Решение б/н В отношении ГБУ «Республиканская станция переливания крови» ... от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГБУ

«Республиканская станция переливания крови»

ул. Муталиева, д. 11,

г. Назрань, 386102,

E-mail: sluzhbakrovi06@yandex.ru

27 октября 2021 года г. Назрань

РЕШЕНИЕ

по делу № 006/01/17-554/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена "27" октября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено "08" ноября 2021 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: (…) – руководитель Управления;

 

Члены комиссии: (…)– старший государственный инспектор Управления,

(…)– государственный инспектор

Управления;

рассмотрев дело № 006/01/17-554/2021 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Государственным бюджетным учреждением «Республиканская станция переливания крови» (386102, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталиева, д. 11, ИНН: 0602026013) по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в объедении заказчиком различных медицинских изделий в один лот, при осуществлении закупки способом электронного аукциона № 0114500000821001476 на поставку расходных материалов для заготовки тромбоцитов,

в присутствии на заседании комиссии представителя ГБУ «Республиканская станция переливания крови» по доверенности – (…),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведенной внеплановой проверке по соблюдению требований антимонопольного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) выявило в действиях (бездействии) ГБУ «Республиканская станция переливания крови» (далее – Заказчик) признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в объедении заказчиком различных медицинских изделий в один лот, при проведении электронного аукциона № 0114500000821001476 на поставку расходных материалов для заготовки тромбоцитов.

Заказчик разместил в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении закупки способом электронного аукциона № 0114500000821001476 на поставку расходного материала для заготовки тромбоцитов (далее – Закупка).

Заказчиком не применено в рассматриваемой закупке Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ № 620), изданное в соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в части объединения в один лот медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий по видам, утверждённой Министерством здравоохранения РФ.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:

600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;

1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ № 620 указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.

Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) рассматриваемой закупки 1 524 286, 52 руб. (один миллион пятьсот двадцать четыре тысячи двести восемьдесят шесть рублей, пятьдесят две копейки), что превышает допустимые значения НМЦК, установленные Постановлением Правительства РФ № 620.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, установленным заказчиком требованиям.  При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Анализ состояния конкуренции проведён в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 006/01/17-554/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке по поставке расходных материалов для заготовки тромбоцитов было установлено:

а) Предметом поставки товара является - расходный материал для заготовки тромбоцитов.

б) Исходя из материалов настоящего дела, совокупности имеющихся доказательств, особенностей товарного рынка, временной интервал исследования определен сроком в один год, с 13.10.2020 г. по 13.10.2021 г.

 в) Географическими границами товарного рынка «Поставка расходного материала для заготовки тромбоцитов» являются границы Республики Ингушетия.

В Республике Ингушетия, как и на всей территории Российской Федерации имеется значительное количество хозяйствующих субъектов, занимающихся поставками товаров расходного материала для заготовки тромбоцитов. Данный рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный.

Анализ, проведенный Управлением в рамках рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства, показал, что имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы, при проведении торгов по раздельным лотам.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Действительно, формирование лотов, а также определение их содержания с обязательным указанием соответствующих условий закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг - является правом заказчика. При этом допускается возможность включения в один лот работ и услуг технологически и функционально взаимосвязанных между собой.

Вместе с тем, формирование в один лот тех или иных работ не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов в целях формирования рыночной цены контракта.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:

- техническая однородность;

- потребительское назначение;

- взаимозаменяемость.

Согласно каталогу товаров, работ и услуг (далее – КТРУ), размещенного в ЕИС и Реестру медицинских изделий, согласно их классификации, вид кода медицинских изделий под позициями: набор/сет расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафареза и контейнер с антикоагулянтом для аппарата донорского тромбоцитафереза, являются различными медицинскими изделиями, но при этом данные изделия функционально и технические взаимосвязаны между собой.

Так, набор/сет расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафареза – это одноразовые, стерильные медицинские изделия для использования совместно с аферезными аппаратами при заготовке донорских плазмы, пулов тромбоцитов, а также стволовых клеток. Служат для забора компонента крови.

Контейнер с антикоагулянтом для аппарата донорского тромбоцитафереза необходим для консервирования крови, содержащий антикоагулянт. Служит для заготовки компонентов крови.

При заборе крови добавляется антикоагулянт, который не позволяет сворачиваться крови, то есть не позволяет терять ее жизненной функции. В противном случае без антиагулянта компонент крови теряет свои необходимые жизненные свойства и становится не пригодным для его переливания донору.  

Тромбоцитаферез  – это аппаратная процедура, во время которой кровь из вены донора обрабатывается в центрифуге сепаратора. После отделения тромбоцитов все остальные элементы крови возвращаются донору через ту же иглу путем смены циклов забора – возврата.

То есть, приводя вышеназванное набор/сет расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафареза и контейнер с антикоагулянтом для аппарата донорского тромбоцитафереза являются функционально и технически связаны между собой, так как один без другого использовать невозможно.

В Документации об электронном аукционе (далее – Документация) в одно Техническое задание правильно объединены товары, технически и функционально связанные между собой: набор/сет расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафареза и контейнер с антикоагулянтом для аппарата донорского тромбоцитафереза.

Вместе с тем, Заказчик объединяя в один лот медицинские изделия различных видов нарушил пункт 1 Постановления Правительства РФ № 620, в котором установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает показатели указанные в настоящем Постановлении.

НМЦК рассматриваемой закупки 1 524 286, 52 руб. (один миллион пятьсот двадцать четыре тысячи двести восемьдесят шесть рублей, пятьдесят две копейки), что превышает допустимые значения НМЦК, установленные Постановлением Правительства РФ № 620.

При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить тот или иной товар и принять участие в аукционе.

Также установлено, что Заказчик указывал на поставку в составе одного лота расходных материалов взаимосвязанных между собой, ввиду чего закупка подпадает под исключения, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 620, так как у Заказчика в эксплуатации находится аппарат автоматического цитоплазмафереза MCS+Haemonetics.

Данный аппарат предназначен для выполнения процедуры донорского тромбоцитафереза использует набор/сет расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафереза, а также контейнер с раствором антикоагулянта.

Согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи, в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, при этом Постановлением Правительства РФ № 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.

На заседании комиссии представитель (…)признала факт нарушения антимонопольного законодательства ГБУ «Республиканская станция переливания крови» при осуществлении закупки № 0114500000821001476 на поставку расходных материалов для заготовки тромбоцитов. При этом пояснила Комиссии, что они полагали, что данные действия отнесены к рамкам жизненного цикла, что это один и тот же расходный материал, так как один без другого использовать невозможно. Поэтому ими была осуществлена закупка данного раствора и контейнера. Именно этим критерием они акцентировали свое внимание. В последствии пришли к выводу, что указанные медицинские изделия различные, поскольку у них имеется единственный медицинский аппарат в Республики Ингушетия, который называется «MCS+Haemonetics», согласно рекомендациями завода изготовителя данный аппарат позволяет пользоваться вышеуказанными расходными медицинскими материалами. При этом сообщила, что если бы они включили в разные лоты медицинские изделия, то они бы привели к другому производителю. Предписание Ингушского УФАС России от 13.09.2021 г. № 006/06/64-473/2021 исполнили в полном объеме.

Возражений и ходатайств от представителя не поступило.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке определенного вида медицинских изделий, Заказчик не лишен возможности закупки таких изделий в отдельном лоте.

Таким образом неправильное формирование лотов Заказчиком привело к ограничению конкуренции при осуществлении закупки медицинских изделий.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Приказом Управления от 29 сентября 2021 года № 57 возбуждено дело № 006/01/17-554/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением Управления от 29 сентября 2021 года рассмотрение дела № 006/01/17-554/2021 назначено на 08.10.2021 года на 15 ч. 00 мин.

Изучив представленные материалы, принимая во внимание результаты проведенной внеплановой проверки, доводы Заказчика, заключения об обстоятельствах по делу, Комиссия Управления пришла к выводу, что действия Заказчика, выразившееся в объедении различных медицинских изделий в один лот на поставку расходных материалов для заготовки тромбоцитов, при осуществлении закупки способом электронного аукциона № 0114500000821001476, образует правонарушение в сфере антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуюсь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:


1. Признать ГБУ «Республиканская станция переливания крови» (386102, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталиева, д. 11, ИНН: 0602026013) нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Основания для выдачи предписания ГБУ «Республиканская станция переливании крови», предусмотренные статьей 50 Закона защите конкуренции, отсутствуют.

3. Передать настоящие материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

4. В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.

Председатель комиссии: (…)

Члены комиссии: (…)

(…)

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его

принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны