Решение №038/398/21 Решение от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена: 08.04.2021г.                                                                                                                  г.Иркутск

В полном объеме решение изготовлено 14.04.2021г

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии <..> – зам. руководителя-начальник отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Иркутской области; члены Комиссии: <….> – начальник отдела товарных и финансовых рынков Управления ФАС по Иркутской области; <…> – главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков Управления ФАС по Иркутской области,

в присутствии по видеоконференц-связи представителя АО «Аэропорт Усть-Кут» <…> (доверенность), представителя ПАО «АэроБратск» <…..> (доверенность),

рассмотрев дело №038/01/10-2438/2020 от 16.12.2020г.  по признакам нарушения АО «Аэропорт Усть-Кут» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий доступу на товарной рынок путем необоснованного отказа в приеме/выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут, что может привести к ущемлению интересов ПАО «АэроБратск» в предпринимательской деятельности, УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России поступило заявление (вх. №15387-ЭП/20 от 06.10.2020г., №15667/20 от 13.10.2020г.) ПАО «АэроБратск» по вопросу создания дискриминационных условий деятельности авиаперевозчиков в аэропорту г. Усть-Кут путем отказа в согласовании выполнения рейсов ПАО «АэроБратск».

Рассмотрев документы, представленные в процессе антимонопольного расследования АО «Аэропорт Усть-Кут» (666780, г. Усть-Кут, аэропорт; ИНН 3818000013), АО «Авиакомпания Ангара» (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова, 2; ИНН 381101001), ПАО «АэроБратск» (665754, г. Братск, территория Аэропорт; ИНН 3805104706), Иркутским УФАС России установлено следующее.

 

АО «Аэропорт Усть-Кут», являясь главным оператором аэропорта г. Усть-Кута Иркутской области (хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации), оказывает аэропортовые услуги по наземному и аэродромному обслуживанию авиаперевозчикам, осуществляющим регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатантам воздушных судов (эксплуатанты), а также иным лицам (за исключением пассажиров), пользующимся услугами в аэропортах или подавшими заявку на оказание услуг в аэропортах.

В соответствии с планом по текущему содержанию и ремонту ЛП в ВЛП 2020 (утв. 13.05.2020г.) АО «Аэропорт Усть-Кут» в августе-октябре 2020г. проводились ремонтные работы перрона и магистральной рулежной дорожки (РД-1). В связи с этим были введены ограничения по приему/выпуску всех типов воздушных судов. Введенные ограничения отражены в NОТАМ (телеграмма 31.07.2020г.).

Ограничения не распространялись на обслуживание пассажирских рейсов, выполняемых на основании расписания, на лесоавиационные работы по тушению пожаров, АСР, рейсы санавиации. Прием/выпуск иных рейсов в период проведения ремонтных работ осуществлялся по предварительному согласованию с аэропортом при наличии возможности безопасного обслуживания воздушного судна.

Фактическое выполнение ремонтных работ в аэропорту Усть-Кут отражено в журнале учета и контроля выполняемых работ по ремонту элементов летного поля аэродрома Усть-Кут (начало проведения ремонтных работ 01.06.2020, окончено 10.10.2020).

Между АО «Аэропорт Усть-Кут» и ПАО «АэроБратск» заключен договор на аэропортовое обслуживание № 19/06-14 от 19.06.2014г., в соответствии с которым Общество предоставляет аэропортовые услуги перевозчику в аэропорту г.Усть-Кут. 

Одновременно, ПАО «АэроБратск» имеет заключенные договоры на выполнение воздушных перевозок, в том числе, в /из аэропорта Усть-Кут, заказчиками по которым являются ООО ГПК «Недра», ООО «Иркутская нефтяная компания», АО «Иркутскгеофизика», АО «Сибирская Сервисная компания» (перевозка груза, пассажиров), ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» (выполнение лесоавиационных работ – патрулирование и тушение лесных пожаров).

ПАО «АэроБратск» обращалось в адрес АО «Аэропорт Усть-Кут» по вопросу согласования приема/выпуска ВС в аэропорту Усть-Кут на время проведения ремонтных работ.

В августе, сентябре, октябре 2020г. АО «Аэропорт Усть-Кут» отказало ПАО «АэроБратск» в выполнении полетов по заявкам компаний: ООО ГПК «Недра», АО «Иркутская нефтяная компания», АО «ССК». Согласовано выполнение полетов за указанный период только по заявкам компаний: ОГАУ «Иркутская база авиационной охраны лесов», АО «Иркутскгеофизика». 

В целях выполнения производственных задач и сохранения партнерских отношений ПАО «АэроБратск» вынуждено было частично перенаправлять воздушные суда на собственную посадочную площадку в г.Усть-Куте. Вылет в условиях посадочной площадке позволяет принять к перевозке груз пассажиров только в объеме 75% от провозной емкости воздушного судна, что не всегда удовлетворяет потребности заказчика.

В связи с отказом в приеме/выпуске ПАО «АэроБратск» не смогло выполнить заявку на полет ООО «Иркутская нефтяная компания», заказчик согласие на перенос вылета не дал, а перепоручил АО «АК Ангара» осуществить вылет.

В то же время АО «АК Ангара» на основании договора на аэропортовое обслуживание №УСК-/18/12 ап от 17.12.2018г. во время проведения ремонтных работ также обращалось в АО «Аэропорт Усть-Кут» по вопросу согласования приема/выпуска ВС в аэропорту Усть-Кут и заявки были согласованы.

Ограничения, введенные на период проведения ремонтных работ, отменены АО «Аэропорт Усть-Кут» 01.10.2020г. (действие NОТАМ №Ц3527/20 и Ф3908 отменено NОТАМ Ц4659/20 и Ф5133/20 соответственно).

После окончания ремонтных работ прием/выпуск воздушных судов ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут выполняется на основании заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий (заявки №998/01 от 09.09.2020, №997/01 от 09.09.2020г.).

В ноябре 2020г. ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут выполнено 14 рейсов, 2 рейса было отменено без вылета по метеоусловиям, 2 рейса было отменено («форма С» за ноябрь 2020г.); АО «АК Ангара» выполнено 55 рейсов, 9 рейсов было отменено («форма С» за ноябрь 2020г.).

Из пояснений АО «Аэропорт Усть-Кут» (исх. № 1.11-748 от 02.10.2020г.), направленных в ПАО «АэроБратск», следует, что отказ в приеме/выпуске воздушных судов перевозчика связан с задолженностью ПАО «АэроБратск», которая на 01.10.2020г. составила 224 596 руб.

Однако, Договором № 19/06-14 от 19.06.2014г. не предусмотрено условие о приостановки оказания услуг в связи с наличием задолженности по оплате услуг. Кроме того, ПАО «АэроБратск» оплатило счета АО «Аэропорт Усть-Кут» (платёжное поручение № 4704 от 13.10.2020г. на сумму 94057,20 р., № 4705 от 13.10.2020 на сумму 55877,04р., № 4721 от 13.10.2020г. на сумму 55877,04р.).

Таким образом, задержка по оплате услуг не могла являться основанием приостанавливать либо отказывать в оказании услуг для ПАО «АэроБратск».

Также 02.12.2020г. в ходе проведения осмотра официального сайта АО «Аэропорт Усть-Кут» в сети Интернет (http://www.uskairport.ru/) установлено, что отсутствует информация  о технической возможности аэропорта (http://www.uskairport.ru/about/tech.html).

В соответствии со ст.ст. 8, 8.1 Федеральною закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»  и постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. №599 «Об утверждении Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» АО «Аэропорт Усть-Кут» как субъект естественных монополий и главный оператор  обязано обеспечить доступ потребителей к информации об услугах в аэропортах путем ее размещения на официальном сайте аэропорта в сети Интернет и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

При этом к подлежащей свободному доступу информации об услугах в аэропорту относится, в том числе, информация о технической возможности аэропорта и сведения о введении каких-либо временных ограничений по доступу к услугам и сроках их окончания.

АО «Аэропорт Усть-Кут» подтвердило (письмо от 25.11.2020г. №1.11-867), что информацию о проведении ремонтных работ, о технической возможности аэропорта и о введенных ограничениях в связи с проведением ремонтных работ в сети Интернет не размещало, направило только 31.07.2020г. по сети фиксированной электросвязи (ЛФТН) в Новосибирский зональный центр единой системы организации воздушного движения (Новосибирский ЗЦ ЕС ОрВД) информацию о проводимом ремонте (хотя ремонтные работы велись с 01.06.2020г.). Данная информация издана по средствам извещения NOTAM (извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию) и доступна для всех авиакомпаний.

В связи с отказами АО «Аэропорт Усть-Кут» в приеме/выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут, ПАО «АэроБратск» ненадлежащим образом выполняло обязательства по договорам воздушных перевозок с заказчиками, что привело  к ущемлению интересов ПАО «АэроБратск» в предпринимательской деятельности путем  создания препятствий доступу ПАО «АэроБратск» на товарный рынок авиаперевозок, поскольку заказчики  поручают организацию вылета другим хозяйствующим субъектам (АО АК «Ангара»).

Согласно требованиям пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, создание препятствий доступу на товарной рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (пункт 5 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

АО «Аэропорт Усть-Кут» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по услугам аэропортов (дата включения в Реестр № 1161-т от 18.07.2014г.), следовательно, занимает доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание) в географических границах аэропорта г.Усть-Кут Иркутской области.

Иркутским УФАС России в действиях АО «Аэропорт Усть-Кут» установлены признаки   злоупотребления доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых авиаперевозчикам в аэропорту Усть-Кут Иркутской области, что выразилось в создании препятствий доступу на товарной рынок путем необоснованного отказа в приеме/выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут, что может привести к ущемлению интересов ПАО «АэроБратск» в предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, приказом Иркутского УФАС России от 16.12.2020г. №038/349/20 возбуждено дело №038/01/10-2438/2020 по признакам нарушения АО «Аэропорт Усть-Кут»  п.9 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-2438/2020 ПАО «АэроБратск» поддержало заявленные требования в полном объеме, а также указало на то, что согласно Договору о наземном обслуживании от 19.06.204г. №19/06-14 Общество на постоянной основе вправе рассчитывать на предоставление аэропортовых услуг, включая услуги временной стоянки (базировки) для одного воздушного судна в аэропорту г.Усть-Кут, в целях выполнения воздушных перевозок.

Заявка на оказание услуг субъекта естественных монополий подавалась в 2014г., согласно которой и был заключен Договор о наземном обслуживании №19/06-14.

В 2019году ПАО «АэроБратск» подал заявку  от 17.04.2019г. по форме Приложения №1 к Приказу Минтранса РФ от 21.06.2010г.№137, которая была принята АО «Аэропорт Усть-Кут», рассмотрена и удовлетворена в рамках договора.

Согласно договора аэропорт Усть-Кут в обязательном порядке обязался предоставлять комплекс услуг аэропортового обслуживания, коммерческой загрузки, включая временную стоянку (базировку), технического обслуживания, а также по заявке иных дополнительных услуг.

В рамках данного договора ПАО «АэроБратск» выполняет нерегулярные полеты. Ежегодно до начала каждого календарного года ПАО «АэроБратск» направляло в адрес АО «Аэропорт Усть-Кут» сведения о планируемом объеме перевозок из аэропорта Усть-Кут на воздушных судах Ми-8 и Як-40 (исх.№1168/07 от 11.12.2017г., №1104/07 от 03.10.2019г.). Сформировать информацию   более конкретно не представляется возможным, поскольку  по условиям договоров с заказчиками заявка подается не позднее дня вылета, а для санавиации и лесоавиационные полеты  по патрулированию и тушению пожаров, заявка может быть подана  в день вылета по срочному плану. Именно условия договоров на выполнение авиационных работ и потребовали от ПАО «АэроБратск» выставить Ми-8 на базировку в аэропорт г.Усть-Кут.  В 2020 году базировка  вертолета в аэропорту Усть-Кут составила 298 суток согласно ведомости.

Из информации, предоставленной Центром расписания и тарифов,  о зарегистрированных и опубликованных слотах аэропорта Усть-Кут сезона лето 2020г. следует, что зарегистрированными и опубликованными являются слоты для авиакомпаний: «Ангара» (код ИК), «Руслайн (код РГ), «Алроса» (код Ям), «КрасАвиа (код ЭК) и «ИрАэро» (код РД) для самолетов Ан-24 и SRJ, выполняющие регулярные и чартерные  перевозки по расписанию. Слоты для авиакомпаний «Ангара» и «Ютэйр», выполняющих полеты на Ми-8, наравне с ПАО «АэроБратск» не регистрировались и не публиковались.

Согласно п.24 постановления Правительства РФ от 22.07.2009г. №599 слоты, по которым не опубликовано расписание считаются свободными и потребители имеют право подавать заявки на выделение этих слотов.

Согласно договора, информирование о каждом рейсе осуществлял   командир воздушного судна, базирующегося в аэропорту г.Усть-Кут (лицо, уполномоченное ПАО «АэроБратск»),  который  оперативно передавал информацию о полете  и об услугах, действуя через производственно-диспетчерскую службу аэропорта, получал необходимые согласования времени вылета, заявлял план полетов и получал разрешение на использование воздушного пространства.

В августе 2020г. АО «Аэропорт Усть-Кут» потребовало письменное согласование каждого вылета, ПАО «АэроБратск» направляло запрос на каждый рейс Ми-8 вылетом из Усть-Кута. Отказы в  обеспечении вылетов Ми-8 с места базирования не были мотивированы технической невозможностью, тем более, что на сайте в сети «Интернет» отсутствовала необходимая информация о наличии/отсутствии технической возможности аэропорта.

Время, заявленное в заявках на обеспечение вылета Ми-8, например,  14.08.2020г., 19.08.2020г., 29.08.2020г., 05.09.2020г., 07.09.2020г., 21.09.2020г. не нарушало синхрон аэропорта в соответствии с опубликованным расписанием.

Согласование  обеспечения взлет/посадки Як-40, выполняющего заказной рейс и не находящегося на базировке в Усть-Куте, происходило направлением телеграфного запроса накануне выполнения полета, и получением подтверждения.

Начиная с августа 2020г., ПАО «АэроБратск» не имело возможности полноценно выполнять авиационное обслуживание заказчиков, поскольку АО «Аэропорт Усть-Кут» отказывало в согласовании приема/выпуска воздушных судов. Исключения составляли полеты ЛАР по тушению лесных пожаров, которые выполнялись «день в день» на основании срочных планов полетов, не требующих предварительного согласования.

Причины отказа на обращения ПАО «АэроБратск» были необоснованными, в том числе, указание на наличие задолженности по оплате услуг по состоянию на 01.10.2020г., в то время как фактическая задолженность отсутствовала. Кроме того, Договор о наземном обслуживании №19/06-14 не предоставляет аэропорту возможности приостановить оказание услуг в связи с наличием задолженности.

В ходе рассмотрения дела №038/01/10-2438/2020  АО «Аэропорт Усть-Кут» представлены письменные и устные пояснения, из которых  следует, что Общество не признает факт нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.

Во-первых, нераскрытие на официальном сайте Аэропорта  подлежащей свободному доступу информации, в нарушение требований законодательства, обусловлено непредвиденными обстоятельствами.

Так Указом губернатора Иркутской области от 18.03.2020г. №59-уг на территории Иркутской области с 20-00ч 18.03.2020г. введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента РФ от 25.03.2020г. установлены нерабочие дни  с 30.03.2020г. по 03.04.2020г., которые были продлены до 08.05.2020г.

Согласно п.1 приказа АО «Аэропорт Усть-Кут» №86а от 03.09.2019г. ответственным за размещение информации на сайте назначен помощник генерального директора по кадрам, работе с акционерами и делопроизводству Кузакова Э.М., ответственным за сбор и предоставление информации- начальник аэродромной службы <…..>, начальник службы перевозок <…..>.

Согласно п.3.1.5 должностной инструкции начальник аэродромной служб обязан своевременно предоставлять информацию о всех изменениях регламента работы аэродрома, связанных с проводимым ремонтом, в службу аэронавигационной информации САИ ВС, ЦАИ, готовить информацию для опубликования на официальном сайте АО «Аэропорт Усть-Кут».

В период с 19.05.2020г. по 23.06.2020г. <….> находился на больничном, в связи с чем, своевременно не направил информацию для ее размещения на официальном сайте.

Полномочия по исполнению п.3.1.5 должностной инструкции на период временного отсутствия сотрудника не передавались, в связи с чем был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде устного замечания.

31.07.2020г. Аэропорт по сети фиксированной электросвязи (ЛФТН) направил радиограмму в Новосибирский зональный центр единой системы организации воздушного движения (Новосибирский ЗЦ ЕС ОрВД) с информацией о проводимом ремонте.

Данная информация была издана по средствам извещения NOTAM и доступна для всех перевозчиков.

Таким образом, по мнению АО «Аэропорт Усть-Кут», информация о введении временных ограничений по доступу к услугам и срокам их окончания была в свободном доступе у всех участников рынка.

Несмотря  на факт отсутствия указанной информации на официальном сайте аэропорта, Аэропорт полагает, что фактические обстоятельства указывают на отсутствие в действиях аэропорта признаков направленного поведения на создание препятствий доступу на рынок ПАО «АэроБратск».

Во-вторых, АО «Аэропорт Усть-Кут» считает, что действия Общества были направлены на соблюдение требований действующего порядка предоставления услуг.

Действительно, между АО «Аэропорт Усть-Кут» и ПАО «АэроБратск» заключен договор №19/06-14 на аэропортовое обслуживание.

Однако письменные заявки об оказании услуг в аэропортах по форме, утвержденный  приказом Минтранса России от 21.06.2010г. №137 ПАО «АэроБратск» не направляло и фактически с 2014г. по 2020г. полетов по договору  не осуществляло.

Направление заявки на оказание услуг в аэропорту Усть-Кут с нарушением установленной формы является самостоятельным основанием для возврата ее заявителю (п.7 постановления Правительства РФ от 22.07.1999г. №599).

С заявкой на оказание услуг в аэропорту г.Усть-Кут  ПАО «АэроБратск»  обратилось 09.09.2020г. (№997/01, №998/01), которые были приняты и согласованы.

Авиакомпания «Ангара» наделена первым (высшим) приоритетом (глава IV постановления Правительства РФ от 22.07.2009г. №599) по праву исторического слота (длительное время выполняет рейсы аэропорта Усть-Кут, согласовав на летнюю навигацию базировку 4 вертолетов, а ПАО «АэроБратск» базирует 1 воздушное судно).

 

Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы  заявителя и ответчика, приходит к следующим выводам.

АО «Аэропорт Усть-Кут», являясь субъектом естественных монополий, обязано соблюдать требования действующего законодательства, в том числе, касающиеся недискриминационного доступа к услугам аэропорта.

Начиная с августа 2020г., ПАО «АэроБратск» не имело возможности полноценно выполнять авиационное обслуживание заказчиков, поскольку АО «Аэропорт Усть-Кут» необоснованно отказывало в согласовании приема/выпуска воздушных судов.

Кроме того, в связи с отсутствием на официальном сайте АО «Аэропорт Усть-Кут» информации о технической возможности аэропорта, ПАО «АэроБратск» было лишено возможности  спланировать свои действия заранее.

Не могут быть приняты во внимание доводы АО «Аэропорт Усть-Кут», согласно которых неразмещение соответствующей информации на официальном сайте Аэропорта произошло по причине отсутствия ответственного сотрудника, поскольку согласно представленных документов (листков нетрудоспособности) сотрудник отсутствовал в период с 19.05.2020г. по 23.06.2020г., тогда как информация не размещена на сайте Аэропорт ни   по состоянию на дату начала проведения и окончания ремонтных работ, ни на дату рассмотрения дела.

Доводы АО «Аэропорт Усть-Кут» о неосуществлении фактических полетов в рамках договора №19/06-14 опровергаются представленными данными ПАО «АэроБратск».

В материалах дела также имеется переписка между АО «Аэропорт Усть-Кут» и ПАО «АэроБратск», касающаяся причин отказов, из которой следует, что основанием послужило наличие  задолженности по оплате услуг по состоянию на 01.10.2020г., в то время как фактическая задолженность отсутствовала. Кроме того, Договор о наземном обслуживании №19/06-14 не предоставляет аэропорту возможности приостановить оказание услуг в связи с наличием задолженности.

Остальные доводы ответчика, изложенные в письменных и устных пояснениях, не принимаются Комиссией Иркутского УФАС России, так как не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Комиссия Иркутского УФАС России, анализируя совокупность установленных в ходе рассмотрения последовательных и взаимосвязанных обстоятельств, пришла к  выводу, что в совокупности своей отдельные действия АО «Аэропорт Усть-Кут» образуют стратегию поведения, имеющую определённую направленность, а именно, создание препятствий доступу ПАО «АэроБратск» на соответствующий товарный рынок. В связи с отказами в приеме/выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск» ненадлежащим образом выполняет обязательства по договорам воздушных перевозок, что может привести к отказу контрагентов от заключенных договор, соответственно, ПАО «АэроБратск» не сможет осуществлять свою деятельность.

 Действия АО «Аэропорт Усть-Кут» не  могут быть допустимы, поскольку их совершение может привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции путём устранения ПАО «АэроБратск» с товарного рынка, что, в свою очередь, стало следствием злоупотребления АО «Аэропорт Усть-Кут» своим доминирующим положением при осуществлении естественно монопольного вида деятельности по наземному обслуживанию в аэропорту г. Усть-Кут.

На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела №038/01/10-2438/2020, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении АО «Аэропорт Усть-Кут», занимающим  доминирующее положение  на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых авиаперевозчикам в аэропорту Усть-Кут Иркутской области, п.9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,  что выразилось в создании препятствий доступу на товарной рынок путем необоснованного отказа в приеме/выпуске воздушных судов ПАО «АэроБратск» в аэропорту Усть-Кут, что может привести к ущемлению интересов ПАО «АэроБратск» в предпринимательской деятельности.

На основании статьи 48.1 Закона о  защите конкуренции  Определением №038/303/21 от 12.03.2021г. рассмотрение дела №038/01/10-2438/2020  отложено в связи с принятием  заключением об обстоятельствах дела и  направлением в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела.

ПАО «АэроБратск» в ходе рассмотрения дела поддержало заявленные доводы.

АО «Аэропорт Усть-Кут» письменных  возражений не представило, с доводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела №038/01/10-2438/2020 не согласно.

Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев позиции сторон по делу,  приходит к выводу о  том, что все доводы лиц, участвующих  в деле,  отражены в Заключении, им  дана надлежащая  правовая оценка в ходе рассмотрения дела №038/01/10-2438/2020.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства  Комиссия согласно п.5 ч.1 ст.49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного  законодательства.

По состоянию на дату рассмотрения дела №038/01/10-2438/2020 АО «Аэропорт Усть-Кут» не отказывает ПАО «АэроБратск» в приеме/выпуске воздушных судов.

Однако, поскольку АО «Аэропорт Усть-Кут» не представлено доказательств  размещения информации, предусмотренной Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 599, позволяющей всем заинтересованным лицам, включая ПАО «АэроБратск», планировать свою деятельность и  надлежащим образом выполнять свои обязательства перед контрагентами по  договорам воздушных перевозок, Комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам  рассмотрения представленных материалов, документов, письменных  и устных пояснений сторон,  руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 10,  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Иркутского УФАС России, РЕШИЛА:

1. Признать АО «Аэропорт Усть-Кут», занимающее  доминирующее положение  на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых авиаперевозчикам в аэропорту Усть-Кут Иркутской области, нарушившим  п.9 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции»,  что выразилось в создании ПАО «АэроБратск» препятствий доступу на товарной рынок авиаперевозок, что может привести к ущемлению интересов ПАО «АэроБратск» в предпринимательской деятельности. 

2. Выдать АО «Аэропорт Усть-Кут» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении в срок до 25.06.2021г. действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем размещения информации, предусмотренной Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N599.

3. Передать материалы дела №038/01/10-2438/2020 должностному лицу Иркутского  УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Направить копию решения сторонам по делу,  копию предписания — ответчику.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…..>

 

Члены Комиссии                                                                                            <…..>

 

                                                                                                                         <…..>

 

 

 Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 от 26.07.2006г. №135-ФЗ ФЗ «О защите конкуренции»).

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной Законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны