Решение б/н В отношении ГБУ «Республиканский онкодиспансер" по части 1 ... от 9 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГБУ «Республиканский онкологический диспансер»

386124, РИ, с.п. Плиево,

ул. Больничная 4,

E-mail: gburod_ri@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 006/01/17-471/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена "09" ноября 2021 г. г. Назрань

В полном объеме решение изготовлено "15" ноября 2021 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: (...) –руководитель Управления;

 

Члены комиссии: (...)– государственный инспектор

Управления;

 

(...) – ведущий специалист-эксперт

Управления,

 

рассмотрев дело № 006/01/17-471/2021 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Государственным бюджетным учреждением «Республиканский онкологический диспансер» (далее – ГБУ «Республиканский онкодиспансер», Заказчик) (386124, Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Плиево, ул. Больничная, д. 4, ИНН: 060802334969), предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представителя ГБУ «Республиканский онкодиспансер»,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведенной внеплановой проверке по соблюдению требований антимонопольного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) выявило в действиях (бездействии) «Республиканский онкодиспансер» признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, допущенных при проведении электронного аукциона № 0114500000821001411 на поставку медицинских изделий – «Помпа микроинфузионная», (далее – Закупка).

Из материалов дела следует, что ГБУ «Республиканский онкодиспансер» разместил извещение от 10.08.2021 г. в 14 час. 45 мин. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт ЕИС) о проведении электронного аукциона № 0114500000821001411 с начально-максимальной ценной контракта в размере 1 467 250,00, сроком окончания подачи заявок на участие в данном электронном аукционе до 19.08.2021 г. 09 час. 00 мин.

Управлением вынесено решение по делу от 25 августа 2021 года № 066/06/33-452/2021, в котором ГБУ «Республиканский онкодиспансер» признано виновным в нарушении пункта 1 части 1 статьи 8, части 4 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и части 4 статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), при формировании Закупки Заказчиком.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из пояснений представителей ответчика данных на заседании Комиссии от 18 октября 2021 года следует, что при составлении заявки ими учитывались требования врачей-онкологов, которые используют в своей врачебной деятельности медицинское изделие – «Помпа микроинфузионная». В связи с чем, заявка Заказчика не изготавливалась под определенного производителя – «Эйс Медикал Ко., Лтд». Также, высказали свое мнение о том, что Заявка не попала под требования установленные Заказчиком в отношении ее технических свойств, в частности «под пунктом не менее 600 мл. номинального объема», что говорит об обратном. В позициях 1 (один) и 2 (два) технического задания в составе закупочной документации содержатся взаимоисключающие требования относительно шага регулировки. Так, одним из главных критериев при составлении заявки была необходимость возможности регулировки скорости от 1-2 мл/ч с шагом регулировки 1 мл/час и 2-14 мл/ч, с шагом регулировки 2 мл/час, для возможности при ухудшении анализов или состояния пациентов, иметь возможность увеличивать или уменьшать водимый препарат. Полагают, что на простых помпах показанные на заседании Комиссии таких возможностей нет, и это усложняет процесс лечения не только для пациента, но и для врачей. Для большинства препаратов используемых для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями требуется фильтр с 5 микроном, так как он обеспечивает наиболее высокую пропускную систему при перемещениях частиц (кристаллов). Исходя из врачебной практики при заполнении резервуара менее чем на 50% данное обстоятельство никак не мешает использование микроинфузионных помп. Считают, что ими могли быть допущены ошибки при составлении заявки, так как первую очередь учитывались пожелания врачей для наилучшего эффекта лечения больных пациентов с онкологическими заболеваниями. С учетом изложенного пояснили, что при составление заявки больше всего под их критерии подошла помпа микроинфузионная от фирмы «Эйс Медикал Ко., Лтд» по причине того, что данный вид их медицинского изделия «Помпа микроинфузионная» имеет круглую уплощенную форму, что дает врачу надежно поместить ее на пациенте и регулировать при перемещении. В дополнении сказанному ссылались, что еще одним из важных фактов указанного медицинского изделия является отсутствие доступа ультрафиолета и то, что длина ее инфузионной линии не должна составлять «не менее 1400 мм.», что могло бы позволить наклонять ее в любые стороны без вреда для пациента. В связи с чем приняли решение, что при составлении заявки учитывались только пожелания и требования врачей для наилучшего эффекта при лечении тяжелых онкологических заболеваний.

Заказчиком не могло учитываться требования врачей-онкологов ГБУ «Республиканский онкодиспансер» при составлении закупочной документации в части формирования состава заявок таким образом, чтобы эти действия привели к ограничению количества участников закупки.

Также, Заказчиком неправомерно установлено требование о сохранении заданной скорости инфузии при заполнении резервуара менее чем на 50%, данное требование невыполнимо и является избыточным.

От Заявителя дополнительных сведений, указывающих на то, каким образом подобные требования о сохранении заданной скорости инфузий является невыполнимым, в Комиссию Управления представлено не было.

Объектом закупки является поставка медицинского изделия «Помпа микроинфузионная», в том числе со следующими характеристиками:

- размер пор фильтра не менее 5 микрон.

Заказчиком в составе закупочной документации неправомерно установлено требование относительно размера фильтра (не менее 5 микрон).

Комиссией Управления проведен анализ изделий, сведения о которых размещены на официальных сайтах в сети Интернет, в том числе каталоги различных производителей помп микроинфузионных. По итогам проведения анализа установлено, что максимальный размер пор фильтра помпы микроинфузионной составляет не более 1,2 микрон.

Сведений от Заказчика относительно товара, под описание которого подходит требование технического задания по размерам пор фильтра (не менее 5 микрон) в Управление не представлялось.

Заказчиком неправомерно установлено требование относительно остаточного срока годности в процентах.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.

Требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.

Аналогичная позиция выражена в письме ФАС России от 24.05.2017 ИА/34601/17 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий», согласно которому, наряду с указанным выше, при отсутствии условий устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке медицинские изделия с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупается медицинское изделие, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера). Так, например, если заказчик осуществляет закупку в декабре текущего года на следующий календарный год (то есть предполагает использование медицинских изделий по 31 декабря следующего года), то требование к сроку годности медицинского изделия не может превышать период следующего года, в котором будет потребляться медицинское изделие, то есть остаточный срок годности медицинского изделия должен покрывать 31 декабря следующего года, при этом участник закупки может предложить медицинское изделие с остаточным сроком годности, превышающим следующий календарный год. ФАС России полагает, что заказчик при объективной необходимости может осуществить дополнительную закупку медицинского изделия на протяжении всего следующего года с указанием остаточного срока годности медицинского изделия, превышающего 31 декабря.

Также в письме ФАС России от 24.05.2017 ИА/34601/17 в целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.

Хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке медицинские изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.

Также Управлением у Заказчика запрашивались торговые предложения, на основании которых формировалась НМЦК.

Согласно представленным сведениям, все три предложения, на основании которых формировалась НМЦК содержит предложения одного производителя - «Эйс Медикал Ко., Лтд».

После проведённого сравнительного анализа товаров разных производителей, описание самого объекта Закупки исходит под данного производителя:

 

Левентон

Ву Янг Медикал

Фогт Медикал

Туорен

Эйс Медикал

Нипро

Медерен

1

Помпа микроинфузионная

+

+

+

+

+

+

+

 

с возможностью регулировки скорости от 1-2 мл/ч с шагом регулировки 1 мл/час и от 2-14 мл/ч с шагом регулировки 2 мл/час

2-14

ш.р. 2

1-15

ш.р. 1

-

1-15

ш.р. 1

+

-

2-14

ш.р. 2

 

Скорость задаётся на специальном регуляторе, который включает в себя семь независимых каналов, съёмный ключ и защитную крышку

-

-

-

-

+

-

-

 

Номинальный объём 275 мл

250

300

275

275

275

250

275

 

Резервуарный баллон помещен в специальный корпус из поликарбоната

АБС-пластик

+

АБС-пластик

АБС-пластик

+

+

+

 

Корпус имеет круглую уплощенную форму

-

-

-

-

+

-

-

 

Длина инфузионной линии не менее 1400 мм

1000

     

1400

900

 
 

Габариты порта: внутренний диаметр 4,2 мм, наружный диаметр 7,5 мм

-

-

-

-

+

-

 

2

Помпа микроинфузионная

+

+

+

+

+

+

+

 

с возможностью регулировки скорости от 1-2 мл/ч с шагом регулировки 1 мл/час и от 2-14 мл/ч с шагом регулировки 2 мл/час

2-14

ш.р. 2

1-15

ш.р. 1

-

1-15

ш.р. 1

+

-

2-14

ш.р. 2

 

Скорость задаётся на специальном регуляторе, который включает в себя семь независимых каналов, съёмный ключ и защитную крышку

-

-

-

-

+

-

-

 

Номинальный объём 550 мл

250

600

275

275

550

250

600

 

Резервуарный баллон помещен в специальный корпус из поликарбоната

АБС-пластик

+

АБС-пластик

АБС-пластик

+

+

+

 

Корпус имеет круглую уплощенную форму

-

-

-

-

+

-

-

 

Длина инфузионной линии не менее 1400 мм

1000

     

1400

900

 
 

Габариты порта: внутренний диаметр 4,2 мм, наружный диаметр 7,5 мм

-

-

-

-

+

-

 

Анализ состояния конкуренции проведён в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 006/01/17-471/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке оказания услуг по организации мероприятий было установлено:

а) Предметом поставки товара является вид медицинского изделия «Помпа микроинфузионная»;

б) Исходя из материалов настоящего дела, совокупности имеющихся доказательств, особенностей товарного рынка, временной интервал исследования определен сроком в один год, с 22.10.2020 г. по 22.10.2021 г.

 в) Географическими границами товарного рынка «Поставка медицинского изделия – помпа микроинфузионная» являются границы Республики Ингушетия.

В Республике Ингушетия, как и по всей территории Российской Федерации имеется значительное количество хозяйствующих субъектов, занимающихся поставками указанного вида медицинского изделия. Данный рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный.

Таким образом, изучив представленные материалы, доводы Заказчика, заключения об обстоятельствах по делу, Комиссия Управления расценивает действия Заказчика реализованные путем проведения электронного аукциона № 0114500000821001411 на поставку медицинских изделий – «Помпа микроинфузионная», к составлению описания объекта Закупки под определенного производителя - «Эйс Медикал Ко., Лтд» и нарушают требования антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Указанной нормой антимонопольного законодательства запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При организации и проведении торгов, Организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов соблюдать принцип добросовестный конкуренции, публичность, открытость и прозрачность, а также требования антимонопольного законодательства, запрещающего совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из изложенного следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

На основании части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Приказом Ингушского УФАС России от 09 сентября 2021 года № 55 возбуждено дело № 006/01/17-471/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Предписание от 27.08.2021 г. изготовленное по решению № 006/06/33-452/2021 от 25.08.2021 г. (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2021) исполнено ответчиком по делу в полном объеме, следовательно, отсутствуют основания для выдачи предписания по настоящему делу.

На основании вышеизложенного, руководствуюсь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» (386124, Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Плиево, ул. Больничная, д. 4, ИНН: 060802334969) нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Основания для выдачи предписания ГБУ «Республиканская станция переливании крови», предусмотренные статьей 50 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. На основании части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, передать настоящие материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

4. В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.

Председатель комиссии: (...)

Члены комиссии: (...)

(...)

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная

Ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны