Решение (комиссия) №РЕ/1075/23 Решение по делу от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик по делу:

Общество с ограниченной ответственностью «Экосистема»

386203, Ингушетия Республика, г. Сунжа, ул. Осканова, д. 40, этаж 2

Заинтересованные лица:

Упправление ... по Республике Ингушетия 

386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Фабричная, 1

Муниципальное казенное учреждение «Жилищно – коммунальное хозяйство г. Магас»

386001, Республика Ингушетия, г. Магас, пр-кт И. Зязикова, 2

Третьи лица:

Государственная жилищная инспекция Республики Ингушетия 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, ул З. Борова, зд. 13а

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 006/01/10 – 525/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «13» апреля 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» апреля 2023 г.                                                          г. Назрань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: (...)– заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии: (...) – государственный инспектор отдела контроля торгов,

                              (...)– ведущий специалист – эксперт,

рассмотрев дело № 006/01/10 – 525/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» (ИНН: 0608043230, юридический адрес: 386203, Республика Ингушетия, г. Сунжа, ул. Осканова, д. 40, этаж 2) (далее – Общество,Региональный оператор) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), вследствие действия (бездействие), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами (также — ТКО) на территории Республики Ингушетия, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в связи с осуществлением деятельности по обращению с ТКО в отсутствие единого тарифа на услуги регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами,

в отсутствии:

-представителя заявителя – Управления ... по Республике Ингушетия;

-представителя ответчика – ООО «Экосистема»,

-представителя муниципального казенного учреждения «Жилищно – коммунальное хозяйство г. Магас»,

-представителя Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление от Управления ... по Республике Ингушетия (далее – Управление Росгвардии по РИ), на действия (бездействие) Общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке, ввиду отсутствия действующего единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО в 2022 году.

В связи с чем, у Управления отсутствовала возможность заключения договора на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с Обществом.

Наряду с этим, в Управление поступило заявление от муниципального казенного учреждения «Жилищно – коммунальное хозяйство г. Магас» (далее — МКУ «ЖКХ г. Магас»), на действия (бездействие) Общества, вследствие злоупотребления доминирующим положением путем заключения договоров на услуги Регионального оператора по недействующему тарифу, который был отменен на основании протеста Прокуратуры Республики Ингушетия от 30.03.2021 № 7-19- 2021/2-21.

Комиссией рассмотрев и изучив представленные материалы, а также проанализировав анализ состояния конкурентной среды пришла к следующему.

Так, правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89).

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 ЗФЗ № 89, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (часть 5 статьи 24.6 ФЗ № 89).

В статье 1 ФЗ № 89 дано следующее определение: региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

При этом, Ингушским УФАС России было установлено, что на территории Республики Ингушетия отсутствует предельный единый тариф по обращению с ТКО на 2022 год.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на рынке по обращению с ТКО установлено, что на территории республики деятельность на оказание услуг по обращению с ТКО осуществляет Общество, являющееся единственным хозяйствующим субъектом имеющим статус регионального оператора.

В соответствии с протоколом результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО и право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории региона № 6 от 27.04.2018 г., конкурсная комиссия пришла к выводу о присвоении Обществу статуса регионального оператора сроком на 10 лет, и заключения с региональным оператором вышеизложенного соглашения.

Таким образом, в силу положений статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.

Соответственно, в отношении Общества распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 24.8 ФЗ № 89, оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО (далее – тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 24.9 ФЗ № 89).

Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела, Управлением были установлены следующие обстоятельства:

05.02.2021 г. Министерством промышленности Республики Ингушетия (далее - Министерство), постановлением № 2 «Об установлении ООО «Экосистема» предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год» (далее – Постановление Министерства № 2) был установлен тариф на услуги Регионального оператора в размере 457 (четыреста пятьдесят семь) рублей 43 (сорок три) копейки за кубический метр (далее – руб./м3), 1 297 (одна тысяча двести девяносто семь) рублей 27 (двадцать семь) копеек за одну тонну.

Однако, по результатам проверки, проведенной Прокуратурой Республики Ингушетия, было выявлено, что тариф, установленный постановлением Министерство № 2, является необоснованным, так как при утверждении тарифа на 2021 год, из номинальной валовой выручки (далее - НВВ) в размере 469 325 560 рублей не имеет подтверждения и обосновывающих документов по отношению к денежным средствам в размере 398 304 400 рублей.

В силу чего, на основании протеста Прокуратуры Республики Ингушетия, Министерством было принято постановление от № 4 от 06.04.2021 г. (далее — постановление № 4), в соответствии с которым постановление № 2 утратило силу.

В свою очередь, Обществом было обжаловано постановление № 4 в Арбитражном суде Республики Ингушетия (далее - Суд), а также подано ходатайство о принятии обеспечительных мер по приостановлению исполнения постановления № 4 , до рассмотрения спора, по существу.

Исковое заявление Общества было принято судом (дело № А18 — 2475/2021), и определением от 20.05.2021 г. приняты обеспечительные меры о приостановлении исполнения постановление Министерства № 4, до рассмотрения спора по существу (далее — определение суда от 20.05.2021 г.).

В связи с чем, данное определение суда послужило основанием для применения Обществом последующего заключения договоров на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с применением тарифа в размере 457,43 рублей на период 2021 года.

Вместе с тем, определением суда от 03.12.2021 г., дело № А18 — 2475/2021 было прекращено, в связи с отказом Общества от заявленных требований, и в соответствии с ним определение суда от 20.05.2021 г. о принятии обеспечительных мер в части действия Постановления № 4.

Однако с даты отмены обеспечительных мер, региональному оператору не был установлен предельный тариф соответственно на протяжении 2022 года.

Таким образом Общество заключало договора на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия, применяя недействующий тариф.

Комиссией были истребованы у Общества доказательства, подтверждающие обоснованность действий Регионального оператора при заключении договоров на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, и взиманию платы за оказанные услуги, при отсутствии действующего тарифа в 2022 году.

На обозрение Комиссии было представлено разъяснение, установленные Постановлением от 27.12.2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее – постановление пленума ВС РФ № 63).

Данные разъяснения суда указывали на возможность принятия нормативного акта, устанавливающего временный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (пункт 4 Постановления пленума ВС РФ № 63).

При этом, на рассмотрении заседании Комиссии Обществом вышеизложенного акта, принятого как Арбитражным судом так и иным органом определяющий временный тариф на 2022 год, представлено не было.

Вместе с тем, Обществом было представлено определение Суда от 09.12.2022г. о принятии обеспечительных мер по делу № А18-2609/2022 путем продления тарифа в соответствии с постановлением Министерства № 2, до рассмотрения спора по существу.

Из разъяснения к данному судебному акту следует, что обеспечительные меры продолжают действие тарифа от 03.02.2021г. за № 2, вынесенного Министерством, до рассмотрения спора по существу.

Исходя из разъяснений Суда, Комиссией было принято решение о приостановлении рассмотрении дела до принятия решения арбитражного апелляционного суда в связи с обжалованием определения Суда о принятии обеспечительных мер по делу № А18-2609/2022 от 09.12.2022 г.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 года обеспечительные меры были отменены.

В свою очередь, после отмены определения о принятии обеспечительных мер Суда по делу № А18-2609/2022 от 09.12.2022 г. приводят к последствиям, что указанные разъяснение о действия тарифа в течение 2022 года утрачивают силу.

В дополнении с этим Комиссия отмечает, что система, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Постановление Правительства РФ № 484).

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», (далее - Постановление Правительства РФ № 1156, Правила обращения с ТКО).

Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, установленных Постановления Правительства РФ № 484 (далее — Правила Постановления Правительства РФ № 484 ) предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования лично руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме.

Регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов (пункт 6 Правил Постановления Правительства РФ № 484)

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов (пункт 6 Правил Постановления Правительства РФ № 484).

В силу части 1 статьи 24.7 ФЗ № 89 следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Тем не менее, согласно части 2 статьи 24.7 ФЗ № 89, существенным условием является то, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать  услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 4 установлено, что постановления Правительства РФ № 1156, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Таким образом, только после выполнения всех мероприятий, предусмотренных действующим законодательством и получения тарифа, региональный оператор проводит процедуру заключения договоров на оказание услуг по обращению ТКО с юридическими и физическими лицами.

Более того, региональным оператором не направлено заявление с приложением необходимого пакета документов в Госжилинспекцию Республики Ингушетия для установления тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия на 2023 год.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что для Общества уполномоченным органом по регулированию тарифов на территории Республики Ингушетия а также Судом предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2022 и 2023 годы не установлен, соответственно применение недействующего тарифа при заключении договоров в течение 2022 года и в 2023 году региональным оператором ООО «Экосистема» является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, региональный оператор ООО «Экосистема» заключало в течение 2022 года, и продолжает заключать в 2023 году договоры на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия и получала по ним оплату, применяя недействующий тариф, тем самым злоупотребляя своим положением, как регионального оператора.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для признания лица нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить одновременное наличие:

-хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

-совершение данным лицом действий (бездействия), направленных на злоупотребление доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).

Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 (далее – постановление пленума ВС РФ № 2) установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон), иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и отнесены к сфере применения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 2, статья 3 Закона о защите конкуренции).

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам – потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

На основании вышеизложенного, Комиссия, с учетом имеющихся доказательств, пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Экосистема», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке по обращению с ТКО путем заключения договоров на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, и взиманию платы оказанных услуг по недействующему тарифу, нарушения пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что привело к нарушению порядка ценообразования по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.

В связи с чем, руководствуюсь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях (бездействии) ООО «Экосистема» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции, выдать обязательное для исполнения Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. В силу части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, передать материалы дела уполномоченному лицу Ингушского УФАС России для привлечения виновных лиц ООО «Экосистема» к административной ответственности;

4. Направить настоящее решение сторонам по делу.

Председатель Комиссии                                                                                                                       (...)

 Члены Комиссии                                                                                                                                        (...)

                                                                                                                                                                       (...)  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны