Решение №104 Признать ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» нарушившим ... от 9 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 104

 

07.03.2017г.                                                                                          г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2017 года

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«…»;

Члены Комиссии:

«…»;

«…»;

рассмотрев дело № 290 от 26.12.2016г., возбужденное в отношении ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» «…» по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807) действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.18 документации о закупке необоснованного требования к квалификации участника - наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет,

в отсутствие представителя ОГАУЗ «Братская городская больница № 3», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба ИП Кузнецовой Н.А. на действия заказчика – ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» при организации и проведения закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон № 223-ФЗ) в форме открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807).

Решением № 695 от 27.10.2016г. комиссии Иркутского УФАС России рассмотрение вышеуказанной жалобы ИП Кузнецовой Н.А. прекращено в связи с отсутствием правовых оснований, установленных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ.

Служебной запиской от 02.11.2016г. материалы жалобы ИП Кузнецовой Н.А. переданы в отдел антимонопольного контроля в целях проведения расследования на предмет установления в действиях ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного установления в документации по проведению закупки квалификационного требования о наличии у претендентов опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3-х лет.

Иркутским УФАС России в рамках проведения антимонопольного расследования по вышеуказанным материалам установлено следующее.

В соответствии с нормами Закона о закупках протоколом заседания Наблюдательного совета ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» от 20.06.2014г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Учреждения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.   

Исходя из положений Закона о закупках предмет договора, с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, формируется заказчиком в соответствии с собственными нуждами, при этом необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами закупки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Частью 9 Положения о закупке ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» регламентирован порядок организации закупки путем проведения открытого конкурса, в силу которого конкурсная документация должна содержать требования к участникам закупки, включая требования к квалификации, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

05.10.2016г. ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807), пунктом 18 которого установлены требования к участнику закупки, в частности его квалификации – «наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет (подтверждается заверенными надлежащим образом копиями договоров оказания транспортных услуг, договоров аренды/субаренды транспортных средств, договоров выполнения подрядных работ и/или иные договоры, подтверждающие опыт работы)».

Пунктом 13 извещения о проведении конкурса установлены основания по принятию комиссией решения об отклонении заявки, в том числе, в случае если участник закупки, представивший данную конкурсную заявку, не соответствует квалификационным требованиям, т.е. участник закупки не подтвердил опыт работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального секторов сроком не менее 3-х лет путем предоставления заверенных надлежащим образом копий договоров оказания транспортных услуг, договоров аренды/субаренды транспортных средств, договоров выполнения подрядных работ и/или иные договоры, безусловно подтверждающие работу участника в учреждениях/организациях государственного/муниципального сектора.  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, пп.2 п.1.4 Положения о закупке ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Реализация права заказчиком на самостоятельное установление требований к участникам закупки должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в ст.17 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае действия ОГАУЗ «Братская городская больница № 3», выразившиеся в установлении в извещении о проведении открытого конкурса № 31604172807 требования к квалификации участника (наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет (подтверждается заверенными надлежащим образом копиями договоров оказания транспортных услуг, договоров аренды/субаренды транспортных средств, договоров выполнения подрядных работ и/или иные договоры, подтверждающие опыт работы) противоречат нормам п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ и пп.2 п.1.4 Положения о закупке ОГАУЗ «Братская городская больница № 3», поскольку потенциальные участники закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом не имеющие опыта выполнения работ в организациях государственного и/или муниципального секторов сроком не менее трех лет, необоснованно ограничены в праве принять участие в закупке.

Частью 1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение при проведении запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, действия ОГАУЗ «Братская городская больница № 3», выразившиеся в установлении в п.18 документации по проведению открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807) необоснованного требования к квалификации участника - наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что послужило поводом к возбуждению в отношении Учреждения дела № 290 от 26.12.2016г. по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 290 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела №290 от 26.12.2016г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции установлено следующее:

- временной интервал исследования – 05.10.2016г.-08.11.2016г.

- предмет торгов в форме проведения открытого конкурса - аренда/субаренда транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения.

- круг хозяйствующих субъектов, имеющих право принять участие в торгах, является открытым.

19.01.2017г. ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» в Иркутское УФАС России представлены письменные пояснения исх. от 17.01.2017г. №68 по существу возбужденного дела № 290 от 26.12.2016г., согласно которым в силу Положения о закупке Учреждения заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки, при этом во избежание ограничения конкуренции, такие требования устанавливаются одинаковыми для всех участников закупки. В данной закупке квалификационное требование к наличию у участника опыта по представлению услуг, являющихся предметом рассматриваемых торгов, установлено в целях максимального соблюдения прав работников в части, касающейся защиты прав и интересов работников на обеспечение условий труда, отвечающим требованиям безопасности. Вследствие указанного, по мнению заказчика, оказывающая транспортные услуги компания должна быть отобрана среди организаций, которые имеют, помимо прочий условий, соответствующий опыт работы (квалификацию) в сегменте оказания транспортных услуг, что дополнительно может указывать на положительную деловую репутацию исполнителя услуги и надежность (при проверке сведений о ранее исполненных договорах данным участником закупки). На участие в закупке не подано ни одной заявки, вследствие чего негативные последствия проведенной закупки отсутствуют. Таким образом, ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» считает, что в действиях Учреждения отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем просит прекратить рассмотрение дела № 290 от 26.12.2016г. 

На рассмотрении дела представителем ответчика поддержаны доводы, изложенные в вышеуказанных письменных пояснениях, а также даны пояснения, в соответствии с которыми в дальнейшем ввиду признания закупки несостоявшейся заказчиком повторно объявлена закупка с аналогичным предметом, при этом квалификационное требование о наличии у участника опыта оказания услуг на стадии допуска к участию в закупке исключено, в результате чего на участие в закупке подана одна заявка участника, в которым заключен договор. 

Комиссией антимонопольного органа рассмотрены доводы ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» относительно отсутствия в действиях Учреждения признаков нарушения антимонопольного законодательства, и признаны необоснованными ввиду нижеследующего.

Исходя из норм Закона о закупках, заказчик формирует предмет закупки, а также требования к участникам закупки исходя из собственных потребностей.

Однако, реализация заказчиком права на самостоятельное установление требований к участникам закупки, должна осуществляться с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, предусмотренных ст.17 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае в закупке может принять участие только субъект, отвечающий установленному п.18 документации о закупке квалификационному требованию о наличии опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет. Соответственно, в случае несоответствия участника, подавшего заявку, указанному требованию на основании пп. «б» п.13 документации по проведению закупки комиссия отклоняет заявку данного участника.

Таким образом, установление вышеуказанного квалификационного требования к участникам закупки на стадии допуска до участия в торгах влечет за собой нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки путем сокращения количества субъектов, правомочных принять участие в такой закупке, поскольку участники, не имеющие соответствующего опыта оказания услуг, объективно лишены возможности принять участие в торгах.

Комиссией Иркутского УФАС России подготовлено и направлено в адрес ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела № 290, которое получено указанным лицом 07.02.2017г.

ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела, в Иркутское УФАС России не представлены, представитель ответчика на рассмотрение дела 28.02.2017г. не направлен.

На основании вышеизложенного, комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, и руководствуясь статьями 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» нарушившим ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807) действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.18 документации о закупке необоснованного требования к квалификации участника - наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет.
  2. Выдать ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» предписание о недопущении совершения действий при проведении закупок на аренду/субаренду транспортных средств, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно необоснованного установления требования о наличии опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3(трех) лет.
  3.  Копии решения и предписания направить в адрес ОГАУЗ «Братская городская больница № 3».

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 49

 

«07» марта 2017г.                                                                                         г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«…»;

Члены Комиссии:

«…»;

«…»;

рассмотрев дело № 290 от 26.12.2016г., возбужденное в отношении ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» (ИНН 3805100099; ОГРН 1023800916820) по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения при проведении открытого конкурса на аренду/субаренду транспортных средств (2-х легковых автомобилей) с экипажем на ноябрь 2016г.-март 2017г. для нужд Учреждения (№ извещения 31604172807) действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно установления в п.18 документации о закупке необоснованного требования к квалификации участника - наличие опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3 (трех) лет,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 104 от 07.03.2017г. по делу № 290 о нарушении ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» не допускать совершения действий при проведении закупок на аренду/субаренду транспортных средств, которые приводят или способны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно необоснованного установления требования о наличии опыта работы по предоставлению транспортных услуг в организациях государственного и/или муниципального сектора сроком не менее 3(трех) лет.
  2. О выполнении п.1 настоящего предписания ОГАУЗ «Братская городская больница № 3» уведомить Иркутское УФАС России путем представления в срок до 05.06.2017г. копий извещений и документаций по проведению Учреждением закупок, предметом которых является аренда/субаренда транспортных средств в период с момента получения настоящего предписания до 31.05.2017г.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны