Решение №1128 Администрацию Байкальского городского поселения признанна на... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1128

 

«21» ноября 2017 г.                                                                                     г. Иркутск

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» ноября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен «21» ноября 2017 года.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«……………………………………..»,

в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрев дело № 243 от 15.09.2017г., возбужденное по признакам нарушения Администрацией Байкальского городского поселения требований п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ООО «Иркутская энергосбытовая компания» (вх. № 1648 от 14.02.2017) г. о проведении проверки в отношении Администрации Байкальского городского поселения. По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

01.11.2016 г. между Администрацией Байкальского городского поселения и ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» (далее – ООО «УЖКС») был заключен договор передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Срок действия договора - с 01.11.2016 до 30.09.2017 г. Предметом договора безвозмездного пользования выступают объекты водоснабжения: электроустановка 14 № 0000000006 – сооружение скважина № 1А- ТП № 1, электроустановка 15 № 0000000007 - сооружение артезианская скважина № 4122 (IV) – ТП № 4, электроустановка 5 № 0000000013 – сооружение водозаборные – подземные сети холодного водоснабжения и накопительный резервуар воды.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации Байкальского городского поселения вышеуказанный договор был заключен в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Соответственно, передача ООО «УЖКС» указанных скважин и резервуара по договору безвозмездного пользования в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не допускается, поскольку данные объекты технологически не связаны и в дальнейшем могли эксплуатироваться раздельно.

 В соответствии с положениями ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможна только по договору аренды или концессионному соглашению с проведением соответствующих публичных процедур.

Исходя из вышеизложенного, Администрация Байкальского городского поселения не имела правовых оснований для заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Ввиду изложенного, действия Администрации Байкальского городского поселения, выразившиеся в передаче муниципального имущества на внеконкурсной, неконкурентной основе ООО «УЖКС» по договору безвозмездного пользования от 01.11.2016 г. в нарушение действующего законодательства, создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, действия Администрации Байкальского городского поселения по заключению вышеуказанного договора содержат признаки нарушения п 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Администрации Байкальского городского поселения выдано предупреждение № 39 от 12.05.2017 г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении с ООО «УЖКС» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 01.11.2016 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора в срок до 01.09.2017 г.

Администрацией Байкальского городского поселения в адрес Иркутского УФАС России представлено письмо (исх. № 645/01 от 05.09.2017 г.), исходя из которого следует, что Администрацией для расторжения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в адрес конкурсного управляющего ООО «УЖКС» Нарыгина С.В. направлено дополнительное соглашение о расторжении договора (исх. № 208/01 от 14.04.2017 г.), ответ на которое Администрацией не получен. Администрация Байкальского городского поселения готовит исковое заявление о расторжении данного договора в Арбитражный суд Иркутской области.

Вместе с тем, Администрацией Байкальского городского поселения указанное дополнительное соглашение было направлено 14.04.2017 г., т.е. фактических действий по исполнению предупреждения № 39 Администрация не совершала. Соответственно, предупреждение № 39 от 12.05.2017 г. Администрацией Байкальского городского поселения не исполнено.

В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Наличие вышеуказанных обстоятельств послужило поводом к возбуждению приказом № 243 от 15.09.2017 г. в отношении Администрации Байкальского городского поселения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении с ООО «УЖКС» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 01.11.2016 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 243 комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.

Для рассмотрения дела № 243 от 15.09.2017г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Порядок).

Идентификация хозяйствующего субъекта

А) ООО «Управление жилищно-коммунальными системами» (юр. адрес: 665932, Иркутская область, Слюдянский район, г. Байкальск, мкр. Гагарина, д. 17; ИНН: 3810341244, КПП: 381001001, ОГРН 1143850053160); основными видами деятельности ООО «УЖКС» являются, в том числе, услуги холодного водоснабжения, водоотведения.

Согласно договору передачи движимого имущества, в безвозмездное пользование от 01.11.2016 г. Администрация Байкальского городского поселения (Ссудодатель) передает безвозмездно во временное пользование муниципальное имущество – электроустановки для обеспечения холодного водоснабжения города Байкальска ООО «УЖКС» (Ссудополучатель).

 

Определение временного интервала исследования

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В качестве временного интервала выбран период с 01.11.2016 г., исходя из договора передачи движимого имущества в безвозмездное пользование от 01.11.2016, заключенного между Администрацией Байкальского городского поселения и ООО «УЖКС».

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 3.4 Порядка продуктовые границы товарных рынков определены на основе нормативных актов, регулирующих данный вид деятельности.

Для ООО «УЖКС» установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду в 2017-2018 г. для потребителей, находящихся на территории Байкальского городского поселения (Постановление Администрации Байкальского городского поселения № 931-п от 19.12.2016 «О внесении изменений в постановление администрации Байкальского городского поселения от 30.11.2015 г. № 854-п «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду (добыча и транспортировка холодной воды) и тарифа на транспортировку сточных вод».

Следовательно, продуктовыми границами товарных рынков являются: услуги холодного водоснабжения, услуги по водоотведению.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услуги) и не имеют такой возможности за ее пределами.

На основании особенностей и свойств услуг водоснабжения и водоотведения, и единственной возможности транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры указанных услуг, географическими границами исследуемых рынков является зона обслуживания потребителей в границах, имеющихся у хозяйствующих субъектов объектов водоснабжения и водоотведения (в том числе сетей) на территории Байкальского городского поселения.

Оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке

На территории Байкальского городского поселения услугами водоснабжения занимаются:

- ООО «Теплоснабжение» (транспортировка холодной воды);

- МУП «КОС БМО», гарантирующая организация (водоотведение);

- ООО «УЖКС» (добыча и транспортировка холодной воды, транспортировка сточных вод), Общество в настоящий момент находится в стадии банкротства;

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий, и, следовательно, к сфере государственного регулирования и контроля относится деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, отличительной чертой которых является наличие технологически связанных между собой объектов водоснабжения и водоотведения, используемых для осуществления указанных услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» - доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Теплоснабжение», МУП «КОС БМО», ООО «УЖКС» являются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах, имеющихся у ООО «Теплоснабжение», МУП «КОС БМО», ООО «УЖКС» объектов водоснабжения, водоотведения на территории Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).

Действия Администрации Байкальского городского поселения, выразившиеся в передаче муниципального имущества на внеконкурсной, неконкурентной основе ООО «УЖКС» по договору безвозмездного пользования от 01.11.2016 г. в нарушение действующего законодательства, может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями – хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном порядке на товарных рынках по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению в границах Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области. 

Администрацией Байкальского городского поселения в адрес Иркутского УФАС России 13.11.2017г. посредством факсимильной связи представлены пояснения по делу №243, согласно которым в настоящее время договор передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенный 01.11.2016г. с ООО «УЖКС», расторгнут, имущество, являющееся предметом указанного договора, возвращено в пользование Байкальского муниципального образования с приложением письма исх. №228/01 от 14.04.2017г., адресованного конкурсному управляющему ООО «УЖКС» о направлении дополнительного соглашения о расторжении данного договора.

В связи с тем, что фактически доказательства расторжения договора передачи движимого имущества в безвозмездное пользование от 01.11.2016г. и возвращения имущества по договору в пользование Байкальского муниципального образования в материалы дела №243 не представлены, у Комиссии Иркутского УФАС России отсутствуют основания считать действия ответчика прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

Заявителем по делу №243 пояснений по существу возбужденного дела не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 243 от 15.09.2017 г. о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалификации действий Администрации Байкальского городского поселения по пункту 2  части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, которые выразились в заключении с ООО «УЖКС» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 01.11.2016 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг, в частности необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора.

Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, 11.10.2017г. направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела. Указанными лицами возражений на заключение об обстоятельствах дела не представлено.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела № 243 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях Администрации Байкальского городского поселения нарушений п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции в части заключения с ООО «УЖКС» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 01.11.2016 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Байкальского городского поселения нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся заключении с ООО «УЖКС» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016 г. в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 01.11.2016 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания коммунальных услуг, в частности необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора;
  2. Выдать Администрации Байкальского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016г., с соблюдением порядка, предусмотренного ст.41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  3. Копию решения направить в адрес лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, копию предписания – ответчику;
  4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                            

                                     

       Члены Комиссии:           

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 448

21.11.2017г.                                                                                                  г. Иркутск

 

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: «………………», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 1128 от 21.11.2017г. по делу № 243 о нарушении Администрацией Байкальского городского поселения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации Байкальского городского поселения прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем осуществления действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.11.2016г., с соблюдением порядка, предусмотренного ст.41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в срок до 14.04.2017г.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Иркутское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии:

                             

 

Члены Комиссии:

                             

                             

 

                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны