, требования, предусмотренные частями 23 - 33 статьи 28.1 настоящего закона, для организатора и победителя конкурса в случае заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с единой теплоснабжающей организацией без проведения конкурса являются обязательными для исполнения единой теплоснабжающей организацией и органом, уполномоченным на передачу прав владения и (или) пользования указанными объектами теплоснабжения.

Из части 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении следует, что заключение договора аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок предусмотренных настоящей статьей документов, подтверждающих:

1) заключение победителем конкурса соответствующих установленным настоящей статьей требованиям договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества (далее - договоры поставки электрической энергии, договоры поставки газа);

2) предоставление победителем конкурса по каждому из указанных в пункте 1 настоящей части договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому договору поставки газа соответствующей установленным настоящей статьей требованиям банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.

Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 статьи 33 настоящего закона, является ничтожным.

Учитывая изложенное, Администрация не исполнила требования, установленные частью 23 статьи 33 Закона о теплоснабжении.

Комиссией отмечено, что законодательством о теплоснабжении не предусмотрена возможность не проводить торги по обстоятельствам, указанным в ответе Администрации (экстренные сроки необходимости подачи теплоснабжения микрорайона и устное поручение Правительства Республики Ингушетия).

Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России от 14.12.2021 г. № СП/106957/21 по применению статьи 17 Закона о защите конкуренции в рамках оказания методической помощи территориальным органам ФАС России следует, что проведение обязательных торгов устанавливается, в том числе, следующими федеральными законами:

-заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 17.1 Закона о защите конкуренции);

– заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Также необходимо отметить, что порядок проведения конкурсов на право заключения договора аренды вышеуказанных объектов муниципальной собственности установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010 г. (далее - Правила).

В соответствии с п. 3.1 Правил заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ст. 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Наряду с этим частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)

При этом частью 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 настоящей статьи, является ничтожным.

Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами и (или) системами передаются по договору аренды, заключенному по результатам конкурса на право заключения договора аренды, или по концессионному соглашению.

Если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами и (или) системами могут быть переданы по концессионному соглашению или по договору аренды, заключенному без проведения конкурса на право заключения договора аренды с лицом, указанным в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении или части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Частью 6 статьи 27, частью 7 статьи 32, частью 2 статьи 36 Закона о концессионных соглашениях предусмотрены случаи признания конкурса на право заключения концессионного соглашения несостоявшимся.

В соответствии с частью 1.1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 Закона о концессионных соглашениях.

При этом Законом о концессионных соглашениях не ограничивается право концедента на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем в случае признания предыдущего конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Из материалов дела установлено, что объект теплоснабжения введен в эксплуатацию в 2016 году, а договор аренды объекта теплоснабжения заключен 01.04.2020 год (c учетом отсутствия извещений о проведении конкурса), то есть период времени составляет меньше пяти лет.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что Администрацией ранее заключался аналогичный договор аренды настоящего объекта теплоснабжения без проведения обязательных торгов с поименованным Обществом от 19.10.2017 года, в котором был установлен срок действия аренды: с 01.11.2017 г. по 01.04.2020 г.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Заявитель и представители Администрации не явилась на слушание антимонопольного дела, а также не представители доказательств, обосновывающих причину своего отсутствия, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с абзацем 6 подпункта 6 пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 при применении статьи 15 (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 настоящего Порядка.

Согласно п. 10.7 раздела X Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 006/01/15-374/2022.

Идентификация хозяйствующего субъекта.

ООО "Уютный двор" (386138, Республика Ингушетия, Назрановский район, с. Яндаре, мкр. Новый, д. 20, кв. 29, ИНН 0608041498; ОГРН 1160608051075) - хозяйствующий субъект, с которым заключен договор аренды муниципального имущества.

Основным видом деятельности согласно кодам ОКВЭД является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код 35.30 по ОКВЭД).

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции", временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период с 01.04.2020 г. (дата заключения договора аренды) по 07.06.2022 г. (дата выявления нарушения – направление предупреждения N 006/01/15-309/2022).

В соответствии с Порядком (п. 3.4) определение товара, в т.ч. проводится на основе: условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ услуг, видов экономической деятельности.

Услуги теплоснабжения характеризуются:

- использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;

- неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;

- невозможностью для потребителя отказаться от получения данной услуги на какой-нибудь длительный срок;

- невозможность компенсации недопроизводства услуги в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

- необходимость четкой взаимоувязки на всех стадиях производственного процесса;

- тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий;

- невозможностью либо не целесообразностью потребителя, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретать товар за пределами сферы обращения товара, в границах определенной территории.

Предметом договора аренды является недвижимое имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения.

Продуктовые границы определены исходя из предмета договора как услуги теплоснабжения.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

На основании особенностей и свойств услуг теплоснабжения, а также единственной возможностью транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры, географическими границами исследуемого рынка является зона обслуживания потребителей в границах, имеющихся у хозяйствующего субъекта объектов на территории «Микрорайон Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

Действия Администрации, выразившиеся в передаче объекта теплоснабжения «котельной» Обществу без проведения обязательных торгов в форме конкурса, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту, нарушают положения статьи 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении", Закона «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке, в границах «Микрорайон Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) «федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)».

Предоставление муниципального имущества в аренду Обществу без проведения торгов, в рассматриваемом случае привело к ущемлению интересов потенциальных участников торгов, оказывающих услуги по теплоснабжению на данной территории.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.

Общество в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - объектом системы теплоснабжения, что предоставило настоящему хозяйствующему субъекту необоснованное преимущественное условие деятельности, а также доступ на рынок услуг теплоснабжения в территориальных границах «Микрорайон Новый» сельского поселения Яндаре Назрановского района Республики Ингушетия.

На основании вышеизложенного в отношении Администрации усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела Комиссия Управления установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Таким образом, Комиссия пришла к заключению об обстоятельствах дела, что действие (бездействия) Администрации могли привести или привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в отношении потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, в связи с предоставлением Обществу нежилого здания котельной (мощностью пропускной способности 12 МВт) с оборудованием 2016 года для транспортировки и сбыта тепловой энергии населению «Микрорайона Новый» сельского поселения Яндаре Республики Ингушетия без проведения обязательных конкурентных процедур - торгов в форме конкурса, что содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель комиссии: (…)

Члены Комиссии: (…)

(…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны