Заключение б/н Заключение ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №006/01/10-78/2019 от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА 006/01/10-78/2019  

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:  – заместитель руководителя Управления,

 

Члены комиссии:  ведущий специалист-эксперт Управления,

 

 –специалист-эксперт Управления,

 

рассмотрев дело №006/01/10-78/2019   по признакам нарушения ООО «Экосистема»  (адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Кантышево, ул. Дагестанская, д. 19, ИНН: 0608043230)  пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно, в нарушении порядка ценообразования

в отсутствие на заседании представителя ООО «Экосистема» – уведомлен надлежащим образом (определение об отложении рассмотрения дела от 26.08.2019 направлено Ингушским УФАС России  на электронный адрес ООО «Экосистема» и заказным письмом на почтовый адрес),

в присутствии на заседании генерального директора ООО «Чистый мир» - Албагачиева Аюпа Магомет-Башировича,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Ингушское УФАС России, Управление) поступила жалоба от ООО «Чистый мир» (далее – заявитель) от 01.07.2019 года №2261-ЭП на действия регионального оператора ООО «Экосистема» (ИНН 0608043230, РИ, Назрановский район, с.п. Кантышево, ул. Дагестанская, 19, далее - региональный оператор). По мнению заявителя, региональным оператором установлена необоснованно высокая цена на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

Приказом от 30.07.2019 года №75 возбуждено дело по признакам нарушения регионального оператора ООО «Экосистема» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определением от 26.08.2019 г. рассмотрение дела назначено на 11.09.2019 г.

На заседании Комиссии 11.09.2019 г. генеральный директор ООО «Чистый мир» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 01.07.2019 года №2261-ЭП.

В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия было установлено:

1) Временной интервал исследования определён периодом с 30.07.2018 по 30.07.2019 гг.;

2) Продуктовые границы  в целях исследования определены как рынок обращения с  твердыми коммунальными отходами;

3) В состав хозяйствующих субъектов включаются хозяйствующие субъекты, реализующие  в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Ингушским УФАС России установлен 1 региональный оператор, осуществляющий деятельность в сфере обращения твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия  с  30.07.2018 по 30.07.2019 гг. -  региональный оператор ООО «Экосистема».

Таким образом, анализ состояния конкуренции на рынке обращения твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия  с  30.07.2018 по 30.07.2019 гг. свидетельствует о том, что региональный оператор ООО «Экосистема» - занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке с долей равной 100%.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приняла решение о подготовке заключения об обстоятельствах дела.

В ходе рассмотрения дела 006/01/10-78/2019 Комиссией Ингушского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» (далее –Закон об отходах), к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе установление порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно вышеуказанной норме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия был проведен конкурсный отбор. Извещение размещено на сайте https://torgi.gov.ru от 07.03.2018 года №070318/11978188/01. В соответствии с протоколам результатов конкурсного отбора, 27.04.2018 года победителю конкурсного отбора – ООО «Экосистема» - был присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Известно, что еще до того как ООО «Экосистема» стало региональным оператором, между ООО «Экосистема» и ООО «Чистый мир» заключен договор на хранение отходов от 21.03.2017 г. №2017/0027 (далее - Договор), по которому исполнитель (ООО «Экосистема») обязуется оказывать заказчику (ООО «Чистый мир») услуги по сбору и хранению отходов, а заказчик обязуется оплачивать предоставленные услуги в соответствии с условиями Договора, по тарифам установленным исполнителем. В приложении №1 к Договору установлен тариф на хранение отходов в размере 50 руб с НДС за куб.м.

Согласно  пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее  - Постановление №543) , Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).

Согласно  подпункту ж пункта 3  Постановления №543, Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 24.8 Закона об отходах, к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

обработка твердых коммунальных отходов;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов;

оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Согласно части 4 статьи 24.8 Закона об отходах, регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 24.8 Закона об отходах, Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Случаи и порядок проведения таких торгов установлены Постановлением Правительства от 3 ноября 2016 г. N 1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Постановление №1133)

 В силу пункта 3 главы II  Постановления №1133, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пункту 4 главы II Постановления №1133 торги (по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами) проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион).

Согласно пункту 7 главы II Постановления №113, организатором аукциона является региональный оператор.

В соответствии с заявлением, региональный оператор выставил необоснованный тариф за прием отходов, который составляет 260 рублей 00 копеек за 1 куб.метр. По словам заявителя, региональный оператор выставил такой тариф, ссылаясь на Постановление Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетии  от 20.12.2018 г. №25 «Об установлении ООО «Экосистема» предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» (далее – Постановление РЭК №25), в котором не указывается цена за прием отходов. Также, в заявлении указывается, что ранее цена за куб.метр составляла от 40 до50 рублей.

В соответствии с Постановление РЭК №25, установлен предельный единый тариф на услуги регионального оператора ООО «Экосистема» по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2019 года в размере 458,42 руб. за куб. метр без НДС.

Также,  согласно счету на оплату за прием и хранение ТБО (твердые бытовые отходы) №809 от 31.05.2019 года и акту №809 от 31.05.2019 года, предоставленным ООО «Экосистема» в адрес ООО «Чистый мир», тариф за прием отходов составил 260 рублей. Также, к заявлению приложена копия письма от ООО «Экосистема» поступившего в адрес ООО «Чистый мир» (исх. от 15.04.2019 г. №50), в котором  указывается цена за прием отходов в размере 260 рублей за куб.метр.

Согласно анализу, проведенному Ингушским УФАС России, ООО «Экосистема» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия. Соответственно доля ООО «Экосистема» на указанном рынке составляет 100%.

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с законодательством, региональный оператор ООО «Экосистема»  обязан установить цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора посредством проведения торгов, так как является хозяйствующим субъектом  на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с долей 100 %.

В соответствии с информацией, поступившей от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (исх. от 23.07.2019 г. №2921, вх.  От 26.07.2019 г. №2632-НВ), ООО «Экосистема» - является единственным региональным оператором на территории Республики Ингушетия с 27.04.2018 года. Нарушая  требование   подпункта «а» пункта 3 главы II Постановления №1133, ООО «Экосистема» не провело торгов, по итогам которых выбирается исполнитель услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, и  по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.  Также, Управлением проведен анализ торгов на сайте zakupki.gov.ru. При проведении анализа установлено, что торги на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в которых выбиралось бы  в качестве исполнителя ООО «Чистый мир», отсутствовали.   Таким образом, что ООО «Чистый мир» посредством торгов не выбиралось, как того требует закон.

Согласно пункту 9.2 договора на хранение отходов от 21.03.2017 г. №2017/0027, заключенного между ООО «Экосистема» и ООО «Чистый мир», Договор автоматически пролонгируется, если  ни одна из сторон не заявит о своем намерении  не продлевать действие договора или заключить новый договор. Также, региональный оператор не провел торгов, по итогам которых выбирается исполнитель услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, и  по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с имеющимися материалами дела, ООО «...» для ООО «...» без проведения торгов установлена цена на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 260 рублей.

Совокупность изложенных в настоящем заключении обстоятельств свидетельствует о том, что тариф, установленный ООО «...» для ООО «...», нарушает требования Постановления №1133.

Таким образом, Комиссия Ингушского УФАС России пришла к заключении о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного Комиссия Ингушского УФАС России пришла к заключению о наличии признаков нарушения в действиях ООО «...» части 1  статьи 10  Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка ценообразования.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны