Решение №038/1080/22 Решение о признании обоснованной жалобы ОО МВ52 на действия ... от 9 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 03.11.2022г.
Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2022г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ;
Члены Комиссии;
при участии представителя заказчика — ОАО «РЖД» — (доверенность);
при участии представителя заявителя — ООО «МВ52» - (доверенность);
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «МВ52» с жалобой на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4098/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки герметизирующих материалов для кабелей и муфт.
Заявитель считает, что заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «МВ52» на основании указания в составе заявки недостоверных сведений относительно характеристик товара.
Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения заказчика, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28 июня 2018 г. (далее - Положение о закупке).
Заказчиком на сайте электронной торговой площадки www.rts-tender было размещено извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4098/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки герметизирующих материалов для кабелей и муфт.
Ознакомившись с указанной информацией ООО «МВ52» была подана заявка на участие в запросе котировок.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.10.2022г. принято решение отклонить заявку и отказать в допуске к участию в запросе котировок Участнику № 3 (ООО «МВ52») на основании пункта 3.6.6.1. документации о закупке, в связи с предоставлением участником в техническом предложении информации о характеристиках товара по номенклатурной позиции № 4, не соответствующей действительности, а именно: из официальной переписки с производителем, указанным участником, установлено, что ЛЕНТА МАСТИЧНАЯ ССД ЛМ-1,5 имеет ширину 38 мм, а не указанную участником в техническом предложении - 35 мм.
Как указывает заявитель в жалобе, указанное в техническом предложении значение ширины ленты соответствует требованиям технического задания заказчика, в связи с чем не имелось законных оснований отклонять заявку ООО «МВ52».
Согласно пояснениям заказчика, от официального дистрибьютора изготовителя поступила информация о том, что ширина Ленты мастичной ССД ЛМ-1,5 составляет 38 мм., а не 35 мм., как указал заявитель в своем техническом предложении.
Рассмотрев доводы жалобы, пояснения сторон, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Также пунктом 222 Положения о закупке установлено, что не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Позицией №4 Технического задания (Приложение №1.1 к аукционной документации) установлено, что к поставке необходима «Лента мастичная» со следующими характеристиками:
«Применяется для выравнивания поверхностей при герметизации, гидроизоляции оболочек, муфт кабелей и защите от коррозии совместно с изоляционными лентами, имеющими твердую основу
Ширина, мм: не менее 35
Толщина, мм: не менее 3
Длина, м: не менее 1,5
Масса, г: не менее 240».
На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 3.14.5.1 документации установлено, что первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения № 1.3 к аукционной документации. При этом не допускается указание в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, а также сведений о ценовом предложении.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС России, ООО «МВ52» в своем техническом предложении по позиции №4 предложило к поставке следующий товар: «Лента мастичная ССД ЛМ-1,5; Производитель - АО «ССД» (ИНН 7723005557); Применяется для выравнивания поверхностей при герметизации, гидроизоляции оболочек, муфт кабелей и защите от коррозии совместно с изоляционными лентами, имеющими твердую основу. Ширина, мм: 35; Толщина, мм: 3; Длина, м: не менее 1,5; Масса, г: не менее 240. Соответствует ГОСТ 16214-86».
В соответствии с пунктом 3.6.12 закупочной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Согласно пояснениям заказчика, в рамках проверки сведений о товаре, указанном участником №3 по позиции №4 перечня товаров технического предложения (Лента мастичная ССД ЛМ-1,5), в адрес официального дистрибьютора изготовителя данного товара — ооо «центрсвязьсервис-дв» был направлен запрос о подтверждении соответствия характеристик данного товара.
В ответе на указанный запрос от 10.10.2022г. ООО «ЦентрСвязьСервис-ДВ» сообщило о предоставлении Участником №3 недостоверных сведений о ширине предлагаемого товара. В техническом предложении указана ширина ленты ЛМ-1,5 равная 35 мм, в ответе ООО «ЦентрСвязьСервис-ДВ» указывает, что ширина данной ленты равна 38 мм.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что информация о характеристиках товара была запрошена ОАО «РЖД» не у официального производителя товара 9АО «ССД»), наименование которого указано ООО «МВ52» в своем Техническом предложения.
При этом, представитель заявителя на заседании Комиссии Иркутского УФАС России пояснил, что указанная характеристика ширины Ленты мастичной может меняться в зависимости от партии товара в пределам 3 мм. Кроме того, по мнению заявителя производителем возможно изготовление товара по специальному заказу, в т.ч. С характеристикой ширины ленты равной 35 мм.
Иркутским УФАС России направлен запрос (исх.№038/5118/22 от 27.10.2022г.) производителю товара «Лента мастичная ССД ЛМ-1,5» АО «ССД» (ИНН 7723005557). В ответ на указанный запрос АО «ССД» пояснило следующее:
-
-
АО «ССД» вляется производителем товара - лента мастичная ССД ЛМ-1,5;
-
Лента ЛМ должна иметь следующие характеристики: ширина лента 38 мм;
-
Существует вероятность отклонения значения ширины ленты мастичной ССД ЛМ-1,5 на ±3 мм. В зависимости от партии товара, поскольку данная лента представляет собой гибкую мягкую субстанцию, которая при механических и температурных воздействиях может менять параметр ширины на ±3 мм.;
-
Изготовление ленты мастичной ССД ЛМ-1,5 с параметром ширины равным 35 мм. по специальному заказу возможно.
-
Кроме того, ГОСТ 16214-86 «Межгосударственный стандарт. Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.06.1985 №1855) допускает возможность отклонения ширины ленты на ±3 мм. от установленного значения.
Стоит отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны законным образом (например, соответствующими государственными или правоохранительными органами).
Предоставление участником процедуры в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.
Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.
При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Таким образом, для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
Согласно сложившейся судебной и административной практике именно заказчик обязан доказать, что в составе заявки участника представлены недостоверные сведения.
Вместе с тем, предоставленный ОАО «РЖД» ответ ООО «ЦентрСвязьСервис-ДВ» не может рассматриваться как однозначное, неопровержимое и достаточное доказательство того, что ООО «МВ52» представлены недостоверные сведения относительно характеристик предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, на основании указанной информации Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу об отсутствии в заявке ООО «МВ52» информации о характеристиках товара по номенклатурной позиции № 4 не соответствующей действительности.
Также стоит отметить, что участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара с требуемыми характеристиками, он несет ответственность за соответствие поставляемого товара на этапе исполнения договора. Как установлено, ООО «МВ52» к поставке предлагается товар с характеристиками, соответствующими требованиям технического задания.
Согласно пункту 3.6.6.1 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Как установлено Комиссией Иркутского УФАС, в составе заявки ООО «МВ52» не была предоставлена информация, которая не соответствует действительности. При этом у заказчика отсутствовали достаточные основания для установления факта предоставления заявителем недостоверных сведений.
При этом, аукционная документация не содержит оснований, позволяющих заказчику отказать в допуске к участию в аукционе участнику, заявка которого соответствует требованиям документации.
Указанное также влечет нарушение заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о нарушении заказчиком требований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 222 Положения о закупке, выразившемся в неправомерном отказе ООО «МВ52» в допуске к участию в аукционе.
Комиссия антимонопольного органа, исследовав все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной, а также о выдаче заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «МВ52» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при организации и проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4098/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки герметизирующих материалов для кабелей и муфт, обоснованной;
-
Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункт 222 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28 июня 2018 г.;
-
Выдать заказчику обязательные для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
-
Материалы по жалобе передать должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
-
Направить копии решения сторонам по жалобе.
-
-
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
5