Заключение б/н Заключение от 18 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение

«Республиканский клинический

перинатальный центр»

ул. Бакинская, дом № 79,

г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ,

Республика Ингушетия, 386102,

E-mail: zakupki_rkpc@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№ 006/01/17-522/2022

14 ноября 2022 года г. Назрань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: «…»;

Члены Комиссии: «…»;

«…»,

рассмотрев материалы дела № 006/01/17-522/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях (бездействии) ГБУ «Республиканский клинический перинатальный центр» (Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Насыр-Кортский округ, ул. Бакинская, дом № 79, почтовый индекс: 382102, ИНН: 0608044770), (далее – Заказчик), допущенных при проведении закупки способом электронного аукциона № 0114500000822001573 на поставку медицинского оборудования «Система ультразвуковой диагностической», вследствие установления Заказчиком в техническом задании объекта закупки характеристик единственного производителя, а также в неприменении позиции каталога товаров, работ и услуг (КТРУ),

в отсутствии представителей Заказчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Управления по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия в сфере закупок) было вынесено решение от 22 сентября 2022 года по делу № 006/06/33-449/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе (также – Решение комиссии в сфере закупок).

Согласно вышеизложенному решению Комиссией в сфере закупок было установлено следующее.

Наименованием объекта закупки являлась «Поставка системы ультразвуковой диагностической». В структурированной форме извещения Заказчиком для целей проведения указанной закупки был выбран код по ОКПД2 26.60.12.132 – «Аппараты ультразвукового сканирования».

Также, для целей проведения указанной закупочной процедуры Заказчиком были установлены ограничения допуска товара, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее также – Постановление Правительства РФ № 878).

В ходе заседания Комиссии в сфере закупок было установлено наличие используемого в данной закупке кода по ОКПД2 в перечне радиоэлектронной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ №878).

Следовательно, закупаемый Заказчиком товар с кодом по ОКПД2 26.60.12.132 - 2022-1125 6 – «Аппараты ультразвукового сканирования» включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, используемому Заказчиком в данной закупке коду по ОКПД2 соответствует КТРУ 26.60.12.132-00000037 – «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети».

Однако использование указанной позиции КТРУ при формировании описания объекта закупки Комиссия в сфере закупок не установила.

Так, в силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую следующую информацию:

-наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).

Наряду с изложенным Правительством Российской Федерации издано Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила № 145), которые регулируют настоящие правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и Правила использования КТРУ для вышеуказанных нужд.

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 145 каталог используется заказчиками в целях:

-описания объектов закупки, которые включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Наряду с этим подпунктом «а» пункта 5 Правил № 145 установлено что, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Ввиду того, что закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ № 878), у Заказчика на основании пункта 5 Правил № 145, отсутствовала возможность применения в описании объекта закупки дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных позицией КТРУ.

Таким образом, Комиссия в сфере закупок признала, что действия Заказчика, неправомерно не применившего позицию КТРУ, а также установившего дополнительные характеристики при описании объекта закупки, привели к невозможности надлежащего применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ №878, вследствие чего в отношении Заказчика были установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Также Решением комиссии в сфере закупок по результатам проведенного анализа технического задания закупки было установлено, что по некоторым позициям характеристики закупаемой продукции совпадали только с характеристиками одного производителя – «…».

Комиссия в сфере закупок также установила, что на участие в Закупки было подано две заявки, которые содержали предложение о поставке производителя – «…».

Вследствие чего действия Заказчика, в части составления описания объекта Закупки под единственного производителя стали квалификацией нарушения статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, выявленные вышеизложенные нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации, установленные вынесенным решением от 22 сентября 2022 года по делу № 006/06/33-449/2022, послужили основанием дальнейшего антимонопольного разбирательства Ингушским УФАС России на предмет соответствия действий Заказчика положениям части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указанной нормой антимонопольного законодательства запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При организации и проведении торгов, Организатор торгов (Заказчик) должен строго следовать целям проведения торгов соблюдать принцип добросовестной конкуренции, публичности, открытости и прозрачности, а также требования антимонопольного законодательства, запрещающего совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Важно отметить, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1 статья 8 Закона о контрактной системе).

В свою очередь в буквальном толковании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе заказчикам при осуществлении закупок конкурентная процедура должна применяться таким образом, чтобы с одной стороны при выявлении лучших условий поставок товаров не нарушить принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции, а с другой не допустить любых действий, влекущих за собой к ограничению конкуренции.

Иными словами, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного законодательства, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Следовательно, действия Заказчика привели либо могли привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников Закупки. Иными словами, действия Заказчика при осуществлении Закупки не применившего позицию КТРУ и установившего дополнительные характеристики при описании объекта закупки, а также составления описания объекта Закупки под единственного производителя указывают на признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Управлением был издан приказ от 17.10.2022 года № 13/22 о возбуждении дела № 006/01/17-522/2022 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Заказчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 18 октября 2022 года дело № 006/01/17-522/2022 было назначено к рассмотрению на 31 октября 2022 года в 10 час. 00 мин.

Определением от 31 октября 2022 года поименованное дело было отложено на 14 ноября 2022 года в 10 час. 00 мин., в том числе из-за неявки на рассмотрение дела представителя Заказчика.

Вместе с тем на дату принятия заключения об обстоятельствах настоящего дела (14.11.2022) Заказчик также не явился, и не направил Комиссии информацию о причинах отсутствия.

При этом возражений по делу и иных доказательств, подтверждающих отсутствие в действиях последнего нарушений антимонопольного законодательства, не представил.

Для доказывания факта нарушения законодательства о защите конкуренции, по общему правилу, требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 3 части 2 статьи 23 и часть 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

Наряду с этим заключение об обстоятельствах дела утверждается комиссией перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать, в числе прочего, обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.

Анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по настоящему делу.

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции рынка среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку медицинского оборудования, в том числе - «Система ультразвуковой диагностической», на территории региона.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 006/01/17-522/2022.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 10.10. по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Так, временной интервал исследования определен периодом: с 09.09.2022 года по 20.09.2022 года, то есть с даты публикации извещения о проведении электронного аукциона по дату подведения итогов электронного аукциона.

Предмет торгов определен как рынок, оказывающий услуги по поставке товаров медицинского изделия (оборудования).

Вместе с тем пунктом 11.3 Порядка установлено, что проведение анализа, в случае если в соответствии с пунктами 1.3, 10.3 - 10.10 настоящего Порядка отдельные этапы анализа состояния конкуренции не проводились, по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет (обзор)).

На основании вышеизложенного Ингушским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции, по итогам которого составлен краткий обзор полученных результатов, приобщенный к материалам настоящего дела.

Так, по результатам проведенного анализа состояния конкуренции при проведении электронного аукциона N 011450000082200157, составлен аналитический отчет, в котором приводятся следующие результаты настоящего анализа.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2022 № 0114500000822001573 участие в закупке приняло двое хозяйствующих субъектов, готовых оказать услуги по поставке медицинского оборудования:

«…»;

«…».

Кроме того, намерение принять участие в электронном аукционе N 011450000082200157, согласно поданной жалобе в рамках вынесенного решения от 22 сентября 2022 года по делу № 006/06/33-449/2022 изъявило: «…».

При проведении анализа, использовались также данные представленные подателем жалобы: «…».

К данным выводам заявитель пришел на основании информации доступной в открытых источниках, а также путем сравнения позиций технического задания и характеристик аппаратов, а именно в приведенной ниже таблице:

Описание объекта закупки

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

Динамический диапазон, Дб

≥ 227

265

256

240

280

342

256

Количество каналов, шт

≥ 1 032 192

1714833

573440

248832

4718592

23592960

1 290 240

Максимальная глубина сканирования, мм

≥ 400

420

400

400

300

500

400

Диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) в режиме импульсно-волнового допплера PW, кГц

не уже От 0,9 до 22

0,9-22

1-22,5

0,7-24

0,2-34

0,3-39,7

1,0-23,0

Диапазон частоты повторения импульсов излучения (PRF) при допплеровском сканировании в режиме CFM, кГц

≥ От 0,1 до 20,5

0,1-20,5

0,1-19,5

0,1-14,3

0,15-34

0,4-17,9

0,1-19,5

Масса, кг

≤ 90

90

98

85

84,1

110

80

Пакет рассчетов российских нормативов фетометрии

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Программа автоматического измерения основных фетометрических показателей (БПР – бипариетальный размер, ОГ – окружность головы, ОЖ – окружность живота, ДБ – длина бедра, ДП – длина плеча, Cereb – размер мозжечка, Vp – задний рог, БЦ – большая цистерна)

Наличие

Наличие

Наличие кроме красного

Наличие кроме красного

Наличие кроме красного

Наличие кроме красного

Наличие кроме красного

Одновременное использование двух различных частот передатчика и двух диапазонов фокусировки

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Специализированная программа оценки риска малигнизации опухолевых образований яичников

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Специализированная программа классификаций аномалий генитального тракта у женщин

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Возможность доукомплектации при модернизации системы режимом недопплеровского отображения кровотока

Наличие

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Наличие

Возможность доукомплектации при модернизации системы программным обеспечением для анализа и обработки полученных трехмерных и четырехмерных данных для второй рабочей станции, онлайн-регистрация программного обеспечения

Наличие

Наличие

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Таким образом заявитель пришел к выводу, что описание объекта закупки является избыточно точным, явно указывает на одного определенного производителя и определенную модель, и позволяет предположить, что заказчик нацелен на заключение контракта с известным ему поставщиком, товар которого заранее и полностью соответствует техническому описанию.

Указанными в приведенной таблице требованиями к товару заказчик ограничивает допуск потенциальных участников закупки и тем самым нарушает положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Как отражено в настоящем заключении об обстоятельствах дела, Решением комиссии в сфере закупок от 22 сентября 2022 года по делу № 006/06/33-449/2022, данный довод заявителя был признан обоснованным, следовательно, не подлежит пересмотру Комиссией в рамках разбирательства дела № 006/01/17-522/2022.

Данный анализ состояния конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в период проведения электронного аукциона N 011450000082200157 на право поставки медицинского изделия - «Поставка системы ультразвуковой диагностической» на соответствующем товарном рынке имелись хозяйствующие субъекты, изъявшие желание участвовать в указанном аукционе, согласно информации, отраженной в закупке и Решении комиссии в сфере закупок, и, следовательно, готовых поставить необходимый медицинский товар.

Однако, избыточные требования заказчика, в том числе составление последним описания объекта закупки под конкретного производителя, привели к ущемлению интересов и прав хозяйствующих субъектов, гарантированных законодательством о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к заключению об обстоятельствах дела, что действия Заказчика привели к ограничению конкуренции в отношении потенциальных участников электронного аукциона N 011450000082200157 по вышеизложенным обстоятельствам и доказательствам, приведенным в настоящем заключении по делу № 006/01/17-522/2022 от 14.11.2022 г.

Именно проведение публичных торгов для участия в них заинтересованных субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность участников, не соблюдение порядка их проведения, может повлиять на добросовестную (здоровую) конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке с указанием всей требуемой информации (и отсутствием установленных барьеров для участников) могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В связи с чем, с учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к заключению об обстоятельствах дела, что указанные выше действия (бездействие) Заказчика, следует квалифицировать как нарушение антимонопольного законодательства по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Председатель комиссии: «…»

Члены Комиссии: «…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны