Решение №1105/18 Комиссией Иркутского УФАС России ООО «Реан» признано нарушив... от 24 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1105/18

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<….>;

Члены Комиссии: <….>, <….>;

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела №1-00-25/38--18,

рассмотрев дело № 1-00-25/38--18 от 05.03.2018г., возбужденное по признакам нарушения ООО «Реан» требований п.2 ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Иркутского УФАС России поступило заявление ООО «Бронировать», перенаправленное из Калининградского УФАС России (вх. №14794 от 29.11.2017г.), на действия ООО «Реан». По данному заявлению проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.

ООО «Бронировать» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 07.09.2015г. за основным государственным номером 1153926028035.

ООО «Бронировать» осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг по аренде жилья посредством сайта с доменным именем «бронировать.рф», оплата услуг на сайте осуществляется через платежную систему ПАО «Сбербанк».

Как следует из доводов заявления, 30.09.2017г. заявителем – ООО «Бронировать» -  в сети Интернет был обнаружен сайт с доменным именем «бронировать.com». Большая часть информации, содержащейся на сайте, соответствует информации с сайта «бронировать.рф», принадлежащего заявителю, в частности, главная страница сайта соответствует главной странице сайта заявителя с незначительными изменениями верхней части страницы, логотипа и ссылок «собственникам», «арендаторам»; на странице с пользовательским соглашением изменена дата вступления документа в силу, указано название и реквизиты юридического лица – ООО «Реан»; полностью скопирована страница описания процесса оплаты услуг, при этом указано, что оплата производится через платежную систему ПАО «Сбербанк», однако, в действительности, при переходе на страницу оплаты открывается страница сайта системы Robokassa, мерчант оплаты зарегистрирован как «бронировать.com».

Заявителем представлен нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательств от 12.12.2017г., в соответствии с которым был осуществлен осмотр сайта «бронировать.com».

Сравнительный анализ двух сайтов показывает, что оформление главной страницы сайта «бронировать.com» сходно до степени смешения с  оформлением страницы сайта «бронировать.рф» по стилю и цветовой гамме. При открытии вкладки «Пользовательское соглашение» появляется изображение интернет-страницы, содержащее текст пользовательского соглашения, изменена лишь дата публикации и вступления в силу документа – 10/10/2015 (в тексте соглашения ООО «Бронировать» указана дата – 9.05.2015), контакты и реквизиты.

При открытии вкладки «Собственникам» на сайте «бронировать.com» открывается страница, оформление которой сходно до степени смешения со  страницей на сайте «бронировать.рф», в частности, стилистика, цветовое оформление (используются черный, белый, серый, красный цвета), графические изображения (изображение карты РФ с нанесенными отметками городов в виде красных точек) и содержание текста. Так, на сайте «бронировать.com» содержится описание программы Доступное жилье, при этом текст описания, за исключением названия программы, идентичен тексту описания программы Открытая Россия на сайте «бронировать.рф», кроме того, согласно информации на обоих информационных ресурсах при сдаче в аренду квартир через соответствующий сайт в качестве подарка обещано годовое страхование гражданской ответственности при эксплуатации квартир на сумму до 30000 рублей в ООО «Росгосстрах», с активными ссылками на сайт общества и образец страхового полиса.

В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России от 07.03.2018г. №44/18 возбуждено дело в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Реан» по признакам нарушения п.2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-25/38--18 Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 1-00-25/38--18 проведен анализ состояния конкуренции среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее – Порядок проведения анализа).

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа конкурентной среды установлено следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка

Дело №1-00-25/3/--18 возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «Бронировать» о наличии в действиях ООО «Реан» признаков недобросовестной конкуренции на рынке оказания услуг аренды жилья.

Согласно п.2.1 Порядка поведения анализа, интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Из материалов заявления ООО «Бронировать» следует, что 26.06.2017г. зарегистрирован домен «Бронировать.сош», принадлежащий ООО «Реан» (г.Иркутск), на котором размещена информация об услугах, в том числе, описание программы Доступное жилье, сведения об услугах бронирования и аренды жилья в различных городах Российской Федерации.

Большая часть информации, размещенной на сайте «Бронировать.сош», принадлежащем ООО «Реан», совпадает с информацией, размещенной на сайте «Бронировать.рф», принадлежащем ООО «Бронировать».

Целью исследования является установление фактических конкурентных отношений между участниками рынка. Признаки недобросовестной конкуренции в деятельности участника рынка, в отношении которого возбуждено дело, установлены в период с 26.06.2017г. (дата регистрации домена) до 05.03.2018г. (дата возбуждения дела №1-00-25/38—18).

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен периодом с 26.06.2017-по 05.03.2018 год.

           Определение продуктовых границ рынка

ООО «Бронировать» (г.Калининград; ОГРН 1153926028035) осуществляет деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код ОК ВЭД 68.31). Также ООО «Бронировать» осуществляет деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код ОК ВЭД 63.11.1), предоставляет посреднические услуги по аренде жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.31.21).

ООО «Бронировать» предлагает заинтересованным лицам (собственникам жилья, имеющим намерение сдать имущество, и потенциальным арендаторам), используя сайт «бронировать.рф», заключить договоры аренды жилья.

Для осуществления основного вида деятельности ООО «Бронировать» заключило договор №132 от 07.03.2017г. с ООО «Медиа-Сервис», согласно которого исполнитель на основании полученных заказов обязуется оказать услуги по сбору, вводу и анализу информации на территории Российской Федерации и других территориях.

ООО «Реан» (г.Иркутск; ОГРН 1173850027010) зарегистрировано 21.07.2017г. Основным видом деятельности является деятельность информационных агентств (код ОК ВЭД 63.91), а также деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (код ОК ВЭД 68.31).

Услуги предоставляются аналогичным способом, т.е. заинтересованным лицам (собственникам жилья, имеющим намерение сдать имущество, и потенциальным арендаторам), используя сайт «бронировать.сош», предлагается заключить договоры аренды жилья.

Таким образом, исходя из основных видов деятельности ООО «Бронировать» и ООО «Реан», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продуктовые границы определены как услуги аренды жилья.

          Определение географических границ товарного рынка

Согласно п.4.2. Порядка при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- информацию о регионе, в границах которого выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

  • информации об условиях обращения товара.

Заявитель предоставляет услуги аренды жилья на территории Российской Федерации. Любое заинтересованное лицо может через соответствующий сайт выбрать вариант жилья, в том числе, в городах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Барнаул, Тюмень, Ижевск, Ульяновск, Иркутск, Владивосток и другие города России.

Таким образом, имея доступ в информационную сеть Интернет, заинтересованные лица получаю услугу аренды жилья, предоставляемую ООО «Бронировать» или ООО «Реан» на территории Российской Федерации.

Следовательно, границы рынка ограничены территорией Российской Федерации.

                Определение состава хозяйствующих субъектов.

Согласно п.п. «г» п. 10.6 Порядка определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, осуществляется в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Заявитель - ООО «Бронировать» оказывает услуги аренды жилья.

Ответчик - ООО «Реан» оказывает услуги аренды жилья.

Хозяйствующие субъекты ООО «Бронировать» и ООО «Реан» находятся в фактических конкурентных отношениях на рынке оказания услуг аренды жилья в границах Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела №1-00-25/38--18 представитель заявителя поддержал доводы заявления.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела у ООО «Реан» неоднократно запрашивались письменные пояснения с приложением подтверждающих документов о том, какую хозяйственную деятельность и с какого момента осуществляет ООО «Реан»; письменные пояснения с приложением подтверждающих документов о том, с какого момента ООО «Реан» использует доменное имя «бронировать.com»; письменные пояснения о том, известно ли ООО «Реан» о существовании Интернет-сайта с доменным именем «бронировать.рф» (с указанием с какого момента стало известно и из каких источников); письменные пояснения с приложением подтверждающих документов о том, из каких источников ООО «Реан» получает информацию об объектах недвижимого имущества, подлежащую размещению на сайте «бронировать.com»; договор на регистрацию доменного имени «бронировать.com»; письменные пояснения о том, самостоятельно или с привлечением третьих лиц ООО «Реан» осуществляет информационное наполнение сайта «бронировать.com» (в случае привлечения третьих лиц представить договоры на оказание данных услуг/ выполнение работ со всеми приложениями); все договоры (соглашения и т.п.) с платежными агентами со всеми приложениями, заключенные в целях оплаты услуг ООО «Реан» на сайте «бронировать.com».

Вместе с тем, до настоящего времени требуемая в соответствии с запросами антимонопольного органа информация ООО «Реан» в адрес Иркутского УФАС России не представлена.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-25/38--18 исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Реан» создано 21.07.2017г. и зарегистрировано за основным государственным номером 1173850027010.

Основным видом деятельности ООО «Реан» является деятельность информационных агентств (ОКВЭД 63.91), дополнительными видами деятельности являются деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 63.99), деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31), управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32).

Таким образом, ООО «Бронировать» и ООО «Реан» являются конкурентами в сфере предоставления услуг по аренде жилья.

Конкурент - (от лат. concurriens — состязающийся) – лицо, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883г. запрещает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, промышленной или торговой деятельности конкурента (статья 10 bis).

Под недобросовестной конкуренцией в силу п.9 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Следовательно, признаками недобросовестной конкуренции являются:

- недобросовестная конкуренция может осуществляться только активными действиями;

- субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, являющиеся конкурентами;

- данные действия могут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; обычаи делового оборота, добропорядочность, разумность, справедливость при определении понятия «недобросовестная конкуренция» связывают действия хозяйствующего субъекта только с этикой предпринимательства;

- целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).

Таким образом, из совокупности признаков, приведенных в определении статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция заключается в использовании приемов конкурентной борьбы, противоречащих законодательству, обычаям делового оборота (правилам конкуренции), и направленные на усиление рыночной власти в экономическом соперничестве за счет других предпринимателей.

В соответствии с ч.2 ст.14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

В рассматриваемой ситуации действия ООО «Реан» по оказанию услуг в сфере аренды жилья с использованием информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф», создают возможность смешения, в результате чего  потребитель услуги, ориентируясь на знакомый ему внешний вид  информационного ресурса, ошибочно принимает (может принять) сайт ООО «Реан» - «бронировать.com» - за ранее созданный информационный ресурс «бронировать.рф», имеющий сложившуюся деловую репутацию в сфере оказания услуг аренды жилья, результатом чего является (может явиться) отток клиентов ООО «Бронировать», а также причинение вреда деловой репутации последнего. При этом выбор ООО «Реан» названия сайта «бронировать.com», сходного до степени смешения с названием сайта «бронировать.рф», принадлежащего ООО «Бронировать», также способствует  затруднению индивидуализации обществ при участии в хозяйственном обороте по аналогичному виду деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о направленности действий ООО «Реан» с целью приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Общества с ограниченной ответственностью «Реан» по признакам нарушения п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в части оказания услуг в сфере аренды жилья с использованием информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф», что создает возможность смешения с деятельностью конкурента, может привести к причинению ущерба ООО «Бронировать» и нанести вред его деловой репутации.

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела от 01.08.2018г. №3542/18.

Лицами, участвующими в деле, возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 1-00-25/38--18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Реан» признаков нарушения п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в части оказания услуг в сфере аренды жилья с использованием информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф», что создает возможность смешения с деятельностью конкурента, может привести к причинению ущерба ООО «Бронировать» и нанести вред его деловой репутации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 14.6, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Реан» нарушившим п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в  связи с совершением действий, выразившихся в оказании услуг в сфере аренды жилья с использованием информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф», что создает возможность смешения с деятельностью конкурента, может привести к причинению ущерба ООО «Бронировать» и нанести вред его деловой репутации.
  2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Реан» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции путем прекращения использования в своей хозяйственной деятельности в сфере аренды жилья информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф».

 

3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, копию предписания - ответчику.

4.  Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение и (или) предписания антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 244/18

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<….>;

Члены Комиссии: <….>, <….>;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения по делу № 1-00-25/38--18 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Реан» п.2 ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Реан» прекратить совершение актов  недобросовестной конкуренции путем прекращения использования в своей хозяйственной деятельности в сфере аренды жилья информационного ресурса – сайта «бронировать.com», оформление которого сходно до степени смешения по названию, стилистике, цветовой гамме и содержанию с сайтом конкурента - ООО «Бронировать» - «бронировать.рф», в срок до 25.10.2018г.

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Реан» в срок до 01.11.2018г. представить в адрес Иркутского УФАС России документы, подтверждающие исполнение п.1 настоящего предписания.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны