Решение №2219-МХ решение по жалобе от 23 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью

«Технострой»

386230, РИ, г. Карабулак, ул. Дьякова, 202а

Dzangiev@yandex.ru

 

Заказчик:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия

386001, РИ, г. Магас, пр-кт Зязикова, 10а

minstroyri@mail.ru

 

Уполномоченный орган:

Отдел государственных закупок

Министерства финансов Республики Ингушетия

386001, РИ, г. Магас, пр. И.Б. Зязикова, д. 12

goszakazrimfri@mail.ru

 

Электронная торговая площадка:

АО «ЕЭТП» (http://roseltorg.ru)

 

РЕШЕНИЕ

по делу №006/06/8-32/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе

                                                                                                          г. Назрань

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее – Управление) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: «…» руководитель Управления;

Члены комиссии: «…»ведущий специалист-эксперт Управления;

                              «…» –государственный инспектор Управления;

В присутствии представителей:

уполномоченного органа - отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (далее – Уполномоченный орган) – З.С. Хаутиева (по доверенности);

заказчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее – Заказчик) – М.М. Батыгова (по доверенности);

заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью «Технострой» (далее – Заявитель) Т.А. Дзангиева (по доверенности);

Рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона №0114200000119000648 по выполнению работ по строительству объекта «Строительство детского сада на 220 мест в г. Сунжа» и сдача его в эксплуатацию (далее – Закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.

Согласно доводу жалобы, Заказчиком в состав одного лота неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка не монтируемого оборудования.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились.

На основании пункта 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.

На заседании Комиссии 21.05.2019г. объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 22.05.2019г.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее:

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 04.05.2019 г;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 158 447 290 ,00 рублей;

4) дата и время окончания подачи заявок - 16.05.2019 09:00;

5) дата проведения аукциона в электронной форме - 20.05.2019г.

 

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия Управления пришла к следующему выводу.

1. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Содержание принципа обеспечения конкуренции раскрыто в статье 8 Закона о контрактной системе, определяющей, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).

Статьей 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион) (часть 2).

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация о проведении электронного аукциона должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком размещено извещение о проведении процедуры закупки способом электронного аукциона №0114200000119000648 по выполнению работ по строительству объекта «Строительство детского сада на 220 мест в г. Сунжа» и сдача его в эксплуатацию.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия, утвержденного Постановлением Правительства РИ от 10.01.2014 N1 (далее—Положение), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Ингушетия.

Пунктом 10.7 Положения установлено, что Министерство осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по разработке рекомендации по определению текущей стоимости строительно-монтажных работ объектов строительства, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета, организует разработку региональной сметно-нормативной базы. Формирует банк данных о стоимости материалов, изделий, конструкций, укрупненных показателей сметной стоимости по видам работ и ранее построенным объектам.

На рассмотрение жалобы по существу Министерством, являющиеся компетентным органом в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Ингушетия, представлена информация, согласно которой в проектно- сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, включена стоимость не только строительно-монтажных работ, но и технологического оборудования: общая стоимость 11 976 768,00 рублей, что в процентном соотношении от общей стоимости объекта закупки составляет 7,56%. Также Министерством представлена выборка сводного сметного расчета стоимости строительства детского сада на 220 мест в г. Сунжа (технологическое оборудование) от 21.05.2019г., на 4 листах в 1 экземпляре.

По результатам изучения материалов дела Комиссией Управления установлено, что Заказчик, объявляя аукцион, имел и имеет интерес не к поставке мебели и иного оборудования, приобретаемого при выполнении работ по строительству объекта «Строительство детского сада на 220 мест в г. Сунжа» и сдачи его в эксплуатацию в отдельности, а к получению результата в виде полностью оснащенного и укомплектованного всем необходимым детского сада на 220 мест в г. Сунжа, что следует из всей совокупности документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада на 220 мест в г. Сунжа» и сдачи его в эксплуатацию.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

На рассмотрение жалобы по существу представителем Заявителя не представлено иных документов и информацию, подтверждающих обоснованность довода жалобы.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией Управления довод жалобы Заявителя в части неправомерного объединения Заказчиком в один лот выполнения строительно-монтажных работ и поставки не монтируемого оборудования признан необоснованным.

Также на рассмотрении жалобы по существу 22.05.2019г. Заявителем жалобы заявлены дополнительные доводы касательно положений документации Закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Согласно извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона датой и временем окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе определено 16.05.2019г. 09 часов 00 минут.

Таким образом, срок для обжалования положений документации Закупки в антимонопольном органе у Заявителя истек.

На основании изложенного, Комиссия Управления оставляет дополнительные доводы без рассмотрения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе выявлены следующие нарушения.

1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Объектом закупки в данном случае является выполнение работ по строительству объекта «Строительство детского сада на 220 мест в г. Сунжа» и сдача его в эксплуатацию, НМЦК - 158 447 290,00 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Дополнительные требования).

В соответствии с пунктом 2 Дополнительных требований Постановления Правительства № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются требования о наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

- не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

- не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей

Комиссией Управления установлено, что в данной Закупке необходимо было установить дополнительное требование о наличии опыта не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем в пункте 19 информационной карте документации Закупки Уполномоченным органом установлено следующее:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99 установлено следующее требование: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Комиссией Управления установлено, что в извещении и план-графике Закупки, установлен процент опыта работ в соответствии с Постановлением Правительства №99 в виде 40%.

Ввиду вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Уполномоченным органом положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата и время начала подачи заявок 04.05.2019г 16:38, а дата и время окончания подачи заявок 16.05.2019г. 09:00.

Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Следовательно, срок подачи заявок на участие в Закупке составил только 11 полных дней, в то время как согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе срок подачи заявок должен составлять не менее пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Вследствие изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о сокращении срока подачи заявок Уполномоченным органом в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технострой» необоснованной.
  2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 7, части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
  5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.

 

 

Председатель Комиссии:                                                      «…»

 

 

Члены комиссии:                                                                           «…»

 

 

                                                                                              «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящее решение (предписание)  может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны