Определение №006/01/10-9/2022 Дело о нарушении антимонопольного законодательства по призна... от 14 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ООО «Газпром межрегионгаз

Назрань»

 

ул. Кавказская, д. 7, г. Назрань

Республика Ингушетия, 386102

E-mail: f0060303@ingrgk.ru

Заявитель:

МУП «ЖКХ г. Малгобек»

 

ул. Осканова, д. 17, г. Малгобек, 

Республика Ингушетия, 386302

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 006/01/10-9/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

«14» января 2022 года г. Назрань

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) поступило заявление от муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Малгобек» (далее - МУП «ЖКХ г. Малгобек», Заявитель, Покупатель, Потребитель), содержащее информацию о возможных признаках нарушения в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» (далее – Поставщик) антимонопольного законодательства в части отключения ресурсоснабжающей организацией подачи газа в котельную МУП «ЖКХ г. Малгобек» по причине задолженности управляющей организацией перед поставщиком коммунального ресурса.

Пунктом 10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции) закреплено, что при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

В ходе проведения анализа материалов заявления установлено, что единственным поставщиком природного газа на территории Республики Ингушетия является ООО «Газпром межрегионгаз Назрань», расположенное по адресу: 386102, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Кавказская, д.7 (ИНН: 0608042967).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом, частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции, положение ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Соответственно в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Назрань», распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Для признания лица нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременное наличие: хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке; совершение данным лицом действий (бездействия), направленных на злоупотребление доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьёй 10 указанного Закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).

В ходе рассмотрения материалов заявления, а также сведений, поступивших по запросам Управления, установлено следующее.

Между Поставщиком и Покупателем заключены следующие договоры:

- Договор № 14-3-3259/19 на поставку газа в 2019 году от 25.12.2018 г.;

- Договор № 14-3-3259/20 на поставку газа в 2020 году от 25.12.2019 г.;

- Договор № 14-3-3259/21 на поставку газа в 2021 году от 25.12.2020 г.

Согласно представленной информации МУП «ЖКХ г. Малгобек» является теплоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома по следующим адресам:

Республика Ингушетия, г. Малгобек:

ул. Алероева 74, 76, 78, 80;

ул. Базоркина, 41,53,59,60а,72,80,82;

пер. Базоркина, 12;

ул. Нурадилова, 69, 71а, 73,73а,77,79;

ул. Горданова, 27, 29;

ул. Гоголя, 32,36,

ул. Кожедуба, 51,53,55;

ул. Орджоникидзе, 6,8;

ул. Этуша, 4,8,14;

ул. Осканова, 3,4,5,6,6а,7,8,10,12,13а,13б.

Также Заявитель осуществляет поставку тепловой энергии в следующие социально-значимые объекты, расположенные на территории города Малгобек Республики Ингушетия:

ГБОУ школа-интернат № 4;

ГБОУ «СОШ № 3 г. Малгобек»;

ГБДОУ детский сад «Ивушка № 6»;

ГБДОУ детский сад «Солнышко № 3»;

ГБДОУ детский сад «Гнездышко № 2»;

ГБДОУ сад-ясли «Малышок»;

Филиал Российской Объединение Инкассации «РОСИНКАС»;

МО МВД России «Малгобексикй»;

Медицинская акционерная страховая компания «МАКС-М»;

ФГУП Почта России;

ГКУ ЦЗН (центр занятости населения);

Филиал ПАО «Ростелеко́м».

Однако, Покупатель не исполнял свои обязательства согласно договорам по оплате природного газа перед Поставщиком, в связи с чем у МУП «ЖКХ г. Малгобек» образовалась просроченная дебиторская задолженность в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» по состоянию на 01 ноября 2021 года в размере 9 131 632 руб., 46 коп.

Пунктом 3.6. Договора заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» и МУП «ЖКХ г. Малгобек» установлено, что Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставки газа Покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.

Согласно Договору, под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.4. Договора. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия. В случае ограничения/прекращения поставки газа ответственность за безопасную эксплуатацию и сохранность находящихся в его ведении газораспределительных сетей, оборудования и иного имущества несет Покупатель.

ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» направило в адрес Покупателя претензию об оплате задолженности. Вместе с тем, Покупателем не предпринято мер, направленных на урегулирование вопроса о погашении задолженности.

Поставщиком направлены уведомления от 02.09.2021 г. (исх. № 526-09/21) об ограничении подачи газа и от 23. 09. 2021 г. (исх. № 03705-3/1748) о приостановлении поставки газа в срок до 15.10.2021 г., в связи с непогашенной задолженностью.

Согласно абзацу 1 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

На основании абзаца 6 статьи 25 Закона о газоснабжении при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

В силу подпункта «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила), основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

Согласно пункту 8 указанных Правил Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Уведомление о приостановлении поставки газа в срок до 15 октября 2021 года (исх. № 03705-3/1748) направлено 23.09.2021, следовательно, Поставщиком соблюдены сроки доведения информации до Потребителя об ограничении режима потребления газа.

На основании пункта 7 Правил полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком. Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.

В соответствии с пунктом 10 Правил Ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

В силу пункта 11 Правил потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

На основании пункта 12 Правил исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

Согласно абзацу 1 пункта 13 Правил в случае не предоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Абзацем 2 пункта 13 Правил установлено, что поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с абзацем 3 пункта 13 Правил в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Вместе с тем, согласно пункту 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), (далее – Постановление Правительства РФ № 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Подпунктом «б» пункта 122 Постановления Правительства РФ № 354 установлен запрет на действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг, которые приводят к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Кроме того, пунктом 1 Указа Президента от 23.11.1995 N 1173 установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, считать действиями, нарушающими безопасность государства.

К данным учреждениям относятся: воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Введение ограничения подачи (поставки) и отбора газа в отношении газоиспользующего оборудования лиц, поименованных в Указе Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, является недопустимым.

Согласно пункту 1 раздела 1.3. «Категории потребителей газа, ограничение потребления газа которыми может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям» Письма ФАС России от 04.06.2019 N ИА/46731/19 "О направлении разъяснений" (вместе с "Разъяснениями о действиях антимонопольного органа при ограничении поставки газа субъектами, через сети газоснабжения которых осуществляется переток"), (далее Письмо ФАС № ИА/46731/19 ) разъяснено, что государственные органы Российской Федерации, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии относятся к исчерпывающему перечню категорий потребителей газа, ограничение режима потребления газа которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Также, согласно пункту 1 приложения к Правилам ограничения подачи (поставки) и отбора газа- государственные органы Российской Федерации, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии относятся к категориям потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Вышеизложенное свидетельствует, что МУП «ЖКХ г. Малгобек» обеспечивает поставку тепловой энергии в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Малгобексикй», расположенный по адресу: 386302, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Промышленная №1, который является структурным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в действиях Поставщика усматривается нарушение мер Президента, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента от 23.11.1995 N 1173, нарушение пунктов 121-122 Постановления Правительства РФ № 354, пункта 1 приложения к Правилам ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеприведенных доводов ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» злоупотребил своим доминирующем положением в части доведения информации до Потребителя о приостановлении подачи природного газа в результате которого могли наступить экономические, экологические, социальные последствия в отношении объекта, относящегося к исчерпывающему перечню категорий потребителей газа. Более того, ограничение/приостановление подачи природного газа могло привести к нарушению прав добросовестных абонентов.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

С учетом изложенного, возникшая у Покупателя дебиторская задолженность перед Поставщиком газа - не должна влиять на права добросовестных потребителей коммунальной услуги, в целях защиты интересов таких потребителей.

Действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными (пункт 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012).

Таким образом, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» (ИНН: 0608042967, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Кавказская, д.7, 386102), выразившихся в нарушении прав и интересов добросовестных потребителей, а также социально-значимаемых категорий потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ингушским УФАС России издан Приказ от 14.01.2022 № 3 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» (ИНН: 0608042967, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Кавказская, д.7, 386102) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело № 006/01/10-9/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» (ИНН: 0608042967, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Кавказская, д.7, 386102) по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к рассмотрению на 27 января 2022 года в 16 часов 00 минут, по адресу: г. Назрань, ул. Победы,3 корп. «С», этаж – 2, каб. №3 (здание Ж/Д вокзала);

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» (ИНН: 0608042967, Республика Ингушетия, г. Назрань, тер. Центральный округ, ул. Кавказская, д.7, 386102);

3. Ответчику представить в срок до 24 января 2022 года включительно письменный мотивированный отзыв (при желании).

Все представленные материалы должны быть заверены надлежащим образом.

Явка ответчика по делу, заявителя и (или) их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Председатель комиссии                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны