Решение №038/1230/21 Решение о признании обоснованной жалобы ООО Питерэнергомаш н... от 1 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 28.10.2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 01.11.2021г. г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

Члены Комиссии: ;;

при участии представителей заказчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» —  (доверенность), ;

при участии представителя заявителя — ООО «ПитерЭнергоМаш» - (доверенность);

при участии представителей участника закупки ООО «Энергетические технологии» - (доверенность), (доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «ПитерЭнергоМаш» с жалобой на действия заказчика – ОГУЭП «Облкоммунэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство ПС 35/10/6 кВ г. Байкальск», извещение № 32110641989.

Заявитель считает, что заказчик не предоставил возможность в назначенное время представить окончательное предложение о цене договора, что не позволило участникам закупки подать свои окончательные предложения и поучаствовать в конкурсе в соответствии с требованиями документации.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Областным государственным унитарным энергетическим предприятием «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго», утвержденным генеральным директором от 28.09.2018 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru было размещено извещение 32110641989 о проведении конкурса в электронной форме, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство ПС 35/10/6 кВ г. Байкальск».

Ознакомившись с указанной информацией ООО «ПитерЭнергоМаш» была подана заявка на участие.

Согласно Протоколу подведения итогов конкурса от 07.10.2021г. заявка ООО «ПитерЭнергоМаш» была признана соответствующей требованиям документации и по результатам конкурса, занявшая 4-й порядковый номер по степени выгодности.

Цена, предложенная заявителем на электронной торговой площадке (далее — ЭТП) составила 332 585 050 рублей 00 копеек, что равняется начальной (максимальной) цене договора.

Как указывает заявитель, обществу не удалось снизить цену, поскольку заказчик не исполнил свою обязанность о направлении каждому участнику информации о наименьшей цене договора и не назначил дату и время подачи окончательных предложений о цене договора (переторжку).

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части 2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, может включать этап сопоставления дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

В силу части 10 статьи 3.4 если конкурс в электронной форме включает этап сопоставления дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора:

а) участники конкурса в электронной форме должны быть проинформированы о наименьшем ценовом предложении из всех ценовых предложений, поданных участниками такого конкурса;

б) участники конкурса в электронной форме вправе подать на электронной площадке одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, поданного ими ранее. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений составляет три часа;

в) если участник конкурса в электронной форме не меняет свое ценовое предложение, он вправе не подавать дополнительное ценовое предложение. При этом ранее поданное им ценовое предложение рассматривается при составлении итогового протокола.

Согласно пункту 5.2 конкурсной документации в течение одного часа с момента поступления оператору ЭП протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок оператор ЭП обязан направить каждому участнику конкурса в электронной форме, подавшему заявку на участие в таком конкурсе, информацию:

1) о решении, принятом в отношении заявки, поданной участником конкурса в электронной форме, в том числе о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в конкурсе в электронной форме и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе в электронной форме, с обоснованием этого решения, указанным в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок;

2) о наименьшей цене договора, предложенной участником конкурса в электронной форме, допущенным к участию в конкурсе в электронной форме, без указания сведений об этом участнике;

3) о дате и времени начала проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене договора.

Участники закупки, допущенные к участию в конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене договора в день, установленный в извещении о проведении конкурса в электронной форме. Участник конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене договора.

Подача окончательных предложений о цене договора проводится на ЭП в день, указанный в извещении о проведении конкурса в электронной форме. Продолжительность приема окончательных предложений о цене договора составляет три часа. Время начала проведения такой процедуры устанавливается оператором ЭП в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

В ходе подачи окончательных предложений о цене договора участник конкурса в электронной форме вправе подать предложение о цене договора, которое предусматривает снижение цены договора, предложенной таким участником в соответствии с пунктом 15.9 Положения.

В течение одного часа с момента формирования протокола подачи окончательных предложений оператор ЭП направляет Заказчику вторые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса.

Согласно пункту 24 Извещения дата подачи участниками конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене договора установлена 06.10.2021г.

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации был предусмотрен этап сопоставления дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС установлено следующее.

Согласно инструкции РТС-тендер по работе с извещением при установке дополнительных этапов в форме извещения появляются дополнительные разделы, которые необходимо заполнить.

Если при формировании извещения галочка в чек-боксе «Этап рассмотрения и оценки окончательных предложений» не была установлена, то в форме извещения будет отображаться раздел «Сведения о рассмотрении первых частей заявок».

Таким образом, для предоставления возможности участникам улучшить свои предложения заказчик при формировании извещения должен указать дополнительные этапы.

В ответ на запрос Иркутского УФАС №038/5060/21 от 20.10.2021г. оператор электронной площадки ООО «РТС-тендер» сообщил, что в рамках процедуры № 32110641989 заказчиком «Этап сопоставления дополнительных ценовых предложений» не установлен.

Кроме того, заказчиком на заседании Комиссии Иркутского УФАС также было представлено письмо ООО «РТС-тендер», согласно которому по процедуре №217479 не был включен этап подачи дополнительных ценовых предложений.

В связи с этим, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что вследствие не указания заказчиком на ЭТП необходимости проведения этапа сопоставления дополнительных ценовых предложений, заявитель был лишен возможности повысить предпочтительность своей заявки путем снижения цены договора.

Учитывая изложенное Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, признании заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 5 части 4 статьи 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств.

Таким образом, основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 ГК РФ).

Участники закупки, выстраивая стратегию одержания победы в конкурентной процедуре, правомерно рассчитывает на получение определенного количества баллов в зависимости, в том числе, от ценового предложения, сформированного в составе заявки. Так, в настоящем случае, участники, подавая ценовое предложение в составе заявки, правомерно рассчитывали на возможность изменения/снижения такого предложения на этапе подачи дополнительных ценовых предложений в целях повышения конкурентоспособности поданных заявок.

Как установлено Комиссией Иркутского УФАС, согласно Протоколу подведения итогов конкурса от 07.10.2021г. заявки трех из четырех участников конкурса содержали предложение о цене равное начальной (максимальной) цене договора.

Соответственно, стоит полагать, что права на подачу дополнительного ценового предложения были лишены все участники конкурса.

Также стоит отметить, что ни заказчик, ни антимонопольный орган не вправе предопределять стратегию поведения участников закупки, в том числе размер их ценового предложения и процент снижения от начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом, с целью восстановления нарушенных прав участников конкурса в электронной форме, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 10 статьи 3.3 Закона о закупках оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений.

Исходя из положений конкурсной документации и правил проведения конкурса в электронной форме на ЭТП вторые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, должны быть направлены заказчику после формирования протокола подачи окончательных предложений.

Таким образом, не представляется возможным вернуть закупку на этап подачи окончательных ценовых предложений, поскольку в таком случае будет нарушен принцип конфиденциальности вторых частей заявок участников, что является существенным нарушением процедуры проведения закупки. Также стоит отметить, что ввиду опубликования итогового протокола, в настоящий момент известны ценовые предложения всех участников.

Учитывая изложенное, устранить допущенные нарушения процедуры проведения закупки позволит только выдача предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ОООО «ПитерЭнергоМаш» на действия заказчика – ОГУЭП «Облкоммунэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство ПС 35/10/6 кВ г. Байкальск», извещение № 32110641989, обоснованной;

      2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 5 части 4 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

      3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.

      4. Направить копии решения сторонам по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "ПИТЕРЭНЕРГОМАШ"
ИНН 7811502572, ОГРН 1117847411527
ОГУЭП "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"
ИНН 3800000252, ОГРН 1023801542412