Решение б/н Решение по делу №006/01/10-78/2019 от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Экосистема»

386203, РИ, г. Сунжа, ул. Висаитова, д. 20

ecosystems1@yandex.ru

 

ООО «Чистый мир»

г. Назрань, ул. Московская, д.13 «б»

ooo_chistiy_mir@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №006/01/10-78/2019  

г. Назрань

 

Резолютивная часть решения оглашена    25.09.2019

В полном объеме решение изготовлено    04. 10.2019

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:  – заместитель руководителя Управления,

 

Члены комиссии:  – ведущий специалист-эксперт Управления,

 

 –специалист-эксперт Управления,

 

рассмотрев дело №006/01/10-78/2019 по признакам нарушения ООО «Экосистема»  (адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Кантышево, ул. Дагестанская, д. 19, ИНН: 0608043230) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, а именно, в нарушении порядка ценообразования на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

в отсутствие на заседании:

представителя ответчика ООО «Экосистема» – уведомлен надлежащим образом,

представителя заявителя ООО «Чистый мир» уведомлен надлежащим образом,

 

руководствуясь статьей 41 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Ингушское УФАС России, Управление) поступила жалоба от ООО «Чистый мир» (далее – заявитель) от 01.07.2019 года №2261-ЭП на действия регионального оператора ООО «Экосистема» (далее - региональный оператор, ответчик). По мнению заявителя, региональным оператором установлена необоснованно высокая цена на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Управлением на основании анализа нормативно-правых актов установлено, что региональный оператор ООО «Экосистема»  обязан установить цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством проведения торгов.

Рассмотрев заявление ООО «Чистый Мир», а также изучив представленную информацию, Ингушским УФАС России приказом от 30.07.2019 года №75 принято решение о возбуждении дела в отношении регионального оператора ООО «Экосистема» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия было установлено:

1) Временной интервал исследования определён периодом с 30.07.2018 по 30.07.2019 гг.;

2) Продуктовые границы  в целях исследования определены как рынок услуг по обращению с  твердыми коммунальными отходами;

3) В состав хозяйствующих субъектов включаются хозяйствующие субъекты, реализующие  в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно информации, представленной Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (исх. От 23.07.2019 №2991, вх. 2632-НВ) и Министерством природных ресурсов Республики Ингушетия (исх. 23.07.2019 №01-01/2285, вх. от .07.2019 №2584-ЭП), единственным региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия  с  30.07.2018 по 30.07.2019 гг. является региональный оператор ООО «Экосистема».

Таким образом, анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия  с  30.07.2018 по 30.07.2019 гг. свидетельствует о том, что региональный оператор ООО «Экосистема» - занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке с долей равной 100%.

В качестве ответчика по делу привлечено ООО «Экосистема». Согласно анализу Ингушского УФАС России, ООО «Экосистема» является единственной организацией осуществляющей деятельность на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия. Соответственно в отношении ответчика распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе и запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах,  твердые коммунальные отходы - твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Понятие «обращение с отходами» подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

 Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона об отходах определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Изучив материалы дела в полном объеме, а также выслушав присутствовавших на заседаниях,  Комиссия Ингушского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Между ООО «Экосистема» и ООО «Чистый мир» заключен договор на хранение отходов от 21.03.2017 г. №2017/0027 (далее - Договор), по которому исполнитель (ООО «Экосистема») обязуется оказывать заказчику (ООО «Чистый мир») услуги по сбору и хранению отходов, а заказчик обязуется оплачивать предоставленные услуги в соответствии с условиями Договора, по тарифам, установленным исполнителем. В приложении №1 к Договору установлен тариф на хранение отходов в размере 50 рублей с НДС за куб.м., соответственно на период заключения указанного договора ООО «Экосистема» имело права устанавливать цену на хранение отходов по соглашению сторон.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была определена новая система регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно вышеуказанной норме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия был проведен конкурсный отбор по  присвоению статуса Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия и на заключение Соглашения.

Извещение размещено на сайте https://torgi.gov.ru от 07.03.2018 года №070318/11978188/01. В соответствии с протоколом результатов конкурсного отбора, 27.04.2018 года победителю конкурсного отбора – ООО «Экосистема» - был присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с соглашением, региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность на территории Республики Ингушетия в соответствии территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на всей территории  Республики Ингушетия.

 Соответственно в зоне деятельности регионального оператора ООО «Экосистема» образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Республики Ингушетия.

Согласно  пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее  - Постановление №543), Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).

Согласно  подпункту ж пункта 3  Постановления №543, государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 24.8 Закона об отходах, к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

обработка твердых коммунальных отходов;

обезвреживание твердых коммунальных отходов;

захоронение твердых коммунальных отходов;

оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Согласно части 4 статьи 24.8 Закона об отходах, регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Ингушским УФАС России установлено, что предельный единый тариф на услуги регионального оператора ООО «Экосистема» по обращению с твердыми коммунальными отходами в Постановлении РЭК №25 на период 2019 года составляет 458,42 руб. за куб. метр без НДС.

Согласно части 3 статьи 24.8 Закона об отходах, Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Случаи и порядок проведения таких торгов установлены Постановлением Правительства от 3 ноября 2016 г. N 1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Постановление №1133)

 В силу пункта 3 главы II  Постановления №1133, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пункту 4 главы II Постановления №1133 торги (по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами) проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион).

Согласно пункту 7 главы II Постановления №1133, организатором аукциона является региональный оператор.

Исходя из вышеуказанного, ООО «Экосистема» было отобрано как единственный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно имеющейся информации в материалах настоящего дела, в зоне деятельности регионального оператора ООО «Экосистема»  образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов.

Таким образом, на ООО «Экосистема» распространяются требования формирования цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Постановлением №1133.

При этом, после того как ООО «Экосистема»  стало региональным оператором Договор на хранение отходов от 21.03.2017 г. №2017/0027, заключенный между ООО «Экосистема» и ООО «Чистый мир», не был приведен в соответствии с требованиями Постановления №1133.

В силу пункта 9.2 Договор автоматически пролонгируется, если  ни одна из сторон не заявит о своем намерении  не продлевать действие договора или заключить новый договор. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела Договор является действующим и не были предприняты меры для составления нового договора через торги.

Таким образом, Комиссией Ингушского УФАС России установлено, что ООО «Экосистема» как региональный оператор выставило необоснованную цену за сбор и хранение отходов транспортированных ООО «Чистый мир» по указанному договору в размере 260 рублей 00 копеек за 1 куб.метр..

В материалах дела имеются счета на оплату за прием и хранение ТБО (твердые бытовые отходы) №809 от 31.05.2019 года и акт №809 от 31.05.2019 года, предоставленным ООО «Экосистема» в адрес ООО «Чистый мир», согласно которым  тариф за прием отходов составил 260 рублей. Также, к заявлению приложена копия письма от ООО «Экосистема» поступившего в адрес ООО «Чистый мир» (исх. от 15.04.2019 г. №50), в котором  указывается цена за прием отходов в размере 260 рублей за куб.метр.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Вышеуказанные действия регионального оператора нарушают требования Постановления №1133, так как договор, согласно которому выставлялись счета с указанием цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не был заключен по результатам аукциона в электронной форме, соответственно цена была сформирована с нарушением порядка ценообразования.

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с законодательством, региональный оператор ООО «Экосистема»  обязан установить цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора посредством проведения торгов, так как является хозяйствующим субъектом  на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с долей 100 %.

Необоснованно сформированные цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов могут оказаться выше тех цен, которые сформировались бы в результате проведения торгов. Такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, в части нарушения установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия регионального оператора ООО «Экосистема» по формированию цены для ООО «Чистый мир» без проведения торгов дают региональному оператору преимущество на рынке оказания   услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в связи с тем, что он устанавливает цену на свое усмотрение и в своих интересах, при этом являясь хозяйствующим субъектом доминирующим на рынке.

Действия по установлению цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для ООО «Чистый мир» свидетельствуют о наличии у ООО «Экосистема» нарушения установленного законодательством порядка ценообразования на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, что запрещается пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенных в настоящем решении обстоятельств, Комиссия Ингушского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Экосистема», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, свидетельствуют о нарушении ООО «Экосистема» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ингушского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  действия ООО «Экосистема» (адрес: Республика Ингушетия, Назрановский район, с.п. Кантышево, ул. Дагестанская, д. 19, ИНН: 0608043230), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами путем нарушения установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения действий по установлению цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановления №1133.

3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции передать материалы дела №006/01/10-78/2019 уполномоченному должностному лицу Ингушского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

4. Направить настоящее решение сторонам по делу.

 

 

Председатель комиссии                                                                         

 

 

Члены комиссии                                                                                     

 

 

                                                                                                                

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны