Решение №038/803/21 решение от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2021 года.

 

Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…..>;  члены Комиссии: <…..>; <…..>

при участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» (далее – заказчик) –<…..> представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее – уполномоченный орган) <…..> представителя Общества с ограниченной ответственностью «Креоника» (далее – заявитель, ООО «Креоника») <…..>

рассмотрев посредством системы видео-конференц связи жалобу заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона «Поставка расходного материала для паталого-анатомического отделения на 2021 год», извещение № 0134200000121002909 (далее – электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона № 44-ФЗ,         

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Иркутское УФАС России 30 июня 2021 года поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1) заказчиком при описании объекта закупки в Техническом задании (пп.2, 3, 4) неправомерно установлено дополнительное требование к поставляемому товару: «Специальное упрочняющее покрытие, нанесенное с помощью электроискрового легирования - платиново-эпоксидное», которое является уникальным и подходит только под товара конкретного производителя, в связи с чем потенциальным участникам не представляется возможным осуществить поставку микротомных лезвий других производителей;

2) заказчиком при описании объекта закупки в Техническом задании (пп.6, 7, 8, 9) предусмотрены не существующие на рынке «Лезвия скальпеля, многоразового использования».

Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом на основании заявки заказчика 23 июня 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0134200000121002909, а также Документация о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для паталого-анатомического отделения на 2021 год (далее – документация об электронном аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 695 575 руб. 00 коп.

Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

I. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых товаров указаны в части III документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – Техническое задание).

В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка расходного материала для паталого-анатомического отделения на 2021 год:

В качестве дополнительной характеристики товара (Лезвие микротома, одноразового использования) в пункте 1.8 Описания (характеристика) объекта закупки указано: «Специальное упрочняющее покрытие, нанесенное с помощью электроискрового легирования - платиново-эпоксидное».

Заказчиком в соответствии с действующим законодательством в отношении дополнительных характеристик товара установлено требуемое обоснование необходимости использования такой информации, что не противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что уполномоченным органом 28 июня 2021 года опубликовано в ЕИС разъяснение положений документации об электронном аукционе от 28.06.2021 №РД1, согласно которому:

«Вопрос: В техническом задании (п.2, 3, 4), помимо обязательных требований, указанных в КТРУ 32.50.13.190-00006971, Вами также установлено дополнительное требование: «Специальное упрочняющее покрытие, нанесенное с помощью электроискрового легирования- платиново-эпоксидное». Просим разъяснить, допускается ли предложение микротомных лезвий с другими покрытиями помимо платиново-эпоксидного (например, политетрафторэтиленового, которое используется большинством производителей лезвий, зарегистрированных в РФ), при условии, что такое покрытие также препятствует слипанию поверхностей и деформации среза? Если предложение лезвий с другими покрытиями, также препятствующими слипанию поверхностей и деформации среза, не допускается – просим обосновать такой запрет в соответствии с положениями 44-ФЗ.

Ответ: Все товары в лоте имеют технологическую и функциональную взаимосвязь и служат целям закупки. Данная закупка проводится для обеспечения работы патологоанатомического отделения и обоснована объективной необходимостью Заказчика, исходя из особенностей функционирования отделения, как единого комплекса со своими целями, задачами и материально-техническим оснащением. Установленные документацией требования к товару обусловлены объективными потребностями Заказчика.

     В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

     В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Данный товар требуется к поставке к микротому Microm HM325. Который имеются у Заказчика и находится на гарантийном обслуживании. Согласно рекомендациям производителя необходимы лезвия со специальным «платиново-эпоксидным покрытием». В связи с большим объёмом работы и социально-значимостью объекта здравоохранения Заказчику необходимо выполнять большой объем работы в минимальное время с высоким качеством т.к. смена и настройка лезвий в данном типе аппарата занимает определенное время, что влечет за собой увеличение времени постановки диагноза и выдача результата пациенту. «Платиново-эпоксидное покрытие» увеличивает срок работы микротомных лезвий, что не дает какое-либо другое покрытие. В связи с недостаточным количеством характеристик, указанных в КТРУ, с целью более объективного и полного описания, объект закупки описан в соответствии со ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Заказчик вправе устанавливать дополнительные характеристики необходимые для предоставления качественных медицинских услуг.

На заседании Комиссии Иркутского УФАС России представитель заказчика, также пояснил, что расходный материал требуется к используемому заказчиком в соответствии с технической документацией оборудования Microm HM325, которое находится на гарантийном обслуживании. Так, в соответствии с рекомендациями производителя необходимы лезвия со специальным «платиново-эпоксидным покрытием», в связи с чем заказчиком установлены соответствующие требования к закупаемому товару.

Согласно информации, содержащейся в брошюре производителя (стр. 4), лезвиями для микротома Microm HM325 являются лезвия микротомные SEC 35. Данная информация отражена и в регистрационном удостоверении (стр. 3), выданном Росздравнадзором на микротом для лабораторных исследование HM 325 (Приложение №5).

При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем заказчика не представлено доказательств, рекомендаций производителя и сведений, подтверждающих, что в качестве специального упрочняющего покрытия, нанесенного с помощью электроискрового легирования необходимо «платиново-эпоксидное».

Комиссией изучены представленные на рассмотрение жалобы регистрационное удостоверение, брошюра производителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что функциональные, качественные характеристики (потребительские свойства) товара аналогичных моделей не соответствуют установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, установленные заказчиком вышеуказанные требования к поставляемому товару нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ.

С учетом изложенного, Комиссия полагает необходимым признать довод заявителя обоснованным.

В отношении довода заявителя о том, что в Техническом задании (пп.6, 7, 8, 9) предусмотрены не существующие на рынке Лезвия скальпеля, многоразового использования.

В силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Федеральный закон №44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ установлено, что Федеральный закон №44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28 декабря 2010 года №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

На основании анализа указанных норм, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

 На заседании Комиссии Иркутского УФАС России представитель заказчика, пояснил, что товар «Лезвие скальпеля многоразового использования» требуется к поставке к товару имеющегося у заказчика («Лезвие скальпеля многоразового использования» вставляется в ручку-держатель, имеющуюся у заказчика).

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были получены коммерческие предложения от трех потенциальных участников, готовых поставить товар в соответствии с установленными в техническом задании аукционной документации характеристиками.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что описание объекта закупки, указанное заказчиком, является невыполнимым, ограничивает права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.

С учетом изложенного, Комиссия полагает необходимым признать довод заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Креоника» частично обоснованной;
  2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 01.07.2021 №0134200000121002909-1, внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме, а также путем продления сроков подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме;
  4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
  5. Направить копии решения сторонам по жалобе;
  6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                             

 

Члены комиссии                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны