Решение №038/1314/22 Решение от 27 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» декабря 2022г.

В полном объеме решение изготовлено «__» декабря 2022г.                                                              г. Иркутск

 

 

 Комиссия Иркутского УФАС России в составе: председатель Комиссии - руководитель Иркутского УФАС России, члены Комиссии: начальник отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России, специалист –эксперт отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России,

в присутствии представителей ФГУП ПВС МВД России (в том числе, с использованием системы ВКС),

в отсутствие ИП Б.,

в отсутствие представителей ГУ МВД России по Иркутской области (Управление по вопросам миграционной службы),

рассмотрев материалы дела № 038/01/10-773/2022 от 05.05.2022г., возбужденного по признакам нарушения ФГУП ПВС МВД России п.1 ч.1 ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от ИП Б.в отношении действий Иркутского филиала ФГУП ПВС МВД России о повышении, выразившихся в повышении с января 2022г. стоимости услуг по подготовке заявлений, оказания содействия в формировании и передаче в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России комплектов документов, необходимых для оформления/переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам.

Из обращения заявителя следует, что с 12 января 2022 года стоимость услуги по подготовке заявления на выдачу патента для осуществления трудовой деятельности на территории РФ и проверка необходимого пакета документа для иностранных граждан выросла с 3500 руб. до 4000 руб. , т. е. на 14%.

В результате проведенного антимонопольного расследования установлено следующее.

ФГУП «Паспортно-визовый сервис» (125167, г.Москва, Ленинградский проспект, д.37, корпус 11, далее по тексту Предприятие) является единственным государственным предприятием, основными направлениями деятельности которого являются оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в МВД России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг.  В границах Иркутской области действует Иркутский филиал ФГУП ВПС МВД России.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 12.02.2015 № 42-пп (ред. от 26.09.2018) "Об уполномоченной организации" Иркутский филиал ФГУП ВПС МВД РФ определен уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению на территории Иркутской области услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляющей прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, оказывающей содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

В силу специфики услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, оказание содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, Иркутский филиал ФГУП ПВС МВД России в границах Иркутской области занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с Уставом Предприятия (п.3; 30) ФГУП ПВС является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли.

Услуги Предприятием оказываются по тарифам, утвержденным внутренним документом ФГУП ПВС МВД РФ. Порядок формирования, утверждения, корректировки тарифов на услуги Предприятия определен Положением о тарифах федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Предприятия на соответствующий календарный год. (далее Положение). Тарифы, рассчитанные в соответствии с Положением, устанавливаются для каждого подразделения отдельно и утверждаются генеральным директором Предприятия. При этом услуги в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в МВД России и (или) его территориальные органы при получении государственных услуг не подлежат государственному регулированию.

Согласно Положению основанием для изменения тарифов является изменение внешних и внутренних факторов, а также изменение показателей эффективности работы подразделений Предприятия (п.11). При наличии оснований, предусмотренных п.11 Положения ,утвержденные тарифы могут пересматриваться не чаще одного раза в месяц. Тарифы на платные услуги основываются на себестоимости оказываемых услуг, их сложности, экономической ситуации в регионе и иных факторах. Подразделения Предприятия, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг на возмездной основе, в случаях, предусмотренных п.11 Положения, при необходимости составляют проект скорректированных тарифов и вместе с заявкой на утверждение тарифов направляют в ЦА Предприятия.

Услуга по подготовке заявлений, оказание содействия в формировании и передаче в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России комплектов документов, необходимых для оформления/переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам, оказывается «пакетно» и под пунктом 7.4 входит в главу 7 Тарифы филиала по Иркутской области ФГУП ПВС МВД России «Патенты для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации». Кроме указанной выше услуги в данную главу входят следующие виды услуг:

  • 7.1. Оказание информационно-консультационной услуги по порядку оформления/ переоформления патента, выдачи нового патента, его дубликата и внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте;

  • 7.2. Подготовка документов, необходимых для оформления / переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам, в том числе получение нового патента его дубликата, внесение изменений в сведения, содержащиеся в патенте;

  • 7.3. Комплексное обслуживание заявителя для оформления / переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам, в том числе получение нового патента , его дубликата, внесение изменений в сведения, содержащиеся в патенте — 0 руб.;

  • 7.4. Подготовка заявления, оказание содействия в формировании и передаче в подразделение по вопросам миграции территориального подразделения МВД России комплекта документов необходимых для оформления / переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам. Услуга предоставляется пакетно;

  • 7.5. Проверка принимаемого непосредственно от иностранного гражданина готового комплекта документов, необходимого для оформления/ переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам;

  • 7.6. Проверка на соответствие действующему законодательству Российской Федерации комплекта документов, необходимого для оформления / переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранным гражданам.

Тарифы на 2022 год разработаны согласно Положению о тарифах, утвержденному Приказом Предприятия от 21.12.2021 № 133/99 и, которым предписано подразделениям Предприятия произвести корректировку действующих тарифов и обеспечить организацию оказания услуг с 01.01.2022г.

По заявке Иркутского филиала Предприятия тарифы для филиала с 12.01.2022 пересмотрены и утверждены новые, согласно которым стоимость некоторых услуг филиала по услугам, предусмотренным гл.7 «Патенты для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской федерации» повысилась от 14% до 27%.

Согласно методологии расчета тарифов на услуги Предприятия в основу расчета тарифной ставки (минимальная и максимальная граница ставки) заложена стоимости 1 минуты, складывающейся из полной себестоимости оказания услуг за предшествующий период и с учетом НДС (20%) и закладываемой рентабельности в размере 15%. При этом максимальная граница тарифной ставки определяется с учетом коэффициента сложности (максимально равен 3) и с учетом регионального экономического коэффициента, учитывающего миграционную обстановку в регионе, спрос на услуги, платежеспособность населения, наличие и стоимость у конкурентов.

Согласно, представленным ФГУП ПВС МВД РФ данным стоимость 1 минуты при оказании услуг в 2021 и 2022 году, утвержденная Приказами от 13.11.2020 № 167/99 и от 21.12.2021 № 133/99 соответственно, не изменилась и составила 22,02 руб. Следовательно, можно сделать вывод, что заложенные при расчете себестоимости затраты Предприятия в 2021 и 2022 году остаются неизменными.

В обоснование повышения тарифной ставки по п.7.4 Предприятие представило заявку Иркутского филиала, согласно которой по п.7.4 увеличение стоимости услуги произошло за счет увеличения регионального экономического коэффициента для Иркутской области.

По информации Предприятия размер регионального экономического коэффициента позволяет варьировать стоимость тарифа от минимального размера тарифной ставки до максимального размера для обеспечения максимальной экономической эффективности обособленного подразделения. Кроме того Предприятие указало на то, что смена формата предоставления услуг (создание миграционного центра) в 2021 году повлекло увеличение затрат на оплату труда, на приобретение дополнительного оборудования и иных расходов. Согласно информации Предприятия услуги по п.7.4 Иркутский филиал начал оказывать со 2-го квартала 2021 года, в следствии внесенных изменений в устав Предприятия в отношении привлечения к оказанию услуг третьих лиц (п.13 Устава). В обоснование данных доводов Предприятие не представило доказательств увеличения затрат, связанных с изменением условий оказания услуг. При этом в представленных расшифровках затрат при расчете себестоимости 1 минуты состав затрат и их величина не изменились. Однако объемы услуг Иркутского филиала Предприятия за 2021 год вырос в два раза, а по п.7.4 объем услуг за 1 квартал 2022 года на 11% превысил годовой объем таких услуг за 2021 год.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Приказом Иркутского УФАС России №038/175/22 возбуждено дело №038/01/10-773/2022 в отношении ФГУП «Паспортно-визовый сервис» (125167, г.Москва, Ленинградский проспект, д.37, корпус 11, далее по тексту Предприятие) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившимся в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услуги «патент для осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» для иностранных граждан, прибывающих на территорию Иркутской области.

02.08.2022г. письмом №ГМ/73106/22 (вх.№10344-ЭП/22 от 04.08.2022г.) ФАС России приняло решение о наделении Иркутского УФАС России полномочиями по рассмотрению дела №038/01/10-773/2022.

В ходе рассмотрения дела ФГУП ПВС МВД России представлены письменные и устные пояснения, из которых установлено, ФГУП ПВС МВД России не является органом власти, организацией, осуществляющей функцию органа власти, организацией, оказывающей государственные услуги.

Уставом определено, что Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды предоставляемых услуг.

Положение о тарифах вводится в целях создания и обеспечения функционирования механизма единых подходов к ценообразованию по предоставляемым услугам, оптимизации и систематизации перечня работ и услуг по всем направлениям деятельности.

Пунктом 11 Положения о тарифах определено, что основанием для изменения тарифов является изменения внешних (включая инфляционные процессы, изменение конъюнктуры рынка, изменение действующего законодательства) и внутренних факторов (низкие показатели эффективности деятельности подразделений), а также показателей эффективности работ подразделений.

В январе 2021г. Филиал ФГУП ПВС МВД России по Иркутской области являлся убыточным. Постепенно, начиная с 1 мая 2021г. , Филиалом организована работа по оказанию услуг по подготовке заявлений, оказанию содействия в формировании и передаче в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России комплекта документов, необходимых для оформления/переоформления патента для осуществления трудовой деятельности на территории РФ иностранными гражданами.

В обоснование доводов об увеличении затрат Филиала представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 Общехозяйственные расходы за 2021г..

Согласно ст.6 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В ходе рассмотрения дела ФГУП ПВС МВД России представлены доказательства наличия сопоставимого по составу покупателей и продавцов услуг в сфере миграции, по условиям обращения услуг, по условиям доступа на рынок, государственному регулированию (включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование) конкурентного рынка.

Так на территории отдельных субъектов Российской Федерации (Москва и Московская область, Калининградская область, Калужская область, Тульская область) аналогичные услуги оказываются иными субъектами и цены на предоставляемые услуги выше, чем у ФГУП ПВС МВД России.

В соответствии со ст.6 Закона о защите конкуренции не может быть признана монопольно высокой цена, не превышающая цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При таких обстоятельствах, Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев представленные материалы по делу №038/01/10-773/2022, оценив полно и всесторонне имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи и совокупности, пришла к выводу, что в действиях ФГУП ПВС МВД России отсутствует факт установления монопольно высокой цены на услуги «патент для осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» для иностранных граждан, прибывающих на территорию Иркутской области, следовательно отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, по результатам рассмотрения представленных материалов, документов, письменных и устных пояснений, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Иркутского УФАС России РЕШИЛА:

1. Прекратить производство по делу №038/01/10-773/2022 от 05.05.2022г. в отношении ФГУП ПВС МВД России в связи с отсутствием   нарушения п.1 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Копию решения направить сторонам по делу.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны