Решение №3834-ЕД Решение по делу №А89-11/17 от 15 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс-М»
Индивидуальному предпринимателю 1
Индивидуальному предпринимателю 2
РЕШЕНИЕ
по делу №А89-11/17
г. Назрань
Резолютивная часть решения оглашена |
“ |
15 |
” |
декабря |
|
2017 |
г. |
В полном объеме решение изготовлено |
“ |
21 |
” |
декабря |
|
2017 |
г. |
Председатель комиссии: руководитель Управления,
Члены комиссии: главный государственный инспектор Управления;
специалист 1 разряда Управления,
рассмотрев дело №А89-11/17 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Прогресс-М» (386140, РИ, г. Назрань, тер.Насыр-Кортский округ, ул. С-Х. Ш. Евлоева, 70, ИНН 0608039883, далее – ООО «Прогресс-М»),индивидуальным предпринимателем 1 (386140, РИ, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. Тенистая, 70, ИНН 060605551996, далее – ИП 1) с одной стороны (группа лиц) и индивидуальным предпринимателем 2 (386140, РИ, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. Фабричная, 14, ИНН 060806221003, далее – ИП 2) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми номерами №0114200000117000333, №0114200000116000231,
в отсутствии на заседании:
-представитель ООО «Прогресс-М» не явился – уведомлен надлежащим образом;
-представитель индивидуального предпринимателя 1 явился – уведомлен надлежащим образом;
-представитель индивидуального предпринимателя 2 не явился – уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга официального сайта zakupki.gov.ru, а также анализа имеющихся сведений, полученных в ответ на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Ингушское УФАС России, Управление) от электронных торговых площадок, были выявлены следующие признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
ООО «Прогресс-М» и ИП 1 с одной стороны (группа лиц) и ИП 2 с другой стороны в период 2016 и 2017 гг. приняли совместное участие в электронных аукционах в открытой форме с реестровыми номерами №0114200000117000333, №0114200000116000231.
В электронном аукционе №0114200000117000333, предметом закупки которого являлась «поставка канцелярских товаров», с начальной максимальной ценой (далее – НМЦ) контракта 393 933,75 руб., заявки на участие были поданы ИП 1, ИП 2, ИП 3 (далее – ИП 3),обществом с ограниченной ответственностью «АЙС М» и обществом с ограниченной ответственностью «ТехноЦентр».
Заявки на участие в указанном электронном аукционе ИП 1 и ИП 3 были поданы с одного IP-адреса 84.47.130.25. Далее, ценовые предложения (далее – ЦП) были поданы ИП 1 и ИП 2, при этом ЦП осуществлялись с одного IP-адреса 85.115.248.223. Участники, сделав в ходе аукциона по одному ЦП с минимально возможным снижением, отказались от дальнейшей борьбы. В результате совместных действий на электронном аукционе, указывающих на несамостоятельное конкурентное поведение, победителем признан ИП 1 со снижением цены на 1% от НМЦ контракта.
№0114200000117000333 (НМЦ 393 933,75 руб.)
Наименование участника |
IP подачи заявки |
ЦП |
IP подачи ЦП |
IP подписания контракта |
% снижения от НМЦ |
ИП 1 |
85.115.248.237 |
389 994, 41 |
85.115.248.223 |
83.229.245.66 |
1% |
ИП 2 |
85.115.248.209 |
391 964,08 |
85.115.248.223 |
- |
0,5% |
ИП 3 |
85.115.248.237 |
- |
- |
- |
- |
В электронном аукционе №0114200000116000231, предметом закупки которого являлась «поставка бланочной продукции на 1 полугодие 2016 г» с НМЦ контракта 170 863,30 руб. заявку на участие и ЦП подали общество с ограниченной ответственностью «Прогресс-М» (генеральным директором которого является "..."), ИП 2, общество с ограниченной ответственностью «ИЛЛИ». Подача ЦП 1 и 2 осуществлялось с одного IP-адреса 85.115.248.17.Первый шаг сделал 1 с минимальным снижением 0,5 % от НМЦ. Далее, 2 снизился на 1 % от НМЦ, затем ООО «ИЛЛИ» сделал шаг со снижением 1,5% от НМЦ, затем 2 сделал шаг со снижением 2% от НМЦ. Победителем аукциона стал ИП 2. В результате, снижение по аукциону составило 2% от НМЦ контракта.
№0114200000116000231 (НМЦ 170 863,30)
Наименование участника |
IP подачи заявки |
ЦП (руб.) |
IP подачи ЦП |
IP подписания контракта |
% снижения от НМЦ |
ООО «Прогресс-М» |
85.115.248.56 |
170 008,98 |
85.115.248.17 |
- |
0,5% |
ИП 2 |
85.115.248.1 |
167 445,68 |
85.115.248.17 |
85.115.248.200 |
2 % |
Как видно из таблиц, в аукционе №0114200000117000333 участники делают по одному минимально возможному шагу, а в аукционе №0114200000116000231 участники делают также по одному шагу, но в связи с тем, что ООО «ИЛЛИ» сделало ЦП снизив цену на 1,5 %, ИП 2 пришлось сделать второй шаг и снизить цену на 2%.
Согласно сведениям, предоставленными торговыми площадками, ИП 1 и ИП 2 не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренными частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и также ИП Султыгов и ООО «Прогресс-М» не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и сведениям предоставленными торговыми площадками, поданных для участия в вышеуказанных аукционах, юридические и почтовые адреса на даты рассматриваемых аукционов у ИП 1, ИП 2 и ООО «Прогресс-М» следующие:
- РИ, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. Тенистая, 70;
- РИ, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. Фабричная, 14;
- РИ, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. С-Х. Ш. Евлоева, 70.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие стандарты DHCP (англ. DynamicHostConfigurationProtocol — протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
В результате анализа свойств файлов, полученных торговыми площадками от ИП 1, ИП 2 и ООО«Прогресс-М» установлено совпадение «авторов» файлов заявок, совпадение в свойствах файлов записи в графе «Кем сохранен», а также совпадение дат создания и сохранения файлов. Заявки участников идентичны по содержанию, в том числе в части предлагаемых товаров и их технических характеристик.
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Автор файла |
Кем сохранен |
Дата создания содержимого |
Дата последнего сохранения содержимого |
Объем, байт |
Аукцион №0114200000117000333 |
||||||
ИП 1 |
Заявка_1_Газд |
Matinina |
Admin |
26.06.2014 21:35 |
06.04.2017 10:23 |
228 352 |
ИП 2 |
Заявка_Султыг_Правит_канц |
Matinina |
Беслан |
26.06.2014 22:35 |
03.04.2017 17:54 |
211 456 |
ИП 3 |
Заявка_Дударова_канц |
Matinina |
Admin |
15.08.2016 11:16 |
16.04.2017 10:24 |
231 936 |
Аукцион №0114200000116000231 |
||||||
ООО «Прогресс-М» |
Заявка_прогресс-м |
Matinina |
Admin |
26.04.2014 22:35 |
18.03.2016 11:05 |
191 488 |
ИП 2 |
Заявка_1_Султыгов |
Matinina |
Admin |
26.04.2014 22:35 |
18.03.2016 10:26 |
194 048 |
Аналогичные действия также повторяются в электронных аукционах №0114200000117000336, №0114200000116001495, №0114200000117000401, которые также подтверждают заключение устного картельного соглашения между ИП 1 и ИП 2. Доказательственная база того, что поведение участников ИП 1 и ИП 2 на аукционах не является конкурентным и каждому заранее известны ходы друг друга, подкрепляется следующими фактами.
В аукционе №0114200000117000336 подача заявок ИП 1 и ИП 2 осуществлялось с одного IP-адреса 85.115.248.228, также и подача ЦП ИП 1 и ИП 2 осуществляли с одного IP-адреса 85.115.248.26. Установлено совпадение учетных записей, с которых сохранялись и изменялись файлы заявок. Заявки участников идентичны по содержанию.
В ходе проверки аукциона №0114200000116001495 несмотря на разные IP-адреса подачи заявок ООО «Прогресс-М» и ИП 2, установлено совпадение учетных записей, с которых сохранялись и изменялись файлы заявок, совпадение дат создания содержимого, а также объемов файлов. Заявки участников идентичны по содержанию. Цена победителя аукциона составила 0,5% от НМЦ.
В аукционе №0114200000117000401 подача заявок ИП 1 и ИП 2 осуществлялись с одного IP-адреса 85.115.248.50. ИП 2 не подавал ЦП. Также в данном аукционе установлено совпадение учетных записей, с которых сохранялись и изменялись файлы заявок. Заявки участников идентичны по содержанию.
На заседании Комиссии поделу №А89-11/17, которое состоялось 24 ноября 2017 года, "..."., который является директором ООО «Прогресс-М», а также ИП 1, заявил следующее:
- «заявки на участие в вышеуказанных аукционах в электронной форме от ООО «Прогресс-М», от ИП 1 и от ИП 2 подавались мной с целью подстраховки. В случае, если Комиссия отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия отклонит заявку одного участника, то я рассчитывал, что другая заявка пройдет и у меня будет возможность участвовать в торгах. Данные действия были осуществлены не для поддержания цены на торгах. Умысла нарушения антимонопольного законодательства не было».
Вместе с тем, указанные доводы нельзя принять во внимание ввиду нескольких обстоятельств:
- заявки ООО «Прогресс-М», ИП 1 и ИП 2 на участие в вышеуказанных аукционах в электронной форме были идентичны, и при признании одной из заявок не соответствующей техническому заданию, были бы отклонены и остальные заявки;
- в тех торгах, где все три заявки участников сговора были допущены к участию в электронных аукционах, двумя из участников были поданы ценовые предложения, а именно осуществлены действия с целью поддержания начальной (максимальной) цены.
Также, проведенный анализ действий 1 (как ИП, и как представителя ООО «Прогресс-М») и ИП 2 других аукционах, в которых они участвовали отдельно другот друга, показал следующее:
"..." (как ИП, и как представитель ООО «Прогресс-М»)за период 2016-2017 годов участвовал в 32 электронных аукционах, в которых не принял участие ИП 2, а участвовали другие хозяйствующие субъекты. В 10-ти аукционах "..." стал победителем со снижением НМЦ от 4,5% до 37%.
Реестровые номера данных электронных аукционов:
0114100000417000027 |
0114100000717000007 |
0314100004716000061 |
0314100004717000054 |
0114100000316000023 |
0114100000316000027 |
0114200000117000424 |
0114400000817000037 0314100004716000059 0314100008217000012 |
ИП 2 за период 2016-2017 годов участвовал в 18 аукционах, в которых не принял участие "...", а участвовали другие хозяйствующие субъекты. В 5 аукционах ИП 2 стал победителем со снижением от НМЦ от 14 до 21%.
Реестровые номера данных электронных аукционов:
0114100000716000009 |
0314100000516000023 |
0314100004516000014 |
0314100004716000046 |
0114200000116001514 |
Для сравнения, в табличной части показан процент снижения от НМЦпри заключении контракта 1 и 2 с заказчиками (при совместном участии в аукционах 2 и 1, и при их раздельном участии в аукционах):
Снижение от НМЦ при совместном участии ваукционах ИП 2 и 1 |
Снижение от НМЦ при отдельном участии в аукционах 1 с другими хозсубъектами |
Снижение от НМЦ при отдельном участии в аукционах ИП 2 с другими хозсубъектами |
0,5 %-2% |
От 4,5-37 % |
От 14-21% |
Таким образом, из вышеуказанной таблицы видно, что при раздельном участии в аукционах 1 ИП 2 процент снижения от НМЦ контракта значительно выше, чем при совместном участии в аукционах. Данные действия также подтверждаютзаключение устного картельного соглашения между ООО «Прогресс-М», ИП 1 (группа лиц) и ИП 2, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
В действиях ООО «Прогресс-М», ИП 1 и ИП 2 усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Хотелось бы отметить, что по аналогичному делу (сговору) Определением от 30 марта 2017 г. N305-АД17-1852 Верховный Суд РФ признал факт картельного сговора, усмотрев в действиях участников торгов нарушения требований статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия Ингушского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Прогресс-М», ИП 1 с одной стороны (группа лиц) и ИП 2 нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
Также Комиссия Ингушского УФАС России приходит к выводу, что в связи с окончанием процедуры торгов и исполнением в полном объеме заключенных по их итогам контрактов, предписание не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», КомиссияИнгушского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Прогресс-М»,индивидуального предпринимателя 1(группа лиц) и индивидуального предпринимателя 2 нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0114200000117000333, 0114200000116000231, предметом которых являлось соответственно:
- поставка канцелярских товаров;
- поставка бланочной продукции на 1 полугодие 2016 г.
2.Предписание не выдавать.
3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 39 закона о защите конкуренции передать материалы дела А89-11/17 уполномоченному должностному лицу Ингушского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Направить настоящее решение сторонам по делу.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.