Решение (комиссия) №038/1996/24 необоснована;223;без предписания;ООО Вектор - ООО Транснефть... от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.04.2024г.

г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: ;

при участии посредством видео-конференц-связи представителей организатора торгов — ПАО «Транснефть», заказчика — ООО «Транснефть-Восток»(паспорт, доверенность); (паспорт, доверенность);

при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя — ООО «Вектор» — (паспорт, доверенность);

рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО «Вектор» обратилось с жалобой на действия Заказчика – ООО «Транснефть-Восток» связанные с организацией и проведением редукциона в электронной форме 0001-207-К-Y12-01345-2024 «06-ТНВ/РЭН/1-04.2024 Работы по расчистке охранной зоны МН от кустарниковой растительности Нерюнгринского РНУ» (далее — закупка).

По мнению заявителя, заказчиком допущено нарушение, в связи с неправомерным отклонением организатора торгов заявки на участие в торгах.

Заказчиком представлены письменные и устные возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

Заказчиком осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) и Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» утв. От 05.04.2019г. Протокол №5 (в редакции от 20.09.2022г. Протокол №13) (далее - Положение о закупке).

Как указывает Заявитель по результатам предварительного рассмотрения заявок протокол №0001-207-К-Y12-01345-2024/Д от 06.03.2024г. заявка ООО «Вектор» была отклонена с формулировкой «не подтверждено наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, согласно порядку подтверждения наличия финансовых ресурсов для исполнения договора».

ООО «Вектор» обратилось за разъяснениями о причинах отклонения заявки в ПАО «Транснефть» и получило ответ.

Из данного ответа следует, что по данным открытых источников ООО «Вектор» имеет высокий ИФР (индекс финансового риска), что послужило причиной отклонения заявки. Без расшифровки, что именно является высоким ИФР для ПАО «Транснефть».

В то же время в ходе проведения закупки ПАО «Транснефть» через торговую площадку обращалось за разъяснениями к ООО «Вектор» о предоставлении менее существенной с точки зрения ООО «Вектор» информации, информации о собственниках используемой для выполнения договора техники по форме 13. ПАО «Транснефть» имело возможность и не запросило разъяснений о причинах высокого ИФР (индекса финансового риска) ООО «Вектор». Таким образом, ООО «Вектор» считает, что ПАО «Транснефть» не было заинтересовано в наличии конкуренции при проведении закупки.

ООО «Вектор» подтверждает, что по данным открытых источников действительно имеется информация, которая позволяет считать сделки с ООО «Вектор» рискованными. Это информация о поданном на ООО «Вектор» заявлении о признании банкротом.

Согласно письменным возражениям заказчика протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.03.2024 № 0001-207-К-Y12-013452024/Д заявка ООО «Вектор» (Участник № 3) отклонена от участия в Закупке на основании п. 102.3.2 Положения о закупке – несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки. Причина несоответствия - не подтверждено наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, согласно порядку подтверждения наличия финансовых ресурсов для исполнения договора, включенному в состав документации о закупке (п. 9.15 Инструкции для участника закупки).

В соответствии с п. 9.15 инструкции для участника закупки, к участникам Закупки предъявляется требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения договора.

Соответствие установленному требованию подтверждается на основании документов и сведений, представляемых участником закупки в подтверждение соответствия требованию, указанному в п. 9.3 инструкции для участника закупки, согласно порядку подтверждения наличия финансовых ресурсов для исполнения договора, включенному в состав документации о закупке (далее – Порядок).

  • бухгалтерский баланс (ОКУД 0710001) и отчет о финансовых результатах (ОКУД 0710002) (или бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710099 или иной форме, установленной Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и/или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов) за последний отчетный календарный год и за предшествующий ему отчетный календарный год с подтверждением отправки (получения) в ИФНС в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

  • сведения о финансовом состоянии по Форме 11 к инструкции для участника закупки.

Следующие формы к бухгалтерскому балансу:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании денежных средств.

Участник закупки, на которого не распространяется обязанность по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в подтверждение соответствия установленному требованию должен представить сведения о финансовом состоянии по форме 11 к настоящей инструкции для участника закупки с указанием оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которыми на него не распространяется обязанность по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В Порядке содержатся подробные сведения о том, каким образом проводится оценка наличия финансовых ресурсов (финансовой состоятельности). Наличие финансовых ресурсов определяется исходя из матричного подхода, включающего оценку финансового риска контрагента, полученную из справочно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс, и оценку риска наступления банкротства организации на основании четырех финансовых моделей, предусмотренных данной Методикой. Расчеты по моделям осуществляются на основании данных из бухгалтерской отчетности, доступной на сайте государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), а также материалов, предоставленных участником закупки в составе заявки. Таким образом, все используемые для оценки сведения являются публичными.

В рамках каждой из четырех финансовых моделей участник закупки проходит проверку наличия финансовых ресурсов (финансовой состоятельности). Если полученные результаты соответствуют устойчивому положению организации, и оценочный риск банкротства является низким, участник закупки получает 1 балл за каждую финансовую модель. В противном случае, финансовая состоятельность в рамках каждой модели оценивается в 0 баллов. Полученные баллы суммируются и формируют итоговый показатель в диапазоне от 0 до 4 баллов.

Участнику присваивается один из 3-х индексов финансового риска справочноаналитической системы СПАРК-Интерфакс (низкий, средний, высокий) в соответствии с результатами, которые рассчитываются согласно математической модели на основе только открытых статистических данных и без участия человека. После подсчета суммарного балла оценки финансовой состоятельности организации по результатам применения всех 4-х моделей данной Методики и присвоения индекса финансового риска справочноаналитической системы СПАРК-Интерфакс для каждого участника определяется положение в следующей матрице:

В соответствии с положением участника в представленной матрице определяется категория, в которую попадает участник закупки, и порядок последующих действий:

 

СПАРК ИФР

 

Оценка по моделям, балл

 

0

1

2

3

4

Низкий

доп. проверка

доп. проверка

соответствие

требованию

соответствие

требованию

соответствие

требованию

Средний

доп. проверка

доп. проверка

доп. проверка

соответствие

требованию

соответствие

требованию

Высокий

несоответствие

требованию

несоответствие

требованию

доп. проверка

доп. проверка

доп. проверка

 

Согласно п. 14.2.2 инструкции для участника Закупки конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в Положении о закупке.

В соответствии с п.102.3.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» основанием для отклонения заявки на участие в закупке является, в частности, несоответствие участника требованиям документации о закупке.

Учитывая указанные обстоятельства, по мнению Заказчика, поскольку Заявитель не отвечает требованию о наличии финансовых ресурсов для исполнения договора, в соответствии с п.102.3.2 Положения о закупке его заявка обоснованно отклонена.

 

Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной на основании следующего.

Исходя из положения ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о Закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу с ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.03.2024 № 0001-207-К-Y12-013452024/Д заявка ООО «Вектор» отклонена от участия в Закупке на основании п. 102.3.2 Положения о закупке – несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, по причине несоответствия - не подтверждено наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, согласно порядку подтверждения наличия финансовых ресурсов для исполнения договора, включенному в состав документации о закупке (п. 9.15 Инструкции для участника закупки).

В соответствии с п. 9.15 инструкции для участников закупки к участникам Закупки предъявляется требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения договора. (п. 4.2.1 Положения о закупке).

Комиссией установлено, что ООО «Вектор» по результатам оценки по 4 финансовым моделям (справочно-аналитической системе СПАРК-Интерфакс) на основании данных из бухгалтерской отчетности, доступной на сайте государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), а также материалов, предоставленных участником закупки в составе заявки, получен 1 балл.

 

МОДЕЛЬ №1

 

R = 0,1*K1 + 2*K2 + 0,08*K3 + 1*K4 + 0,45*K5

R < 1 – у Компании высокий риск банкротства. Согласно Порядку если R ≥ 1, то Компания получает 1 балл, если R < 1, то Компания получает 0 баллов.

Коэффициент

Формула расчета

Множи тель

для 5-

тифакто рной модели

Значение коэффициента

Расчет показателей рейтинговой модели

оценки для 5-тифакторной модели (гр.5 * гр.6)

2022

2021

2020

2022

2021

2020

1

2

3

5

6

7

 

8

 

 

Коэффициент текущей

ликвидности

(K1)

Оборотные активы /

Краткосроч ные

обязательст ва

стр.1200 /

(стр.1520 + стр.

1510+стр.1550)

0,10

0,83

1,07

1,06

0,08

0,11

0,11

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными

средствами

(K2)

(Собственн ый капитал - Внеоборотн ые активы) /

Оборотные активы

(стр.1300 - стр. 1100) / стр.1200

2,00

-0,46

-0,10

-0,21

-0,93

-0,20

-0,41

Коэффициент оборачиваемост и собственного капитала (K3)

Выручка от продаж /

Среднегодо

вая

стоимость активов

стр.2110 /

[(стр.1600нп.+стр.

1600кп.)*0,5]

0,08

0,57

1,82

3,42

0,05

0,15

0,27

Коэффициент рентабельности собственного капитала (K4)

Чистая прибыль /

Собственны й капитал

стр.2400 / стр.1300

1,00

-1,85

0,43

0,79

-1,85

0,43

0,79

Коэффициент рентабельности

продаж (K5)

Чистая прибыль /

Выручка

стр.2400 / стр.2110

0,45

-0,072

0,021

0,043

-0,033

0,010

0,020

 

 

 

 

ИТОГО:

R

-2,68

0,49

0,78

Балл

0

0

0

Среднее

0

 

По итогам оценки по модели №1 ООО «Вектор» получает 0 баллов.

 

МОДЕЛЬ №2


 

Z = 0,063 * К1 + 0,092 * К2 + 0,057 * К3 + 0,001 * К4

Z < 0,037 - Компании грозит банкротство. Если Z ≥ 0,037, то Компания получает 1 балл, если Z < 0,037, то Компания получает 0 баллов.

Коэффициен

т

Формула расчета

 

Множител

ь

значение коэффициента

расчет показателей

рейтинговой модели оценки

(гр.4 * гр.5)

 

 

2022

2021

2020

2022

2021

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Коэффициент К1

Оборотный капитал / Сумма активов

(стр.1200 - стр. 1500)/стр.1600

0,063

-0,13

0,06

0,04

-0,008

0,004

0,003

Коэффициент К2

Прибыль от реализации /

Сумма активов

(стр.2300 + стр.2330) / стр.1600

0,092

-0,04

0,04

0,10

-0,004

0,004

0,009

Коэффициент К3

Нераспределенная прибыль / Сумма активов

стр.1370 / стр.1600

0,057

23,26

61,84

97,50

1,326

3,525

5,558

Коэффициент К4

Собственный капитал / Заемный капитал

стр.1300 /

(стр.1400+стр.1500)

0,001

0,02

0,07

0,11

0,000

0,000

0,000

 

 

 

 

ИТОГО:

1,314

3,532

5,569

 

 

 

 

Балл

1

1

1

Среднее

1

 

По итогам оценки по модели № 2 ООО «Вектор» получает 1 балл.


 

МОДЕЛЬ №3

 

R = 2*К1 + 0,1*К2 + 0,08*К3 + 0,45*К4 + К5

R < 1 – у Компании высокий риск банкротства. Если R ≥ 1, то Компания получает 1 балл, если R < 1, то Компания получает 0 баллов.

Ко эфт

Расчет

Формула

Значение

Множ итель

Произведение

2022

2021

2020

2022

2021

2020

1

2

3

4

5

6

7

8=4*7

9=5*7

10=6*7

К1

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

(стр.1300-стр.1100) /стр.1200

- 0,46

- 0,10

- 0,21

 

2,00

- 0,93

- 0,20

- 0,41

К2

Коэффициент текущей ликвидности

стр. 1200/

(стр.1510+стр.1520 +стр.1550)

 

0,83

 

1,07

 

1,06

 

0,10

 

0,08

 

0,11

 

0,11

К3

Коэффициент оборачиваемости

активов

стр.2110/((стр.1600нп +стр.1600кп)*0,5)

 

0,57

 

1,82

 

3,42

 

0,08

 

0,05

 

0,15

 

0,27

К4

Коммерческая маржа

(рентабельность реализации продукции)

стр.2400/стр.2110

- 0,07

 

0,02

 

0,04

 

0,45

- 0,03

 

0,01

 

0,02

К5

Рентабельность собственного капитала (DuPont formula)

стр.2400/стр.1300

- 1,85

 

0,43

 

0,79

 

1,00

- 1,85

 

0,43

 

0,79

 

ИТОГО R (два варианта)

 

 

 

 

 

-2,68

0,49

0,78

 

 

 

 

 

Балл

0

0

0

 

 

 

 

 

Среднее

-

 

По итогам оценки по модели №3 ООО «Вектор» получает 0 баллов.


 

МОДЕЛЬ №4


 

R = 8,38*K1+1К2+ 0,054*К3 + 0,63*К4

R > 0,42 – у Компании низкая вероятность банкротства. Если R ≥ 0,18, то Компания получает 1 балл, если R < 0,18, то Компания получает 0 баллов.

 

 

 

 

 

Значение

 

 

Произведение

Коэф

Расчет

Формула

Множите ль

 

 

 

 

 

2021

2020

2019

2021

2020

2019

1

2

3

4

5

6

7

8=5*4

9=6*4

10=7*4

К1

Оборотный капитал /

Активы

(стр.1200-стр.1500) /стр.1600

8,38

-0,13

0,06

0,04

-1,12

0,48

0,33

К2

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода /

Собственный капитал

стр.2400/стр.1300

1

-1,85

0,43

0,79

-1,85

0,43

0,79

К3

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг

/ Активы

стр.2110/стр.1600

0,054

0,60

1,25

1,78

0,03

0,07

0,10

К4

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода / Затраты на производство и реализацию (себестоимос ть

проданных товаров, коммерчески

е и

управленческ ие расходы)

стр.2400/(стр.2120+стр.2210+ст

р.2220)

0,63

-0,06

0,02

0,05

-0,04

0,01

0,03

 

 

 

 

 

 

Значе ние R

-2,97

0,98

1,25

Балл

0

0

0

Сред нее

0

 

По итогам оценки по модели № 4 ООО «Вектор» получает 0 баллов.

Высоким индекс финансового риска является основанием для отклонения заявки в соответствии с п. п.102.3.2 Положения о закупке

Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о том, что организатор торгов действовал в соответствии с положением закупочной документации при принятии решения об отклонении заявки ООО «Вектор».

Учитывая изложенное Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований, установленных Законом о закупках, при проведении редукциона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Вектор» на действия заказчика – ООО «Транснефть-Восток» связанные с организацией и проведением редукциона в электронной форме 0001-207-К-Y12-01345-2024 «06-ТНВ/РЭН/1-04.2024 Работы по расчистке охранной зоны МН от кустарниковой растительности Нерюнгринского РНУ», необоснованной;

2. Направить копии решения сторонам по жалобе.

 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, конкурсной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Вектор"
ИНН 7536159878, ОГРН 1167536054542
ООО "Транснефть-Восток"
ИНН 3801079671, ОГРН 1063801003617