Решение б/н Решение от 21 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация муниципального

образования «Малгобекский

муниципальный район»

ул. Осканова, д. № 3, г. Малгобек,

Республика Ингушетия, 386302

E-mail: malgobek-rn@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 006/01/17-58/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2023 года г. Назрань

В полном объеме решение изготовлено 21 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: (…);

Члены Комиссии: (…);

(…),

рассмотрев материалы дела № 006/01/17-58/2023 по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Малгобекский муниципальный район» (юридический адрес: Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Осканова, дом № 3, почтовый индекс: 386302, ИНН: 0601021238), (далее – Администрация, Организатор торгов) части 1 статьи 17 Федерального закона от закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении процедуры проведения торгов Администрацией, вследствие непроведения торгов по реализации муниципального имущества в электронной форме путем использования электронной площадки оператором электронной площадки, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации),

в отсутствии представителя Организатора торгов, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Управлением был проведён анализ информации на предмет наличия нарушений требований антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Администрации.

В ходе проведенного анализа информации Управлением было установлено, что Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении торгов в целях реализации (продажи) транспортного средства – легкового автомобиля «TOYOTA COROLLA», 2010 года выпуска (далее – Муниципальное имущество) в периодическом печатном издании – «Общественно-политическая газета Малгобекского муниципального района «Народное Слово».

Наряду с этим, Управлением также была запрошена информация от Администрации, относительно вышеизложенных обстоятельств (исх. № документа БТ/337/23 от 13.02.2023 г.).

Ответ Администрации исх. № 437 от 15.02.2023 г. (вход № 425-ЭП/23 от 15.02.2023 г.) показал, что Организатором торгов не размещалась информация о проведении настоящего аукциона в информационно-телекоммуникационной сети-Интернет на официальном сайте торгов «torgi.gov.ru», предназначенном для размещения информации о проведении торгов по аренде и продаже государственного/муниципального имущества, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 (далее все вместе – сайт торгов – «torgi.gov.ru»).

При этом из ответа Администрации также следует, что в связи с допущенными последним нарушений Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества»), (далее все вместе – Приказ ФАС № 67), а также в целях предостережения нарушения антимонопольного законодательства, Организатором торгов принято решение об отмене настоящего аукциона по реализации Муниципального имущества, что подтверждается распоряжением Администрации от 09.02.2023 г. № 16.

Представитель Администрации по доверенности (…), на заседании Комиссии, назначенном на 06 марта 2023 года также пояснил, что Организатором торгов не размещалась информация по продаже Муниципального имущества на сайте торгов – «torgi.gov.ru», в связи с чем в целях недопущения нарушения требований антимонопольного законодательства органом местного самоуправления в последующем до окончания результатов настоящих торгов было принято распоряжение от 09.02.2023 г. № 16 об отмене аукциона. При этом Администрацией от 07.03.2023 г. вход. № 635-ЭП/23 были направлены дополнительные материалы в рамках рассматриваемого дела, в том числе, подтверждающие принятия Организатором торгов решения об отмене торгов по продаже Муниципального имущества (листы дела 19-26).

Комиссия Управления, рассмотрев и изучив представленные материалы Организатора торгов, выслушав позицию представителя Администрации, принимая во внимание принятое заключение об обстоятельствах настоящего дела, приходит к следующему решению по делу.

Продажа государственного и муниципального имущества регулируется на основании Закона о приватизации.

Из пункта 1 статьи 2 Закона о приватизации следует, что приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

01.06.2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым были внесены изменения в Закон о приватизации, в том числе предусматривающие правила обязательных процедур проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме (часть 1 статьи 32.1 Закона о приватизации).

В силу части 1 статьи 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

На основании части 2 статьи 18 Закона о приватизации аукцион является открытым по составу участников.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о приватизации предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов.

В силу части 3 статьи 32.1 Закона о приватизации проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее - продажа в электронной форме) осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В случае, если юридическое лицо, действующее по договору с собственником имущества, включено в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и соответствует дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, привлечение иного оператора электронной площадки не требуется.

В части 6 статьи 32.1 Закона о приватизации установлено, что размещение информационного сообщения о проведении продажи в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Одновременно с этим пунктом 1 статьи 15 Закона о приватизации установлено, что под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Закона о приватизации официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации.

Положения указанной нормы корреспондирует к Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909, которым определен адрес сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" «www.torgi.gov.ru», предназначенный для размещения информации о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества (абзац 12, подпункт "а", пункт 1 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 909).

Следовательно, информация о проведении торгов по продаже Муниципального имущества должна была быть размещена на Сайте торгов – «www.torgi.gov.ru», в обязательном порядке.

Управлением установлено, что Администрацией не размещалась информация о проведении аукциона по реализации Муниципального имущества на Сайте торгов – «torgi.gov.ru», что также дополнительно подтверждается официальным ответом Организатора торгов исх. № письма 437 от 15.02.2023 г., вход № 425-ЭП/23 от 15.02.2023 г., показаниями представителя органа местного самоуправления, данными на заседании Комиссии, а также дополнительными материалами, представленными Администрацией вход. № 635-ЭП/23 от 07.03.2023 г.

Таким образом, действия (бездействие) Администрации, выраженные в непроведении торгов Муниципального имущества по вышеизложенным правилам, предусмотренным законодательством о приватизации, привели к нарушению порядка проведения торгов, что в свою очередь привело к признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом ФАС России с учетом положений части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», судебных актов по делам № А63-10900/2014, А53-15922/2019 выработана позиция, согласно которой нормы статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются исключительно на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги.

Таким образом, положения статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на торги, обязательное проведение которых следует из прямого указания федерального закона.

Следовательно, нарушение процедуры проведения торгов, предусмотренных законодательством о приватизации «устанавливающего обязательность проведения торгов», приводит или может привести в свою очередь к нарушению требований положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Для доказывания факта нарушения законодательства о защите конкуренции, по общему правилу, требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 3 части 2 статьи 23 и часть 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции).

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок).

Согласно пункту 10.10. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает определение временного интервала исследования и определение предмета торгов.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В этой связи, Ингушским УФАС России был составлен краткий отчет (обзор) анализа состояния конкурентной среды, временным интервалом исследования которым установлен период с 18.01.2023 г. по 09.02.2023 г., то есть с даты начала подачи заявок для участников аукциона на участие в торгах по дату принятия органом местного самоуправления решения (распоряжение) об отмене настоящих торгов.

Предмет торгов определен как рынок по продаже муниципальной собственности – транспортного средства – легкового автомобиля «TOYOTA COROLLA», 2010 года выпуска (далее также – рынок автомобильного транспорта).

Исходя из положений действующего законодательства следует, что правомерным способом доступа хозяйствующих субъектов и иных лиц на соответствующий товарный рынок в целях приобретения Муниципального имущества является участие в процедурах предварительного отбора, то есть подачи заявок на участие в торгах, проводимых Администрацией путем размещения информации о проведении открытого аукциона на официальном сайте торгов «torgi.gov.ru».

При таких обстоятельствах Администрацией создается искусственный административный барьер для доступа хозяйствующих субъектов и иных лиц на участие в соответствующем товарном рынке движимого имущества – муниципальной собственности, вследствие не обеспечения размещения информации о проводимых торгах надлежащим образом, что в свою очередь может привести к ограничению числа потенциальных участников в покупке Муниципального имущества и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в покупке, но в силу неполного размещения такой информации о продаже Муниципального имущества, не смогли принять участие в таком аукционе.

Обязанность размещения информации о приватизации муниципального имущества, информационного сообщения о продаже муниципального имущества, в том числе об итогах его продажи, отчетов о результатах приватизации такого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества - является императивной нормой законодательства о приватизации (пункты 1, абзац 2 пункта 1 статьи 15 настоящего закона), иного порядка проведения торгов при реализации муниципального имущества действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом анализ состояния конкуренции позволяет сделать вывод антимонопольному органу о том, что в период проведения настоящих торгов в целях реализации Муниципального имущества на соответствующем товарном рынке могли быть ограничены права и интересы хозяйствующих субъектов и иных лиц, в связи с не размещением информации Администрацией о проводимом аукционе надлежащим способом, что могло привести в свою очередь к отстранению(лишению) возможных участников аукциона в приобретении муниципальной собственности, как и сформировать представление о такой покупке, что указывает на признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании проведенного анализа следует, что рынок по продаже муниципального имущества, в частности транспортного средства, находящегося в муниципальной собственности, является конкурентным.

Анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по настоящему делу и приобщён к материалам настоящего дела.

С учетом изложенного, Комиссия Управления отмечает, что именно проведение открытых публичных торгов для участия в них заинтересованных субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность участников, не соблюдение порядка их проведения, может повлиять на добросовестную (здоровую) конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке с указанием всей требуемой информации (и отсутствием установленных барьеров для участников) могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Приведенные факты наглядно свидетельствуют об ограничении конкуренции при продаже Муниципального имущества Администрацией путем проведения аукциона в отсутствии способа продажи настоящего имущества посредством реализации в электронной форме на электронной торговой площадке оператором электронной площадки «torgi.gov.ru», вследствие чего Организатором торгов был ограничен круг лиц, желающих принять участие в аукционе.

Антимонопольный орган в силу защиты публичных интересов наделен правами и полномочиями, определенными Законом о защите конкуренции.

Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, защита конкуренции со стороны антимонопольных органов.

Изложенное свидетельствует, что права и интересы неопределенного круга лиц, могли быть нарушены вследствие ограничения конкуренции Администрацией при проведении вышеизложенных торгов.

При этом под недопущением конкуренции следует также понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Кроме того, при проведении торгов в установленном Законом о приватизации порядке участие могли принять субъекты других регионов Российской Федерации, что могло расширить круг их участников, тем самым привести к позитивной тенденции для развития конкуренции на данном товарном рынке.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в настоящей статье Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

В свою очередь Комиссия отмечает об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания Администрации, вследствие принятия органом местного самоуправления решения об отмене торгов - распоряжение Организатора торгов № 16 от 09.02.2023 г.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления по рассмотрению дела № 006/01/17-58/2023, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, руководствуюсь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Малгобекский муниципальный район» (юридический адрес: Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Осканова, дом № 3, почтовый индекс: 386302, ИНН: 0601021238) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать настоящие материалы дела должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

4. Направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.

Председатель комиссии: (…)

Члены Комиссии: (…)

(…)

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны