Решение №03 Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» частично обоснованной от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 3

 

13 января 2016 г.                                                                                     г. Иркутск

 

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

члены Комиссии: <…>, <…>;

при участии представителя Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» (далее – Заявитель, Общество) – <…>; представителей областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иркутская станция скорой медицинской помощи» (далее – Заказчик) – <…>, <…>; представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – Уполномоченный орган) – <…>; председателя единой комиссии № 1 по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Иркутской области на оказание финансовых услуг, услуг по страхованию, охране, на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, текущему ремонту зданий и сооружений, строительству и ремонту искусственных дорожных сооружений, а также для обеспечения иных нужд, связанных со строительством, ремонтом и проектированием; обслуживание и ремонт инженерных систем зданий и сооружений, закупка быстровозводимых сооружений; на оказание услуг в сфере науки, культуры, образования, молодежной политики, спорта, для обеспечения иных государственных нужд (далее – Конкурсная комиссия) – <…>;

в присутствии <…>;

рассмотрев жалобу Заявителя на действия членов Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств, извещение № 0134200000115003791 (далее – конкурс), и в результате проведения  внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ)

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 29 декабря 2015 года поступила жалоба заявителя на действия членов Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией принято неправомерное решение об отклонении его заявки на участие в конкурсе по причине несоответствия указанного Обществом в заявке на участие в конкурсе размера страховой премии требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие отношения в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. Заявитель указывает, что им произведен расчет страховой премии на основании данных о значении КБМ по позиции № 34, содержащихся в АИС «РСА», а не на основании конкурсной документации.

Кроме того, Заявитель считает, что заявка Страхового акционерного общества «ВСК» признана Конкурсной комиссией надлежащей в нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что данным обществом в своей заявке указаны недостоверные сведения.

Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Согласно данным возражениям Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.

 

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 13 ноября 2015 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение о проведении открытого конкурса № 0134200000115003791, а также Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее – Конкурсная документация).

18 ноября 2015 года опубликованы Изменения извещения о проведении открытого конкурса № ИИ1.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 431 335 руб. 04 коп.

08 декабря 2015 года на вышеуказанном сайте опубликован Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 08 декабря 2015 года № ПРО1 для закупки № 0134200000115003791.

25 декабря 2015 года Уполномоченным органом данный протокол отменен на основании предписания Комиссии № 338 от 21 декабря 2015 года, а также опубликован Протокол № 47-ОК/15-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно названному протоколу, заявка Общества признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации в связи со следующим: «В документах, представленных участником Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» содержится недостоверная информация, а именно: предложена цена контракта в нарушение Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ниже предельного размера базовых ставок страховых тарифов, что не соответствует требованиям конкурсной документации и требованиям действующего законодательства».

Комиссия, исследовав доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО).

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У.

Согласно приложению № 1 к данному Указанию минимальное значение базовой ставки страхового тарифа для транспортных средств категории «B» для юридических лиц определено в размере 2573 руб., максимальное – 3087 руб.; минимальное значение такой ставки для транспортных средств категории «С» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее определено в размере 3509 руб., максимальное – 4211 руб.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 4 «Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования» к названному Указанию размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к данному Указанию.

Порядок определения размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, закреплен в пункте 2 вышеназванного приложения № 4 к Указанию.

Так, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) размер страховой премии в отношении транспортных средств категории «B», находящихся в собственности юридических лиц, определяется как произведение базовой ставки страхового тарифа и соответствующих коэффициентов по формуле Т = ТБ * КТ * КБМ * КО * КМ * КС * КН * КПр, где КО = 1,8; в отношении транспортных средств категории «С», находящихся в собственности юридических лиц – Т = ТБ * КТ * КБМ * КО * КС * КН * КПр, где КО = 1,8.

Конкурсная документация, в том числе часть III «Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)», часть IV «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», содержит список транспортных средств с указанием VIN, государственного знака, а также значений соответствующих коэффициентов, необходимые для определения участниками конкурса предлагаемой ими цены контракта.

Комиссией установлено, что при минимальном размере базовой ставки тарифа с учетом положения пункта 5 вышеназванного приложения № 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, согласно которому максимальный размер страховой премии не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, размер страховой премии по контракту составляет 359512 руб. 88 коп.

Обществом в своей заявке на участие в конкурсе предложена цена контракта в размере 356862 руб. 20 коп., что ниже минимально возможного размера страховой премии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона об ОСАГО, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона. Установленные в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Частью 3.1 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 данного Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Пункт 2 части 2 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара.

Требования к содержанию заявки, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, составу заявки на участие в открытом конкурсе установлены пунктом 26 части II «Информационная карта документации открытого конкурса».

Таким образом, заявка Общества правомерно отклонена Конкурсной комиссией.

Довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации относительно транспортного средства ГАЗ 322174 (государственный знак Х 517 РТ) установлено не соответствующее действительности значение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев (далее – КБМ), а именно 1,55 вместо 0,95, в связи с чем им в своей заявке на участие в конкурсе указана цена контракта ниже минимально возможной, не может быть признан обоснованным.

Так, из содержания части 3 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям конкурсной документации; в противном случае конкурсная комиссия обязана отклонить такую заявку участника.

Следовательно, участники обязаны составлять заявки на участие в соответствии с требованиям, указанными в Конкурсной документации.

Кроме того, частями 7 и 8 статьи 50 Федерального закона № 44-ФЗ участнику конкурса предоставлено право направить заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, а на заказчика возложена обязанность ответить на такой запрос.

Помимо этого, частью 6 указанной статьи заказчику предоставлено право вносить изменения в конкурсную документацию.

Комиссией установлено, что Общество не воспользовалось правом на направление запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации в связи с, по мнению Общества, установлением необъективного характера описания объекта закупки.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Федерального закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.   

Кроме того, согласно пункту 3 Примечаний к пункту 2 Приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У сведения о предыдущих договорах обязательного страхования, необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона, в целях в том числе информационного обеспечения возможности применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, создается автоматизированная информационная система обязательного страхования. Часть 3.1 указанной статьи предусматривает, что лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567, оператором автоматизированной информационной системы является некоммерческая организация «Российский Союз Автостраховщиков».

Комиссией установлено, что согласно данным автоматизированной информационной системы, расположенной по адресу в информационно-коммуникационной сети «Интернет» www.autoins.ru, значение КБМ для транспортного средства ГАЗ 322174 (государственный знак Х 517 РТ) составляет 1,55.

Таким образом, в Конкурсной документации установлено соответствующее действительности значение КБМ в отношении указанного транспортного средства.

В то же время, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы относительно незаконности решения Конкурсной комиссии о признании заявки Страхового акционерного общества «ВСК» соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Указанным обществом в своей заявке на участие в конкурсе указано предложение о цене контракта, равной 370050 руб. 80 коп.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 4 «Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования» к вышеназванному Указанию Банка России документ, устанавливающий размеры базовой ставки страхового тарифа, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня утверждения.

В соответствии с указанной нормой, Страховым акционерным обществом «ВСК» на сайте http://www.vsk.ru опубликован приказ от 30 октября 2015 года № 00-70-06/910-АХД «Об утверждении базовой ставки страхового тарифа по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», действовавший на момент подачи заявки данным акционерным обществом, согласно которому размер базовой ставки страхового тарифа на территории Иркутской области, городов Ангарск, Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово, Иркутск, Усолье-Сибирское, Шелехов для транспортных средств категории «В», находящихся в собственности юридических лиц, установлен в сумме 2573 руб., для транспортных средств категории «С» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – 3509 руб.

Следовательно, Страховое акционерное общество «ВСК» должно было предложить в своей заявке размер страховой премии, равный 359512 руб. 88 коп.

Таким образом, заявка Страхового акционерного общества «ВСК» подлежала отклонению на основании части 3.1 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ, в связи с чем Конкурсной комиссией допущено нарушение указанной нормы.

Однако данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как заявке Страхового акционерного общества «ВСК» по результатам рассмотрения и оценки заявок присвоен второй порядковый номер <...> в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. признать жалобу Общества частично обоснованной;

2. признать Конкурсную комиссию нарушившей часть 3.1 статьи 53 Федерального закона № 44-ФЗ;

3. направить копии решения Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу;

4. передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Иркутского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                             

<…>

 

Члены комиссии                                                                         

 

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны