Решение №038/267/19 Жалоба ООО «Феникс» на положения документации об электронном... от 27 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 038/267/19

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены Комиссии: <…>, <…>;

 в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Администрации Вихоревского городского поселения (далее – заказчик); Общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – общество, заявитель; ООО «Феникс»), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе «Капитальный ремонт котельного и котельно-вспомогательного оборудования водогрейного котла КВТС-20-115 № 7 на котельной «Водогрейная», извещение №0134300063719000035  (далее – электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ),

УСТАНОВИЛА:

В Иркутское УФАС России 15 марта 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.

Заявитель считает, что в документации об электронном аукционе неправомерно установлены характеристики товаров, не соответствующие ГОСТам.

Также, заявитель указывает, что заказчиком, в нарушение требований Федерального закона №44-ФЗ в аукционной документации установлены излишние требования к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний, что вводит участников закупки в заблуждение и делает невозможным заполнить заявку с указанием характеристик товара.

Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 27 февраля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134300063719000035, а также документация об электронном аукционе «Капитальный ремонт котельного и котельно-вспомогательного оборудования водогрейного котла КВТС-20-115 № 7 на котельной «Водогрейная» (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 050 000 рублей 00 копеек.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.

Вместе с тем такое описание должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в приложении «Техническое задание на капитальный ремонт котельного и котельно-вспомогательного оборудования водогрейного котла КВТС-20-115 №7 на котельной «Водогрейная» по адресу: Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Доковская, 22Б» к документации об электронном аукционе.

В частности, названные требования содержат указание на необходимость использования следующих товаров:

«Кислород технический газообразный. Должен соответствовать ГОСТ 5583-78. Первый сорт. Второй сорт. Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5. Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Объемная доля водорода, %, не более 0,5».

Вместе с тем, согласно ГОСТ 5583-78 «Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия» для кислорода первого сорта установлено:

Объемная доля кислорода %, не менее 99,7.

Исходя из вышеизложенного, заказчик указал требования к товару не в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Кроме того, Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе в отношении приведенных характеристик также не содержит предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ обоснования.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Помимо этого, пунктом 2.1 ГОСТ 5583-78 установлено, что  газообразный технический и медицинский кислород принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества продукта, оформленного одним документом о качестве, но не более сменной выработки; при транспортировании кислорода в автореципиентах или газификационных установках за партию принимают каждый автореципиент или газификационную установку, по трубопроводу - любое количество кислорода, направленное потребителю за 8 ч.

Каждая партия газообразного технического и медицинского кислорода, а также каждый баллон или моноблок-контейнер медицинского кислорода должны сопровождаться документом о качестве, содержащим следующие данные:

- наименование предприятия и его товарный знак;

- наименование и сорт продукта;

- номер партии технического или медицинского кислорода и номер баллона медицинского кислорода;

- дату изготовления;

- объем газообразного кислорода, м3 (вычисленный в соответствии с Приложением 2);

- результаты проведенных анализов или подтверждение о соответствии продукта требованиям настоящего стандарта;

- обозначение настоящего стандарта.

Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товаров указать конкретные показатели.

Помимо этого, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки необходимо указать конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, Федерального закона №44-ФЗ.

Также, заказчиком установлены следующие требования к заготовкам из пиломатериала: «Заготовка из пиломатериала тип 1. Должна соответствовать ГОСТ 8486-86. Заготовка должна быть торцованной. Заготовка должна быть без синевы, обрезной и прямоугольного сечения без повреждений, без инородных включений, радиационно-чистой. Трещины, сколы, ложное ядро, не пропил не допускаются. Брусок или доска. Длина не менее 4 м, ширина от 40 до 140 мм, толщина от 30 до 80 мм. Тип древесины должна быть сосна; ель; лиственница; кедр; пихта. Влажность, %: не более 22; Глубина рисок, мм: не более 3; Параметр шероховатости поверхности, мкм: не более 1600; годовые кольца должны быть расположены перпендикулярно либо под углом к поверхности либо плоскость среза может проходить на расстоянии от сердцевины по касательной к годичному слою; Площадь поперечного сечения, см2: не менее 30; Сорт: не хуже 4; свежесть распила: более 3 месяцев; характеристика распила: радиальный или тангенциальный или смешанный. Плотность, кг/м3: от 450 до 660. Физический объем, не более 0,053 м3. Вес заготовки не должен быть меньше 5 кг».

В пункте 3.1 ГОСТ 8486-66 указано, что правила приема и методы контроля пиломатериалов осуществляется по ГОСТ 6564.

В пункте 1.4 ГОСТ 6564-84 «Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1984 №4504, указано, что для контроля шероховатости поверхности и влажности пиломатериалов или заготовок выборку берут из числа пиломатериалов или заготовок, отобранных для контроля качества и размеров методом систематического отбора по ГОСТ 18321.

Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товаров указать конкретные показатели.

Помимо этого, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки необходимо указать конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ.

Более того, в письменных возражениях заказчиком не была обоснована потребность в указание соответствующих характеристиках товара. Также, заказчик не смог пояснить, каким образом будет осуществляться проверка химического состава вышеуказанных товаров при его поставке. Документов, подтверждающих возможность такой проверки, на обозрение Комиссии также не представлено.

Таким образом, установленные заказчиком в Техническом задании аукционной документации требования к показателям товара не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участники закупки в своей заявке обязаны указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.

При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, требования к указанию в составе заявки характеристик химического состава расходных материалов, является избыточным требованием, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России выявлены следующие нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частей 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ).

Единые требования к участникам закупки установлены статьей 31 Федерального закона №44-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 части 1 которой участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ определяет, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) закрепляет следующее понятие капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Согласно извещению №0134300063719000035 объектом закупки является: «Капитальный ремонт котельного и котельно-вспомогательного оборудования водогрейного котла КВТС-20-115 № 7 на котельной «Водогрейная», начальная (максимальная) цена контракта составляет - 20 050 000 рублей 00 копеек.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона №44-ФЗ порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности. В указанный идентификационный код включаются помимо прочего код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации. В соответствии с абзацем 9 п. 5 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 года № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки»: «34 - 36 разряды - код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Согласно документации об электронном аукционе №0134300063719000035 идентификационный код закупки по указанному аукциону, следующий: 193382301814338230100100270013312243.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» 243 код утвержден как «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Следовательно, исходя из наименования объекта закупки, из начальной (максимальной) цены контракта (20 050 000 рублей 00 копеек) следует, что заказчик проводит капитальный ремонт.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оспариваемая закупка относится к капитальному ремонту.

Вместе с тем, документация об электронном аукционе не содержит требование о наличии членства в  саморегулируемой организации, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

 1.Признать жалобу обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 31  Федерального закона №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления срока подачи заявок на участие в аукционе.

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.

5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 6.Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе 

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

<…>

 

Члены комиссии                             

 

 

<…>

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны